Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

͚ 11 ȋ2͢͢0ͣȌ ОБʰЕСТВЕННОǧПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 ʦере˕˖˩ˢая ˕а˘а˖˦ С правка на всякий слу- чай. Бурляев Николай Петрович. Народный ар- тист. Уже школьником дебю- тировал в «Ивановом детстве» Тарковского. Потом снимался в «Андрее Рублёве», «Военно- полевом романе» и других, при- знанных ныне классикой, филь- мах. Организатор православного кинофестиваля «Золотой Витязь». Депутат Госдумы. Конкурс для потенциаль- ных чиновников его огорчил. Он попросил двух претендентов перечислить то ли пять, то ли десять русских поэтов XIX века. В ответ —молчание. Председатель комиссии ему шепнул: не сто- ит, мол, конфузить соискателей сложными заданиями. Рассказал артист и о другом эпизоде всё в том же ведомстве. Умирает Алексей Баталов. Ми- нистр страшно занят и посылает на похороны зама. Зам берёт под козырёк, но осторожно любопыт- ствует: «А кто он, этот… как его… Баталов?» Несмешной, скверный анек- дот. Зато понимаешь, почему не так давно в Минкульте поощряли сочинителей пьес, где персонажи обитали в психушках, притонах, сидели на унитазах, медсёстры билибольных и все непринуждён- но объяснялись наматерномязыке. Сейчас положение измени- лось. И всё равно, заметил Бур- ляев, Министерство культуры хочется назвать Министерством развлечений. Оно вовсю опекает масскульт. Искусство принадле- жит не народу, а продюсерам, денежным мешкам, финанси- рующим коммерческие проекты. Патриотические ценности? Ду- ховные глубины?ИдеалыРусского мира? Верность наследиювеликих предшественников?Извините, это не по нашей части. Иное дело — касса, рейтинги, реклама. А они с трудом совмещаются с… как их там… высокими смыслами. Пе˛евод с голлив˞дс˕ого Одновременно с Бурляевым о том же заговорил не менее из- вестный кинематографист Геор- гий Шахназаров. В частности, о странностях новогоднего и рож- дественского телерепертуара. Ве- селились напропалую. Словно нет никакой спецоперации, обстрелов Донбасса, сражающихся на пере- довой бойцов. Ктомуже зачем-то потребовалось демонстрировать в неизвестно какой раз «Рэмбо», эту апологиюамериканскойисключи- тельности, превосходства над всем миром и особенно над русскими. В эфире столкнулись, как на поле боя, талантливые, человеч- ные советские фильмы и заоке- анские блокбастеры, триллеры, боевики, пошлые комедии. У нас же целые каналы круглосуточно показывают голливудский им- порт. На «Настоящем Страшном Телевидении» публику днём и ночью подстерегают маньяки, вурдалаки, зомби, оборотни и сам дьявол. Что касается «Нашего Ново- го Кино», оно очень уж часто, задрав штаны, пытается догнать Голливуд. Заимствует тамошние сюжеты, приёмы, стилистику, а заодно и мораль. Даже антихри- стианскую, антироссийскую, антирусскую. О чём давно тревожатся ки- новеды, социологи, школьные учителя. Что перенимаем? Заци- кленность на бездуховном, мате- риальном, на погоне за деньгами и удовольствиями. Секс в любых вариантах — главная цель жиз- ни. Допустим, в одном фильме персонажи договариваются об- меняться на ночь жёнами. Ини- циатор убеждает колеблющегося приятеля: тут нет никакого греха. Наоборот: грех отказываться от того, чего тебе хочется. Насилие, жестокость? Это норма. Борцы с преступностью так же жестоки, как и преступ- ники. Совесть? Химера, удел слабаков. Между добром и злом, справедливостью и беззаконием нет чётких границ. В США, безусловно, и были, и есть выдающиеся мастера. Но их российские коллеги равня- ются не на Стэнли Крамера или Оливера Стоуна. В основном пробавляются ширпотребом, именуемым красивым словом «мейнстрим». Вы обращали внимание, гос- пода: на канале «Россия-24» ве- дётся регулярная рубрика «Ин- дустрия кино». Индустрия, а не искусство. А как у нас предваряли телепоказ извлечённого с даль- ней полки «Ночного дозора»? Это первый российский фильм, покоривший американскую ау- диторию. Сумбурное творение набившего руку на рекламных клипах Бекмамбетова автомати- чески причисляется к достижени- ям. Раз у них понравилось, какие могут быть вопросы? К˞ла˕ в «ба˛ˠатно˔ ˚е˛ˢат˕е» 30 лет назад в США изобрели словосочетание «мягкая сила». Суть его, пишет российский историк Вадим Эрлихман, про- ста: на военный кулак надевается «бархатная перчатка». Не всегда нужно посылать к берегам других государств корабли ВМФ или бомбить чужие столицы. Доста- точно внушить: всё, что «made in USA» — джинсы, котлеты «Мак- доналдс», бродвейские мюзиклы, демократические процедуры, теперь вот и однополые браки, — символ прогресса, свободы и благоденствия. Тогда и амери- канские корабли аборигены бу- дут встречать аплодисментами. Автор термина политолог Джозеф Най не скрывал: «Са- мый большой источник «мягкой силы» — даже не то, что делает правительство. Это все — от Гол- ливуда до Гарварда — американ- ские развлечения». СегодняШтаты ведут с нами войну. Как будто очевидно, что у них спрятано в «бархатной пер- чатке». Но преклонение перед «великой Америкой» у нашей творческой элиты вошло в плоть и кровь. Она продолжает творить в привычном для неё ключе. И это, предостерегают не первое десятилетие серьёзные специали- сты, опасно. То же кино, копируя чужие образцы, теряет всё, что его одухотворяло, привлекало миллионы зрителей. Причём не только в России. Нет, чарам Голливуда кто- то сопротивляется. Вот обеща- на очередная премьера сериала Сергея Урсуляка. Его фильмы прорастают на той же националь- ной почве, что и шедевры Сергея Герасимова, Татьяны Лиозновой, Сергея Бондарчука. «Ликивида- ция» повторила триумф «Семнад- цати мгновений весны» и «Ме- ста встречи изменить нельзя». «Жизнь и судьба», «Тихий Дон» продолжают мощную традицию отечественного эпического кино. Приятный сюрприз — бью- щая кассовые рекорды «Аватара» картина «Чебурашка». Получи- лось эталонное семейное кино. Новые приключения трогатель- ного круглоглазого, ушастого существа увлекают и детей, и взрослых. Чебурашка объедает- ся апельсинами и пробует уга- дать, кто же он — белорусская ушастая овчарка, обезьянка, а может, всё-таки человек? Его то спасают, то предают, с ним дру- жат, на него надевают ошейник и поводок. А он думает, надо ли быть похожими на людей, слиш- ком разных, непредсказуемых, жестоких, любящих, растеряв- шихся и несдающихся. Против «Чебурашки», есте- ственно, уже ополчились на не- залежной. Истинные украинцы не должны это смотреть, теряя энергию ненависти к москалям. Им такое кино вредно. У создателя русской кино- версии «Дон Кихота», «Гамлета», «Короля Лира» Григория Ко- зинцева в дневнике есть запись о том, что, когда появляется хо- рошая книга, хороший фильм, в мире становится больше че- ловечности. «Люди людеют». А этого и боятся наши недруги. Люди людеющие не захотят ведь взрывать детей, стариков, школы, больницы. Пожалуй, реакция убийц и террористов со свасти- кой — дороже любой хвалебной лицензии. Так что остаётся всё-таки ка- кое-никакое основание для оп- тимизма. Значит, можем. Значит, умеем. Значит, способны защи- титься от ударов кулака в «бар- хатной перчатке», наносящих ущерб, причиняющих боль не меньше, чем снаряды и ракеты. Иллюстрация Виктории Лобановой КТО БОИТСЯ ЧЕБУРАШКИ На днях Николай Бурляев сразил телезрителей наповал. Он вспомнил, как когда-то наблюдал отбор кандидатов на должность в ʣинистерство культуры. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» С волками жить — по-волчьи выть. Ни в коем случае. Нужно изо всех сил сохранять человеческий голос. Григорий Козинцев НА ВОЕННЫЙ КУЛАК НАДЕВАЕТСЯ «БАРХАТНАЯ ПЕРЧАТКА». НЕ ВСЕГДА НУЖНО ПОСЫЛАТЬ К БЕРЕГАМ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ КОРАБЛИ ВМФ ИЛИ БОМБИТЬ ЧУЖИЕ СТОЛИЦЫ. ДОСТАТОЧНО ВНУШИТЬ: ВСЁ, ЧТО «MADE IN USA» — ДЖИНСЫ, КОТЛЕТЫ «МАКДОНАЛДС», БРОДВЕЙСКИЕ МЮЗИКЛЫ, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ТЕПЕРЬ ВОТ И ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ, — СИМВОЛ ПРОГРЕССА, СВОБОДЫ И БЛАГОДЕНСТВИЯ Вадим Эрлихман Приятный сюрприз — бьющая кассовые рекорды «Аватара» картина «Чебурашка». Получилось эталонное семейное кино. Новые приключения трогательного круглоглазого, ушастого существа увлекают и детей, и взрослых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz