Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
бенностей экспедиций стало то, что в ней участвовал известный рязанский живописец Макси- милиан Пресняков. Во время путешествий он сделал несколь- ко десятков зарисовок, живо- писных и акварельных этюдов. Его работы, а также репродук- ции Кошарова легли в основу выставки, которую рязанские исследователи организовали в Липецке. На ней были представлены не только этюды, но и образ- цы минералов, найденных на Тянь-Шане, элементы экипи- ровки группы Петра Семёно- ва и фотографии, сделанные современными исследовате- лями. Но главное место всё же было отведено эмоционально окрашенным и одновременно документально точным горным пейзажам. — Сейчас тяже- ло представить, в каких экстремаль- ных условиях ра- ботал Павел Коша- ров, отправившись в это путешествие. Задерживаться на одном месте было сложно и опасно. Повсюду подстере- гали дикие звери, а киргизские пле- мена так и норо- вили взять иссле- дователей в плен. Поэтому рисовать приходилось очень быстро. Вместе с тем нельзя не отме- тить скрупулёзность работы художника, его творческую цеп- кость и ясность, — рассказал научный сотрудник музея- — Воздух в горах очень раз- режённый. Постоянно задыха- ешься и испытываешь невыно- симую усталость. А хуже всего— перепады температур. Только было +30, и ты шёл в легкой во- долазке, и вот спустя 20 минут уже едва ли не мороз, — вспо- минает Максимилиан Прес- няков. А однажды лагерь путеше- ственников завалило снегом. В тот день они остановились неподалеку от ущелья Джууку. Метель просто не позволила идти дальше. — Все улеглись в палатки, а я принялся рисовать, спря- тавшись за скалу. И так всегда: когда все идут — я тоже иду, а когда все отдыхают — сажусь пи- сать, — смеётся художник. Но высокогорная погода весьма изменчива. С первыми утренними лучами весь снег рас- таял. ʝ˓ˍ˙˚˓˜ːˡ ˜ ˛˩˕˒ˋ˕˙˗ ˒ˋ ˚˖ːˢˋ˗˓ И это далеко не единствен- ная трудность, с которойМакси- милиан Пресняков столкнулся, рисуя в полевых условиях. — В то время как у исследо- вателей в рюкзаках только своё снаряжение, я нёс ещё целых 12 килограммов красок. Вес набрался благодаря тюбикам с маслом, поэтому взял в поход только самые важные цвета. Ча- сто писал акварелью, но из-за влажности она могла растечься, С незапамятных времён горы завораживают, за- ставляют трепетать перед своим величием. Окутанные об- лаками вершины напоминали древним людям могуществен- ных богов, вершащих судьбы мира. Название Тянь-Шань так и переводится — «божественные горы». По легендам, на них оби- тал верховный владыка мира Тенгри. Спустя столетия ин- терес к горам не ослабел. В XIX веке недоступный Тянь-Шань притягивал к себе как иссле- дователей со всего света, так и живописцев, стремящихся за- печатлеть его величественные хребты и просторные долины. Одним из смельчаков, ре- шившихся покорить «боже- ственные горы», был наш зем- ляк Пётр Семёнов, а сопрово- ждал его художник Павел Ко- шаров, присоединившийся ко второму походу учёного. Одной из задач исследова- телей было сделать множество этюдов и рисунков, изобража- ющих горные пейзажи, ледни- ки, обычаи местного населе- ния, их одежду и устройство жилищ. В˜˖ːˏ ˒ˋ ˓˜˜˖ːˏ˙ˍˋ˝ː˖˪˗˓ ˚˛˙ˣ˖˙ˎ˙ В 2014 – 2015 годах Рязан- ский музей путешественников организовал две экспедиции на Тянь-Шань. Современные ис- следователи прошли маршру- тами, проложенными их пред- шественниками. Целью похода было сопоставить рисунки, сде- ланные Кошаровым, с реальны- ми локациями. Одной из осо- ОБʰЕСТВЕННОǧПОЛИТИʮЕСКАЯ ГАЗЕТА ʙ˒ˎ˖˪ˏ ˍ ˚˛˙ш˖˙ː 22 ͚ ͵ (26691) В̛̑̒̀̂̊̀ ǼТ̗̂̎̐̅̑̒̂̎ ̍̀ ̘̂̅̐̈̍̅ǽ ̎́̅̄̈̍̈̋̀̚ ̛̐̀́̎̒ ̄̂̓̕ ̓̄̎̆̍̈̊̎̂̕ ̈̇ ̛̐̀̇̍̕ ̝̏̎̕Ǥ ʮ̛̒̎́ ̜̑̐̀̂̍̈̒ ̑ ̏̅̐̂̎̎́̐̀̇̀̌̈ ̐̈̑̓̍̊̈ П̀̂̋̀ К̘̎̀̐̎̂̀ǡ ̛̊̎̒̎̐̉ ͱ͵Ͱ ̋̅̒ ̍̀̇̀̄ ̑̎̏̐̎̂̎̆̄̀̋ П̅̒̐̀ С̦̅̌̍̎̂̀ǦТ̟̍Ǧʯ̀̍̑̊̎̃̎ ̂ ̅̃̎ ̇̍̀̌̅̍̈̒̎̉ ̝̖̊̑̏̅̄̈̈̈ǡ ̖̆̈̂̎̏̈̑̅ М̀̊̑̈̌̈̋̈̀̍ П̟̐̅̑̍̊̎̂ ̘̦̏̐̎̋ ̏̎ ̒̎̌̓ ̆̅ ̘̌̀̐̐̓̒̓ ̈ ̗̇̀̏̅̀̒̋̅̋ ̟̞̙̏̎̒̐̑̀̈̅ ̛̂̈̄ ̃̎̐ ̈ ̑̒̅̏̅̉ К̈̐̃̈̇̈̈Ǥ Кирилл Меринов ОСОБЕННОМЕНЯ ПОРАЗИЛИ ТРАДИЦИОННЫЕ НАДГРОБИЯ НА КИРГИЗСКОМ КЛАДБИЩЕ. РАЗЛИЧНЫЕ ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ ДОПОЛНЯЛИ ДРУГ ДРУГА. ТАММОЖНО ВСТРЕТИТЬ И ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧАСОВНИ, И ДРЕВНИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ В ВИДЕ ПИРАМИД, И ДАЖЕ РАСПИСАННЫЙ ПОРТАЛ, СОЕДИНЯЮЩИЙМИР ЖИВЫХ СМИРОМДУХОВ Максимилиан Пресняков, художник ʤЕʟʞʙЕʛАʤʤʲЕ ʛʥʧʥʚʟ Н̛̅̊̎̒̎̐̅ ̍̀́̐̎̑̊̈ǡ ̛̑̄̅̋̀̍̍̅ ̂ ̃̎̐̀̕ М̀̊̑̈̌̈̋̈̀̍̎̌ П̛̟̐̅̑̍̊̎̂̌ǡ ̂̏̎̑̋̅̄̑̒̂̈̈ ̋̅̃̋̈ ̂ ̎̑̍̎̂̓ ̜̍̅̑̊̎̋̊̈̕ ̊̀̐̒̈̍Ǥ У̗̀̑̒̍̈̊̎̌ ̂̒̎̐̎̉ ̝̖̊̑̏̅̄̈̈̈ Р̟̇̀̍̑̊̎̃̎ ̟̌̓̇̅ ̘̏̓̒̅̅̑̒̂̅̍̍̈̊̎̂ ̛́̋ ̏̎̒̎̌̎̊ ̇̍̀̌̅̍̈̒̎̃̎ ̟̈̑̑̋̅̄̎̂̀̒̅̋ А̋̅̊̑̀̍̄̐ С̦̅̌̍̎̂ǦТ̟̍Ǧʯ̀̍̑̊̈̉Ǥ О̍ ̎̒̏̐̀̇̄̍̎̂̀̋ ̍̀ Т̟̜̍Ǧʯ̀̍̅ ̦̑̂̎ ͷͰǦ̋̅̒̈̅Ǥ Р̈̑̓̍̊̈ П̀̂̋̀ К̘̎̀̐̎̂̀ ̜̈̑̏̎̋̇̎̂̀̋̈ ̏̐̈ ̎̔̎̐̌̋̅̍̈̈ ̔̀̑̀̄̀ Л̖̈̏̅̊̎̃̎ ̏̅̄̓̍̈̂̅̐̑̈̒̅̒̀Ǥ усадьбы П.П. Семёнова-Тян- Шанского «Рязанка» Александр Богданов. ʴ˕˜˚ːˏ˓ˡ˓˪ ˍ ˜˘ːˎˋˠ Столкнуться с трудностями пришлось и нашим современни- кам. Пускай за нимине охотились кочевники, зато путешественни- ки попадали в снежные метели, а под палящими лучами солнца можно было легко получить ожог. Бедные киргизы Большой Орды. П. Кошаров Ущелье Джууку. На оз. Верхнем. Снег выпал. М. Пресняков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz