Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Е лена заведует отделом де- коративно-прикладного искусства Липецкого ис- торико-культурного музея. Здесь её окружают старинные костю- мы, украшения и предметы быта наших предков, от которых она черпает вдохновение. В этом году она специально ездила в Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, где делала наброски и эскизы по- нравившихся экспонатов, среди которых был и гайтан из бисера. В старину крестьяне вешали на него нательный крест или об- разок Богородицы. В её шкатул- ке — десятки таких вещиц, сде- ланных собственными руками. Бисер для мастерицы — один из любимых материалов для твор- чества. ǼЧ˱˚˕˓ǽ ˘ˋ с˙вре˗е˘˘˦˔ ˖ˋд — В этнографическом му- зее меня всегда потрясает одна мысль. Наши предки делали такую красоту и не задумыва- лись, что создают настоящие произведения искусства. У них была потребность творить всё это для себя. Глядя на крестьян- ский костюм, понимаешь, что он прост, можно повторить вы- шивку или какую-то деталь уб- ранства. Любуясь старинными предметами, хочется народное творчество впустить и в нашу современную жизнь. Рассказать и показать, например, что такое гайтан или косник — плоское трапециевидное украшение, ко- торое прикреплялось к кончику косы девушки, — говорит Елена Дмитренко. Изучив множество народных костюмов, мастерица сшила себе подобный. Это не реплика, а собирательный образ, создан- ный по мотивам праздничной одежды крестьян конца XIX — начала XX века. Похожие ко- стюмы бытовали в Липецкой области. Самое трудное было сшить понёву — одежду по типу юбки. Она в старину делалась из домотканой шерсти, а такой ма- териал сейчас не найти. Но Еле- на подобрала подходящий отрез в клетку, и получилось вполне аутентично. Костюм включает в себя также передник, вышитую льняную рубаху, традиционный головной убор. Елена вручную сделала пояса к созданному образу. Вдохновения хватило даже на сумочки-лакомники, которые крестьянки носили на поясе. В них предки клали конфеты, маленькие монетки и даже пряники. — У меня получилась целая коллекция таких маленьких су- мочек. В старину их делали, как правило, из лоскутов, а я свои лакомники украсила вышивкой. Орнаменты и символы взяла из старинных образцов. Это может быть птичка или красивый узор. Я владею разной вышивкой: тамбурной, крестиком и дру- гими видами ручных швов. Но чаще всего прибегаю к тамбур- ному шву крючком, —рассказы- вает мастерица. Расшифровкой символов, которые встречаются в народ- ном творчестве, Елена не за- нимается. Ведь доподлинно не известно, что означают те или другие детали декора. Ма- стерицу интересует исключи- тельно эстетическая сторона. Понравившийся ей символ она может сама обрисовать, соста- вить по мотивам композицию и закомпоновать его по-своему. И получится авторское прочте- ние. На нём она основывается и когда делает различные бусы. У Елены есть коллекция бус, которые в старину назывались «чёпки». Это украшение быто- вало в Скопинском уезде Ря- занской губернии. Оно простое в изготовлении: ряд бус с двух сторон прикрепляется к кума- човой плотной ткани, которую украшают отстрочками в виде зигзага или ромба. — Я сделала современную версию «чёпок». У меня основой послужила джинсовая ткань, а вместо отстрочки—белёсые раз- воды. Эти реплики пользуются популярностью у моих друзей, — говорит мастерица. У Елены ни один день не проходит без творчества. Сего- дня она может лепить свистуль- ки, а завтра вырезать детские игрушки из дерева. Она не пройдёт мимо ни одного пенька с интересным узором. Её люби- мый образ, который она делает из можжевелового дерева или белой акации, — это конь. У ма- стерицы есть набор резаков, при помощи которых деревянные бруски быстро превращается в замысловатую лошадку. — Я всегда смотрю на фак- туру дерева и старюсь обыграть природный рисунок этого ма- териала. Если есть, например, красивая шероховатость, она будет здорово смотреться в хво- сте коня. Наш край не очень богат лесами, поэтому игрушки из дерева — это редкая наход- ка прошлых веков. В основном крестьяне изготавливали куклы из соломы и ткани, — рассказы- вает Елена. В˦˔˝˓ ˓˒ в˘у˝ре˘˘еˎ˙ су˗рˋ˕ˋ Отдельная непроходящая любовь мастерицы — это глина. Для неё она самый релаксирую- щий материал. Окончив художе- ственно-графический факультет Липецкого педагогического института, Елена не расстаётся с глиной. Ей нравилось всегда придумывать не похожую ни на какие промыслы авторскую керамику. Дипломной работой стала морская тематика — кера- мическая «Рыба». Художница и сейчас лепит морских коньков, звёзд и глазастых подводных персонажей. Но не забывает и всеми любимую романовскую игрушку. Ей посчастливилось быть ученицей народного ма- стера РСФСР Ивана Фёдорови- ча Гункина. —Романовская игрушка мне дорога тем, что, делая её, можно расслабиться. Форма свистульки отработана. Ты просто «включа- ешь» руки, мозг занят своими делами, а ты находишься в ре- лаксе. Для меня лепка игруш- ки —личная арт-терапия, —рас- суждает художница. Все свои изделия из глины Елена делает без гончарного круга. Она любит лепить замыс- ловатые сосуды со множеством деталей, но порой стремится к простым формам. У неё есть серия японских и китайских чайников из глины. Художница сделала их на одном дыхании. Мастерица пробовала создавать украшения в виде африканских масок. Изучала их формы, а по- лучилось нечто своё, самобыт- ное. Понравилось делать репли- ки украшений, найденных на раскопках скифских курганов. Правда, они металлические, а художница воплотила их в глине: дикого кабана и пуму. — Мне часто говорят, что мои работы хочется повторить. Приятно, если твои идеи служат источником вдохновения. Всё равно у каждого мастера вый- дет своя, не похожая ни на что глиняная история, — считает художница. Елена говорит, что ей ин- тересно любое ремесло. Увидев творческие работы, она спешит сделать свою версию прекрас- ного. Но точно знает, что ей подходит, а что не стоит даже пробовать. Так случилось и с плетением кружев. — Я плела кружево с помо- щью коклюшек и вдруг на фи- зическом уровне почувствова- ла, что это не моё: закружилась голова. Это удивительно. А вот филейное вязание доставляет мне настоящее удовольствие, — рассказывает мастерица. Елена считает, что творче- ством может заниматься любой человек, вне зависимости от того, есть у него к этому талант или нет. Не все рождаются ге- ниальными художниками, но попробовать созидать и тво- рить способен каждый. У всех нас есть две стороны: тёмная и светлая. И творчество помогает человеку выйти из внутреннего сумрака. Фото из архива Елены Дмитренко ВШКОЛЕ МНЕ ПЛОХО ДАВАЛАСЬ ПЛАНИМЕТРИЯ. ПЛОСКОСТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ — НЕ МОЁ. МЕНЯ ВСЕГДА ВЛЕКЛО К ОБЪЁМНЫМ ВЕЩАМ. ПОЭТОМУ Я ВЫБРАЛА РАБОТУ С ГЛИНОЙ И СТАЛА КЕРАМИСТОМ Елена Дмитренко М˓р ˞ˍ˖еˢен˓˔ 28 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА №86 (26682) НИ ʛНЯ БЕЗ ТВОРЧЕСТВА ʛ̛̈̏̋̎̌̈̐̎̂̀̍̍̉ ̊̅̐̀̌̈̑̒ Е̋̅̍̀ ʛ̌̈̒̐̅̍̊̎ ̍̅ ̖̟̇̀̈̊̋̈̂̀̅̒̑ ̍̀ ̃̋̈̍̅Ǥ О̍̀ ̛̘̂̈̂̀̅̒ǡ ̦̒̊̒ǡ ̦̏̋̅̒̒ ̟̏̎̑̀ǡ ̄̅̋̀̅̒ ̘̟̓̊̐̀̅̍̈ ̈̇ ́̈̑̅̐̀ ̈ ̘̈̃̐̓̊̈ ̈̇ ̄̅̐̅̂̀ǡ ̀ ̙̦̅ ̦̑̎̇̄̀̒ ̛̑̎̂̐̅̌̅̍̍̅ ̐̅̏̋̈̊̈ ̛̑̒̀̐̈̍̍̕ ̏̐̅̄̌̅̒̎̂Ǥ С̗̈̒̀̅̒ ̟̑̅́ ̝̊̑̏̅̐̈̌̅̍̒̀̒̎̐̎̌ǡ ̟̏̎̑̒̎̍̍̎ ̞̙̇̀̄̀̈̌ ̑̅́̅ ̂̎̏̐̎̑ǣ ǼЧ̒̎ǡ ̅̑̋̈ǫǽǤ Дарья Шпакова Я ̞̞̋́̋ ̛̘̜̂̈̂̀̒ ̛̒̀̌́̓̐̍̌ ̘̂̎̌ǡ ̛̊̎̒̎̐̉ ̟̄̅̋̀̅̒̑ ̑ ̙̜̞̏̎̌̎ ̛̈̃̋Ǥ Н̎ ̂ ̘̍̀̅̌ ̊̐̀̅ ̗̙̀̅ ̂̑̅̃̎ ̛̖̌̀̑̒̅̐̈ ̜̈̑̏̎̋̇̎̂̀̋̈ ̞̗̊̐̎̊Ǥ П̗̟̎̋̓̀̅̒̑ ̛́̑̒̐̎ ̈ ̊̐̀̑̈̂̎Ǥ Лошадка из можжевельника Кувшины-шутихи Лакомник «скопа»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz