Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʧе˝ро˜˚ек˝˓ˍа 21 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 2͟ Ȁ ͤ͜ Ȁ 2͟ В ʡИНЕМАТОʚʧАlzЕ ЕЛЕЦ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ СРАЗУ. ЕСТЬ В НЁМ КАКАЯ-ТО ПОДЛИННОСТЬ, НЕБРОСКАЯ КРАСОТА СТАРОГО РУССКОГО ГОРОДА, НЕ ИСПОРЧЕННОГО СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. ГОРОДУ УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ СВОЙ КУПЕЧЕСКИЙ ДУХ И НЕПОВТОРИМУЮ АТМОСФЕРУ. ДО СИХ ПОР С БОЛЬШОЙ ТЕПЛОТОЙ ВСПОМИНАЮЭТИ СЪЁМКИ Александр Толкачёв, художник-постановщик Со съёмок фильма «Жила-была одна баба» Дарья Екамасова Кадр из фильма «Бесконечность» значили. Их играют Валентина Беляева и Майя Булгакова. В 1980 году на НЛМЗ были сняты эпизодыкинокартины «От зимы до зимы» Олега Никити- на. По сюжету металлургам в ко- роткий срок предстоит освоить выпуск новой марки стали. В фильме снимались Всеволод Ла- рионов, Всеволод Санаев, Борис Щербаков, Любовь Стриженова, Мария Виноградова. В фильме «Время сыновей» 1986 года Евгения Матвеева по мотивам романа Иосифа Гера- симова «Пробел в календаре» о семье учёных-металлургов есть индустриальные пейзажи и виды Нижнего и Верхнего парков. С˚ˋс˓ˌ˙ ˒ˋ Ǽʝ˓в˙˔ǽ Следующего появления на широком экране Липецка при- шлось ждать почти 20 лет. В 2003-м Всеволод Шиловский снимал здесь эпизоды в гастро- лировавшем в городе цирке- шапито Никулина для своей картины о любви гимнаста и журналистки «Не все кошки серы» с МариейШукшиной. В сентябре 2004 года режис- сёр Александр Велединский, работавший над популярными сериалами «Бригада» и «Закон» и выпустивший дебютный фильм «Русское» по прозе Эдуарда Ли- монова, снял в наших краях кар- тину по сценарию, написанному им вместе сИгоремПорублёвым. Главный герой мистической дра- мы «Живой» — бывший солдат- контрактник Кир (Андрей Ча- дов) — возвращается с чеченской войны потерявшим ногу инвали- дом. По пути домой его сопро- вождают призраки погибших в горах армейских друзей (Максим Лагашкин и Владимир Епифан- цев), пожертвовавших ради него своими жизнями. Часть сцен сняты в промышленном городе, часть — в глубинке. Художник- постановщик картины — липча- нин Эдуард Галкин—предложил Велединскому отправиться в экс- педицию в Липецк и Елец. Сцены городского праздника снимали на Соборной площади, эпизод с убийствомшашкой кор- румпированного начфина — в гаражах на Соколе. На кладби- ще посёлка Тракторостроителей, куда по сюжету Кир пришёл проведать могилы однополчан, братья Чадовы впервые оказа- лись вместе в кадре. Младший, Алексей, играл священника, отца Сергия «Пересвета». Для создания образа ему пришлось клеить бороду. По словам Чадо- ва, на роль батюшки он получил благословение у своего духовни- ка в Москве, а также у одного из липецких священников. В кино попала и мозаика в подземном переходе у Нижнего парка — нетрезвый Кир здоро- вался с рукой на гербе. А в одном из кафе неподалёку произошёл казус. Возвращаясь со съёмок, Чадов и Епифанцев захотели перекусить. Однако охрана не узнала кинозвёзд в камуфляже и не пустила их в заведение из-за несоответствия дресс-коду. После месяца работы в Ли- пецке съёмочная группа, жив- шая в одном из корпусов сана- тория «Парус», переехала в Елец, виды этого города также вошли в фильм. Не ˓с˚˙рˢе˘ ˡ˓в˓˖˓˒ˋˡ˓е˔ Старинные улочки Ельца и его живописные виды также ча- сто привлекали внимание кине- матографистов. Каракумовский мост, елецкую ТЭЦ, городские улицы можно увидеть в фильме 1972 года «Красные пчёлы» Лео- нидаМакарычева о противосто- янии пионерского отряда и от- ряда скаутов из детей нэпманов. В массовых сценах снимались ученики 8-й и 12-й школ Ельца. Из звёзд в картине участвовал Михаил Кононов. В производственной коме- дии Антона Васильева 1982 года «Красиво жить не запретишь…» сюжет основан на конфлик- те между косным директором провинциальной текстильной фабрики и художником-моде- льером, стремящимся к само- выражению. В фильме играли Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Бурков. На экране — елецкая швейная фабрика, вок- зал, Вознесенский собор, го- родские куранты. В 1989 году в Ельце снимали картину «Кому на Руси жить…», действие которой происходит в 30 — 50-е годы прошлого столе- тия. Сценарий фильма написал известный кинодраматург Эду- ард Володарский, проживший в Ельце три года. Поэтому, когда выбиралась натура для съёмок, режиссёр Михаил Ведышев остановил свой выбор на этом городе. Главную роль исполнил актёр Алексей Булдаков, а ху- дожником фильма был наш зем- ляк Валерий Иванов. В конце 80-х режиссёры Юрий и Ренита Григорьевы сни- мали в Ельце эпизоды фильма «Мальчики» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», удостоившегося приза «Золотой Витязь». Извест- ный режиссёр Марлен Хуциев в 1991 году снял в Ельце картину «Бесконечность» о поисках себя героем, вернувшимся на малую родину. Фильм получил две на- грады престижного Берлинского кинофестиваля. В начале 2000-х в Ельце сни- мали сериал «Тёмная лошадка» Сергея Газарова в жанре крими- нальной комедии с Даниилом Спиваковским, Александром Леньковым, Владимиром Стек- ловым. Елец «сыграл» в картине роль города Старинска. Осенью 2012 года съёмоч- ная группа Андрея Малюкова выбрала Елец для работы над сценами четырёхсерийного фильма «Поединок» по моти- вам произведений «Поединок», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка», «Штабс-капитан Рыбников», во- шедшего в масштабный проект Первого канала «Куприн». — Елец мне понравился сразу, — признался тогда ав- тору этих строк художник-по- становщик фильма Александр Толкачёв. —Есть в нём какая-то подлинность, неброская кра- сота старого русского города, не испорченного современной цивилизацией. Меня сразу же поразили деревянные двери до- мов, точно как в старину, сейчас такие очень сложно найти. Мы объездили в поисках натуры де- сятки городов по всей России, и только древний, самобытный Елец полностью подошёл нам. Городу удалось сохранить свой купеческий дух и неповтори- мую атмосферу. До сих пор с большой теплотой вспоминаю эти съёмки. Елецкий краеведческий музей превратили в респекта- бельный офицерский бордель, а городские переулки с помощью бутафории «состарили» лет на сто. Несколько десятков горо- жан и воспитанники елецкого конно-спортивного клуба «Кри- сталл» участвовали в массовых сценах, а актёры елецкого театра «Бенефис» были заняты в эпизо- дических ролях. Сцена пикника в повести Куприна происходит весной, снимали же этот эпизод на бере- гу реки глубокой осенью. Что- бы защитить актёров от дождя, обустроили беседку с видом на Вознесенский собор. После съёмок беседка у реки осталась ельчанам на память. П˙˨˒˓˪ Зˋд˙˘ˤ˓˘˦ Красоты Задонского края как будто созданы для кинема- тографа. В 1959 году вышла био- графическая картина режиссёра Владимира Герасимова «Песня о Кольцове». Ряд сцен драмы о жизни русского поэта (его играл Виталий Коняев) снимали в селе Ксизово Задонского района. Лента стала дебютом в кино для актрисы Татьяны Лавровой. Она исполнила роль Вари Лебеде- вой — любимой девушки поэта. Стоящее на берегах Дона село Кашары можно увидеть в одной из сцен сериала Юрия Мороза «Братья Карамазовы», созданного в 2009 году по одно- имённому роману Достоевского. В эпизодах снимались участники елецкого клуба военно-истори- ческой реконструкции «Копьё», а роли монахов исполнили несколько студентов ЕГУ. Часть эпизодов фильма ре- жиссёра Андрея Смирнова «Жи- ла-была одна баба» 2011 года были сняты на Задонской земле, а также в Ельце. Съёмки про- ходили в 2009 году. В картине было занято более сотни наших земляков, в том числе актёры ли- пецких театров. Люди, одетые в старинные костюмы, изобража- ли жителей Тамбовской губер- нии начала прошлого века. С участием местной массов- ки снималась большая сцена молебна в Задонском мужском монастыре. В Задонск для съёмок приезжали Максим Аверин, Да- рья Екамасова, Людмила Поля- кова и другие известные арти- сты. Художник-постановщик Владимир Гудилин — родом из Ельца. Картина Андрея Смир- нова о жизни русской деревни в 1909 — 1921 годах получила премию Российской академии кинематографических искусств «Ника» в нескольких главных но- минациях. Фото Николая Черкасова, filmz.ru и из архива «Липецкой газеты»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz