Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʩˍорˢː˜тˍо 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 11 / 10 / 23 Н емногие знают, как вы- глядит валторна. Ещё меньше — понимают, как она звучит. Её не встретишь в народных и джазовых ансамб- лях. Зато с XVII века она часть симфонических оркестров. В них этот инструмент — мост между медными и деревянными духовыми. Ред˕о, трудно, ˨˕с˕л˩˒ивно Андрей играет на валторне с тринадцати. Шесть лет — в ду- ховом оркестре липецкого Дома музыки и два года — в симфо- ническом. Инструмент непопу- лярный, поэтому на работу берут совсем молодых специалистов. Учат всему в процессе. — Ситуация с духовиками- медниками вообще плачев- ная, — объясняет Андрей. — В вузы на них приходят учиться 2 - 3 человека в год. Мы пытаемся заинтересовать детей. Проводим мастер-классы в Доме музыки, чтобы они попробовали сами поиграть. Потом показываем, как на самом деле могут звучать инструменты. Если хотя бы один ребёнок захочет заниматься, это уже победа. Сам Андрей когда-то решил пойти на тромбон, но перепутал дни занятий. Преподаватель су- мел чем-то «зацепить» мальчика. Игра на «улитке» стала его про- фессией. Дальний предок валторны — сигнальный рог —был длинным и неудобным в транспортировке. Люди решили его закручивать. И сделали инструмент с мяг- ким и бархатным звучанием. А ещё — самым сложным в осво- ении по версии Книги рекордов Гиннесса. В него нужно особым образом подавать колебания воздуха, а не просто дуть. К тому же управляться с вентильным механизмом. В симфоническом оркестре у валторнистов допол- нительные сложности. — Раньше инструмент мог исполнить ограниченный набор звуков, потому что не имел вен- тилей, — объясняет Андрей. — Музыканты меняли валторны, а в партитурах было отмечено, какую взять для следующего отрывка. Сейчас мы играем на одной. При этом нужные звуки абсолютно не совпадают с но- тами. Всё приходится менять на ходу. Устоявшаяся традиция: до- полнительно ломать себе голову. Валторну любили Рахмани- нов и Чайковский, Моцарт и Штраус, Гайдн. Они отдавали ей самое красивое, мелодичное соло и писали для неё целые концерты. Материала хватит на два отделения, но для этого у солиста должна быть железная выдержка. — Такие программы собира- ют под конкретного валторни- ста, — говорит Андрей. — Они редкие и эксклюзивные. Мало кто обладает нужными навыка- ми. Интриˎа ˨˕спериментов Андрей участвует во многих новаторских проектах. Напри- мер, в этом году Липецкий ду- ховой оркестр сыграл концерт «Балалайка, виолончель и медные трубы» . Несколько извест- ных и востребован- ных композиторов переложили для него свои произ- ведения. — Это была мировая премь- ера подобного ко нц е п т а , — с г о рд о с т ью р асска зыв ае т валторнист. — Раньше никто не писал для такого сочетания. Любая музыка —фейерверк, но такая — салют за окном, на котором висит тюль. Хо- чется его приоткрыть, при- коснуться к отдалённым и как бы отречённым звукам. С виолончелисткой Эль- вирой Боковой, которой принадлежала идея кон- церта, Андрей создал дуэт «Транскрипция». Тоже не самое заезженное сочета- ние. Музыкантам приходит- ся самим делать аранжиров- ки известных произведений. Скоро будут играть в Липец- ке, Тамбове и других городах. Андрей отлично справляется и с соло, и с работой в команде. Ещё на первом курсе колледжа искусств попал в Липецкий ду- ховой оркестр Дома музыки под управлением художественного руководителя и главного ди- рижёра Василия Збаражского. В нём валторна — аккомпанемент. —Люблю наш классический репертуар, — признаётся Анд- рей. — Есть условно две папки: в одной танго, фокстроты, па- содобли, краковяки. В другой — марши, вальсы и всё на свете. Какую-то из них на выступле- нии точно отыграешь. Но мне до сих пор не надоело. Здесь не может быть полутонов. Должно искренне нравиться то, что ты делаешь. Приносят новые партиту- ры — в коллективе оживление. В процессе разучивания все- гда интрига. Споры, невольная конкуренция, обсуждения с ди- рижёром. Включение в работу на 200 процентов. ʛуˠ ро˕а Недавно духовой оркестр решился на смелый шаг. За две недели подготовил, а потом с аншлагом «отгромыхал» про- грамму «Эволюция рока» с при- глашённым дирижёром. Посто- янная аудитория удивилась. А в зал пришли новые слушатели, привлечённые жанром. — Я уже выступал с роком, но в составе симфонического оркестра на «Чернозёме», — вспоминает Андрей. — Это были невероятно сильные эмо- ции, потому что фонари даже не могли высветить всю публику у сцены. Но сделать что-то подоб- ное в исполнении духовых и в родном зале гораздо ценнее. Мы не ожидали услышать такую ре- акцию, увидеть такой энтузиазм. Андрей часто работает с горящими дедлайнами. Когда собирают временный коллек- тив для одного выступления, сыграться могут за пару дней. А однажды концерт начался спустя несколько часов после первой репетиции. Чтобы с листа соеди- нять сложные вещи, нужно быть большим профессионалом. Но на постоянке валторнист себя в этом формате не видит. Уверен: играть действительно интерес- ную музыку так вряд ли полу- чится. — Хотя всегда любопытно посмотреть, как в разных горо- дах работают, какой там слуша- тель, инструменты и костю- мы, — добавляет Андрей. — Другой коллектив все- гда как бодрящее умы- вание холодной водой. Перезарядка. ʛва моста Профессио- н а л ы м о г у т освоить прак- тически лю- бой инстру- мент. Андрей тоже владеет не только вал- т о рной . Пр е - подавал шестиструнную гитару, исполнял соло на ба- лалайке в ансамбле народной песни «Зень». – Все музыканты учатся играть на фортепиано, —объ- ясняет валторнист. — У духо- виков с этим обычно плохо. В струнники, например, ведут совсем маленьких детей, а раз- мер нашего инструмента поз- воляет начать заниматься лет с восьми. У детей помладше го- лова помещается в раструб вал- торны. А ещё все духовики мыс- лят одноголосными мелодиями. Тоже сложности. Намучился Андрей и с ги- тарой. Ему хотелось играть не по-дворовому, а хитро. При- шлось попотеть. Тут помогли знакомые, которые показывали фишки и делились опытом. А вот с бас-гитарой у валторни- ста всё сложилось идеально. Понял её интуитивно. На этом инструменте играет в ансамбле «Арепей». В нём воскрешают старые народные песни, музыка которых была утеряна, а слова удалось сохранить. В духовом оркестре Андрей работает не только музыкантом, но и администратором. Кажет- ся, что он отвечает вообще за всё: инструменты, соцсети, по- сещаемость, аренду площадок и составление райдеров. Как валторна связывает деревянные и медные духовые, так и Анд- рей — мост между музыкантами и дирижёром. Если есть пробле- ма — от зарплатной до идейной и творческой, идут к нему. Быть актуальным в своей профессии для валторниста — вопрос не территориальный. Переезд вМоскву не рассматри- вает совсем. — Не понимаю людей, ко- торые добираются на работу часами, утомительно и контр- продуктивно, — признаётся Андрей. — Могу переехать раз- ве что в Петербург, если бы мне предложили работу в уникаль- ном коллективе. Например, там есть роговой оркестр. Они иг- рают по-старому. Из множества разобщённых трубочек собира- ют звук, как на органе. Оставлять Липецк валтор- нист не собирается. Родной го- род — зона комфорта, в которой нет препятствий для свободно- го творчества. Создать, отдать и получить в ответ здесь можно больше, чем в столице. Фото ЕкатериныШвецовой Андрей lsрывский участвует во многих новаторских проектах. С виолончелисткой ʴльвирой ʘоковой они создали ду̝т «Транскрипция». Музыканты сами дела̞т аранжировки известных произведений. СИТУАЦИЯ С ДУХОВИКАМИ- МЕДНИКАМИ ПЛАЧЕВНАЯ. В ВУЗЫ НА НИХ ПРИХОДЯТ УЧИТЬСЯ 2-3 ЧЕЛОВЕКА В ГОД. МЫ ПЫТАЕМСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ — ПРОВОДИММАСТЕР-КЛАССЫ. ЕСЛИ ХОТЯ БЫОДИН РЕБЁНОК ЗАХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ, ЭТО УЖЕ ПОБЕДА Андрей Урывский МЕʛНʲЕ ТРlsʘʲ АНʛРЕЯ lsРʲВСКОГО Валторнист Андрей lsрывский немного человекǦоркестр. В его арсенале шестиструнная и басǦгитары, балалайка и укулеле. Он успевает работать в трёх коллективах ʛома музыки, а ещё учить детей. ʛля мира валторна Ȅ самый сложный инструмент, для России Ȅ очень редкий. Рассказываем, каково играть на «улитке» в Липецке. И выясняем, как сочета̞тся духовые, балалайка и виолончель. Анастасия Берестюкова р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz