Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ком ? Когда знает , как эта служба тяжела и опасна ? ó Я бы ещё раз повто - рил свой путь ! ó решительно заявляет Василий Степано - вич . ó Летать ó это ни с чем не сравнимое удовольствие ! И сейчас полетел , если бы можно было . А что опасно , так лётчики об этом не ду - мают . Главное ó выполнить хорошо задание . Мы служили не за ордена , а чтобы Родину защищать . Фото Ольги Беляковой и из семейного архива В . Сывороткина к 30- летию Советской Ар - мии и Флота . Но , учитывая , что вручили её в 1948 году , а ныне нашим Вооружённым силам уже 105 лет , медаль эта ó настоящий раритет . В 1951 году Сывороткин особым приказом был до - пущен к полётам на бое - вых самолётах в сложных метеоусловиях . ´ Летает днём и ночью , все полётные зада - ния выполняет на ´ хорошо ª и ´ отлично ª , ó написано в одном из представлений к очередной награде . И в 1956- м на его груди появляется медаль ´ За боевые заслуги ª , а в 57- м ó орден Красной Звезды . А вот заслуженный ор - ден Красного Знамени он ждал долго . И представле - ние к награждению старшего лейтенанта Василия Сыво - роткина было отправлено в 1958- м , и основания были неоспоримые . Но орден так и не нашёлся . А произошло вот что . Представление было подписано 8 января , а 11 фев - раля 58- го вышел указ , от - менивший награждение орденом Красного Знаме - ни за освоение реактивной техники в сложных условиях полёта . Тогда многие лётчики ´ пролетели ª мимо этого ордена . Вот что об этом пи - сал знаменитый лётчик - ис - пытатель , будущий Герой Советского Союза Степан Микоян , которому не вез - ло с госнаградами : ´ Так же было и с наградами за осво - ение полётов в сложных метеоусловиях . Я получил орден Красной Звезды , а когда налёт в сложных усло - виях достиг определённой величины , меня в числе большой группы лётчиков ВВС представили , как по - лагалось , к ордену Красно - го Знамени . Указ не успе - ли подписать ó этот вид награж дений отменили ...ª . ʚлавное ! задание выполнить А ведь полёты на техни - ке того времени в сложных метеоусловиях были дей - ствительно сродни подвигу . И даже опытные лётчики , прошедшие фронт , порой погибали в тренировочных полётах . Да и человеческий фактор очень много значил . К примеру , в 1957- м в испытаниях самолёта Ил -28 Василию Сывороткину до - велось в течение 15 суток подряд участвовать в днев - ных и ночных полётах . Он тогда служил в Воронеже , в инструкторско - испытатель - ном полку , где готови - лась инструк - ция для ВВС на случай исполь - зования самолёта в боевых действиях . И вот уже к концу испы - таний в одном из полётов на высоте 8600 метров пило - ту стало плохо . ó Ночь , самолёт бол - тает , метеоусловия как раз самые неподходящие . А тут такое . Пришлось взять управление на себя и ле - теть дальше по заданному маршруту , ó вспоминает штурман Сывороткин . ó У меня были три боевых бом - бы старого образца , кото - рые следовало сбросить в три захода . Но я бросил их серией ó потом оказалось , что навёл отлично , цель поразил . И развернулся на базу . Полёт длился два с по - ловиной часа . К Воронежу подлетаем , облака рассея - лись . Посадку производил уже сам лётчик , и , конечно , она была нештатной . Но машину посадили , задание выполнили , сами живы . Пожарные , санитарные ма - шины уже мчались на по - мощь . Пилота тогда отвезли в госпиталь , а потом списа - ли . А Сывороткин продол - жил летать . А если сейчас вернуться в детство , в тот день , когда самолёт сел в поле за селом и ребята стремглав помча - лись посмотреть на него вблизи ? Стал бы он лётчи - ные , запасные , резервные части , школы с шестиме - сячным сроком обучения . А после Победы желающие могли поступить в военные училища . Без колебаний Ва - силий выбрал Харьковское военное авиационное учи - лище штурманов . ʬроника пикиру˩ˤего ˌо˗ˌардировˤика ó Медицинскую комис - сию прошёл с блеском ! ó вспоминает ветеран собы - тия почти 80- летней дав - ности . ó Здоровье у меня всегда было отменное , и я постоянно поддерживал фи - зическую форму . Всё - таки мечтал об авиации , а туда отбор строгий . В 1949- м Василий Степа - нович окончил училище . И начал летать на легендарной ´ Пешке ª ó пикирующем бомбардировщике Пе -2, самом массовом в ВВС времён Второй мировой войны . Старшее поколе - ние хорошо помнит фильм ´ Хроника пикирующего бомбардировщика ª , снятый в 1967 году , чуть ли не доку - ментально показывающий работу ´ рыцарей воздуха ª на этой заслуженной , много сделавшей для Победы ма - шине . Неслучайно её назы - вали королевой бомбарди - ровки . ó Сейчас я , наверное , единственный на всю Рос - сию лётчик , который летал на Пе -2, ó говорит Васи - лий Степанович . ó К на - чалу 1940- х это был один из самых современных со - ветских боевых самолётов . Выпустили их за четыре года свыше 11 тысяч . А в 45- м сняли с производства . Но эксплуатировалась ´ Пеш - ка ª до 1954- го , в частности , за границей : в Югославии , Польше , Чехословакии . За границей после окон - чания училища и служил Сывороткин . Там же пере - учивался на реактивную тех - нику . Потом 10 лет летал на Ил -28 ó первом реактивном фронтовом бомбардиров - щике , создававшемся , как и Пе -2, под экипаж из трёх человек ó пилота , штурмана и стрелка - радиста . В 1953 году его напра - вили служить в тамбовский Центр боевого применения ВВС , вскоре передислоци - рованный в Воронеж , а в 1960- м ó в Липецк , где стал называться Центром боево - го применения и переучи - вания лётного состава ВВС . Так что Василий Степанович не только самый возрастной ´ водитель ª пикирующе - го бомбардировщика , но и единственный , наверное , ветеран Липецкого авиацен - тра , начинавший службу в этом формировании ещё с самого его создания в Там - бове ó ровно 70 лет назад ! В воздухе и на зе˗ле В Липецке Сывороткин был начальником связи ó штурманом эскадрильи бом - бардировщиков . Освоил барражирующий ( патру - лирующий в воздухе для охраны войск и объектов от авиации противника ) пере - хватчик Як -25. Затем летал на многоцелевом сверхзву - ковом реактивном военном самолёте Як -28. Дослужился до заместителя командира эскадрильи . И в звании под - полковника в 1966- м ушёл в отставку . В воздухе провёл 2700 часов . Но и на земле не расстался с авиацией ó ещё свыше 20 лет Василий Сте - панович руководил отделом кадров Липецкого аэропор - та , который открылся в 66- м и с его участием становился на крыло . Ну а потом опыт кадровой работы бывше - го штурмана пригодился в тресте ´ Спецстрой ª , пото - му и строители считают его своим ветераном . Судя по всему , Василий Сывороткин ещё и один из рекордсменов области по длительности стажа : в общей сложности он служил и трудился на благо страны и общества более 65 лет . И сейчас он активный участник ветеранских ор - ганизаций , бывает на всех встречах , посвящённых ли - пецким авиаторам , делится воспоминаниями о своих героических сослуживцах . Очень энергичный че - ловек , Василий Степано - вич вполне самостоятельно управляется с бытом , хотя две дочери ( одна из них живёт в том же подъезде и всегда рядом ), сын , трое внуков и трое правнуков ó по первому зову помогают и под - держивают его . И конечно же , гордятся отцом и дедом . ʥт˗енили орден За свои полё ты Василий Сыво - роткин заслужил высокие награ - ды . Правда , пер - вая медаль была юбил е йна я ó местного футбола . Так , в стартовом составе ельчан в матче с молодыми ´ ста - леварами ª дебютировал хавбек Александр Ильязов , неплохо проявивший себя в матчах чемпионата области за ´ Елец - М ª , кроме того , в обойму влились воспи - танники клуба ó 16- летний защитник Илья Добрин и 15- летний нападающий Де - нис Измалков . Также ряды ´ бело - зелёных ª пополнили 20- летний воспитанник са - ранского футбола защит - ник Владимир Федотов и 27- летний игрок линии атаки Александр Твердо - хлебов , который в своё время уже защищал цвета ´ Ельца ª . Состав липчан на этот матч усилил форвард основ - ного ´ Металлурга ª Миха - ил Заботкин , получивший двухматчевую дисквали - фикацию в турнире второй лиги . Воскресная игра на елец - ком стадионе ´ Труд ª нача - лась живо : соперники отве - чали атакой на атаку . Уже на первой минуте убойный момент упустил форвард хозяев Владимир Сотников , не сумевший реализовать выход один на один с голки - пером липчан Павлом Ко - раблиным . Гости нисколько не стес - нялись и в дебюте также со - здали пару острых момен - тов . Ход игры изменился на 14- й минуте , когда на входе в штрафную площадь ´ молодёжки ª сошлись два капитана ó ельчанин Алек - сандр Кутьин и липчанин Максим Кондратов . Судья зафиксировал нарушение правил и указал на 11- мет - ровую отметку , а пенальти реализовал сам Кутьин . В середине тайма ини - циативу перехватил ´ Метал - лург - М ª , на 36- й минуте восстановивший равно - весие . Заботкин , получив длинную передачу метрах в 16 от ворот и немного сбли - зившись с вратарём , мощно пробил в ближнюю ´ девят - ку ª . Гол получился на загля - денье : жаль , что Михаил не забивает такие в матчах за основной состав ´ Метал - лурга ª . Ещё до перерыва обе команды могли выйти впе - рёд , но блистали вратари . Ельчанин Дмитрий Дробот парировал опасный удар Сергея Большакова , а Ко - раблин справился с выстре - лом Кутьина . Во втором тайме сопер - ники продолжили обмен уколами . Игра держала в напряжении , причём ´ Ме - таллург - М ª ни в чём не уступал более опытному , но заметно омолодившемуся ´ Ельцу ª . Вплоть до последних минут на табло сохраня - лось равновесие , а судьбу матча решили ветераны елецкой дружины . На ис - ходе основного времени Александр Ролдугин - стар - ший выполнил навес со штрафного , а Александр Молодцов головой в па - дении переправил мяч в сетку . Чуть позже Игорь Рогованов блеснул инди - видуальным мастерством и , войдя в штрафную , послал мяч в дальний угол ворот ó 3:1. Следующий матч ´ Елец ª проведёт на своём поле 12 ав - густа против волгоградско - го ´ Ротора - М ª , а липецкая ´ молодёжка ª в 15- м туре свободна от игр . В турнирной таблице первенства СФФ ´ Центр ª ельчане занимают седьмую строчку , ´ Металлург - М ª ó 11- ю . А лидирует ´ Метал - лург - Оскол ª из Старого Оскола . ВТОРОЙ АКТ ОБЛАСТНОГО ДЕРБИ В РАМКАХ ПЕРВЕНСТВА Сlzlz «ʭЕНТР» ПО ̔УТБОЛУ ПРОШ̦Л В ЕЛЬЦЕ И ПОЛУЧИЛСЯ ЗАХВАТЫВА̞ЩИМ. Р одился Василий Сте - панович в 1927 году в сибирской глубинке . Впервые увидел самолёт , когда был ещё мальчишкой . С соседскими ребятами с восторгом наблюдали , как он садится в поле , и , конеч - но же , сразу ринулись туда , чтобы поближе рассмотреть эту потрясающую птицу , ко - торую зачем - то занесло в их село Утянку . Оказалось , самолёт при - летел за маслом местного производства . И пока лётчик ходил за ним , второй член экипажа не только расска - зал и показал парнишкам устройство машины , но и тем , кто постарше , разре - шил посидеть за штурвалом . С тех пор у Василия Сыво - роткина появилась мечта . Солдат последнего призыва Правда , до неба было очень далеко . С первых дней Великой Отечественной отец ушёл на фронт и про - пал . Мать одна поднимала шестерых детей . И старший , 14- летний Василий , стал главным её помощником . Подростки вместе с женщи - нами и стариками трудились в совхозе ó в поле и на фер - мах , на маслозаводе , сушили для фронта картошку . Вася Сывороткин ещё и хорошо учился . Перед самой войной в Утянке открыли среднюю школу , до этого там была только семилетка . И парень одним из первых получил в селе среднее об - разование . Усиленно зани - мался спортом : летом ó лёг - кой атлетикой , зимой бегал на лыжах , в районе ему не было равных . В 1943- м неожиданно объявился отец . Оказалось , после тяжёлого ранения он полтора года мыкался по госпиталям и не давал о себе вестей , чтобы зря семью не обнадёживать . После де - сятидневного отпуска он опять ушёл на фронт , вер - нулся в 45- м . А в 49- м его не стало . Василий же в конце 44- го оказался в списках послед - него военного призыва и в 17 лет пополнил ряды Крас - ной Армии . Многие солдаты чуть старше его , пройдя курс молодого бойца , попали на фронт , освобождали Европу от фашистов . Тысячи из них сложили голову на полях сражений . Несовершеннолетних же призывников в большинстве своём направляли в учеб - «СЛУʝИЛИ НЕ ЗА ОРДЕНАǡ А ʮТОБЫ РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ» Я БЫ ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРИЛ СВОЙ ПУТЬ ! ЛЕТАТЬ ó ЭТО НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ! А ЧТО ОПАСНО , ТАК ЛЁТЧИКИ ОБ ЭТОМ НЕ ДУМАЮТ . ГЛАВНОЕ ó ВЫПОЛНИТЬ ХОРОШО ЗАДАНИЕ Василий Сывороткин «ЕЛЕЦ» ОМОЛОДИЛСЯ И ВЫИГРАЛ ДЕРБИ ТАКСИǡ ТАКСИȅ ВЕЗИǡ ВЕЗИ Впервые в Липецке про - шёл региональный этап кон - курса ´ Лучший водитель так - си в России ª . В нём участво - вали 15 водителей такси . Испытания состояли из двух этапов : теория и практика . В теоретической части необходимо было сдать тест на знание пра - вил дорожного движения , истории региона , а также расположения улиц города и закона о такси . Практическая часть была более зрелищной . Водители демонстрирова - ли мастерство фигурного вож дения со стаканом воды на крыше автомобиля . Руководитель проекта ´ Лучший водитель так - си в России ª Кирилл Ка - занин рассказал , почему именно так испытывали конкурсантов : ´ Водитель такси должен везти пасса - жира из точки А в точку В не только быстро ибезопас - но , но и комфортно , а ком - форт достигается за счёт плавности вождения . Чем больше воды в ста - кане участники конкурса привезут к финишу , тем комфортнее они бы вез - ли условного пассажира ª . Стоит отметить , что раз - били всего четыре стакана . Победителем регио - нального конкурса стал Ни - колай Шишкин , который получил 30 тысяч рублей и путёвку в финал . Теперь он будет представлять Ли - пецкую область на всерос - сийском этапе конкурса и поборется за главный приз ó новый автомобиль и 150 тысяч рублей . ʛЛЯ ПОДПОЛКОВНИКА В ОТСТАВКЕ ВАСИЛИЯ СЫВОРОТКИНА ͝͞ АВГУСТА, ʛЕНЬ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ, — ОСОБЫЙ ПРАЗДНИК, ВЕДЬ ПОЧТИ ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ СВЯЗАНА С АВИАЦИЕЙ. Максим Шварц Эмма Меньшикова К противостоянию с ´ Металлургом - М ª елец - кая команда подошла с серьёзными потерями . Рас - положение дружины с бере - гов Сосны покинули сра - зу семь игроков , заткнуть пробоины наставник ´ Ель - ца ª Денис Жуковский по - пробовал воспитанниками В ВОЗДУХЕ ПРОВ̦Л Ͳ7ͰͰ ЧАСОВ. НО И НА ЗЕМЛЕ НЕ РАССТАЛСЯ С АВИАЦИЕЙ — ЕЩ̦ СВЫШЕ ͲͰ ЛЕТ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ РУКОВОДИЛ ОТДЕЛОМ КАДРОВ ЛИПЕЦКОГО АЭРОПОРТА, КОТОРЫЙ ОТКРЫЛСЯ В ͶͶ-М И С ЕГО УЧАСТИЕМ СТАНОВИЛСЯ НА КРЫЛО. ЛУЧШИМИ БОМБАРДИРАМИ «ЕЛЬЦА» В НЫНЕШНЕМ СЕЗОНЕ ЯВЛЯ̞ТСЯ АЛЕКСАНДР КУТЬИН И АЛЕКСАНДР ʣОЛОДЦОВ, ЗАБИВШИЕ ПО 7 МЯЧЕЙ. Фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе 2, на котором летал Сывороткин Старший лейтенант Сывороткин . Воронеж , 1957 год
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz