Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
͚ 7 1 ȋ2͢͢͢7Ȍ ОБʰЕСТВЕННОǧПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 ʙе˛а ЕСЛИ СОБРАТЬ ДРАГОЦЕННОСТИ ВСЕГО МИРА И ПОЛОЖИТЬ НА ОДНУ ЧАШУ ВЕСОВ, А НА ДРУГУЮ — БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ, ТО ЧАША С БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ ПЕРЕВЕСИТ Святой праведный Иоанн Кронштадтский О тветить на вопросы чита- телей «Липецкая газета» попросила председате- ля миссионерской комиссии Елецкой епархии, руководите- ля православного молодёжного клуба «Благовест» иерея Евгения Малых. — Отец Евгений, каково зна- чение литургии в Православии? — Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: «Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую—Божествен- ную литургию, то чаша с Боже- ственной литургией перевесит». Также и многие святые отцы утверждали, что земной нашмир существует, пока совершается Божественная литургия. Центральное место в ли- тургии занимает Евхаристия. Названное слово переводится с греческого как «благодарение». Это основополагающее таинство христианской церкви, состоящее в преложении приготовленных хлеба и вина в Тело и Кровь Хри- стовы и причащении верующих. Нас должны заботить не записки, свечи, молебны, не панихиды— это всё вторично. Когда прихо- дим в храм, мы в первую очередь должны думать о регулярном причащении Святых Христовых Таин. —Из чего состоит литургия? — В литургии обычно выде- ляют три части. Первая — про- скомидия, когда заготавливаются хлеб и вино, поминаются записки о живых и усопших, из просфор вынимаются частички о здравии и упокоении христиан. Вторая часть называется литургия огла- шенных, в ходе которой чита- ются отрывки из Священного Писания, возносятся молитвы о мире всего мира, о властях и народе, о священноначалии, мо- нашествующих, иереях и другие прошения. По окончании этой части из храма просят выйти всех некрещённых, чтобы до конца службы оставались только пра- вославные христиане. Третья часть — литургия верных. В этот торжественный период хлеб и вино таинствен- но становятся Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, причём не символически, а дей- ствительно так. Это и называется преложение Святых Даров. Духо- венство и верующие причаща- ются Святых Христовых Таин. Заканчивается Божественная литургия проповедью священни- ка, которая приурочена к церков- ному празднику либо к отрывку из Священного Писания. А далее батюшка даёт верующим поцело- вать крест. —Человек впервые пришёл на литургию. Что он должен делать? —Один средневековый монах завёл правило каждое утро спра- шивать себя: «Зачем я пришёл в монастырь?». Подобный вопрос стоило бы и нам задавать себе. Зачем мы приходим на бого- служение? Какова цель? Подать записки, расставить свечи, по- слушать пение хора, поглазеть на иконы и святые мощи, вы- просить у Бога денег и здоро- вья? Увы, зачастую мы так себя и ведём. Думаем о второстепенном и забываем о главном. Истинное же богатство веры и истинная цель Божественной литургии, как правило, открываются нам го- раздо позже, когда мы начинаем понимать, что храм и богослуже- ние в нём — место встречи Бога и человека. Не умозрительной, а реальной встречи — в духе и истине. Мы должны соединиться в единое целое, когда Бог пребы- вает в человеке, а человек в Боге. Стало быть, что должен сделать христианин? Соединиться со Христом телом, душой, умом, помышлением — всем своим существом. —Обязательно ли на литургии исповедоваться и причащаться? —Наше спасение, обожение, стяжание благодати Святого Духа невозможно без причащения Святых Христовых Таин. Об этом нам сказал Сам Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53-55). Это означает, что нужно все- цело принять Христа, Его образ действий, мыслей. Быть, как Он, поступать, как Он, жить как Он. Поэтому так важно верую- щему причащаться регулярно. Для того чтобы чувствовать своё единство с Богом и иметь в душе благодать Святого Духа, по слову святого преподобного Серафима Саровского, нужно минимум причащаться четы- ре раза в год, то есть раз в три месяца. Но минимум — это не норма! Если мы где-то услышим, что для выживания нам необходимо хотя бы раз в неделю пить воду, неужели мы на этом остановим- ся? Нет, мы пьём гораздо чаще. Вот и верующая душа постоянно имеет потребность в причащении Святых Христовых Таин. Кто-то причащается раз в месяц, раз в две недели или раз в неделю. Каждому — по потребности. По благословению духовника можно причащаться и чаще. Но количество не должно быть важнее качества. Готовиться нужно с усердием, а причащаться с благоговением. И здесь по- может исповедь. Ведь когда мы ждём важного гостя, то стараемся прибраться в доме. Стало быть, чтобы в душу вошёл Христос, в ней тоже нужно навести порядок. —Что такое литургия Прежде- освященных Даров и почему на ней не причащают младенцев? — Литургия — это торже- ственное богослужение, поэ- тому во время поста, в будни, для сохранения тишины и по- каянного настроя совершается литургия Преждеосвященных Даров. Для неё с предыдущей Божественной литургии остав- ляются Святые Дары. Так как они подсыхают, то младенцам бывает тяжело их проглотить, поэтому самые маленькие хри- стиане в будние дни Великого поста не причащаются, только в субботу и воскресенье. —Литургия совершилась. Что должен почувствовать верующий? Как часто ему необходимо бывать на службе? — Одна из заповедей бла- женств гласит: «Блаженны ал- чущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). На- сыщаемся мы как раз во время Божественной литургии, это тра- пеза Господня. Голодная душа человека насыщается благодатью Святого Духа, получая силы на предстоящие дни, душевную радость, покой. Такими дарами дорожит каждый православный христианин. Благодатное чувство посещает нас, если мы поста- рались подготовиться к прича- щению: вдумчиво прочитали положенные перед таинством молитвы, искренне, от сердца, покаялись в грехах на таинстве исповеди, осознали своё недо- стоинство пред Богом. После причастия и в последующие дни надо стараться сохранить это благодатное чувство. — Как часто надо посещать службу? — Надо помнить, что Го- сподь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: «освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). И четвёртая ветхоза- ветная заповедь также говорит нам: «Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». В Ветхом Завете днём покоя была суббота. В новозаветные времена днём покоя стал день воскресный, ког- да вспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день для христиан самый главный. В послании апостола Павла к фессалоникийцам сказаны такие слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16—18). Сами апостолы старались ежедневно собираться вместе и причащаться святых Христовых Таин. Это дня нас высокий пример. Если мы любим Христа, то должны стремиться в храм ре- гулярно. Хотя, конечно, нужно учитывать и свой рабочий гра- фик, и состояние здоровья, и место расположения от храма, и степень загруженности (на- пример, при наличии малень- ких детей или тяжело больных стариков). Всегда и всё нужно стараться делать по любви к Богу и людям. —Батюшка, что препятствует посещению литургии? —Богослужение не стоит вос- принимать как награду. Иногда люди размышляют: «Достоин ли я сегодня пойти на литургию?». Но ведь когда болит зуб, мы не размышляем, достойны ли пойти к стоматологу, а бежим к нему за помощью. Литургия — это возможность исцелить душевные раны, получить силы для борьбы с грехом, стать лучше. Бывает, что физические немощи и болезни вынуждают нас пропустить служ- бу. У женщин есть дни, когда они должны воздержаться от прича- стия, но посещать литургию при этом они могут. Самые главные наши враги— лень и повседневная суета. Но эти препятствия преодолимы, если человек действительно желает быть с Богом. Фотографии с сайта patriarchia.ru Православный храм и богослужение в нём Ȅ место встречи Бога и человека. НЕ ЗАБʲВАЙТЕ О ГЛАВНОМ Судя по многочисленным письмам, приходя̙им в редакцию, наибольший интерес читателей нашей страницы «Вера» вызывает тема литургии. Наталья Сизова Во время литургии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz