Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

шимися с ответственными поручениями ª в 30- е годы . Они не писали объяснитель - ных , их попросту объявляли саботажниками , врагами на - рода , и далее судьбы таких людей резко менялись или обрывались вовсе . Кстати сказать , ельчане использовали надгробия 18 миллионов рублей . Нако - нец , 4 ноября 2005 года Ка - ракумский мост торжествен - но открыли для пешеходов . Легенды ! и факты Каракумский мост по сей день остается украшением и одной из достопримечатель - ностей древнего города . О нём слагают стихи и песни , а в прошлом , 2022 году вышла в свет замеча - тельная книга ´ История развития мостового хозяй - ства Липецкой области . Ка - ракумовский мост , Елец ª , одним из авторов которой выступил наш земляк , до - цент ЛГТУ , кандидат фи - зико - математических наук Олег Дячкин . Исследователи проде - лали колоссальную рабо - ту : уточнили многие даты , развеяли некоторые мифы , привели ранее не публи - ковавшиеся в краеведче - ской литературе данные , посвящённые Ельцу . На основе обширного архив - ного материала подробно отследили всю историю строительства гидросоору - жения , опубликовали мно - жество интересных фактов о нём . Например , о том , что единственный раз за всю советскую историю Ельца первомайская демонстрация 1934 года прошла не обыч - ным путем , к площади Ре - волюции , где традиционно проводились , да и сегодня проводятся митинги , а ше - ствовала через новый мост к Красным казармам , на тер - ритории коих и состоялась нестандартная маёвка . Любопытно также , что вначале мост именовали по - разному : Высоковод - ным , Новым , Каракумо - вым , Каракумовским , Кара - Кумовским , Каракумским , а позже Железным и Ме - таллическим . Впервые его назвали Каракумским в га - зете ´ Красное знамя ª в июле 1935 года . Ещё недавно по ново - модной традиции моло - дожёны вешали на перила путепровода замки в знак крепости семейных уз . При этом юные парочки вряд ли задумывались , какие мета - морфозы пережил мост за свою историю , которая , к счастью , продолжается ! Фото из архива автора митинг , постановивший на - звать мост именем каракум - ского пробега . Из деревянного ! в металлический На старых фотографиях хорошо видно , что изна - чально перекрытия и фер - мы Каракумского моста были деревянными . Кстати сказать , ещё задолго до на - чала Великой Отечествен - ной войны эти конструкции признавались аварийными и кое - как латались . Летом 1940 года собра - лись было капитально отре - монтировать , а по сути , пере - строить важный для города , да и в целом для инфраструк - туры страны путепровод , сделав его из металла . С этой целью инженеры и строители якобы разобра - ли где - то в Средней Азии стальной клёпаный мост и перевезли конструкции в Елец . ский не получилось , хотя для этого всё уже пригото - вили . Помешала Великая Отечественная война . В декабре 1941 года , ско - рее всего , во время отхода из города наших войск , гидросооружение , пролёты и фермы которого всё ещё оставались деревянным , взорвали , чтобы остановить напиравшего врага . Восстанавливать страте - гический путепровод нача - ли в 1942 году по решению Государственного комитета обороны и завершили дело в 1943- м , как раз благодаря тому , что металлические де - тали , привезённые с юга , уже имелись под рукой . Остава - лось только усилить пролёт - ные части и смонтировать , по сути , новый мост . Вскоре через него пошли колонны солдат и техники , готовив - шиеся принять участие в Курской битве . Второе ! рождение В послевоенные годы гидротехническое соору - жение претерпело ряд су - щественных и не очень из - менений и реконструкций . Например , в 1970 году Ка - ракумский подлатали , сняв скопившиеся за долгие годы полуметровые наслоения ас - фальта , и уложили на него новое покрытие . Мост верно служил го - роду ещё почти с десяток лет , выдерживая на себе гру - зопоток городского транс - порта и пешеходов . Однако с введением в строй нового железобетонного сооруже - ния , связавшего два берега Быстрой Сосны , старичок Каракумский стал выпол - нять роль только пешеход - ного путепровода (1977 год ). Он стремительно вет - шал . Поначалу перекрыли движение по консольным тротуарам , располагавшим - ся по краям сооружения . А в конце 90- х годов путепро - вод и вовсе закрыли , так как межпролётные перекрытия сильно износились и стали опасны даже для пешеходов . Своё второе рождение Каракумский мост пережил в начале 2000- х , когда его об - следовали специалисты и ре - шили возродить для пеших прогулок . В 2003 году здесь начались восстановитель - ные работы . Строители из мостоотряда № 126 вручную заменили все заклёпки ( а это около 30 тысяч штук !) на старом пролётном строении . Его очистили от ржавчины пескоструйкой и заново по - красили , заменили ветхие детали , положили асфальт , затратив на это дело более нового Горьковского заво - да . Для того и придумали масштабный , как сейчас го - ворят , проект ó автопробег по маршруту Москва ó Ка - ракумы ó Москва . К свое - образному экзамену при - влекли не только советские , но и американские машины . Всего в ралли задействова - ли 96 человек на 23 автомо - билях . Со старта (6 июля 1933 года ) из столицы СССР в путь через Горький , Чебок - сары , Казань и далее от - правились шесть легковых машин ГАЗ - А , шесть грузо - вых полуторатонных ГАЗ - АА , два опытных образца трёхосных ГАЗ - ААА , четы - ре 2,5- тонные грузовика АМО -3, одна эксперимен - тальная трехоска НАТИ - ГАЗ , а также три импортных трёхосных Ford-Timken и один грузовик Ford- АА . Оставив позади пески Средней Азии и тысячи ки - лометров ужасных россий - ских дорог , за 86 дней участ - ники ралли проехали 9400 километров . Из них шос - сейными ( да и то низкого качества ) были чуть более 2 тысяч километров . Финиш состоялся в Моск ве 30 сентября 1933 года , причём до столицы добрались все автомобили , их водите - ли и пассажиры . Настоящий подвиг , если учесть , что тогда не было систем навигации и прочих технических ´ примо - чек ª , помогающих сегодня в пути . Из Средней Азии ма - шины возвращались через Ростов - на - Дону , Харьков , Воронеж и Тулу . В Ельце участников автопробега торжественно встречали 27 сентября . Резина ! из картошки Ралли двигало вперёд не только строительство , но и экономику в целом , даже науку СССР . Именно тогда на советских машинах по - КАРАКУМСКИЙ МОСТ: ПЕРЕПРАВА С ИСТОРИЕЙ Н еобходимость на - дёжно соединить два берега Быстрой Сосны в Ельце зрела дав - но . Ведь ранее все старые городские мостики , кроме железнодорожного , были низкими ó свайными , или наплавными . Каждую вес - ну после половодья их при - ходилось восстанавливать практически заново . Связать ! два берега Если же копать совсем седую старину , то и сам го - род появился как форпост , охранявший переправу че - рез Быструю Сосну . Причём этот брод считался страте - гическим , ведь тут проходил Кальмиусский шлях ó тор - ная дорога из южных степей . Ею нередко пользовались кочевники , совершая набеги на русские земли . Со време - нем ситуация изменилась ó потребовалась устойчивая и долговременная связь двух берегов реки . Одно из первых упоми - наний про елецкий мост находим в письме елецкого вое воды Артемия Иванови - ча Ознобишина , написан - ном в Москву в 1696 году . В нём он сообщает , что мост через Сосну , отданный Зна - менскому женскому мона - стырю ( за проезд через него взималась плата в доход мо - нашеской обители ), ´ при - былой воды льдом подняло и водою разнесло , ездить по нему стало немочно , а за прибылою водою вновь по - строить его немочно тож ª . Однако столицу такое мнение не удовлетворило , и градоначальнику прика - зали ´ на реке Сосне сделать мост для переправ почты , государевой казны и всяких полковых припасов ª , чем опять же подчеркивалось стратегическое значение этой переправы . В планах страны Ещё до революции появ - лялись различные проекты строительства высоководно - го моста в Ельце . Но в силу ограниченности городского бюджета все они оставались лишь в бумажных набросках да чертежах . Возводить новое гид - ротехническое сооружение начали только в 1918 году . Впрочем , стройка шла ни шатко ни валко вплоть до 1931 года . Именно тогда процесс резко ускорился , поскольку молодая страна Советов задумала реализо - вать масштабный автопро - бег Москва ó Каракумы ó Москва , чтобы испытать новинки собственного ав - топрома . Мост в начале именовали по-разному: Высоководным, Новым, Каракумовым, Каракумовским, Кара-Кумовским, Каракумским, ! а позже Железным и Металлическим. Впервые его назвали Каракумским ! в газете «Красное знамя» в июле ! 1935 года. Благодаря историческому автопробегу на советских машинах появились усиленные мосты, более совершенные системы охлаждения двигателей, воздушные фильтры. Кроме того, ! в стране были построены десятки таких стратегических объектов, как Каракумский мост, очень пригодившихся в годы Великой Отечественной войны. Старый мост Скорее всего , и это рал - ли было только прикры - тием куда более крупного и комплексного плана по модернизации дорог и всей транспортной инфраструкту - ры европейской части СССР . Этого безотлагательно требовала индустриализа - ция . Ведь дороги ó это сво - его рода кровеносные арте - рии любого государства . Понимало это и руко - водство страны Советов , и если в первой пятилетке (1928 ñ 1932 гг .) наибольшее внимание уделялось разви - тию железнодорожного и водного транспорта , то во второй (1933 ñ 1937 гг .) со - бирались ликвидировать бездорожье : ´ Путём развёр - тывания строительства сети грунтовых и шоссейных до - рог и широкого развёртыва - ния дорожного строительства за счёт местных ресурсов ª . И мостам в этих планах уде - лялось особое внимание . Ударная стройка С начала 30- х годов воз - ведение нового путепрово - да , соединяющего берега явилась техническая новин - ка ó широкопрофильные шины , которые называли ´ сверхбаллоны ª . Авторезину увеличенного профиля раз - работал Московский НИИ шинной промышленности , причём из отечественного синтетического каучука . Наши учёные научились синтезировать его первыми в мире из картофельного спирта на новых химзаво - дах в Воронеже , Ярославле и Ленинграде . Советские газеты после авторалли пи - сали : ´ Каракумский пробег показал , что тропические каучуконосы ó гевея и хон - дрилла ó могут теперь по - сторониться и уступить ме - сто воронежской картошке ª . Вот вам пример настоящего импортозамещения . А ещё благодаря истори - ческому автопробегу на со - ветских машинах появились усиленные мосты , более со - вершенные системы охла - ждения двигателей , воздуш - ные фильтры . Кроме того , в стране были построены де - сятки стратегических объек - тов , таких как Каракумский мост , очень пригодившихся в годы Великой Отечествен - ной войны . В Ельце колонну машин встречали в засосенской части города . Тут участни - ков ралли ждала арка , уви - тая зеленью и кумачовыми лентами , транспаранты и лозунги , колонны тружени - ков . После того как машины миновали новый мост , они покатили по Воронежской улице ( ныне улица имени К . Маркса ), затем повер - нули на улицу III Интерна - ционала ( улица Мира ) и , выехав на улицу Коммуна - ров , двинулись к площади Революции . На всём пути их горячо приветствовали толпы ельчан : рабочих , уча - щихся , колхозников , воен - ных с плакатами , цветами , хлебом , фруктами , овоща - ми и флагами . На площади состоялся многотысячный Минуло 90 лет с тех пор, как в Ельце состоялись первые испытания высоководного Каракумского моста длиной 198 метров. В конце сентября 1933 года по нему проехали автомобили исторического автопробега Москва — Каракумы — Москва. Роман Дёмин Стройка Быстрой Сосны , стало удар - ной стройкой . Она нелёгким бременем легла на местный бюджет да и на людей . Тут трудились многие ельчане , как правило , в свободное от основной работы время . Из - за ускоренных тем - пов строительства для воз - ведения опор ( быков ) ис - пользовали плиты , снятые с могил старых елецких клад - бищ , например Засосенско - го ( ныне на его месте распо - ложены железнодорожный техникум и гимназия № 97). Конечно , кощунство и свя - тотатство , но тогдашние атеистически настроенные ´ прорабы новой жизни ª вряд ли об этом задумыва - лись . Да и как иначе завер - шить стройку к автопробегу , в честь которого и назовут сданный объект ? Известно , что бывало с ´ не справив - в строительстве далеко не первыми . Подобные случаи в истории случались ранее . Например , ещё в XVIII веке при возведении колоколь - ни Троице - Сергиевой лав - ры наместник монастыря обратился к Екатерине II с просьбой о помощи со стройматериалами . В ответ самодержица повелела снять с некрополя при лавре 600 белокаменных надгробий , что монахи и сделали , завер - шив возведение колокольни в 1770 году . Экзамен ! для людей ! и машин Рывок в строительстве елецкого моста совпал с за - вершением реконструкции московского автозавода АМО . Кроме того , требо - валось испытать машины По другой , более прав - доподобной версии , пролёт - ные перекрытия и фермы демонтировали на разъезде Головинка ( ныне станция в Лазаревском районе Сочи ). Возможен и третий вари - ант , по которому фрагменты старого , дореволюционных времен , моста привезли в Го - ловинку , где их окончатель - но разобрали на части , перед тем как отправить в Елец . Но , как бы там ни было , реконструировать Каракум -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz