Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
͚8͢ (2͢͢82) ОʘʰЕСТВЕʤʤОǧПОЛИТИʮЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 ʦː˛ː˕˖˩ˢа˪ ˕а˘а˖˦ СОСЕʛИ ʘlsʛlsТ И В ʧАʵ Е сть, однако, способ услы- шать, понять соседа, оце- нить его достоинства, достижения и признать: сотруд- ничать куда лучше, чем бесконеч- но враждовать. Способ этот — интерес к чужой культуре, жела- ние почувствовать её частью и твоего мира. Жаль, что готовно- сти такой нам сплошь да рядом остро не достаёт. Вот, по-моему, очевидный факт. Распался Советский Союз, и вслед за страной распалось недавно ещё единое культурное пространство. Разрушение Бер- линской стены недолго считалось обнадёживающим символом по- бедоносной демократии: не бу- дем впредь возводить преграды, отгораживаться «железным зана- весом»! Повсюду возрождается идея обособиться от чужаков — и в Соединённых Штатах, и в маленькой Финляндии. А начи- нается с попыток вычеркнуть, выбросить всё, что создано твор- ческим гением чем-то проштра- фившихся народов. Объяснение простое: слушая Чайковского и Рахманинова, читая Толстого и Чехова, нельзя не проникнуться симпатией к стране, давшей их человечеству. К˝˙ ˒ˋ˚˙˖˘˪ː˝ ˨˟˓˛ А теперь попробуйте, господа, вспомнить: в каких кинотеатрах у нас идут сегодня фильмы, снятые в Казахстане или Грузии, узбек- скими или даже белорусскими режиссёрами? Найдутся ли на упирающихся в потолки стелла- жах книжных магазинов перево- ды прозаиков и поэтов, живущих на постсоветском пространстве? Между тем на памяти моего по- коления за журналами с новыми романами киргиза Чингиза Айт- матова, белоруса Василя Быкова, молдаванина Иона Друцэ или лирикой литовца Эдуардаса Ме- желайтиса в библиотеках образо- вывались очереди. Говорят, до сих пор выходит журнал «Дружба народов». Возможно. Да мне он лет тридцать не попадался в киос- ках «Роспечати». Что касается ТВ, там на кана- ле «Россия 24» существует про- грамма «В центре Азии», благода- ря которой мы хоть что-то узнаём о бывших советских республиках помимо официальных и полу- официальных раутов, саммитов с участием тамошних президен- тов и премьеров, политических конфликтов, гражданских столк- новений в Киргизии, войны в Нагорном Карабахе. Но что происходит в культуре бли- жайших соседей России? Об этом информации ноль. Кто скажет, кино-то у них сейчас снимают? Боюсь, и российские фильмы, и книги для соседей — немалая редкость. В отличие, кстати, от Китая, где и «Как закалялась сталь», и васильевские «А зори здесь тихие» чуть ли не культовые произведения. Не берусь комментировать, отчего турецкие сериалы «Вели- колепный век» или распиарен- ный долгоиграющий «Зиморо- док» в федеральном эфире идут уже который год. А о талантливых мастерах из той же Средней Азии мы понятия не имеем. В лучшем случае канал «Культура» как бы случайно вдруг включит в сетку вещания, допустим, грузинскую «Мачеху Саманишвили». Но она теряется в потоке старых аме- риканских, реже французских или итальянских лент с Грегори Пеком и молоденькой Софи Ло- рен. Их вряд ли пересматривают в Америке и Италии внуки и правнуки первых зрителей. А мы, похоже, убеждены: они позарез необходимы российской публи- ке. На большом экране, вопреки зубодробительным санкциям, продолжают идти новейшие гол- ливудские боевики, фэнтези, ужастики. Хочется задать хозяевам ТВ и вопрос по поводу хронического отсутствия венгерских, болгар- ских, в конце концов, немецких лент. В экономике ориентация на восточных партнёров безусловно перспективна. Но в культурной сфере решаются иные задачи, и здесь не стоит забывать: головы нашего российского орла смотрят сразу и на восток, и на запад. ʤː˛ˍ˘˦˔ ˛ˋ˒ˎ˙ˍ˙˛ Позвонила незнакомая жен- щина. Не поленилась разыскать мой телефон, решив высказать всё, что обо мне думает после опубликованных на минувшей неделе телезаметок, в которых я написал не самые лестные вещи о нынешних варшавских властях. Строгая дама предъявила счёт за разжигание вражды к полякам. Не весь же польский народ принима- ет антироссийские взглядыДуды, Моравецкого. А в моей статейке ей почудилась полонофобия. И чем она лучше русофобии? Разговор получился немнож- ко нервный. Я не понял, где в тех злополучных заметках можно обнаружить неприязнь к Польше. Сколько себя помню, к этой стра- не я чувствовал интерес. Как, по- лагаю, и большинство живущих в России. С чего он начинался? Веро- ятно, с подросткового впечатле- ния от фильма «Пепел и алмаз» Анджея Вайды. Его геройМацек Хелмицкий честно воевал с нем- цами в АрмииКрайовой. А потом против «красных», тех, кто осво- бождал Польшу от фашистских оккупантов. Командиры приказы- вают ему убить коммуниста, пар- тийного руководителя, который восстанавливает разрушенное во время боевых действий. Вфинале парень погибает, корчась от боли на какой-то мусорной свалке. Так расплачивается искренний поль- ский патриот, поставивший знак равенства между патриотизмом и терроризмом. Вообще польское кино в СССР любили. Онём справедли- во повторить тоже, что лет двести назад Генрих Гейне написал о немецком фольклоре: «Кто хочет узнать немцев с лучшей стороны, пусть прочтёт их народные песни». Я был в толпе жаждущих посмот- реть экранизации «Крестоносцев» Сенкевича и «Фараона» Болеслава Пруса. Ну и, разумеется, «Знаха- ря». В этой картине мощнейший актёр Ежи Биньчицкий разрушил рамки и стереотипы мелодрамы. Кинодейство обрело нежанровую силу и масштаб. Впрочем, ещё до всего этого, в детстве, собирая марки, я уви- дел на одной из них рядом порт- реты Пушкина и Мицкевича. Значит, они были закадычными друзьями, как же иначе. Позже я, конечно, понял: отношения между собратьями по перу не были безоблачными. Выражаясь современным языком, Мицке- вич видел в русском шовиниста, адвоката царской тирании. Но сам при том был отравлен нацио- нализмом. Правда, в России ему это прощали. Так же, как, слушая ноктюр- ны, вальсы, мазурки Шопена, я выбрасывал из головы мельк- нувший в переписке компози- тора пренебрежительный отзыв о москалях. В конце концов, поляками ведь были и Дзержинский, книж- ку о котором я зачитал до дыр, и Рокоссовский — его Сталин называл своим Багратионом. Всё работало. И голос Анны Герман, исполнявшей пахму- товскую «Нежность» так, как больше не исполнит никто. И сериал о четырёх танкистах и собаке. И даже обладавшее особым шармом телешоу «Ка- бачок «13 стульев». Вместе с Брежневым пана Вотрубу, пана Директора, пани Катаринку обожал весь Советский Союз. То есть на Руси ни в какой микроскоп не разглядишь по- лонофобии. В том числе у исто- риков, хорошо осведомлённых, как часто поляки оказывались в рядах недругов России. Скажем, 80 тысяч польских солдат влились в 1812 году в наполеоновскую армию. Они верили: француз- ский император спит и видит отнять у «северных варваров» польские земли и вернуть их полякам. Польские политики считали его защитником свободы и предлагали свою страну в каче- стве государства, которое нужно начинить пушками и железом, отделив подобным образом ци- вилизованные народы от вар- варских (пламенный привет пану Владимиру Зеленскому!). ВБерлине, например, писалио России как о спасительнице Евро- пы от деспота: «Из пеплаМосквы произрастает свобода Германии, независимость всей Европы». В Польше же разгром Вели- кой армии сочли своей нацио- нальной катастрофой. Впрочем, тут же раздались голоса сторон- ников России, провозгласивших Александра I опорой и гарантом благополучия «русскойПольши». Антирусская риторика, одна- ко, отложилась в польской исто- рической памяти и извлекалась на свет, едва требовалось создать отрицательный образ России. Вот и сегодня, возвращаясь к утопии государства «от можа до можа», в Варшаве наступают на те же грабли. В чём мы можем поля- кам посочувствовать, потому что осознаём благодаря иШопену, и Сенкевичу, и Вайде драматизм многовековой польской судьбы. И надеемся, что к ним придёт по- нимание того, что открылось их остроумному земляку: райской жизни на Земле не бывает. Но и устраивать собственными руками ад, не умея ужиться с соседями, не стоит. Любящий человек живёт в любящем мире. Враждебно настроенный человек живёт во враждебном мире: каждый встречный служит вам зеркалом. Кен Кейс-младший ʛЛ̟ ЗАГОЛОВКА ̟ ПОЗАИМСТВОВАЛ НЕ ТАКОЙ Ў ̘УТЛИВЫЙ АФОРИЗМ ИЗ СТАРОДАВНЕГО НОМЕРА ПОЛЬСКОГО ̆УРНАЛА «П̘ЕКРУЙ». С ̞МОРИСТОМ НЕ ПОСПОРИ̘Ьǣ КОЛИ С СОСЕД̟МИ НЕ ПОВЕЗЁТǡ РАЙ ПРЕВРАТИТС̟ В АД. ʤО МО̆ЕТǡ С НАМИ САМИМИ ̗ТОǦТО НЕ ТОǡ В ̗ЁМ МЫǡ ЕСТЕСТВЕННОǡ СТРА̘НО НЕ Л̞БИМ ПРИЗНАВАТЬС̟ǫ Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ПЛАНЕТА ЗЕМЛ̟ Ȅ МНОГОНАСЕЛЁННА̟ КОММУНАЛКА. ЕЁ ОБИТАТЕЛ̟М Ȅ РАЗНЫМ СТРАНАМǡ НАРОДАМ Ȅ ЎИТЬС̟ ДРУГ С ДРУГОМ НЕЛЕГКО. Польский фильм «Знахарь» до сих пор любим российскими зрителями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz