Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 19/ 07/ 23 ʞдороˍ˧е 25 Т ак что сейчас самое вре- мя поговорить на такую щекотливую тему, как дет- ская психиатрия. Эта область медицины многие годы в нашей стране была в тени. Даже если вопрос касался взрослых, не го- воря уже о детской психиатрии, а между тем повсеместная ком- пьютеризация не лучшим обра- зом сказывается на неокрепшей психике ребёнка. Но начнём с самого нача- ла, то бишь с рождения, где и закладывается фундамент успешного будущего, которое во многом зависит от психонев- рологического статуса малыша. Именно этот статус или, назо- вём его фоном, играет опреде- ляющую роль в последующем развитии всех основных систем человека. О том, как новоиспеченным родителям не пропустить глав- ные моменты развития своего чада, мы побеседовали с заве- дующей психоневрологическим отделением областной детской больницы Татьяной Сундеевой и врачом-психиатром Павлом Свиридовым. Невролог или ˚˜ихиатрǫ — Татьяна Васильевна, что проверяет невролог при клиниче- ском осмотре малыша первых лет жизни? — Врач изучает состояние сознания, мышечный тонус, рефлексы, моторные навыки, двигательные и чувствительные реакции. В отличие от взрослых пациентов у детей, помимо об- щей оценки неврологического состояния, всегда производится анализ соответствия уровня раз- вития возрасту. — Когда родителям следует обращаться к специалисту? — Все зависит от состояния нервной системы ребёнка. Если всё в порядке, то на первом году он осматривается порядка четырёх раз (примерно каждые три месяца), при необходимо- сти — чаще. Педиатр отслежи- вает состояние малыша и, если требуется вмешательство более узкого специалиста, то выда- ёт к нему направление. А уже детский психиатр корректирует развитие ребёнка в зависимо- сти от степени выраженности нарушений. Одни детки нуждаются в массаже и гимнастике, другим необходима ещё и медикамен- тозная коррекция, иногда в условиях реабилитационного центра. Главное — заниматься с ребёнком, не пускать процесс развития на самотёк. От того, сколько было вложено в него сил, зависит и отдача. Бывает, что маленький человечек имеет значительный потенциал, но если им не заниматься должным образом, у него будет высокий риск остаться с психоневроло- гическими нарушениями на всю жизнь. Возможна и противопо- ложная ситуация, когда тяжёлый малыш стараниями медиков и родителей может достичь хоро- ших результатов. —Павел Николаевич, а какими заболеваниями занимается детский психиатр? — Всеми нарушениями пси- хики у детей, проблемами пове- дения. Если учесть, что ни одна болезнь не протекает без того, чтобы тем или иным образом не вовлечь эту тонкую сферу, становится понятно, насколько важна её функция в организме и в жизни. Ведь именно она ко- ординирует деятельность других систем и органов, реагирует на заболевание той или иной систе- мы в организме. Если говорить о возрасте, то уже у дошколят могут возникать проблемы с по- ведением и, соответственно, со здоровьем. Тяˑёлый ˕аˑдодневный труд — Татьяна Васильевна, а ка- кова же роль родителей в лечебном процессе? — По большому счёту мама и папа, не теряя времени на по- иски чудодейственных средств, способны очень многое дать своему малышу. Для этого они должны включиться в процесс реабилитации. И чем раньше родители поймут, что без их участия ничего не выйдет, тем лучше будет результат. Ведь первые три года — уникаль- ный период в жизни ребенка. Именно в это время его мозг растёт, активно формируются связи между нейронами. И чем больше раздражителей, тем активней идёт этот процесс. А чем сильнее развита нейрон- ная сеть, тем лучше ребёнок впитывает информацию, ана- лизирует, запоминает. Поэ- тому, если мамы и папы нач- нут «отлынивать», усилия всей команды специалистов могут быть сведены на нет. — Павел Николаевич, а что вы можете сказать о лечебном процессе? — Родителям и тем, кто толь- ко планирует ими стать, надо чётко осознать, что воспитание ребёнка — это тяжёлый еже- минутный труд, и начинать его нужно буквально с пелёнок. Для наглядности приведу такой пример: однажды к известному педагогу родители привели сво- его трёхлетнего сына и спроси- ли, когда следует начинать его воспитывать. Он ответил: «Вы опоздали на три года». Де˜ять враˢей на Лондон — Татьяна Васильевна, знаю, что и вы, и Павел Николаевич, и другие ваши коллеги старае- тесь не отставать от научного прогресса, от дня сегодняшнего, и отслеживаете последние до- стижения в медицине. Соответ- ственно, работая в этом направ- лении, что скажете о том, как за рубежом протекает такая работа, как ваша? Как там организована неврологическая и психиатриче- ская помощь детям? — В каждом государстве свои направления и приорите- ты. В некоторых странах дет- ские неврологи лечат такие заболевания, которые у нас на- ходятся в ведении психиатров: аутизм, синдром гиперактивно- сти и дефицита внимания, ано- малии психоречевого развития. В других странах есть специ- алисты, которые занимаются исключительно нарушениями развития у детей грудного воз- раста. Отличается и число дет- ских неврологов: так, на весь Лондон (а там проживает око- ло восьми с половиной мил- лионов человек) приём ведут всего десять специалистов. В Париже таких специалистов чуть больше, чем в Лондоне, — двадцать. Очередь к ним мо- жет занимать до полугода. Если сразу же провести параллель с нами, то родители в каждом рай- оне могут обратиться к врачу- неврологу, который окажет по- мощь, а при необходимости на- правит к нам на обследование и лечение. Получается, что в нашей стране попасть к нужному специалисту гораздо проще. Но главное не их число, а подход к сохранению детского здоровья. Дело в том, что за рубежом под руководством специалиста со своими детьми работают и роди- тели, они также ответственны за успех лечебного процесса. У нас, к сожалению, родители часто занимают пассивную позицию. Поиск чудодейственной таблет- ки, массажа, специалиста часто подменяет реальную работу с ребёнком. Не раз замечала: там, где у родителей есть истинное желание заниматься с малы- шом каждый день, совместно со специалистами, эффект дости- гается намного быстрее, чем в самых лучших реабилитацион- ных центрах. —Павел Николаевич, подводя итог, что же всё-таки главное в воспитании детей с особенно- стями? — Следует помнить, что здо- ровье зависит в первую очередь от бережного и внимательного отношения к себе, своему ор- ганизму с младенчества. Не- обходимо правильно исполь- зовать резервы, полученные от природы, не растрачивать их впустую. Занятия физкуль- турой, правильное питание, плановая диспансеризация — вот то, что поможет сохранить здоровье, и не только невро- логическое. Слова избитые, но ничего нового пока в медицине не изобрели. Во всеммире быть здоровым— это модно. К этому должны стре- миться и мы! Беседовала Анна Приставко Фото Александра Юшкова ʤʜ ʥПʥʞʛʗʩʳ ʤʗ ʩʧʟ ʚʥʛʗǨ Летом многие родители спешат заняться здоровьем своих детей, водят их к узким специалистам. Именно сейчас появляется больше возможностей, так как отпадает ежедневная школьная нагрузка, да и взрослые, как правило, стараются уйти в отпуск в ̝ту пору. Без полноценного участия папы или мамы в лечении ребёнка врачам намного сложнее добиться хороших результатов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz