Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Тайны суровой трассы По воспоминаниям Вик - тора Дмитриевича , аэродро - мы ´ Алсиба ª не могли при - нимать группы самолётов и поэтому взлетать и садиться приходилось друг за другом . Да и в полёте пилоты стара - лись держаться в пределах прямой видимости своих спутников . И всё же нервное напряжение зашкаливало , ведь как говорил ветеран , каждый осознавал , что в случае нештатной ситуации упавший самолёт вряд ли станут искать ( этому меша - ли секретность трассы , не - предсказуемость метеоусло - вий и труднодоступность большинства её участков ), а лётчика , как правило , за - писывали в пропавшие без вести , что автоматически лишало его семью , по сути потерявшую кормильца , по - мощи государства . По официальным дан - ным в СССР на трассе ´ Ал - сиб ª за время войны случи - лось около 40 катастроф , а 80 самолётов так и не добрались до конца воздушного ко - ридора длинной в 14 тысяч километров . Общие потери составили 115 человек , из них едва ли 30 похоронены на военных кладбищах . Судьба большинства пилотов до сих пор неизвестна . Лишь малую часть останков героев впо - следствии случайно находили геологи , местные охотники или оленеводы . Бескрайняя сибирская тайга , суровые сопки и болотистая чукотская тундра умеют хранить тайны . Авиабазы на полюсе Несмотря на самоотвер - женный труд на ´ Алсибе ª , звание Героя Советского Союза Боровков получил вовсе не за перегонку аме - риканских самолётов . Сего - дня существуют две версии истории с высшей наградой , присуждённой нашему зем - ляку . На мой взгляд , наибо - лее вероятна та , что связана с ещё одной секретной мис - сией лётчика . Сразу после окончания Второй мировой войны от - ношения СССР с бывшими союзниками резко охладе - ли . В то время США имели в своём арсенале атомную бомбу и военные базы на территории Европы и Азии , вблизи границ Советского Союза . И хотя вскоре ана - логичное оружие появилось и у страны Советов , до - стать до территории своего главного предполагаемого противника СССР не мог . У страны еще не было бал - листических ракет и страте - гических бомбардировщи - ков , способных доставить ядерный заряд через океан . Но вскоре советские воен - ные нашли оригинальный способ достижения баланса в военном противостоянии . План предполагал создание авиабаз в районе Северного полюса . «Север-2» С самой ´ макушки ª пла - неты советские самолёты вполне могли достать Со - единенные Штаты . Таким образом у СССР появлялся существенный козырь для сдерживания агрессивных амбиций вчерашнего парт - нера . А чтобы выяснить , как поведёт себя техника в экстремальных климати - ческих условиях и вообще возможен ли столь гран - диозный проект в глубоком Заполярье , наши военные организовали секретную вы - сокоширотную экспедицию ´ Север -2ª . Весной 1948 года гвар - дии капитана Виктора Бо - ровкова включили в число её участников . Он на новом самолете Ла -11 выполнил дальний перелёт в условиях Арктики . Впервые в истории авиации Виктор Дмитрие - вич летал надо льдами Се - верного Ледовитого океана на одноместном истреби - теле , удаляясь от берега на расстояние свыше 12 тысяч километров . Кроме того , от - важный лётчик дважды вы - полнял посадки на ледовый аэродром , расположенный почти у Северного полюса . При этом его самолёт не имел посадочных лыж . Са - диться приходилось на шас - си на крайне ограниченной заснеженной площадке , в очень непростых арктиче - ских метеоусловиях . Благо опыта Виктору Дмитриевичу занимать не приходилось , выручала школа ´ Алсиба ª . За эти подвиги в Арк - тике группа лётчиков ( в их числе и наш отважный зем - ляк ) была удостоена званий Героев Советского Союза . Но это только первая версия давних деяний мужествен - ного офицера ВВС , есть ещё и другая . Легенда о «Чёрной вдове» Согласно семейной ле - генде , о втором варианте истории с награждением , незадолго до своей смерти Виктор Дмитриевич расска - зал сыну , военному журна - листу Анатолию . В 1949 году Боровкова включили в состав делега - ции , направлявшейся на хорошо знакомую лётчи - ку американскую авиабазу в Фербенксе . Там бывшие братья по оружию что - то праздновали , вот и реши - ли пригласить советских соратников на торжества . Перед отправкой за грани - цу все делегаты , как и поло - жено , прошли специальное собеседование . При этом ´ товарищи в штатском ª просили лётчиков обратить особое внимание на любую информацию о секретном американском истребителе . По агентурным данным , он базировался в Фербенксе и проходил у наших под ко - довым названием ´ Чёрная вдова ª . Уже во время торже - ственных застолий в США Виктор Дмитриевич встре - тил знакомого американско - го военного . Лётчики вышли на аэродром , где в одном из дальних его уголков стоял самолёт под охраной часо - вого . Захмелевший амери - канский коллега , кивнув в сторону машины , сказал Боровкову , вот , мол , ´ наше всё ª ! Тот и бровью не повёл : ´ Ха ! Мы и не такой хлам ви - дали Ö ª . Задетый за живое янки предложил рассмот - реть будущее авиации США поближе и даже в присут - ствии часового позволил русскому влезть в кабину , дабы тот наконец узрел и осознал мощь американской техники . Оказавшись за штурвалом , наш земляк не долго думая запустил дви - гатели , вырулил машину на ´ взлётку ª и , подняв её в воз - дух , лёг на привычный курс до советской Чукотки . Возможно это легенда , но кто знает , кто знает ?.. Сбил «Падающую звезду» Как бы там ни было , Указом Президиума Вер - ховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года за отвагу и мужество , проявленные при выполнении воинско - го долга , а также за освое - ние новой военной техники гвардии капитану Виктору Боровкову присвоено зва - ние Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали ´ Золотая Звезда ª . В 1950 ñ 1951 годах Вик - тор Дмитриевич участвовал в войне в Корее , где уже в звании майора командовал эскадрильей . Здесь ему до - велось бить бывших союз - ников . Так , 11 ноября 1950 года четыре наших МиГ -15 выле - тели на разведку с китайско - го аэродрома в Аньшане . Внезапно их атаковали 18 американских реактивных истребителей F-80 (´ Шутинг Стар ª , или ´ Падающая звезда ª ). Ко - мандир 28- го г в а рд е й с - кого истре - бительного пол ка май - ор Колядин вместе со своим ведо - мым тут же совершили рез - кий боевой раз - ворот , и советским летчикам пришлось вести воздушный бой отдельными парами , без взаимной огне - вой поддержки . Тем не ме - нее ведомый комполка сбил F-80. В это же время майор Боровков заметил , что его ведомый не последовал за ним , выполняя воздушный манёвр , а летит по прямой , преследуемый двумя ´ Шу - тинг Старами ª . Боровков тут же бросился на выручку подопечному , отчаянно ру - гаясь по рации : ´ Двадцать третий , в хвосте самолёты противника , отверни !ª . Но тот продолжал полёт под огнём американцев . Наш земляк подоспел вовремя и длинной очередью сбил ´ Падающую звезду ª . Отбив ещё несколько атак против - ника , советские лётчики вернулись на свой аэро - дром . Награды и память Позже наш Виктор Дмит - риевич продолжил служ бу лётчика - истребителя в во - енной авиации , оставаясь наставником молодых , го - товил новые кадры для ВВС . В 1958 году по состоянию здоровья уволился в запас , переехал в Елец и работал здесь в системе Гражданской обороны , а затем военруком в СШ № 22, вёл активную деятельность по патриоти - ческому воспитанию мо - лодёжи . Кроме звезды Героя и ордена Ленина , он награ - ждён двумя орденами Крас - ного Знамени , Отечествен - ной войны ( также двумя ), Красной Звезды ( трижды ) и многочисленными медаля - ми , в том числе ´ За боевые заслуги ª . Виктор Дмитриевич ó почётный гражданин сво - его родного города Шуя . Его имя увековечено на воинском мемориале в чис - ле шуян Героев Советского Союза . Кроме того , в об - ластном центре Иваново на комплексе , посвящённом Героям , также есть фамилия нашего земляка . Памятная доска в честь полковника запаса Виктора Боровкова имеется и в Ель - це на здании бывшей сред - ней школы № 22 ( теперь это корпус школы № 8, на улице Ефремовской , 1). Именно Виктору Дмитриевичу в 1967 году доверили зажечь Веч - ный огонь у памятника по - гибшим воинам на площади Революции . Говорят , в лихие 90- е ветерану жилось неслад - ко . В последнее время его единственным верным дру - гом оставалась маленькая рыжая собачка . После того , как её сбила машина , а воры выкрали парадный китель лётчика с его наградами , Виктор Дмитриевич пере - жил нервный шок , наверня - ка ускоривший смерть Героя . Его не стало 4 августа 1995 года . Однако ельчане помнят и чтят своего земляка . Фото из архива автора Ему поручили стать участником секретного по тем временам проекта ´ Ал - сиб ª . Это воздушная трас - са , по которой перегоняли самолёты , поставляемые в СССР из США по ленд - лизу . Всё начиналось на Аляске на аэродроме городка Фер - бенкс , где советские лётчики принимали у американских коллег истребители Р -39 ´ Аэрокобра ª , а также дру - гие машины . Наши парни поднимались на них в воздух и брали курс на чукотский поселок Уэлькаль и далее на Якутск и Красноярск . Воздушный перегонщик Летать по ´ Алсибу ª было непросто не только из - за огромных расстояний , капризной погоды , а следо - вательно , невероятных на - грузок , ложившихся на пле - чи лётчиков - перегонщиков . В то время навигационное оборудование состояло из карты , компаса , высотомера да ещё природного лётного чутья , ведь радиоприборы на самолёты устанавливали на наших базах ВВС перед самой отправкой на фронт . Так что каждый рейс из Фэрбенкса до Красноярска грозил стать для его участ - ников смертельным . Не слу - чайно в первую перегоноч - ную авиадивизию набирали самых опытных лётчиков , таких как инструктор стар - ший лейтенант Виктор Бо - ровков . Уже в наши дни к 70- ле - тию ´ Алсиба ª о подвиге этих парней сняли фильм ´ Алсиб . Секретная трас - са ª . Сегодня мы знаем , что тот воздушный мост на - чали строить в 1941 году согласно постановлению Государственного комите - та обороны ( ГКО ) СССР . Всего сделали 26 основных и запасных аэродромов до - заправки . И это в крайне сжатые сроки в суровых условиях сибирской тайги , а также чукотской тундры , вбивая в вечную мерзлоту кедровые сваи , на которых затем монтировали взлётно - посадочные полосы . К осени 1942 года ´ Ал - сиб ª заработал в полную силу и до 1945 года по нему доставили 8 тысяч амери - канских бомбардировщи - ков , истребителей и транс - портных самолётов . СЕКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ ЛЁТЧИКА ВИКТОРА БОРОВКОВА В иктор Дмитриевич прожил в Ельце дол - гие годы , и прах его покоится в здешней зем - ле . Однако родился он в городе Шуя Ивановской области 28 марта 1916 года . Закончив семилетку и шко - лу фабрично - заводского ученичества ( ФЗУ ó нечто вроде современного проф - училища ) юноша трудился слесарем на ткацко - пря - дильной фаб рике . При этом учился на рабфаке Ива - новского энергетического института и по тогдашней моде посещал занятия в аэроклубе . Путёвка в небо В то время лозунг - при - зыв : ´ Молодёжь на само - лёты !ª прокатился по всей стране . Советский Союз ак - тивно осваивал воздушное пространство , строил новые крылатые машины и мото - ры к ним . При этом СССР очень нуждался в лётных кадрах , поэтому неудиви - тельно , что когда в 1936 году Виктора Боровкова при - звали в армию , то учли его студенческую тягу к небу и направили парня на учёбу в Тамбовское авиаучилище гражданского воздушного флота . После его окончания молодой пилот даже успел поработать на грузопасса - жирских авиалиниях в Таш - кенте . Но дыхание прибли - жающейся войны стано - вилось всё ощутимее . Ви - димо поэтому в 1940 году наш герой окончил ещё и Конотопскую военную авиашколу имени Полины Осипенко , готовившую лёт - чиков - истребителей . Ставил «соколов» на крыло С первых дней Вели - кой Отечественной войны Боровков трудился инструк - тором по подготовке ´ ста - линских соколов ª для истре - бительной авиации . При этом регулярно писал руко - водству рапорты с просьбой о переводе его на фронт . Но опытного наставника не отпускали , ведь в это время наши военно - воздушные силы понесли ощутимые потери , и чтобы возместить их , срочно требовалось го - товить новых лётчиков . Многое зависело от того , кто преподает зелёным юн - цам ускоренный курс пило - тирования , передавая своё мастерство в крайне сжатые сроки . В 1943 году положение с обучением советских лёт - чиков стало улучшаться . Вот тогда - то инструктор Виктор Боровков получил новое назначение , но и на сей раз не связанное с фронтом , о котором он так мечтал . Минуло 80 лет с тех пор, как наш легендарный земляк, Герой Советского Союза, лётчик Виктор Дмитриевич Боровков принял участие в своей первой секретной операции под названием «Алсиб». В его судьбе она оказалась далеко не единственной. Роман Дёмин Именно Виктору Дмитриевичу в 1967 году доверили зажечь Вечный огонь у памятника погибшим воинам на площади Революции. В 1950– 1951 годах Виктор Дмитриевич участвовал в войне в Корее, где уже в звании майора командовал эскадрильей. Здесь ему довелось бить бывших союзников. Каждый рейс из Фэрбенкса до Красноярска грозил стать для его участников смертельным. Не случайно в первую перегоночную авиадивизию набирали самых опытных лётчиков, таких как инструктор старший лейтенант Виктор Боровков. За отвагу и мужество, проявленные при выполнении воинского долга, а также за освоение новой военной техники гвардии капитану Виктору Боровкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Портрет Героя Советского Союза В . Д . Боровкова кисти елецкого художника Ивана Мишина (1928 ó 2001), написанный в 1985 году и хранящийся в Городском краеведческом музее Ельца

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz