Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

разучить песни, которые когда-то пела бабушка. Это объединяет, несмотря на расстояние. Бывает и так, что в деревне сильна традиция, которую мест- ные воспринимают как должное, не считая её чем-то особенным. Так было с выкладыванием узо- ров из песка на Троицу в доб- ровском селе Волчье. Благода- ря специалистам, описавшим обряд, о нём узнали не только в Липецкой области. Многие захо- тели увидеть всё своими глазами. Теперь сюда ежегодно приезжа- ют туристы со всей России. Чем ˞ˏиˍит оˌласт˧ молоˏая Попасть в региональный список может не каждый объект. «Кандидатов» тщательно отби- рает экспертная группа, оцени- вая уникальность традиции или обычая. — Сложность заключается в том, что Липецкая область сфор- мировалась относительно недав- но, и наше культурное наследие — это своего рода конгломерат того, что бытовало на террито- риях, из которых создавался наш регион, — продолжает Мария Жучкова. — А хочется найти то, что будет характеризовать имен- но Липецкую землю, её культур- ный код. И действительно, 70 лет — достаточный срок, чтобы эти особенности потихоньку стали принимать свои очертания. Так, к примеру, в Измалковском и Воловском районах ткут ковры, как это было принято в Воро- нежской и Курской областях, от которых и присоединили к нам эти территории. Но мы замечаем и отличия: оставаясь верными одной традиции, наши масте- рицы находят иные формы из- делий, чем у соседей. А распро- странённый в средней полосе России обряд похорон мушки- блошки, сохранившийся у нас на добринской станции Хворостян- ка благодаря его реконструкции работниками местного ДК, обрёл второе дыхание. Каждый год региональный реестр пополняется. В этом году, к примеру, в список во- шло творческое наследие гар- мониста Анатолия Королькова. Лауреат многих российских и зарубежных конкурсов и фе- стивалей, имеющий разнооб- разный репертуар, он ратует и за сохранение традиций игры на елецкой рояльной гармонике. Его детский ансамбль рояльных гармоней, созданный при музы- кальной школе села Боринское Липецкого района, — уникаль- ное явление. Виртуозная игра на инструменте и оригинальные переборы отличают исполни- тельский стиль. Попала в список и игра «Клёп» («Чиж», «Клёпья», «Клячи», «Конёк»), бытовавшая на большей части региона до начала 2000-х и реконструиро- ванная на фестивалях народного творчества. В этом году также попол- нился пока немногочисленный блок традиционной кухни. Те- перь рядом с бобышками с соком расположился белый квас, кото- рый варят в Липецкой области. В качестве эталона взяли рецепты хозяек из Сторожевых Хуторов Усманского района и посёлка Рощинского Чаплыгинского. Выделить напиток было реше- но по итогам фольклорно-эт- нографической экспедиции по Чаплыгинскому району, орга- низованной Государственным российским Домом народного творчества имени В.Д. Поленова при поддержке Министерства культуры РФ в рамках нацио- нального проекта «Культура». Что такое ˌатоˑки Любопытно, что реестр расширяется не только за счёт новых объектов. Если появляет- ся дополнительная информация об уже внесённом обычае, её добавляют. Так, ещё несколько лет назад было известно о тра- диции «греть ножки» умершим родственникам в Добринке. В 2020 году выяснилось, что подобный святочный обряд проводится в селе Крутогорье Липецкого района, а год спустя обнаружили, что в ряде лебедян- ских сёл таким образом «греют ножки» Христу. Ещё один вариант измене- ния реестра — объединение схо- жих явлений. Так, известны две самобытные техники лозоплете- ния — в добринских Салтычках и усманском Завальном. Сейчас изучается третья — на пересе- чении границ Добровского и Чаплыгинского районов. Воз- можно, в будущем все они будут объединены в один объект. Среди «кандидатов» на вне- сение в реестр — обычай ис- пользования на Троицу резной трости (батожка) в лебедянских сёлах и песенные традиции сёл Колыбельское и Дёмкино Чап- лыгинского района. Фото из архива Марии Жучковой Познакомиться с региональным реестром можно здесь Когда жители других регионов спрашивают, чем примечательна Липецкая земля, хочется назвать не только современные достижения, но и то, чем издавна славилась наша малая родина. Не каждый с ходу скажет, какие традиции отличают местность. Восполнить этот пробел поможет областной реестр об̚ектов нематериального культурного наследия. К акие же традиции в него входят? Лучше всех об этом знает главный специалист по нематериаль- ному культурному наследию Областного центра культуры, народного творчества и кино Мария Жучкова. lsзкие рамки ʵНЕСКО В 2003 году в ЮНЕСКО появилась конвенция, кото- рая подразумевала защиту и взаимное признание живого наследия разных народов, вы- раженного в обычаях, тради- циях, знаниях и навыках, кото- рые передаются из поколения в поколение. Эта работа была начата раньше, и к тому време- ни в международном списке уже значились уникальные песен- ные, музыкальные традиции и особенности прикладного твор- чества семейских старообрядцев Забайкалья. Чуть позже появился второй объект из России—якут- ский героический эпос олонхо. Но уже тогда стало ясно, что предложенные ЮНЕСКО рамки слишком тесны для многонациональной большой страны. К примеру, как выде- лить уникальный свадебный обряд, если в северных и юж- ных районах его проводили по-разному? В первых преоб- ладала довенечная часть — не- веста долго и много плачет, го- рюя о новой доле, превращая действо в своего рода «свадьбу- похороны», а во вторых, напро- тив, доминируют более весёлые настроения. Географическое положение заметно влияло на появление обычаев. Например, в Цен- тральном Черноземье были ярко выражены календарные обряды, связанные с разными этапами сельскохозяйственных работ. На севере же их практи- чески не проводили, потому что Олеся Скворцова С КАЖДЫМ ГОДОМ НОСИТЕЛЕЙ И ХРАНИТЕЛЕЙ ОБЫЧАЕВ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ, ПОЭТОМУ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮИМЕННО ЖИВОГО БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ. НАМ БЫ УСПЕТЬ СОХРАНИТЬ! Мария Жучкова ОБʲЧАИ, ЧТО НАС ОБʱЕʛИНЯʵТ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Традиˡии 6 № 122 (26718) уклад здешних народов не пред- полагал возделывание земли. Сˍо˔ п˞т˧ Россия пошла по своему пути — так у нас появился собствен- ный федеральный реестр. Вы- шедший в прошлом году закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федера- ции», можно сказать, расставил все точки над «i», закрепив права носителей и хранителей тради- ций. И дал зелёный свет регио- нам в деле сохранения самобыт- ного наследия. — Сегодня много говорят о патриотизме. Обращение к своим истокам, желание сберечь то, что бытовало на нашей тер- ритории годы и века, —разве это не любовь к Родине? — говорит МарияЖучкова. —Долгое время работники культуры трудились по своим планам, беря за основу отрывочные представления, как проводился тот или иной обряд. Теперь же появилась возмож- ность открыть региональный реестр, посмотреть, как было раньше, и организовать празд- ник именно так, как это делали люди, в прежние времена жив- шие в этой местности. Это действительно становит- ся востребованным. Человек, живущий далеко от малой роди- ны, может, к примеру, отдельные элементы свадебного обряда сво- его села использовать в праздни- ке в честь бракосочетания. Или Технология изготовления елецкого кружева Обычай создания узоров из песка на Троицу в с. Волчье Добровского района Технология изготовления романовской глиняной игрушки Технология изготовления глиняной игрушки в с. Доброе Технология изготовления елецкой рояльной гармоники Технология изготовления лыковых лаптей в с. Преображеновка Добровского района Технология изготовления тряпичной куклы в с. Волчье Добровского района 3 нематериального культурного наследия Липецкой области в федеральном реестре ОБЪЕКТЫ 1 2 4 4 3 5 6 7 7 6 5 2 1 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz