Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
13 / 09 /23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» ʩː˘ˏː˘ˡии 21 БУДЕМ ʝИТЬ ПОǧЗИМНЕМУ Правительство России не под- держало восстановление сезонного перевода времени. Об этом гово- рится в официальном заключении кабмина на законопроект «Об ис- числении времени». Авторы ини- циативы предложили переводить стрелки часов в последнее воскре- сенье марта на час вперёд, а в последнее воскресенье октября — на час назад «в целях рациональ- ного использования светлого вре- мени суток». В заключении правительства говорится, что в проекте зако- на отсутствует информация об ожидаемом социально-эконо- мическом эффекте. Также нет данных об увеличении потреб- ления электроэнергии и росте количества ДТП, отсутствуют сведения о снижении уровня безопасности граждан, показа- тели сельскохозяйственных и строительных работ при суще- ствующем и предполагаемом времяисчислении. На сегодняшний день из- вестно, что экономия от пере- вода часов незначительна — она не превышает 0,5%, тогда как отрицательные последствия су- щественны. У˚˛ˋˍ˖ː˘˓ː ˋ˕˝˓ˍ˘˙˜˝˧˩ Применение перехода на лет- нее и зимнее время пришлось на XX век. «Это было оправдано. Страны находились на стадии развития промышленности, люди массово утром ходили на производство, рабочий день продолжался долго, совсем не восемь часов», — поясняет Па- вел Селезнёв, декан факультета международных экономиче- ских отношений Финансового университета при Правитель- стве РФ. Соответствие рабочего дня солнечному времени тогда приносило ощутимый эконо- мический эффект и помогало сэкономить уголь за счёт сокра- щения потребления энергии для освещения, говорит эксперт. В прошлом веке зимнее и летнее время было эффектив- ным способом управления ак- тивностью населения в течение суток. «В нынешних условиях, когда рабочий день становится размытым и всё большее число сотрудников трудится по сво- бодному графику, подгонка ра- бочего дня под астрономическое время не так актуальна», — счи- тает Селезнёв. К тому же перевод времени не влияет на постоянно действу- ющие производства в тяжёлой промышленности, которые поглощают основную массу электрической энергии. При внесении законопроек- та в этом году его авторы оце- нили возможную экономию в 2,5 миллиарда киловатт-часов в год, то есть 0,2% потребляе- мой энергии. Эта цифра близка к статистической погрешности. ǼВ˛ː˗ː˘˘˦ːǽ ˘ː˞ˏ˙ˌ˜˝ˍˋ При отсутствии дефицита электроэнергии отрицательные последствия перевода часов перевешивают положительный эффект, считает Павел Грибов, доцент кафедры экономиче- ской безопасности РАНХиГС. Необходимо перестраивать расписание транспорта. В дни перехода на другое время растёт количество опозданий на само- лёт, поезд и на работу. Более половины граждан замечают отрицательные последствия для здоровья. Люди чаще жалуются на обострение сердечно-сосуди- стых заболеваний. Стресс испытывают даже животные. Привыкшие к опре- делённому графику, они с тру- дом перестраиваются. Больше всего аграрии жалуются на па- дение надоев молока. На пред- приятиях, которые полностью или частично автоматизированы и имеют круглосуточный цикл работы, повышается риск сбоев в программном обеспечении. Россияне уже привыкли к от- сутствию перевода часов, освои- лись с одним режимом времени, и нет смысла ломать устоявшую- ся систему, считает Грибов. Переход на летнее и зимнее время был отменён в России в 2011 году. Создание «усто- явшейся системы» з аняло несколько лет. Россия стала жить по летнему времени. В 2014 году президент Владимир Путин утвердил поправки, ко- торые позволили вернуться на зимнее время. На рассмотрение уже не раз поступали законо- проекты с предложением вер- нуться к сезонному переводу часов — в 2019 и 2021 годах, од- нако их не поддержали. Ирина Жандарова Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» ИДʽТ НА РЕКОРД АВТО РЫНОК Н̟̅̑̌̎̒̐ ̍̀ ̗̄̀̍̎Ǧ̎̒̏̓̑̊̍̎̉ ̑̅̇̎̍ ̈ ̛̘̏̎̂̅̍̈̅ ̖̅̍ ̍̀ ̀̂̒̎̌̎́̈̋̈ǡ ̏̐̎̄̀̆̈ ̛̍̎̂̕ ̛̋̅̃̊̎̂̕ ̘̌̀̈̍ ̂ ̀̂̃̓̑̒̅ ̛̂̏̅̐̂̅ ̑ 2021 ̃̎̄̀ ̏̐̅̎̄̎̋̅̋̈ 100Ǧ̛̟̗̞̒̑̍̓ ̎̒̌̅̒̊̓Ǥ В ̜̘̄̀̋̍̅̉̅̌ ̞̏̐̎̃̍̎̇̈̐̓̒ ̑̍̈̆̅̍̈̅ ̒̅̌̏̎̂ǡ ̍̎ ̛̜̏̎̋̎̆̈̒̅̋̍̉ ̒̐̅̍̄ ̟̑̎̐̀̍̈̒̑̕Ǥ П̎ ̈̒̎̃̀̌ ̃̎̄̀ ̐̎̑̑̈̉̑̊̈̉ ̛̀̂̒̎̐̍̎̊ ̌̎̆̅̒ ̗̜̄̎̑̒̈ ̙̦̅ ̎̄̍̎̉ ̊̐̓̃̋̎̉ ̛̖̈̔̐ Ȅ ̌̈̋̋̈̎̍ ̘̌̀̈̍Ǥ Александр Чупров З а последний летний месяц россияне приобрели 109,7 тысячи легковых авто. Это в 2,6 раза больше, чем годом ра- нее, сообщили эксперты агент- ства «Автостат». Всплеск спроса был вызван опасениями поку- пателей, что из-за ослабления рубля и индексации утильсбора машины подорожают. Пː˛ː˚˓˜ˋ˖˓ ˚˛ˋ˔˜Ǧ˖˓˜˝˦ В свою очередь, генеральный директор холдинга «Автодом» Андрей Ольховский утвержда- ет, что сделки по продаже авто- мобилей не происходят в один момент, а требуют определённых шагов как со стороны покупате- ля, так и со стороны продавца. Результат августа — это работа дилеров в июле. По мнению экс- перта, объёмы продаж обуслов- лены доступностьюфинансовых продуктов. Между тем, в последний ме- сяц лета сразу 15 брендов, офици- ально представленных на россий- ском авторынке, переписали свои прайс-листы. Столь масштабное повышение цен на новые ма- шины зафиксировано впервые с мая прошлого года. Причём у большинства моделей в августе оно уложилось в десятки тысяч рублей, а у некоторых измеряется сотнями тысяч и в отдельных слу- чаях даже превысило 1 миллион. Стоит отметить, что цены повысили не только китайские производители, многие из ко- торых поставляют автомобили в нашу страну по импорту, но и отечественные — АвтоВАЗ, УАЗ и «Москвич», хотя для них утили- зационный сбор компенсируется государством. По словам Андрея Ольховского, нет однозначной динамики роста стоимости — у каждого бренда индивидуальная стратегия продаж. У кого-то — хеджирование курса юаня, у ко- го-то — запасы, которые надо продать. О˚˝˓˗˓˜˝˓ˢ˘˦ː ˚˛˙ˎ˘˙˒˦ У автодилеров уже не оста- лось автомобилей, ввезённых в Россию до повышения утилиза- ционного сбора. Поэтому рост ставки не успел в полной мере отразиться на стоимости новых машин, поставляемых в нашу страну, убеждён руководитель дилерского направления автомо- бильного маркетплейса Евгений Житнухин. Обновления прай- сов стоит ждать уже в сентябре — рост цен может составить 10–20%, предполагает эксперт. Пошли на спад и объёмы им- порта. Так, в прошлом месяце в В 2023 году в России будет продано 940 тысяч автомобилей (+50% к 2022 году) 990 тысяч автомобилей (+58%) Негативный сценарий предусматривает реализацию КАК МЕНЯЛАСЬ СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ НОВОГО ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ (I полугодие) средняя стоимость млн руб. изменения к предыдущему году, % 2020 2021 2022 2023 +7 1,69 1,99 2,39 2,68 +20 +18 +12 страну было ввезено 71,7 тысячи новых легковых авто, тогда как в июле этот показатель составлял 80,3 тысячи экземпляров, следует из данных «Автостата». Основ- ным поставщиком является Ки- тай, чья доля в августе достигла 86,7%от общего объёма импорта. Если в дальнейшем россий- ский авторынок будет сбавлять обороты, кривая продаж всё рав- но останется в положительной зоне. Тем более по итогам восьми месяцев 2023-го в России уже ре- ализовано 607 тысяч автомоби- лей — немногим меньше, чем за весь прошлый год (626,3 тысячи штук). По сравнению же с до- санкционным 2021 годом (более 1,5 миллиона машин) уровень продаж в нынешнем году будет как минимум на треть ниже. Возможно, к концу года удастся преодолеть планку в миллион. Повлиять на это мо- гут сдвиг сроков ограничений по параллельному импорту на 1 января, а также стабилизация курса национальной валюты и её возможное укрепление до уровня 87—90 рублей за доллар США.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz