Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
П ока машина пора- жает воображение соседей и рыбаков. Николай Кузьмич уже опро- бовал необычный «снегоход» на реке Матыре. Аэросани показали отличный результат: они оказались лёгкие и манёвренные. Готовь сани летом, а телегу зимой. Эту пословицу изобретатель воспри- нял буквально. Все тёплые месяцы он со старшим внуком Никитой создавал во дворе аэросани. Сначала местные кулибины проштудировали Интернет и специализированные журналы, приду- мали свой чертёж, и работа закипела. В ход пошла квадратная лёгкая алюмини- евая труба — из неё был сконструирован корпус и усилен железками. Дно сделано тоже из алюминиевых листов и фанеры. Крышей служит прозрачный поликар- бонат. С одной стороны она откиды- вается, и пассажиры садятся в кресла, снятые с «жигулей». Всего в аэросани помещаются двое любителей необычной езды. —Мы долго сваривали нужные дета- ли с двигателем. К этой же конструкции приделали радиатор. Я сам делал воздуш- ный винт из берёзовой доски и пенопла- ста. Он крутится, и за счёт этого аэросани приходят в движение. Продуманы и меры защиты — ограждение от винта. Колёса взяты с «жигулей», а перед заездом на лёд они снимаются, и транспорт едет уже на лыжах, прикреплённых к корпусу. В качестве топлива для аэросаней подходит 92-й бензин, — рассказывает Николай Языков. Чудо-сани весят примерно 150 кило- граммов, расстояние от корпуса до земли — 30 сантиметров. Изобретатель говорит, что этого достаточно для того, чтобы дно не цепляло ледяную поверхность. Эти аэросани можно было бы усовершенствовать и сделать немного полегче, но для этого нужны другие детали и другие деньги. Языков живёт в частном секторе в районе Таволжанки. На автотрассу в аэросанях не выедешь — их не зареги- стрируют. А вот до Матыры добраться совсем недалеко, всего пятьсот метров. Так что триумфальный выход изобре- тателя со своим новым транспортом на лёд покорил всю округу. Впрочем, соседи привыкли, что Николай Кузьмич перио- дически удивляет всех техникой, сделан- ной своими руками. Ст˛асть ˕ са˗ол˱та˗ —Как-то я придумал лодку с необыч- ной «начинкой». К железному судну прикрепил двигатель от автомобиля ВАЗ-2108 и винт. Соорудил прозрачную крышу, оборудовал сиденья с тех же не- заменимых для изобретателей «жигулей». Пристроил колеса, и мой транспорт мог передвигаться по суше, а потом плыть по воде. Интересные ощущения, когда сидишь за рулём такого чуда инженерной мысли. Но при этом скорость у лодки маленькая: всего 20 километров в час. В перспективе думаю доработать эту мо- дель, — рассказывает изобретатель. Николай Кузьмич говорит, что ему больше всего нравится момент, когда он собирает очередную техническую «иг- ʩʜʬʤʟʡʗ ls ʤʜʚʥ ʝʟʙʽʩ ʙʜʮʤʥ Николай Языков 40 лет отдал авиамоделированию ͚ ͱͱ (26607) ʣ˓р ˞в˖еˢе˘˓й ОБʰЕСТВЕННОǧПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 Дарья Шпакова Аэросани лёгкие и манёвренные, в них помещаются два человека ЭТО НЕВЕРОЯТНО УВЛЕКАТЕЛЬНО: СОЗДАВАТЬ ЧТО-ТО СВОИМИ РУКАМИ. У МОИХ РОДИТЕЛЕЙ БЫЛ ОГОРОД В 15 СОТОК. ПЕРВЫЙ АГРЕГАТ, КОТОРЫЙ Я ПРИДУМАЛ, — ЭТО КУЛЬТИВАТОР Николай Языков рушку». Ищет инженерные решения, «охотится» за материалом. В действии ноу-хау он испытывает вместе со своими внуками. Их у него четверо. Умение из старых деталей собрать очередную тех- ническую сенсацию Языков приобрёл благодаря авиамоделированию. Сорок лет он преподавал его в Грязях. — Мы с ребятами конструировали разные самолёты и успешно выступали на областных соревнованиях по авиа- моделированию. В небо взлетали радио- управляемые самолёты, планеры, рези- номоторные модели. Мы могли устроить воздушный бой. Это был популярный вид спорта, в группе у меня училось по сорок ребятишек. И внуки загорелись, всерьёз увлеклись авиамоделированием. Много лет подряд занимали призовые места. Внучка Настя — талантливый спортсмен, обходила со своими самолётами бывалых участников состязаний, — рассказывает Языков. Поˢ˞вств˞˔ себя ˕онст˛˞˕то˛о˗ Николай Кузьмич интересовался раз- ной техникой с семи лет: разбирал всё, где есть какие-нибудь механизмы. Потом парня с техническим талантом привели в кружок авиамоделирования. До сих пор он вспоминает таймерные модели само- лётов, которые у него получались лучше всего. Это когда к созданной модели при- делывается моторчик, который трещит, как мотоцикл. Потом самолёт взлетает, двигатель сам отключается, и «крылатая машина» начинает планировать. Николай Кузьмич говорит, что занятия авиамоде- лированием позволяют почувствовать себя конструктором и даже лётчиком-ис- пытателем. Самолёты — хобби изобретателя. Николай Кузьмич сорок лет прорабо- тал заведующим гаражами в несколь- ких крупных организациях. Он следил за ремонтом автомобилей, в автопарке могло стоять до шести- десяти машин. Ему приходилось чи- нить крупный транспорт —буровые машины. Коллеги мастера ценили и уважали — не было такого меха- низма, в котором бы не разбирал- ся Языков. Сейчас изобретатель на пенсии, ему 73 года, но всё равно он пошёл на работу охранником, чтобы заработать на «железки» для конструи- рования очередного чуда техники. — Это невероятно увлекательно: со- здавать что-то своими руками. У моих родителей был огород в 15 соток. Пер- вый агрегат, который я придумал, — это культиватор. Я сконструировал самодель- ный мотор, приделал небольшие колёса, сзади механизма поставил плуг. И такой машиной вспахивал землю. Отлично с ней работалось, — вспоминает Николай Языков. Дома Николай Кузьмич может почи- нить всё, а потому стиральная машина, хлебопечка, мясорубка у Языковых «веч- ные». Жена Вера Николаевна всю жизнь поддерживала мужа в его увлечениях. На всех соревнованиях по авиамодельному спорту была страстной болельщицей за ребят из его кружка и своих внуков. А ещё Языковы — знатные садоводы. Большую теплицу, Николай Кузьмич, естественно, сделал сам. Купил железные трубы и сварил каркас, а саму теплицу со- орудил из поликарбоната. —Теплица стоит у нас 12 лет. В марте в ней уже жара. А в апреле мы свои огурчи- ки едим. Я подготавливаю двадцать ящи- ков земли и сам люблю выращивать рас- саду. Каждый раз удивляюсь как ребёнок, что из семечка появляется росток. Мы сажаем огурцы, помидоры, перец, капу- сту яровую, — говорит Николай Языков. Он не считает себя каким-то уникаль- ным человеком. Говорит: «Просто ко все- му должно быть стремление». Если оно есть, то твоя жизнь наполнится радостью от обычных дел. Фото автора Крышей необычного транспорта служит прозрачный поликарбонат. С одной стороны она откидывается, и пассажиры садятся в кресла, снятые с «жигулей». Всего в аэросани помещаются двое любителей необычной езды. Изобретатель из Грязей Николай Языков сконструировал необычный транспорт — аэросани. Они могут передвигаться по земле, льду и разгоняться до ʹͰ километров в час. Собрана чудо-техника из различных деталейǣ двигатель от автомобиля ВАЗ-ͲͱͰ, корпус сделан из алюминия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz