Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Но один из них отличает- ся маленькой неприметной деталью — красной звездой над дверью. В этом на вид неприметном голубеньком доме живёт настоящий Ге- рой — ветеран Великой Отечественной войны, кава- лер орденов Отечественной войны 2-й степени и Крас- ной Звезды Пётр Лебедев. Одна винтовка на взвод — Пётр Андреевич, рас скажите, где, как и когда на чался ваш боевой путь? — Сам я с 1925-го, так что в 1941-м мне было лишь 16 лет. Война для меня нача- лась в 1943 году. Как сейчас помню: 17 апреля нас собра- ли — 36 человек с Талицко- го — и повезли в Добринку, а оттуда — в Саратовскую область, в город Пугачёв, что на берегу Иргив-реки. Там определили меня в учебный полк, где мы ровно полго- да проходили обучение. На весь взвод (а это порядка 30 человек) всего одна вин- товка! Кому сегодня дали изучать — тот её и разбирает, учится смазывать, чистить. Обычно выходили мы на по- ляну возле Иргива, садились кругом где-нибудь на траве. Тот, у кого винтовка, — в центре. Остальные его об- ступят да смотрят, как какие детали вынимаются и как обратно на место вставить надо. Вот так и учились! Винтовку каждый день выдавали новому солдату — все должны были в руках её подержать. А те, чья оче- редь ещё не подошла, ходи- ли с деревяшками. С ними и маршировать учились, и штыком колоть. А ровно через полгода, 17 сентября, нас посадили в поезд и эшелоном отпра- вили на фронт. Ехали дол- го, все в теплушках: вагоны узкие, тесные, дощатые. Осень, казалось бы, только началась, а уже прохладно было — дождик моросил, сквозь щели в вагоне ветер продувал. А на теплушку только одна печка-буржуйка выделена. Так и ехали, в ши- нели закутавшись да дрова подбрасывая. Я думал тогда, что по- везут нас через Добринку, через родные края. А ко- мандование южнее отправи- ло — на Украинский фронт, где и встретил я первый свой бой. Было это в городе Ме- литополе. А оттуда пошли ещё южнее. Попал в итоге я на 4-й Украинский, где ко- мандующим был генерал Толбухин, который освобож дал Крым от засевших там немцев. Надвигались мы пехотой со стороны Переко- па, а с Керчи к нам шла на соединение Приморская ар- мия: противники наши как бы в кольце оказались — ни по суше им не уйти, ни мор- ской стороной не уплыть. Но оттого они стали только злее. Под обстрелом — Это ведь севастополь ское направление, где были сконцентрированы самые крупные силы немецкой ар тиллерии! — Да, очень трудно там нам пришлось. Некото- рые участки приходилось неделями отбивать. И всё время мы находились под артобстрелом. Иногда слу- чалось, артиллерия лупила по несколько часов кряду, когда мы закрепиться пы- тались. И до того долго это продолжалось, что привы- кать начинаешь к обстре- лам. Так что и не понять: то ли снаряды закончились, то ли уже не различаешь их воя. Шесть месяцев холод- ной зимой мы находились в окопах без крыши над го- ловой: помню, была такая длинная земляная траншея, я в ней, чтобы не отморозить ноги, себе отельный закуток выкопал и спал, в шинель закутавшись. Кормили нас мёрзлой картошкой, а ино- гда просто перловкой. Полегче стало нам, пе- хотинцам, только когда «ка- тюши» прислали. Чуть где фашисты начинали стре- лять — «катюша» подъедет, залп даст и тут же отъезжает, чтобы позицию сменить и незамеченной остаться. А со стороны врага уж более не слышно никого, ведь когда реактивный снаряд падает, он не просто взрывается, а выжигает вокруг всё дотла. Когда «катюши» на на- шем участке появилась, то и наступать мы начали ак- тивнее. Позиции меняли так быстро, что обжиться иногда не успевали. — За тот неполный год, что вы находились на фронте, вам ведь довелось не только в пехоте, но и в разведке по служить... — И даже связным при штабе. Звание — рядовой, а уже связной! Редко такое случалось. А что до раз- ведки — в неё мы ходили, можно сказать, простыми бойцами: никаких курсов или какой-то особой под- готовки не было. Правда, отбирали в разведку очень тщательно: чтобы без травм был, особенно на ноги смот- рели, и чтобы лёгкие были в порядке — много бегать приходилось. Но прежде всего обращали внимание, чтобы человек был некуря- щим. Дело в том, что сам ты к табаку привыкаешь, если куришь, а потому и не почув- ствуешь ничего, а вот неку- рящий тебя даже за несколь- ко метров может учуять. Очнулся в госпитале —Ваш боевой путь закон чился в Крыму, под Переко пом… —Да. Везде горы крутые, на западе — Чёрное море, а на востоке — знаменитые солёные озёра залива Си- ваш. Мы их когда увидели, очень удивились: они все розовые, даже местами крас- ные. Никогда не поверишь, что это такая же вода, только солёная-солёная — места- ми соль пластами лежала. Впереди нас Турецкий или Перекопский вал, где когда- то сражались наши с турка- ми. Вал этот был хитро по- строен, чтобы в случае чего его можно было затопить, пустив воду. Немцы так и сделали, чтобы мы в Пере- коп не прошли. Кто в воду зайдёт, решив переплыть, того подстрелят. И даже если в ногу попадут, всё равно под воду уйдёшь—сила требова- лась огромная, чтобы плыть с боевой раскладкой. И вот в 44-м, через месяц после того, как наступление на этот вал уже закончилось, меня и двух сослуживцев направили в разведку. Задача поставлена — добыть «язы- ка». Мы поползли вперёд, в сторону врага, через ши- рокую полосу. Нужно было преодолеть нейтральную зону шириной метров 800. Главное, не нарваться на мины и себя не обнаружить. Почти в полной темноте мы пробирались вперёд вслед за сапёром, который делал коридор. До цели оставалось совсем немного, когда нем- цы выпустили ракету: стало вокруг светло, как днём. Нас обнаружили. В дзоте залаяли пулемёты… В общем, в себя пришёл уже в госпитале, в Ростове. А после излечения меня демобилизовали: ране- ние серьёзное было — поло- вину ноги, почитай, оскол- ком порезало. И я решил вернуться в свой колхоз. После войны — И как сложилась ваша жизнь после войны? — Работал в колхозе трактористом. Потом по хо- зяйственной части пошёл… Как-то раз вызвал меня к себе работник райсобе- са и говорит: «Ты — моло- дой. Поедешь на счетовода учиться в Воронеж?» — бух- галтером по-нынешнему. Я и отвечаю: «Поеду!» Пришёл домой, рассказал отцу, что направляют учиться в Во- ронеж. А он: «Ага, от Паш- ки — старшего брата моего, который в Среднюю Азию уехал, — слуха нет. От Анд рюшки с Алёшкой тоже нет никаких вестей. А теперь и ты от нас последний уезжа- ешь? Не пущу, никуда ты не поедешь!» Ну я и остался и по сей день живу в этом селе, на этом же месте… Толь- ко дом другой. У нас же до этого маленькая изба была, саманная (из глины и со- ломы), в два окошка всего. Вот видишь — потолок де- ревянный? Каждое брёв- нышко опилено, разделено на несколько частей. Я у отца спрашивал, когда мы новую избу начали строить: «А почему целое бревно-то не положить — крепче же будет?» А он мне вопросом на вопрос: «А чем топить станем?» Вот так и выбира- ли— то ли дом достроить, то ли печь растопить. Согрева- лись лишь печкой одной. Да «коптёрка» ещё у нас была: пузырёк керосина заливали, фитилёк поджигали, и она хоть немного светила. Одну бутылку керосина на неделю покупали и экономить стара- лись: такое время тогда было. Только в 54-м построили мы эту избу. Времени, казалось бы, вон сколько прошло, а она до сих пор ещё ладная. Антон Токарев, Липецк, гимназия № 69 >23 млн руб. 5 18 / 07 / 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» с начала года. Средства выделены на оплату дополнительных выходных дней, которые предоставляются родителям, опекунам и попечителям для ухода за ребёнком с инвалидностью. В общей сложности родителям региона из этой категории оплачено почти 6,5 тысячи выходных дней. Бункер на перекопском направлении Р аботу девушки вы- соко оценило жюри областного конкурса юных экскурсоводов «Край родной». Он проходил в рам- ках федеральной программы туристско-краеведческо- го движения обучающихся «Отечество». Его организа- тором выступил региональ- ный спортивно-туристский центр при поддержке Липец- кого областного краеведче- ского общества и Липецкой областной универсальной научной библиотеки. В условиях активного развития туризма в регионе такая поддержка интереса школьников к краеведению может принести хорошие плоды и расширить число локаций для гостей. Увлечение краеведением Елизавета Воробьёва за- нимается краеведением не первый год. — Это интересно тем, что даёт возможность узна- вать новое о казалось бы хорошо знакомых местах. Когда в Кузьминке откры- вали восстановленный храм, захотелось рассказать о нём другим людям. Так появи- лась идея сделать виртуаль- ную экскурсию, — подели- лась старшеклассница. Осуществить задуманное помогла учитель истории и обществознанияЮлия Коб- зева, которая является и хра- нителемшкольного краевед- ческого музея. С педагогом Лиза подготовила и провела там не одну экскурсию. ВмузееЕлизаветупривле- кают старинные предметы. — О том, как жили люди в Советском Союзе, мы по большей части узнаём на уроках. А о времени, когда женщины носили понёвы, а в ходу были прялки, утю- ги с углями, керосиновые лампы, рассказывает одна из экспозиций нашего му- зея, — поделилась Лиза. Экспонаты отражают время Школьному краеведче- скому музею более полувека. Началось всё со школьного туристско-краеведческого клуба «КИТ». —Ребята с учителями хо- дили в походы, опрашивали жителей, собирали старин- ные вещи. Так появились первые экспонаты и фото- графии, — рассказывает Юлия Кобзева. Вначале музей распо- лагался в кабинете истории на третьем этаже. Затем под экспозиции выделили отдельное помещение на первом этаже. Но постепен- но с ростом числа учеников начальных классов школь- ных площадей стало не хва- тать, и музейные экспонаты уступили место учебным пособиям, снова переехав на третий этаж, где для них перестроили один из каби- нетов. Часть музейной экспо- зиции представляет пред- меты крестьянского быта XVIII — XIX веков.Множество экспонатов отражает совет- скую эпоху, вместившую Ве- ликуюОтечественнуювойну. Кроме того, в школе оформлено несколько музей- ных стендов, где размеще- на информация об истории села, дворянских усадьбах, заслуженных учителях, в том числе и о победителях крае ведческих конкурсов, прило- живших немало усилий для того, чтобы о селе Ильино узнали далеко за пределами Липецкой области. Известно, что в 60-е го ды прошлого века на ВДНХ в Москве был представлен стенд, рассказывающий об Ильинской школе, он занял второе место. К сожалению, стенд не сохранился. — В течение года у нас работает по несколько вре- менных экспозиций. Они, как правило, связаны с по- пулярными праздниками. Например, перед Новым го- дом наряжали ёлку игрушка- ми 60 — 70-х годов прошлого века. Их приносили в школу дети и учителя, — продол- жает разговор Юлия Вик- торовна. Гармоника и немецкая каска О каждом экспонате хранитель школьного музея рассказывает охотно, при- поминая все подробности его появления в экспозиции. Один из них — елецкая гар- моника. Тот факт, что она изготовлена на Елецкой мануфактуре, установили по номеру на инструменте. Гармонику подарили жите- лю Ильина. Во время Вели- кой Отечественной войны это был единственный в селе музыкальный инструмент. — Под эту гармонь и пели, и плясали, и Победу праздновали, — добавляет Юлия Викторовна. — А вот ещё один уникальный экспонат, — говорит моя собеседница, переходя к витрине, за которой вещи и документы времён Вели- кой Отечественной войны. Она обращает внимание на немецкую каску. — В од- ном из походов (а наши ре- бята не раз бывали в сёлах Елецкого, Тербунского, Во- ловского районов, где шли бои) захотели пить и зашли к старушке, у которой был во дворе колодец. Обратили внимание на то, что хозяй- ские куры клюют зерно из немецкой каски, и выпро- сили её для музея. Вот такая история, — улыбается учи- тель. Особое место в экспози- ции занимают экспонаты, рассказывающие о местной пионерской организации и комсомоле. И это не случай- но. Именно школьная во- жатая, Зоя Слепнёва, была одним из инициаторов со- здания школьного музея. Она сохранила всю пио- нерскую и комсомольскую атрибутику. На почётном месте под- шивки газеты «Пионерская правда» с номерами после- военного времени. Хранится в музее и книга об историиИльинскойшко- лы. Работали над этим уни- кальным изданием местные краеведы Раиса Селищева и Александра Букова. Источник вдохновения Музей — особое место ещё и потому, что здесь рождаются самые разные проекты. На их создание школьников вдохновляют музейные экспонаты и от- ражённая в них история род- ного края. На основе экс- позиций написано более 30 краеведческих работ. Одна из них — о том, как местные жители валяли валенки, на- писанная старшеклассницей Еленой Корольковой под руководством Зои Слеп- нёвой, — получила Прези- дентскую премию. Фонды школьного му- зея постоянно пополняются благодаря взаимодействию с местными жителями. Функ- цию так называемых запас- ников выполняет старинный сундук, являющийся частью постоянной экспозиции. —Очень много экспона- тов приносят в музей учи- теля. Когда оформляем вы- ставки, бросаем клич о том, что нужно. Например, была экспозиция, посвящённая обряду русской свадьбы, и мы попросили принести свадебные облачения. В ре- зультате было представлено почти 50 платьев и наря- дов, — продолжает Юлия Викторовна. — А в начале учебного года проходило мероприятие, посвящённое истории рушника. Мы узна- ли о том, как записывается история рода на простом, казалось бы, полотенце. Теперь в коллекции нашего музея свыше 30 рушников. По инициативе директо- ра школы, Александра Ха- рина, в школе прошёл трёх- дневный фестиваль-конкурс старинных фотографий. Его участники не только пред- ставляли фотографии, но и рассказывали историю од- ной из них. Многие фото- графии из семейных архи- вов пересняли и оставили в музее. Возможно, благодаря этой инициативе родилась другая значимая для исто- рии села идея: в этом году в школе открыли Стену па- мяти. На ней размещены фотографии жителей Ильи- на, участвовавших в Вели- кой Отечественной войне. Это ещё одна возможность узнать больше о земляках. На лето жизнь в школь- ных коридорахимузее замер- ла. Но это лишь на время. Не исключено, что новые тури- стические маршруты прой- дут именно через Ильино и местную школу, где есть что показать и о чём рассказать. Фото Павла Острякова О ЧЁМ РАССКАЖУТ СТАРИННЫЕ НАХОДКИ Проезжая по трассе мимо села Талицкий Чамлык, невольно забываешься, глядя на справные кирпичные дома или пёстрые деревянные избы, украшенные снежно-белыми наличниками и, местами, даже коньками. БОЕВОЙ ПУТЬ ОТ ЛИПЕЦКА ДО ПЕРЕКОПА Десятиклассница школы села Ильино, Липецкого района, Елизавета Воробьёва создала виртуальную экскурсию по Большой Кузьминке. В центре внимания — восстановленный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ольга Шкатова НЕКОТОРЫЕ УЧАСТКИ ПРИХОДИЛОСЬ НЕДЕЛЯМИ ОТБИВАТЬ. И ВСЁ ВРЕМЯ МЫ НАХОДИЛИСЬ ПОД АРТОБСТРЕЛОМ. ИНОГДА СЛУЧАЛОСЬ, АРТИЛЛЕРИЯ ЛУПИЛА ПО НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ КРЯДУ, КОГДА МЫ ЗАКРЕПИТЬСЯ ПЫТАЛИСЬ. И ДО ТОГО ДОЛГО ЭТО ПРОДОЛЖАЛОСЬ, ЧТО ПРИВЫКАТЬ НАЧИНАЕШЬ К ОБСТРЕЛАМ. ТАК ЧТО УЖИ НЕ ПОНЯТЬ: ТО ЛИ СНАРЯДЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ, ТО ЛИ УЖЕ НЕ РАЗЛИЧАЕШЬ ИХ ВОЯ В школьном музее Елизавету Воробьёву Хранитель школьного краеведческого музея учитель истории и обществознания Юлия Кобзева привлекают старинные предметы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz