Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Тˍорˢː˜тˍо 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 22/ 11/ 23 О СЕБЕ МОГУ СКАЗАТЬ: Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. С РАДОСТЬЮИДУ НА РАБОТУ И ВОЗВРАЩАЮСЬ ДОМОЙ С ТЕМЖЕ ЧУВСТВОМ Василий Збаражский СЛʥʙʥ ГЛАʙНʥГʥ ʛИʧИʝʽʧА Три мес̟ца на̇ад новым ̕удо̆ественным руководителем и главным дирйёром ду̕ового оркестра Липецкого ʛома му̇ыки стал ʙасилий Збарӑский. С воими новаторскими планами, взглядами на музыку и на жизнь Зба- ражский поделился с читателями «Липецкой газеты». ʥ сеˌе — Я родился в красивом морском городе Туапсе. Затем родители переехали в Волго- град, где я окончил школу. Здесь же произошло моё становле- ние как музыканта. А было всё просто. Я вырос в верующей семье. Авторитет отца Яросла- ва Степановича, работавшего столяром-краснодеревщиком, был непререкаемым. Мама моя, Любовь Ивановна, швея по специальности, во всём ему уступала. В семье царили мир и лад. Мы, четверо братьев, бес- прекословно слушались роди- телей. Когда мне исполнилось 11 лет, отец отвёл меня в му- зыкальную школу по классу «кларнет», памятуя о своей давней мечте — он сам хотел играть на этом инструменте. Моим педагогом стал Олег Иванович Ульянов, у которо- го я многому научился. А отец Я УБЕЖДЁН В ТОМ, ЧТО ДУХОВОЙ ОРКЕСТР — ЭТО ЕДИНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. И ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ, МЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ В РАЗНОЙ СТИЛИСТИКЕ Василий Збаражский увидел, как я играю, только спустя 9 лет на выпускных эк- заменах Волгоградского учили- ща искусств. После я поступил в Ростов- скую консерваторию на орке- стровый факультет, кафедру ду- ховых инструментов. Женился тоже в Ростове. А в 2008 году мы переехали к родственникам жены в Липецк. И большая часть моей творческой жизни прошла именно здесь. Липецк – уютный город, где все друг друга знают. Здесь комфортно жить и созда- ны все возможности для твор- чества. В Липецкий духовой оркестр меня пригласил кларнетистом его главный дирижёр, заслужен- ный артист России Александр Анатольевич Калмыков в 2008 году. В оркестре я работал, а па- раллельно два года проучился, что называется «без отрыва от производства» в магистратуре Российской академии музыки имени Гнесиных по специаль- ности «оперно-симфоническое дирижирование», за что очень благодарен Александру Анато- льевичу. В 2021 году Калмыков позвал меня на должность дирижёра ор- кестра. И так получилось, что через пару лет он решил оста- вить свой пост и уйти на заслу- женный отдых. Хватило трёх месяцев рабо- ты, чтобы познать «все преле- сти» новой должности. Ох, и «тяжела она, шапка Монома- ха». Руководство Дома музыки ставит передо мной задачи, ко- торые надо быстро решать. Это и выбор программы концерта, и кто будет играть, и прочее, про- чее. Очень даже большая разни- ца – быть вторым или главным дирижёром, который отвечает за всё. Семья и судьˌа Кем я бы мог стать, кро- ме как музыкантом? В юности мечтал быть водителем-дально- бойщиком. В непростые 2000-е годы, когда надо было выживать, работал на стройке, а потом и в мебельном цехе. Я и сейчас могу шкаф построить. Пытался организовать свой бизнес. Но, как говорится, не судьба. Что- бы заниматься бизнесом, надо очень любить деньги и идти по головам. А музыка для меня – дороже денег. Моя жена Лилия – пианист, работает концертмейстером в ДШИ№6, в хоровом коллек- тиве заслуженного работ- ника культуры Липецкой области Елены Серовой. Сын Костя обучался у меня в классе, в ДШИ № 6, сей- час – ст удент ЛГТУ, изучает ин о с т р а нные языки, одновре- менно – студент второго курса Ли- пецкого колледжа искусств имени Игум- нова, ещё играет в на- шем духовом оркестре на саксо- фоне. Дочь Эвелина, ей 14 лет, обучается в моем классе в ДШИ №6 на кларнете. В ноябре я встретил полуве- ковой юбилей. И когда задаюсь вопросами, кто я и как прожил эти годы, что главное? То пони- маю: главное – быть полезным, тогда ты и счастлив. Мне гово- рят: зачем, помимо оркестра, работаешь в музыкальной шко- ле и колледже искусств, и ещё солируешь на кларнете и саксо- фоне? Но я всегда отвечаю: вре- мя бежит быстро. Когда не буду успевать, то что-нибудь оставлю. Свободное время всё-таки есть. Рыбалку люблю. Езжу на Матыру, с тестем – на Волгу, под Астрахань погреться и рыбку по- ловить. Этим летом поймал сома на 5,5 килограмма, назад отпу- стил, потому что ждал леща… (улыбается) . Так же, как и мой отец, я главный в своей семье. Меня там любят и ждут. Надеюсь, так будет и в оркестре. И дириж˱рǡ и музы˕овед В любой концертной про- грамме мне нравится импро- визировать. На репетициях мы занимаемся «рутиной», музы- кальными деталями разучива- емого произведения. А на кон- цертах уже звучит «искусство во времени». Каждый из нас в рамках партитуры так или иначе отдаётся фантазиям и свободно- му музицированию. Правая рука дирижёра задает на концерте ритм, а левая – это эмоции, общение с оркестранта- ми. Но ему одновременно при- ходится быть и музыковедом, чтобы не только предлагать те или иные музыкальные штри- хи, говорить о фразировке, но и рассказать на репетиции об эпохе в целом, о той музыке, что мы играем. Прежде чем выйти к оркестру, надо уже знать, как добиться правильной музыкаль- ной атмосферы, эмоций. Но для этого надо много читать. Исполняя произведения гениальных композиторов, мы учим людей видеть Божествен- ное. Даже если неверующий человек приходит на концерт и слушает музыку, он отдыхает ду- шой и становится лучше. Разнообразием своего репер- туара мы расширяем аудиторию слушателей, включаем в свои ряды людей разных возрастов и приверженцев разных жанров. Но что бы мы ни делали, сверх- задача всегда одна – выработать особый звук единого звучания оркестра. ʝд˱м перемен Музыка, как и вся сфера культуры, предполагает верность традициям. Без них нам не на что опереться, чтобы двигать- ся дальше. Новаторство с моей стороны состоит в том, что мы играем разную музыку, в разных жанрах. Я благодарен художе- ственному руководителю Дома музыки Наталье Георгиевне Со- сновской за то, что она позволя- ет экспериментировать в таких программах, как «Эволюция рока», «Большая музыка – ду- ховым оркестром», где наш кол- лектив исполняет произведения, написанные для симфоническо- го оркестра. Конечно же, Липецкий ду- ховой обязательно будет высту- пать на улицах и в парках, на концертах, посвященных 9Мая, 23 февраля, 12 июня – на обще- народных праздниках, где мы востребованы в «классическом понимании» — играть марши, вальсы, фокстроты. Но вместе с тем мы стараемся расширять свои горизонты. Классика – это особые зада- чи в подаче и звуке, когда тре- буется «раскодировать» то, что написано великими компози- торами более двухсот лет назад. А если работаем с современной роковой музыкой – это уже со- всем иное. Главное – сохра- нять самое лучшее и идти дальше. Оркестр мне до- стался в хорошем состоянии, и он по- стоянно обновляется. Средний возраст орке- странтов – 35–40 лет. У нас уже сейчас рабо- тают наиболее талант- ливые студенты област- ного колледжа искусств имени Игумнова, есть даже первокурсники. Это наша кузница кадров. Нам есть куда двигаться дальше, и мы понимаем какую смену растить для этого. Записала ТатьянаЩеглова Фото из архива Дома музыки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz