Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Тˍорˢе˜˝ˍо 29 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ ͥ͜ Ȁ ͜8 Ȁ 2͟ Л ингвист, переводчик, преподаватель англий- ского Ксения Аксёнова не просто умело рифмует стро- ки, но обладает даром слова. Звучнее, чем колокол, — слово, которого след не простыл, моя вековая основа — безмолвный и пламенный тыл, где рой мотыльков однокрылых парит у забытой реки. Пока голова не остыла, лечу с ним всему вопреки. Ид˝˓ ˚˙ в˙˒дуˠу Для Ксении Аксёновой поэ- зия — это называние. — Я что-то увидела, почув- ствовала, пережила. И мне важ- но найти для этих эмоций слова, которые не были ещё никем упо- треблены в том порядке, в каком я это вижу, — говорит она. —Ка- залось бы, зачем называть? Есть же чужие строчки, можно поль- зоваться ими. А ты хочешь свои. Поэтому это должно быть очень осмысленное называние. Бродский говорил, что поэ- зии нельзя научиться. Конечно, можно разобраться, как слова складываются в предложения, как рифмуются. Но пропускать через себя глубокие мысли, во- площать в ёмкие стихотворные образы не научишь. Зачем нуж- ны тогда литературные курсы и поэтические семинары? Ксе- нии — для внимательного опыт- ного взгляда со стороны. — Вопрос в том, что нового ты привнесёшь в поэзию? Это невероятно сложно, — замечает она. — У одного из моих люби- мых поэтов Сергея Гандлевского есть такая метафора. Перед то- бой утоптанный снег, ты насту- паешь в чьи-то следы, и делаешь так, чтобы твой хоть немного проглядывал. Только гениаль- ный поэт может создать что-то новое. Может быть, вообще не по снегу пойдёт, а по воздуху над ним. Не в ˝у двер˧ Не покривлю душой, если скажу, что Ксения — человек одарённый. И речь не только про стихи. Виртуозно играет на аккордеоне, гитаре и фортепи- ано. Исполняла на гитаре песни культовых рок-групп — «Нау- тилус Помпилиус», «Агата Кри- сти» и других. Вдохновившись, написала несколько своих и взяла гран-при на фестивале ав- торской песни, где и началась её поэтическая карьера. Как всегда, помог случай. —Я была на прослушивании авторов-исполнителей. Потом стала искать выход, и, видимо, вошла не в ту дверь. Оказалась в поэтической мастерской, где меня попросили прочитать сти- хи. И я начала читать что-то типа: «Меня называли мальчики дурой, когда я училась в пятом классе. Минуло 11 лет, и что же? Я наконец-то с ними соглас- на». Ещё что-то рассказывала, написанное левой пяткой, про- сто для развлечения. На удив- ление, жюри моё стихотворче- ство понравилось. Даже назвали поэтом. Под впечатлением я какое-то время считала стиха- ми весь рифмованный мусор, — улыбается Ксения. Эйфория продолжалась недолго. До знакомства в одной из липецких литературных сту- дий с поэтессой, председателем Совета молодых литераторов Светланой Пешковой, которая стала одним из её главных кри- тиков и наставников. —Она очень интересно ком- ментировала стихи, — говорит Ксения. — Иногда безжалостно. А мне мама повторяла: слушай тех, кто говорит тебе неприят- ные вещи, это возможность для роста. Критика заставляет чело- века сомневаться, посмотреть на себя с другой стороны. Думаешь, что у тебя всё хорошо — успока- иваешься. А спокойствие — это застой и деградация. Конечно, это не про Ксе- нию. Человек ищущий, глубоко и тонко чувствующий, требова- тельный к себе, она с огромной ответственностью относится к своему таланту. И полностью согласна с Мариной Цветаевой: «Как по канату и как на свет, Слепо и без возврата. Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, осталь- ное — взято». — За дарование мы отвеча- ем перед Богом, — рассуждает Ксения. — И чем оно больше, тем больше ответ. Поэзия требу- ет тебя всего. И надо иметь му- жество замолчать, если нечего сказать. Оно дано не всем. Бр˙дс˕˓˔ ˌе˒ ˕ˋв˦ˢе˕ Её любовь к литературе и к слову из детства. Книги на ночь в исполнении папы— «Волшеб- ник Изумрудного города», «Не- знайка на Луне». Позже —Ильф и Петров, Булгаков, Зощенко. Обязательно с обсуждением. А потом сама, взахлёб и многое в обход школьной программы. Учителя-филологи разглядели в ней творческие способности и в восьмом классе отправили на олимпиаду по литературе. — Я очень хотела туда, — рассказывает Ксения. — Знала, что дадут целую неделю на под- готовку. Всё это время я гуля- ла по паркам. Такой свободной себя не чувствовала никогда. В итоге пришла на олимпиаду со знанием дат рождения и смер- ти Пушкина. А ещё перед этим прочитала Нобелевскую речь Бродского и многое из неё знала наизусть. Я запорола практи- чески всё, отвечала на задания наугад. И даже в сочинении по стихотворению Алексея Тол- стого «Колокольчики мои…» чередовала прямые цитаты из Бродского без кавычек со свои- ми тривиальными мыслями. Как ни странно, сочинение оценили. В награду — участие в заняти- ях одарённых школьников по литературе. Для меня они были как горный воздух в равнинном Липецке. И˒ ˗ес˝˓ ˖˓˝ерˋ˝уре Тогда же она решила штур- мовать филфак МГУ. Поехала на олимпиаду школьников «Ло- моносов» в надежде попасть в десятку лучших и поступить без экзаменов. Но не прошла. И, словно в отместку, стала усилен- но заниматься английским и по- ступила на иняз, где и осталась преподавать. — Как совмещаются творче- ство и работа в вузе? — интере- суюсь я. — Непросто. Я очень увле- кающийся человек. За чтением запросто могу проехать оста- новку, забыть про встречу. Ра- бота дисциплинирует. Предла- гали заниматься переводами на фрилансе, но этот вариант не для меня. Когда знаю, что есть чёткое расписание занятий, следую ему. А художественный перевод отнимает много сил и времени. Чтобы хорошо пере- вести книгу, нужно забыть обо всём и полностью погрузить- ся в произведение. Поэтому я больше занимаюсь техническим. В студенчестве переводила даже фильмы и сериалы. У нас был такой «подпольный цех». Ей часто задают обыватель- ский вопрос: почему у вас та- кие грустные стихи? Нельзя ли писать что-нибудь повеселее. Поэзия Ксении Аксёновой не рассчитана на массового читате- ля. Она вообще не приемлет за- игрывание с публикой. А грусть между строк — это переживания от происходящего в мире, в том числе в мире образования. —Смотрю на студентов и по- нимаю, что мы живём в эпоху гуманитарной и антропологи- ческой катастрофы, — с сожа- лением констатирует Ксения. — Им совсем не стыдно не знать. Они не видят в этом проблему. Как-то не самый плохой ученик заявил мне, что Анна Ахмато- ва — балерина. Шок-контент. Или мне говорят, что Агата Кри- сти — актриса, которая снима- лась в фильме «Мисс Марпл». И это меня беспокоит. Потому что, когда остаёшься без теле- фона и поисковика, понимаешь, насколько тебя мало. Инасколь- ко в тебе всего мало. Эта тревога тоже отражается в моём твор- честве. ʛˋ˖˧ˣе Ȅ све˝ В поэзии Аксёновой нет без- надёжности. Неслучайно пер- вый сборник её стихов назван «Дальше — свет». Книга вышла в финал Международной пре- мии имени Фазиля Искандера. Выпустить стихи помог журна- лист и поэт Валерий Евтушенко, с которым Ксения познакоми- лась на всероссийском конкурсе молодых поэтов в Твери. К печати готовится вторая книга. С частью стихов из пер- вого сборника и новыми. Под- борка скоро должна выйти и в литературном журнале «Дружба народов». Душа, идущая на свет, как на невидимый магнит, сквозь толщу тьмы и бездну бед всё говорит и говорит с тобой на странном языке — из междометий, снов и слёз о том, что в собственной тоске ты невесом и безголос, о том, что в замкнутом лесу от непроглядной тишины тебя когда-нибудь спасут. Когда-нибудь спасти должны. В этих стихах есть всё —боль, грусть, но нет безысходности, потому что впереди — свет. Фото Анастасии Пчеловой Ксения Аксёнова — преподаватель английского языка ЛГПУ имени П.П. Семёнова- Тян-Шанского, кандидат филологических наук, переводчик, член Союза писателей России. Её стихи и рецензии публиковались в журналах «Звезда», «Знамя», «Урал», «Формаслов», «Петровский мост». Дважды финалист Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест». Лауреат областной премии молодых учёных имени С.Л. Коцаря. ЗВУЧНЕЕǡ ЧЕʣ КОЛОКОЛ ʬ̓̄̎̆̍̈̊ ̘̏̈̅̒ ̛̊̀̐̒̈̍ǡ ̘̟̑̌̅̈̂̀ ̛̐̀̇̍̅ ̊̐̀̑̊̈ ̍̀ ̏̀̋̈̒̐̅Ǥ П̝̎̒ ̦̑̎̇̄̀̒ ̟̏̐̎̈̇̂̅̄̅̍̈ ̗̐̓̊̎̉ ̈̋̈ ̘̊̀̐̀̍̄̀̎̌ǡ ̀ ̌̎̆̅̒ ̛̜́̒ǡ ̗̑̒̓̀ ̏̎ ̊̋̀̂̈̀̒̓̐̅Ǥ Т̜̎̋̊̎ ̂̌̅̑̒̎ ̊̐̀̑̎̊ ̜̈̑̏̎̋̇̓̅̒ ̑̋̎̂̀ǡ ̛̟̂́̈̐̀ ̛̑̀̌̅ ̛̗̒̎̍̅ǡ ̟̐̊̈̅ǡ ̞̙̎̒̎́̐̀̆̀̈̅ ̟̑̎̑̒̎̍̈̅ ̘̄̓̈Ǥ Н̟̙̀̑̒̎̈̉ ̝̏̎̒ ̘̏̈̅̒ ̊̀̊ ̛̘̄̈̒Ǥ И ̈̌̅̍̍̎ ̝̒̀ ̜̈̑̊̐̅̍̍̎̑̒ ̒̐̎̃̀̅̒ ̗̟̈̒̀̒̅̋ǡ ̛̛̂̇̂̀̅̒ ̛̑̀̌̉ ̃̋̓́̎̊̈̉ ̎̒̊̋̈̊Ǥ Ольга Журавлёва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz