Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Тоˢка ˒рен˓˪ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 № 10 7 (26703) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ЗОЛОТОʠ ВЕК СЕРИАЛОВ Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них. Джордж Элгози Н̅ ̜̎́̅̑̑̓̄̒̅ǡ ̃̎̑̏̎̄̀ǡ ̍̎ ̟ ̟̜̎̏̒ ̗̞̍̀̈̍̀ ̑ ̛̐̅̊̋̀̌Ǥ С ̃̋̀̌̓̐̍̎̃̎ǡ ̜̓̌̈̋̍̎̃̎ ̐̎̋̈̊̀ǡ ̂ ̊̎̒̎̐̎̌ ̜̏̀̏̅̍̊̀ ̗̏̎̒̓̅̒ ̗̌̋̀̄̅̍̈̊̀ ̗̓̄̎Ǧ̗̌̎̋̎̊̎̌ǡ ̟̍̀̏̅̂̀ ̍̀ ̌̎̒̈̂ ǼБ̞̀Ǧ̞̘́̀̊̈Ǧ̞́̀ǽǡ ̊̀̊ ̏̎̋̅̇̍̎ ̒̀̊̎̅ ̏̈̒̀̍̈̅ǡ ̛̗̒̎́ ̟̄̈̒ ̐̎̑̋̎ ̜̇̄̎̐̎̂̅̍̊̈̌ ̈ ̗̜̑̀̑̒̋̈̂̅̍̊̈̌Ǥ К ним подплывает и ра- достно заканчивает «ко- лыбельную»: «Чтобы Рома крепко спал, а мы смот- рели сериал». То есть польза двойная — бдение у телика не прервётся Ромочкиным плачем. Сериал — это святое. Сери- ал — неотъемлемая часть образа жизни. Другого досуга родите- ли Ромы не признают. Их мил- лионы, для кого сериалы стали разновидностью наркозависи- мости. Мои сверстники доволь- ствуются телевещанием. Кто помоложе, выбирает что-нибудь в онлайн-кинотеатрах, где идут крутые премьеры. Один обозреватель с энту- зиазмом провозгласил: сериалы в XXI веке во многом заменят книгу. И даже выпустил це- лый сборник с аннотациями 55 мыльных опер, которые нельзя пропустить. Там на трёхстах страницах звучит ещё более ка- тегоричное требование: смот- реть обязательно! Оˌс˝˙˪˝е˖˧с˝вˋ в˦ˣе ˢе˖˙ве˕ˋ И я не называю автора — лень выяснять, пополнил ли он ряды «храбрых» иноагентов. Ведь наш рьяный пропагандист сериальной продукции из ко- манды признанного инагентом продюсера Александра Роднян- ского, после начала спецопе- рации убравшегося из России. Именно Роднянский украсил труд подчинённого благожела- тельным предисловием. В нём он по-дружески называет своего соратника Ваней. Пусть Ваня и для нас останется без фамилии. Он в восторге от того, что вла- дельцы кинокомпаний вклады- П̎̎̆̅̕ǡ ̑̎̇̄̀̒̅̋̈ ̊̈̍̎̋̅̍̒ ̟̟́̎̒̑ǡ ̗̒̎ ̟̏̎̄̋̈̍̍̀ ̜̆̈̇̍ ̎̑̒̀̂̈̒ ̇̐̈̒̅̋̅̉ ̛̘̐̀̂̍̎̄̓̍̌̈Ǥ А ̜̂̅̄ ̊̎̃̄̀Ǧ̒̎ ̞̀̓̄̈̒̎̐̈ ̂̎̋̍̎̂̀̋̀ ̈ ̜̑̓̄́̀ ̟̏̐̅̄̑̅̄̀̒̅̋ ̊̎̋̎̇̀̕ Т̐̓́̍̈̊̎̂̀ǡ ̈ ̌̎̍̒̀̆̍̈̊̎̂Ǧ ̛̂̑̎̒̍̈̊̎̂ǡ ̈ ̛̌̎̋̎̄̕ ̖̅̋̈̍̍̈̊̎̂Ǥ вают огромные деньги в произ- водство «солидных проектов, где отражается реальная жизнь», или масштабных фэнтези вроде «Игры престолов». Наступил золотой век сериа- лов, торжествует Ваня. Героями становятся сложноустроенные (любимый Ванин эпитет) люди, а не выдуманные персонажи, которые и в первой, и в сотой серии не меняются, поскольку запрограммированы исключи- тельно на разгадывание ребусов про ограбления и убийства. Ну, насчёт персонажей-ма- сок у нас имеется собственный опыт. В «Следе» сотрудники ФЭС лет за десять слегка по- старели, но по существу всё те же. Десять лет хмурит брови начальница, десять лет орудуют пробирками эксперты, разъез- жая по лаборатории в креслах на колёсиках. И сверх того про них сказать нечего. Или в «Улицах разбитых фонарей» лейтенант Рыданов получает капитанские погоны, но больше ничем не от- личается от Рыданова начальных сезонов: по-прежнему громо- гласный, ухажористый, погло- щает зараз дюжину пирожков и в два счёта скрутит злодея. Бесспорно: молодцы ребята из Голливуда, чьи полицейские, преступники, политики и вра- чи обрели психологию, неодно- значность, то есть характеры. Доктор Хаус, гениальный диа- гност, спасающий безнадёжных пациентов, но притом саркасти- ческий мизантроп. Прожжён- ный мафиози восстанавливает душевное равновесие у пси- хоаналитика. Полицейский, в первой серии хладнокровно грохнувший напарника, дальше вдруг проявляет чудеса благо- родства. А с очень нравственным человеком происходит обратное превращение: в финале он ока- зывается негодяем, не теряя при том обаяния. Это Ваня и назы- вает «сложноустроенностью». Дескать, ненадёжность, шат- кость принципов, веры, воли — штука естественная. Как сказано у английского классика Стерна: нет людей хороших и плохих, есть хорошие и плохие обсто- ятельства. А потому не судите даже того, чьи руки по локоть в крови. Господин Ваня либерален до печёнок. Всё советское для него сплошь бесчеловечно и лживо. А вот тамошние сериа- лы смело разоблачают амери- канские пороки. Интересно, что пишет Ваня сегодня, когда в байденовских США Голливуд послушно выполняет установки властей? Когда об украинском нацизме помалкивают? Когда Вашингтон ведёт руками укра- инцев войну против России на уничтожение? Что касается Ваниных убе- ждений трёхлетней давности, то мы, скорее всего, ещё долго не дотянемся до «великих» и «вы- дающихся» забугорных сериа- лов. Хотя Ваня мог бы всё-таки помянуть, предположим, «Лик- видацию» и «Жизнь и судьбу» — произведения, ничем не уступа- ющие заокеанским достижени- ям. Но для Вани они слишком советские —по духу, отношению к стране и народу, по эстетике, наконец. О чём речь, если ему и в Штатах милы политические сю- жеты о демократической партии, чьи герои, несмотря на внутрен- ние противоречия и распри, противостоят ужасному Трампу. Последнего телеобозреватель почему-то помещает рядом с журналистами Стешиным и Ко- цем, эрудитом Вассерманом. На- помню: сегодня Стешин и Коц снимают под огнём честные ре- портажи о спецоперации. С˚ˋсс˕ˋ˪ ˓ друˎ˓е Я, признаюсь, долго не смот- рел сериалы. Трейлеры и рекла- ма не шибко обнадёживали. Снова погони, драки, трупы, ци- ничные шуточки экспертов-па- тологоанатомов, не успевающие позавтракать и попить чайку оперы. Да и в сериале о врачах вместо стетоскопов, скальпелей, шприцов внезапно появляются пистолеты, и доктора включают- ся в уголовные расследования. Собравшись-таки, однако, с силами, сел перед телевизо- ром, где начинался новый сезон «Спасской», и скоро заподозрил: то ли шесть, то ли семь сценари- стов, перечисленных в титрах, услышав Ванины советы, попро- бовали перенять рецепты (или формулы успеха) из-за рубежа. В «Спасской», если перефра- зировать Чехова, кроме донельзя запутанных уголовных дел есть ещё и пять пудов любви. Влюб- ляются, ревнуют, расстаются не только положительные герои, но и отрицательные. Крёстный отецШалаев занимается респек- табельным бизнесом и притом держит в руках весь город—под- купом и страхом. Но он вдоба- вок покорён очаровательной стюардессой. И даже женит- ся на ней. Его чувства к Кире вполне искренние. И бандиты любить умеют. Приплюсуйте к этому интеллигентные манеры и мужскую привлекательность— ну чем вам не Ванин сложно- устроенный персонаж? А Кира, кстати, родная сестрёнка непод- купной Анны Спасской, лучше- го следователя солнечного Сочи. Представляете, какой плацдарм для всевозможных коллизий за- хватили авторы? В каждой серии своя загадка, свой труп, да и не один. Спасская трудится денно и нощно. А сверх того имеется сквозная линия — охота за Шалаевым, неуязви- мым, вечно ускользающим. Ускользает он и на сей раз. Так что публике в будущем сезоне предстоит немало любопытного. В «Спасской» не упускают и малейшего шанса усложнить интригу. Начальница Анны — как будто бы закадычная прия- тельница Шалаева. Но на самом деле она его ненавидит и гото- вится схватить за руку, чтобы отомстить за убитого жениха. В доме Спасской объявляется ма- мочка Ани и Киры, бросившая их лет двадцать назад. Соврав, что у неё смертельный диагноз, она выторговывает у дочек про- щение. Короче, всё, что есть в печи, на стол мечи. Авось каж- дому зрителю найдётся что-ни- будь по вкусу. Но мне не раз хо- телось удалиться от этого засто- лья. А в конце я подумал: почему считается, что удача ждёт созда- телей криминальных сериалов? Мало ли у нас в обычной жизни событий и людей, способных вдохновить телевизионных дел мастеров. Увы, даже сериал о Черно- быле американцы сняли первы- ми. Он, естественно, довольно тенденциозный, не зря страшно понравился Ване. Здесь, впро- чем, должен я кое в чём с ним согласиться: почему наши твор- цы избегают острых, драмати- ческих тем? Про «Норд-Ост», про Беслан, про две чеченских войны. Неужели и вправду опа- саются показать, как оно всё было? Вряд ли. В скольких доку- ментальных программах даётся неприглаженная, жёсткая кар- тина российской повседневно- сти. А главное, нет ни кино, ни телефильмов, основанных на вполне позитивных историях. Об упёртых директорах, спасав- ших производства и коллекти- вы в ельцинское безвременье. О возрождении армии, оборонной промышленности уже в новом веке. Вместо этого, пока Рома спит, маме с папой предлагается ретродетектив о барышне, на- делённой даром раскрывать пре- ступления, вызывая призраков. Почему такое происходит, российское ТВ, дай ответ! Не даёт ответа. Как не слышно и внятных объяснений, почему до сих пор ни на большом, ни на малом экранах не появилось фильмов, достойных подвига наших героев, сражающихся с украинскими нацистами. Фото с сайта cultura.ru Фильм «Председатель», снятый в 1964 году, правдиво рассказал о проблемах советской деревни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz