Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
пина, можно про волейбольную команду «Чайка». Можно коме- дию. Можно мелодраму. Ниче- го личного. Люди занимаются шоу-бизнесом, а это поточное производство. Вольно было Гоголю утверждать, что форма произведения всегда изобрете- ние, а Маяковскому, что поэзия вся — езда в незнаемое. На кон- вейере не до того. А вот когда хозяева какого- нибудь канала решают произве- сти на свет нечто амбициозное, высокохудожественное, всё кон- чается пшиком. Деньги вклады- ваются немереные, а в итоге — провальный «Тобол» и унылая экранизация «Угрюм-реки». Дело не спасают звёзды. Они давно привыкли к существова- нию в границах формата. Вчера звезда рекламировала выгодные кредиты и колбасные изделия, сегодня, едва успев вызубрить текст, красуется в погонах лей- тенанта или капитана полиции. И вы надеетесь, что завтра ей удастся блеснуть в экранной версии классического романа? Вячеслав Тихонов, Олег Ян- ковский, Алла Демидова пото- му и достигли вершин, что не позволяли себе предстать ярма- рочными зазывалами на распро- дажу хоть утюгов, хоть компью- теров. Всё настойчивее звучат голо- са, призывающие к переменам на ТВ, отказу от чужих образцов, возвращению в лоно большой русской культуры. Но доходят ли они до телебоссов, и пони- мают ли хозяева федеральных каналов, что ответ надо держать не перед Голливудом, а перед со- отечественниками, уставшими от нескончаемого гудения кон- вейера? Фото culture.ru недоразумений, случайного слова скандалят, расстаются, не желая слушать объяснения партнёра. Искусственные, на- думанные сценарные повороты превращают драму в банальную мелодраму. Придётся согласиться с Ка- реном Шахназаровым: в нашем кино острый дефицит про- фессиональных и талантливых драматургов. Мне попал в руки рекламный журнал с перечнем картин, основанных на реаль- ном материале. О пилоте, по- садившем падающий самолёт на кукурузное поле и спасшем двести с лишним пассажиров. О женщине, которая после авиакатастрофы осталась одна- одинёшенька посреди тайги. О Виталии Калоеве, чьи жена и дети погибли в результате ошиб- ки диспетчера. И так далее. Это фильмы могли бы стать ярки- ми и запоминающимися. Но не стали. Авторы подошли к рабо- те над ними как к очередным продюсерским проектам. Они не были чем-то выношенным, выстраданным. А много ли на ТВ сериалов, во время показа которых пусте- ют улицы и супермаркеты? И разве не разочаровали публи- ку шумно разрекламированные ленты о Вертинском,Шаляпине, Раневской? Дай бог, чтобы та же участь не постигла обещанную премьеру сериала о Столыпине. Конˍе˔ер не останоˍ˓т˧ Есть симпатичная тради- ция — отмечать юбилеи выхо- да на экраны полюбившихся нескольким поколениям зри- телей фильмов. Недавно испол- нилось 50 лет со дня премьеры «Семнадцати мгновений весны» и гораздо более скромной «Ма- чехи» с блистательной Татьяной Дорониной. А возьмите фильмы о совет- ских разведчиках. Насколько отличаются «Щит и меч» с его почти эпическим размахом от документально-публицистиче- ского «Мёртвого сезона». Или «Варианта «Омега» с Олегом Далем — нервным, негероиче- ским, несуперменистым. А что из современных детективов — неважно, шпионских, крими- нальных — будет жить в нашей памяти спустя десятилетия? По- жалуй, лишь «Ликвидация». И зря пиарщики именуют леген- дарным сериал «Улицы разбитых фонарей». И сценаристы, и ре- жиссёры менялись как перчатки. У них абсолютно отсутствовала собственная манера, собствен- ный почерк. Ребята бодро ста- новились к конвейеру, чтобы затем уступить место такому же не претендующему на что-то большее сменщику. Они готовы снять всё, что бу- дет велено. Можно про Шаля- по-прежнему при нём. Только к этому прибавилась способность жалеть людей, которых ты ле- чишь. Хаус больше не его кумир и наставник. Каˣа ˓˒ ˕онˡентрата страсте˔ Замысел режиссёра Алёны Райнер — занятный и остроум- ный. В России нынче тьма ки- нематографистов, упорно до- казывающих: они умеют делать зрелищные, кассовые фильмы не хуже, чем на какой-нибудь «Коламбии Пикчерз». Это гор- до именуется «наш ответ Гол- ливуду». Только отвечают они, руководствуясь теми же голли- вудскими рецептами, копируя тамошнюю стилистику, сю- жеты, технические приёмы. А в «Докторе Краснове» решили ответить по существу. И что касается главного героя, ответ получился убедительным. Воз- мужавший Игорь Петренко преодолевает условность дра- матургии —не очень оригиналь- ную историю с потерей памяти (почему-то амнезия на телеэкра- не вовсю эксплуатируется и в мелодрамах, и в детективах). Прочим персонажам много- населённого сериала повезло меньше. Их принесли в жерт- ву внешней занимательности. Кашу приготовили из концен- трата всевозможных страстей- мордастей. Она оказалась кру- той, да безвкусной. Тут вам и отец умершего в больнице пар- ня, стреляющий в Краснова, по- скольку посчитал его виновным в гибели сына. Тут имолодой врач, что задумал прикончить пациен- та, из-за которого стал инвали- дом названый брат доктора. Тут и бесцветный медик, на- зывающий себя другом Красно- ва. А на деле он перекладывает на главного героя свою ошибку, стоившую человеку жизни. Хуже того: он увеличивает дозировку препарата, который принимает Краснов, чтобы тот потихоньку отправился в мир иной. Этот че- ловек невероятно боится свою жену, новоявленную зловещую леди Макбет, шагающую к цели по трупам. А любовные отноше- ния нескольких пар напоминают сказку про Журавля и Цаплю. То он, то она из-за глупейших ʤʗʯ ʥʩʙʜʩ ʚʥʢʢʟʙlsʛls В ы наверняка в курсе, господа. Хаус разгадывает симптомы самых редких таинственных недугов с азартом копа, идущего по следу неулови- мого преступника. Но пациент для него почти то же самое, что для мастера-умельца сломанные стиральная машина, автомо- биль, ноутбук. Их надо почи- нить, но сострадать им нелепо. Нашёл хитроумную поломку, исправил и занялся другим ис- порченным механизмом. Вот и герой Игоря Петрен- ко в сериале «Доктор Краснов» действует так же. Он и себе, и коллегам запрещает сочувствие к больному, малейшее с ним сближение. Душевные повадки земских врачей из старых клас- сических книжек — напрасная трата сил и нервов. В отделении Краснова царят строгие поряд- ки. Обитателей палат не принято называть по именам. Не Иван Иванович, не Пётр Васильевич, а больной номер 9, 13, 17. Ну чи- стый концлагерь, иронизируют зрители. И вдруг сам Краснов попа- дает на госпитальную койку. Полгода пролежал в коме, а оч- нувшись, забыл целых девять лет своей жизни. Друзей, любивших его женщин, учеников. Однако фантастический дар диагноста Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Сначала доктор Краснов кажется верным последователем доктора Хауса. Да и не кажется, так и есть. Может, стар̘екурсником мединститута или уже аспирантом он посмотрел знаменитый сериал, и его потрясла стратегия врача из клиники американского города НьюǦДжерси. Редактор о телесценарии: «Нам не нужно, чтобы это было хорошо. Нам нужно, чтобы это было в четверг». Деннис Нордэн Звёзды давно приноровились к современным реалиям. Сегодня они рекламируют колбасу, а завтра будут красоваться на экране в погонах капитана полиции. Пусть от этого страдает про̔ессиональное мастерство, зато заработки баснословныеǨ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ʦː˛ː˕˖˩ˢа˪ ˕ана˖˦ 20 № 116 (26712) Олег Янковский в роли Генриха Шварцкопфа и Станислав Любшин в роли Александра Белова в фильме Владимира Басова «Щит и меч» (1968), ставшем классикой советского кинематографа Назовите хотя бы один сериал, во время показа которого пустеют улицы и супермаркеты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz