Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 12/ 07/ 23 ʤа˜˝аˍ˘и˕и 23 Стройотрядовцы с радостью вста- вали в шесть утра, делали зарядку и шли на стройку. Девчонки в основ- ном занимались малярными работами. Штукатурили и красили, забираясь порой с помощью лесов на шестиметро- вую высоту. А парни таскали, пилили, сверлили и забивали, в общем, делали строительную работу. Однажды главный инженер спросил, умеет ли кто-нибудь из отряда управлять грузовиком или экскаватором. Канищев только улыбнулся: — У меня четверть ребят из деревень и второе место в их жизни после горшка — рабочее место отца. Кто на тракторе, кто на бульдозере, кто на кране — обяза- тельно умеют! И действительно, набралось с десяток человек, отлично знакомых с техникой. Но в жизни стройотряда был не только труд. Рядом с липчанами трудились студен- ты из Орла, Воронежа и Курска. У каждого отряда был оркестр и спортивная команда. Они постоянно соревновались в работе, творчестве и спорте. А первое место в волейболе всегда было за Липецком. В 1983 году в студенческом отряде Липецкого строительного техникума было пятьдесят человек. Работали они около двух месяцев и получили хорошие по тем временам деньги— от трёхсот до четырёх- сот рублей. Но главным их достижением стала победа во Всесоюзном социалисти- ческом соревновании. Отряд из Липецка оказался лучшим во всём огромном СССР! Люди, состоявшие во Всесоюзных строительных студенческих отрядах, вспоминают о том времени с теплотой и ностальгией. Не только из-за того, что это времена их молодости, но и потому, что им довелось стать частью могучей созидательной силы… П˛˓ˣ˱˖ ˙˟˙˛˗˓˝˧ ˍː˜˝˓ˌ˩˖˧ В 1988 году Вячеслав Михайлович пришёл в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, чтобы оформить вестибюль. Он и не подозревал, что здесь начнётся новый этап в его жизни после того, как директор Игорь Батищев пред- ложит вести кружок рисования. Канищев неожиданно согласился, и уже через полгода его ученики открыли выставку в областной картинной галерее. Так появилась творческая мастерская изо- бразительного искусства «Вдохновение». В школе-интернате Вячеславу Ми- хайловичу удалось найти собственную методику работы со слепыми и слабови- дящими детьми. С первого занятия он объяснял: «В искусстве главное, не что ты рисуешь, а как». Если попросить несколько человек изобразить одного и того же сказочного персонажа, то у каждого получится непо- вторимый рисунок. Поэтому ребята учи- лись оценивать свои работы и анализиро- вать творчество других. У каждого была особая техника и манера. На занятии Вячеслав Михайлович разрешал держать карандаш любым удобным способом. Например, незрячий парень Виктор Фетисов его сразу ломал, клал плашмя и вытворял удивительные абстрактные вещи. Поначалу одноклассники по- смеивались над ним и называли такие работы «кулём-мулём». Тогда учитель дал им задание: «Рисуем кулём-мулём». Уже через двадцать минут, глядя на картину Вити, они с уважением говорили: «О! Ну это же Фетисов!..» ǼЧ˝˙ ˑː ˝˦ ˙ˌ˗ˋ˘˦ˍˋ˖ǫǽ На занятиях всегда фоном играла музыка, создавая атмосферу — ту самую ситуацию. Однажды новый ученик с по- рога заявил, что рисовать он не будет и это ему вообще неинтересно. Тогда Вячеслав Михайлович раздал всем листочки, а для него листок положил чуть в стороне. И разрешил ученику бездельничать. Но уже скоро его руки сами потянулись к карандашу. Рассматривая получившийся рисунок, учитель с улыбкой спросил: —Ну что же ты меня обманывал? По- смотри, как здорово получилось. С тех пор парень подходил после уро- ков, внимательно изучал рисунки других и спрашивал совета. Иногда урок в студии начинался с ве- сёлого выкрика: «Вячеслав Михайлович, мы пришли похулиганить!» Тогда в ответ звучало непременное: «Так давайте хули- ганить вместе...» Созданная в мастерской «Вдохно- вение» творческая и образовательная среда приносила щедрые плоды. Работы воспитанников украсили престижные российские и зарубежные выставки. А сам учитель проводил мастер-классы в Бельгии, преподавал в изостудиях в знаменитых детских центрах «Орлё- нок» и «Артек». Совместная выставка «Учитель и ученики», на которой были представлены работы Канищева и его учеников, получила заслуженное при- знание на ВДНХ. Ǽʴ˝˙ ˑː ˖˓˚ːˡ˕˓˔ ˗ː˝˙ˏǨǽ Через полтора месяца после начала работы в интернате Вячеслав Михайлович поехал на образовательные курсы в Краснодар, где собрались пре- подаватели рисования со всей страны. Завершающий семинар проходил в образцовом интерна- те для слабовидящих детей. База была отличная — обустроенное здание, грамотные лаборанты, красивая форма. Тема открытых уроков была «Часы». Рассказы- вали про хронометры, их виды и принципы работы. Занятия были отличные. Не хватало только одной мелочи, о которой и спросил липецкий представитель: «Мы художни- ки и приехали посмотреть, как рисуют дети. Но ни одного ри- сунка так и не увидели. А ведь это учреждение ставится нам в пример». Руководитель курсов в ответ объявил, что вечером следующего дня ждёт от всех план показательного занятия по обозна- ченной теме — это будет экзаменационной работой. Вячеслав Михайлович не растерялся, подобные задачи были для него делом обыденным. За вечер он написал отлич- ный план открытого урока. Причём даже фоновая музыка соответствовала теме — это было произведение Александра Гедике «Часы». Увидев итоговый результат, кол- леги констатировали: «Ничего удивитель- ного — это же липецкий метод». В˘˞˝˛ː˘˘˪˪ ˜ˍ˙ˌ˙ˏˋ В наши дни художник работает в не- большой, но уютной мастерской. Здесь тихо играет музыка, «вкусно» пахнет краской. — Прихожу сюда и хулиганю, — с улыбкой рассказывает Канищев. Но это «хулиганство» особого рода. За ним скрывается понимание законов живописи, многолетняя практика и твор- ческая, немного дерзкая, свобода. В рабо- тах мастера удивительным образом угады- ваются джазовые композиции, а пейзажи знакомых мест заставляют задуматься о чём-то ранее незамеченном. Раскрепощённость, умение рассла- биться Вячеслав Михайлович считает важной частью не только искусства, но и своего отношения к миру. —Только так складывается внутренняя концепция того, что надо делать, — убеж- дён он. Фото Андрея Скоморохова и Ольги Беляковой РАБОТАТЬ НАДО ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ БЫЛО НЕ СТЫДНО ЗА СВОЙ ТРУД Вячеслав Канищев Вячеслав Михайлович родился в 1941 году, с отличием окончил техническое училище, а затем и художественно-графический фа- культет Орловского пединститута. Преподавал черчение, рисование и труд в Липецком строительном техникуме. С 1988 года более двад- цати пяти лет руководил творче- ской мастерской «Вдохновение» в Липецкой школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Работы наставника и учеников демонстрировались на Рождествен- ских выставках в Москве, в Париже, в бельгийской провинции Льеж и на ВДНХ. Картины Канищева хранятся в коллекциях и методических центрах России, Франции и Бельгии. Двадцать его работ являются собственностью липецкой гимназии № 12. Большой успех имели персональные выставки художника в детском музыкальном театре имени Наталии Сац, в Государственной Думе и Совете Федерации. Призёр федеральных проектов «Лучшие учителя России»и «Моя творче- ская лаборатория». В ̜̑̒̐̎̈̒̅̋̍̎̌ ̒̅̍̈̊̓̌̅̕ В̟̗̅̑̋̀̂ М̗̈̀̉̋̎̂̈̕ ̍̈̊̎̃̄̀ ̍̅ ̇̀̄̀̂̀̋ ̘̞̞̄̎̌̀̍ ̐̀́̎̒̓Ǥ З̀̒̎ ̎̍ ̛́̋ ̒̐̅́̎̂̀̒̅̋̅̍ ̊ ̗̃̐̀̔̈̅̑̊̈̌ ̐̀́̎̒̀̌ ̈ ̑̋̎̂̅̑̍̎̌̓ ̈̕ ̟̞̎́̑̍̅̍̈̚Ǥ Ч̅̋̎̂̅̊ ̄̎̋̆̅̍ ̜̏̎̍̈̌̀̒ǡ ̗̒̎ ̄̅̋̀̅̒Ǥ Вячеслав Канищев беседует с мэтром липецкой журналистики Исааком Розенфельдом «Трио» Триптих «Цветы джазу». Центральная часть ʘʟʥʚʧАlzʟʮʜʨʡАʶ ʨʦʧАʙʡА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz