Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
͚ 10 4 ȋ2ͣ͢00Ȍ ОБʰЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 ʦː˛ː˕˖˩ˢа˪ ˕а˘а˖˦ Н а остальных кнопках что- то рифмуют разве что рекламоделы. Закажите, заплатите, и ребята тут же раз- разятся стишком с призывом покупать обои, светильники, туалетную бумагу, средство от прыщей. Прочая поэзия для телевизи- онщиков — абсолютный нефор- мат. Ей поставлен заслон, и они уверены: чего нет в ящике, того нет в жизни. Но это не так. Наше время, конечно, не похоже на «оттепель» и романти- ческие 60-е минувшего столетия. Тогда у памятника Маяковскому толпы жадно внимали поэтам, читавшим свои творения. В мо- лодёжных кафе провинциальных городков собирались опять же послушать местных авторов и горячо обсудить, кто матери- истории более ценен — физики или лирики. Мгновенно рас- хватывали тоненькие стихот- ворные сборники, а Евтушенко и Вознесенского встречали с большим энтузиазмом, чем се- годня Киркорова, Лепса, Любовь Успенскую. Тяга к большой поэ- зии была приметой оптими- стической эпохи, веры в себя, в свою страну, в объединяющие всех идеалы. Этой веры нет и в помине у хозяев нынешнего ТВ. По- тому они и не просвещают, не пытаются не позволить душе лениться, а развлекают чем угод- но — скандалами, музыкальны- ми шоу, играми на деньги. Не все дети и внуки постаревших поклонников Рождественского и Ахмадуллиной с ними согла- шаются. Сериальному мылу «До- машнего» или неистребимому «Полю чудес» предпочитают Интернет, где наборматыва- ют нечто невразумительное, но вызывающее рэперы, царят всевозможные Ах Астаховы. Но в этом мусорном графоманском потоке нет-нет да и сверкнёт блёсточка таланта. К˙ˎˏˋ ˎ˙ˍ˙˛˪˝ ˚˞ˣ˕˓ǥ Впрочем, иногда и на феде- ральные каналы как бы контра- бандой попадают стихи. Идёт, допустим, политическая про- грамма «Вечер с Владимиром Соловьёвым». И вдруг Маргарита Симоньян от начала до конца читает стихотворение Тютче- ва. Великий поэт был великим патриотом. Он зорко подмечал все пороки николаевского режи- ма, не хуже самого Чаадаева. Но вот против России в очередной раз ополчилась «цивилизован- ная» Европа. И он прекрасно понимал: Запад хочет разрушить его Отечество. Рождённые в те дни стихи, которые вспомнила Маргарита Симоньян, сейчас во время новой русско-европей- ской войны звучат потрясающе актуально. Ложь воплотилася в булат; Каким-то божьим попущеньем Не целый мир, но целый ад Тебе грозит ниспроверженьем… Все богохульные умы, Все богомерзкие народы Со дна воздвиглись царства тьмы Во имя света и свободы! Тебе они готовят плен, Тебе пророчат посрамленье, — Ты — лучших, будущих времён Глагол, и жизнь, и просвещенье! О, в этом испытанье строгом, В последней, в роковой борьбе, Не измени же ты себе И оправдайся перед Богом… Это образец поведения подлинно русского человека в час испытаний для Родины. И урок трусоватым релокан- там, дезертирам и предателям, деликатно наречённым иноа- гентами. В одном Фёдор Иванович, по-моему, неправ. Обращаясь к России, чей дух сосредоточен прежде всего в языке, он писал: «Теперь тебе не до стихов, о сло- во русское, родное!» На войне стихи дороже, чем посреди мира и спокойствия. Не так ли было в годы Великой Отечественной? Не звучали ли под грохот пушек и бомбёжек шедевры Твардов- ского, Симонова, Суркова, Ах- матовой? Не молчат музы и теперь. Строгий историк Якеменко не слишком одобряет самодеятель- ное творчество участников СВО. Он торопит признанных мэтров взяться за дело. А я уже не за- буду бойца с гитарой, как он в минуты недолгого отдыха пел товарищам по оружию. Бард, вероятно, не обладал даром создателей «Василия Тёркина» или «Ты помнишь, Алёша, до- роги Смоленщины». Но спустя день-два он не вернулся из боя. И стоит ли свысока разбирать его искренние горячие строки, оставленные живым? К тому же написаны уже и стихи, и даже поэмы, отмеченные профессиональным мастерством и заразительной силой. Имена поэтов Анны Ревякиной и Анны Долгарёвой знают теперь по- всюду. И написанное ими через сотни километров соединяется с произведениямиЮнныМориц, Александра Проханова… Только что в Санкт-Петер- бурге презентовали антологию «Поле битвы. Русские поэты о войне и мире. 2014–2023». В неё вошли стихи 45 авторов из разных уголков России. Но теленачаль- ство ничего не за- мечает. Ему это неинтересно. Н а П е р - вом канале появился было цикл «Свои». В нём допустили в эфир поэ- тов, пишущих на Донбассе и о Донбассе. Да продержался он считанные недели. Его убрали без долгих объяснений. Хотя о причинах догадаться несложно. Что, господин Эрнст, владель- цы банков и торговых сетей не спешат давать рекламу в такой проект —политический, да ещё и поэтический? А без высочайших рейтингов и денежных потоков свои сразу становятся чужими? Т˓ˣ˓˘˦ ˠ˙ˢ˞ǡ ˝˓ˣ˓˘˦Ǩ Есть такой русский (русский ли?) литератор. Его страшно полюбили в Европе. Переводят, издают в самых «передовых» странах. Ну нравится там, как он описывает омерзительных советских вождей, упоённо предающихся гомосексуаль- ным играм. Кроме романов он публикует эссе. В одном из них предъявлен счёт советской власти за уничтожение элит. Дескать, после красного катка, снявшего весь плодородный гумус, в России пророс генети- ческий трэш — сплошь шарико- вы, швондеры и зощенковские обыватели. Ещё в детстве на бу- дущего эссеиста произвёл неиз- гладимое впечатление разговор его бабушки с подругой, которая сокрушалась: «Анечка, еду в метро — морды, морды, морды. Ни одного лица!» Захлопнув книжку, вспо- минаю пор- треты Николая Островского, Валерия Чка- лова, академи- ка Курчатова, космического конструктора Королёва, нашего земляка, но- белевского лауреата Басова, Юрия Гагарина. Это у них-то не лица, а морды? А потом сни- маю с полки том произведений поэтов, павших на Великой От- ечественной. С фотографий на меня смотрят почти мальчики, комсомольцы, талантливые, благородные, верные. Благород- ством и преданностью родной земле были пронизаны и их стихи, Когана, Кульчитского, Отрады и десятков других. А те, кто дожил до победы, создал пласт прекрасной послевоен- ной поэзии. Так что светочу отталкивающего, подлого по- стмодернизма стоит, извините, заткнуться. Правда, не без нашей вины наши дети мало что знают об этом поколении. И низкий по- клон «Культуре» за то, что этот телеканал возвращает нам забы- тые имена с надеждой, что не пе- ревелись ещё на Руси неленивые и любознательные. Допустим, если юбилей Расу- ла Гамзатова на всех каналах по- мянули вскользь, Игорь Волгин на «Культуре» в своей «Игре в бисер» посвятил ему прекрасную передачу, открывшую публике, что Гамзатов не только автор «Журавлей». На том же канале придумали неожиданную рубрику: «Три минуты тишины». Тишину тут надо понимать метафориче- ски, когда ты отключаешься от суеты, от поглощения бур- геров, от радостных куплетов, обещающих десятипроцентный кешбэк, от «выгодоворота» (по- явилось-таки в телике такое словцо) и смотришь, слушаешь старые записи выступлений поэтов. Три минуты с тобой Давид Самойлов, Игорь Шкля- ревский, Павел Антокольский. Встреча с ними не сулит ни- какой материальной пользы. Но кроме дешёвых распродаж существует что-то, чего не су- нешь в целлофановый пакет, не спрячешь в кошелёк. Однако без этого мы рискуем и вправду потерять лицо. И оно превра- тится в тупую, безразличную ко всему морду. Вам не кажется, господа, что пора бы каждому фе- деральному каналу стать «Культурой»? Фото со страницы Анны Долгарёвой во «ВКонтакте» Моих стихов пусть золотой запас Сияет всем средь хаоса событий. Спасительным он станет, может быть, В наш чёрный век, как Ариадны нить. Расул Гамзатов Н̀ ̒̅̋̅̂̈̄̅̍̈̈ ̑̒̈̈̕ ̍̅ ̞̆̀̋̓̒Ǥ И̕ ̎̒̏̐̀̂̈̋̈ ȋ̑̎̑̋̀̋̈ǫȌ ̒̎ ̋̈ ̂ ̇̀̏̎̂̅̄̍̈̊ǡ ̒̎ ̋̈ ̂ ̖̞̐̅̇̅̐̂̀̈ ̊̀̍̀̋̀ ǼК̜̓̋̒̓̐̀ǽǡ ̊̓̄̀ ̛̞̟̍̀̂̅̄̂̀̒̑ ̛́̎̒̀̍ ̈ ̛̝̑̒̅̒Ǥ Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Стихи Анны Долгарёвой многие называют голосом Донбасса П̎̊̀ ̛̈̍̅ ̊̎̐̈̔̅̈ ̛̋̈̒̅̐̀̒̓̐ ̜̇̀̒̀̈̋̈̑ǡ ̛̞̂̆̈̄̀̒ǡ ̍̀̐̎̄ ̑̀̌ ̛̐̀̑̑̊̀̇̂̀̅̒ ̂ ̦̑̂̎̌ ̗̒̂̎̐̅̑̒̂̅ ̎ ̒̎̌ǡ ̊̀̊ǡ ̗̇̀̅̌ ̈ ̗̏̎̅̌̓ ̞̂̎̅̒ ̑ ̖̍̀̈̑̒̀̌̈Ǥ ТЕПЕРЬ ТЕБЕ НЕ ДО СТИХОВǫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz