Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

«ДО КОНЦА БУДЕМ ВМЕСТЕ» Е сть и третий неудобный вопрос, касающийся невыполнения приказа о катапультировании. Согласно стенограмме радиообмена, руководитель полётов разрешил взлёт Шерстобитову и Кривенкову в 14 часов 12 минут 5 секунд. Ровно через две минуты он дал команду экипажу: «У вас огонь сзади на самолёте. Набирайте высоту, покидайте самолёт». Шерстобитов мог легко вывести горящий самолёт за черту города и, направив бомбардировщик в безлюдное поле, катапультироваться вместе с Кривенковым. Но лётчики приказу не подчинились. Семь минут они пытались спасти машину. Включали систему пожаротушения, делали «коробочку» из четырёх левых разворотов над городом. Пролетев над самым центром Липецка, пробовали выпустить шасси, чтобы зайти на посадку. Но шасси не вышли. Высота и скорость падали. И Шерстобитов решился на отчаянную попытку — посадить самолёт на брюхо на безлюдном пустыре у Каменного Лога. Далее последовал взрыв. Если у пилота Шерстобитова не было возможности бросить штурвал в городской черте, то штурман Кривенков мог катапультироваться над Липецком. Тем более сделать это ему приказал командир экипажа. — Шерстобитов давал команду Кривенкову катапультироваться, тот обязан был подчиниться. Но Леонтий ответил: «Серёга, до конца будем вместе», — рассказал руководитель полётов Иван Томилин. полёты в сторону ратчинского полигона над жилой застройкой. И здесь же заходили на посадку. Но на словах такие приказы не отдаются. На документе, раз- решающемполёты бомбардиров- щиков с полным боекомплектом над городской застройкой, долж- на стоять подпись должностного лица. И именно этот военачаль- ник косвенно причастен к гибе- ли лётчиков. Откажи двигатели у самолёта за городом, экипаж мог катапульти- роваться и остаться живым. Разве может у лучшего в мире советского бомбарди- ровщика сразу же после взлёта воспламениться один двигатель, а другой — отказать? А потом ещё и шасси не выпуститься? Если это признать, то высокое авиационное начальство долж- но было лишиться погон. Да и тех, кто допустил к вылету неис- правную боевую машину, надо считать причастными к ката- строфе. Как оказались над ˎородомǫ Учебную бомбёжку Як-28 должен был выполнить на поли- гоне близ Ратчино Добровского района. Это на северо-восто- ке от военного аэродрома. Но взлетел бомбардировщик по ветру в южном направлении в сторону Сенцово. Руководитель полётов с земли увидел пожар на борту и сообщил об этом эки- пажу. Возникает вопрос: почему командир экипажа Шерстоби- тов повернул самолёт не на запад в безлюдные поля, а на восток в сторону городской застройки? Если кто-то думает, что лётчики сами принимают решения, куда и как им лететь, то глубоко заб- луждается. Любой пилот набирает высо- ту и выводит машину на линию заданного пути, следуя по нему в ограниченном по ширине и высоте воздушном коридоре. Штурман как раз и нужен, что- бы следить за точным соблюде- нием маршрута и не отклонять- ся от него. Можно сделать вывод, что маршрут Як-28 пролегал над Ли- пецком и майор Шерстобитов, точно следуя полётному зада- нию, летел над городом. Если бы это было не так, руководитель полётов обратил бы внимание на то, что самолёт не туда занесло. Но в записи его переговоров с экипажем об этом ни слова. Мало того, Шерстобитов не уводит горящий самолёт от города, а, сделав разворот над лесом за НЛМК, возвращается и вновь летит над центром Ли- пецка. Значит, зайти на посадку ему предстояло также со сторо- ны города. Откровени˪ руководител˪ Руководивший последним полётом Шерстобитова и Кри- венкова полковник в отставке ʘЕʞ ʞВАНИʶ 13 / 12 /23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» Герои ˚роˣ˖оˎо 23 Исключением из обЩих правил стал прецедент присвоения звания Героя России (посмертно) начальнику Липецкого авиацентра Суламбеку Осканову. Он погиб во время учебного полёта в ͱ͹͹Ͳ году, отведя в поле падаюЩий на Хворостянку МиГ-Ͳ͹ Иван Томилин в 2019 году при- знался, что заход Як-28 на по- садку противоположным взлёту курсом был ошибкой. — Это я давал разрешение на запуск и выруливание, — рассказал Томилин. — Видел, что машина тронулась и из од- ного двигателя вылетело пламя. Я сообщил, что пожар, и дальше вёл разговор. Сегодня трудно судить, что было бы, если… На мой взгляд, нельзя было сажать самолёт с обратным стартом. Выходит, если руководитель полётов дал команду на взлёт и набор высоты в сторону города, значит, и утверждённый авиа- ционным начальством маршрут находился над Липецком. Ско- рее всего, бомбардировщики множество раз начинали свои Да и угро- зыжителямника- кой бы не было. Но признавать просчёты начальство тогда по- боялось. Роковой полёт После катастрофы вскрыл- ся ещё один любопытный факт. Штурман Леонтий Кривенков окончил Военно-политическую академию имени Ленина и был замполитом полка, но продол- жал летать. Незадолго до тра- гедии главком ВВС Вершинин подписал приказ о назначении подполковника Кривенкова на полковничью должность на- чальника политотдела Военного научно-испытательного инсти- тута в Ахтубинске Астраханской области. Для подтверждения квали- фикации штурману 1-го класса Кривенкову не хватало одного полёта. И 17 декабря 1968 года, уже не являясь лётчиком Ли- пецкого авиацентра, он полетел вместе с Шерстобитовым под- тверждать свою квалификацию. Но не сам же Кривенков по своей прихоти сел в самолёт. Кто-то из командования Ли- пецкого авиацентра пошёл на должностное нарушение и раз- решил полёт уже не своему под- чинённому. Фото Андрея Дитятева, Екатерины Любавиной, Матвея Сушкова и из архива музея Липецкого авиацентра Сергей Шерстобитов Леонтий Кривенков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz