Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Масло масляное Один наш читатель сердито обозвал все российские теле- каналы рекламными, где всему прочему оставляют паузы между роликами о распродажах, скид- ках, кредитах. Если это и преуве- личение, то небольшое. И здесь не оспоришь профессора-эко- номиста: хотим сохранить ТВ — нужно вернуть его зрителям. Я уж не говорю о том, что творят пиар-конторы с родным язы- ком. Их сотрудники в восторге от себя, запуская в народ словечки вроде «выгодоворот», «скидко- пад», «ребятишки-оэрвишки». Но они не только упражняются в неологизмах. Они ещё и со- ревнуются в безграмотности. Я однажды поминал выдающийся слоган, возникший в голове явно бывшего второгодника: средство от ног доктора такого-то. Вто- рогодник слыхом не слыхивал, что иной раз полезно думать о порядке слов. Да и ещё кое о чём. Вот только что в телевизоре прозвучало: выбирайте самое лучшее. Советчику явноне повез- ло посещать семинар замечатель- ного воронежского филологаНи- колая Ивановича Белоусова. Он раз и навсегда растолковал нам, студентам журфака: лучшее — превосходная степень прилага- тельного. Значит, «самый луч- ший» — то же самое, что каша, масленая маслом. Ошибочка мелкая, невинная. Но помножьте её на миллионы тех, кто слышит про это «масло масляное». Впрочем, что каса- ется языка на нашем ТВ в целом, то тема это особенно грустная. Вообразите, что испытывали бы легендарный Юрий Левитан и другие корифеи, внимая реклам- ным роликам. Поставить в слове «средства» ударение на послед- нем слоге? А почему бы и нет. Сообщить: «Мы сегодня обсу- ждали о вопросах налогообло- жения»? А что в том страшного? Или возьмите так полюбившие- ся в эфире «окей» и «вау!». Милая, талантливая участ- ница музыкального конкурса, замечательно исполнявшая рус- ские народные песни, под гром аплодисментов весело признаёт- ся: «У меня теперь настроение просто вау!» Ну, каким манером прикажете совместить русла- новские «Валенки» с этим са- мым «Вау!»? экране парень жадно его погло- щает, а потом сыто икает. Спаси- бо ещё, что не рыгает. В˦ˎоˏа на ˞ме Всё держится на двух китах: потребительстве и выгоде. Вер- нулось радостное: готовьте ру- ки-загребуки. Народу без уста- ли обещают за любую покупку кэшбэк. Пиарщики так и не успели договориться, как писать это импортное словечко — то ли «кэшбэк», то ли «кешбэк». Но звучит оно постоянно. Соблаз- нов не перечесть. Попробуй не завопить, опять же на цивили- зованном европейском языке, «вау!», если слышишь: купи одну пару обуви и получи вторую аб- солютно бесплатно. Но, может, прежде чем вопить, не худо бы прикинуть: насколько же по- чтенные продавцы взвинтили цену, раз уверены, что не прого- рят, а напротив, получат навар, сбывая две пары по стоимости одной? Не зря американский маркетолог пошутил с улыбкой авгура: «Реклама—это искусство делать из полуправды полуложь». Креативщики из пиар- агентств — народ изобретатель- ный. Кто-то сразу берёт быка за рога. «Что у нас сегодня на уме?» — вопрошает один джентльмен другого. И тот от- ветствует: «Выгода!» А кто-то впадает в романтический экстаз и сочиняет монолог во славу кли- ентов известного банка. Закадро- вый голос душевно ими восхи- щается: вы предпочитаете дело красивым словам, вы рвёте го- ризонты, не забывая о близких, вы строите не бизнес, а будущее, для вас Вера, Надежда, Любовь не просто имена, вы живёте в великой стране, над которой ни- когда не заходит солнце. От та- кой пустопорожней декламации становится неловко. О чём вы, ребята? Зачем это? К тому же для усиления эффекта ролик сопро- вождается увертюрой Дунаевско- го к «Детям капитана Гранта». Создатели подобных «ше- девров» вообще не стесняются брать что угодно и у кого угодно. Для имиджевой рекламы круп- ной корпорации какой-то пи- арщик, которому медведь на ухо наступил, одолжил у Грига мини- атюру «В пещере горного коро- ля». Он, бедолага, не уловил, как эта загадочная, с изрядной долей иронии музыка в данном случае неуместна. А мне не менее обид- но, когда редкой чистоты песню о прекрасном далёко утилизо- вали ради рекламы страховой компании. Право же, братцы, не надо бы так. Есть у народа об- щий, неприкосновенный запас, часть национального кода, и его не стоит, как выразился классик, приспосабливать для нужд низ- кой жизни, для купли-продажи. Я бы запретил эти опера- ции на законодательном уровне, господа. Высомноюсогласитесь? раздо выгоднее делать реклам- ные вставки через каждые 20, а то и 10 минут демонстрации сериала, ток-шоу, новостей. Но и здесь ТВ не очень-то под силу тягаться с Интернетом. Налого- вые правила дают преимущества блогерам. А уж медиаресурсы типа Яндекса вообще получают колоссальные прибыли. Кстати, его российский сегмент не боль- но-то и российский. Штаб-квар- тира Яндекса находится в Ни- дерландах — недружественной стране, состоящей в НАТО. А создатель и основной владелец не скрывает своего негативного отношения к политике наших властей. Уважаемый экономист пред- лагает меры, позволяющие с одной стороны уменьшить при- сутствие рекламы в эфире. С другой — слегка раскулачить в пользу ТВ тот же Яндекс. А так же договориться с рекламода- телями о существенном сокра- щении рекламного времени при сохранении рекламных бюдже- тов. Существуют и другие спосо- бы не доводить дело до полного кризиса и частично вернуть на ТВ аудиторию. Доктор наук старается не отбирать хлеб у рецензентов, критиков, журналистов, то есть не оценивать содержание биз- нес-медиа. Однако у него это не всегда получается. В конце концов, экономист тоже имеет право на человеческую эмоцио- нальную реакцию. Выбравшись из-за цифрового частокола, учё- ный делится, что он чувствовал во время просмотра репортажа о спецоперации на сайте ведущего канала без блокировки рекла- мы. С драматическими кадрами, снятыми на линии соприкосно- вения, соседствовали эротиче- ские ролики с женским бельём (маркировка 16+), клип, призы- вающий приобретать дорогущее элитное жильё и так далее. Это соседство, пишет автор, произ- вело ужасающее (читай: кощун- ственное) впечатление. Но для нас, кто по старой советской привычке сидит до ночи перед телеком, тут нет ни- чего нового. Нам приходится наблюдать то же самое постоян- но. Мы на автомате повторяем: реклама — двигатель торговли. А так ли это, господа? Разве она не прививает безразличие ко всему, что выходит за пределы твоих личных интересов, забот, удо- вольствий? СВО? Это у вас СВО. А у нас многоэтажный бургер с картошечкой фри и колой. На КАК ʧЕКЛАМА ʬОʧОНИТ ТВ Н о тут попалась мне лю- бопытная статья с заго- ловком, сразу расстав- ляющим всё по своим местам: «Пытка рекламой». Автор — доктор экономических наук, профессор, почему-то не поже- лавший назвать своё имя. По- ложение дел он рассматривает с точки зрения, ни больше ни меньше, спасения телевещания. Которое вот-вот будет уничто- жено рекламной агрессией. Я не ожидал, что социологи пришли к категоричному выво- ду: пиар-интервенция — первая и главная причина отказа от ТВ множества людей. К продвину- тому молодняку, давно выбрав- шему Интернет, присоединяют- ся даже их бабушки и дедушки. Так что, утверждает профессор, телевидение ждут тяжёлые вре- мена. Впрочем, печальный конец пока не предопределён. Шанс на спасение остаётся. Его нельзя упустить, ведь без федеральных каналов информационную вой- ну выиграть не удастся. Катание на роликаˠ В статье масса цифр. Они свидетельствуют: рекламные ролики приносят телевизион- щикам доход, а всё прочее требует немаленьких, подчас непомерных затрат. Поэтому го- Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ʛал себе зарокǣ впредь о телерекламе не писать. О ней, как о любви, всё сказано. О любви Ȅ возвышенно и поэтично, о рекламе Ȅ раздражённо, а то и с использованием нецензурной лексики. «Вы умираете, мы делаем всё остальное». Рекламный слоган похоронной индустрии в США ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ʦːрːк˖˩ˢа˪ кана˖˦ 20 № 122 (26718) «Портрет Юрия Левитана». Вера Дрезнина. 1981 год Собственно, коробит даже не обилие рекламы, а её цинизм. Он вдвойне задевает сейчас, когда идёт война, льётся кровь, решается судьба ʧоссии на десятки лет вперёд. ʧекламщики вносят изрядную долю в речевую како̔онию на ТВ. А считается, что телевидение всё-таки служит культуре, должно воспитывать трепетное отношение к Ǽвеликому и могучемуǽ. Трудно даже вообразить, что бы испытал легендарный диктор ʵрий Левитан, если бы ему довелось услышать сегодняшние рекламные ролики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz