Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» ʩв˙˛ˢе˜тв˙ 25 05 / 07/ 23 ЦВЕТА ВДОХНОВЕНИЯ К концу июня в Липецк пожаловала промозглая погода. Поэтому откры- тие экспозиции проходило под глухой барабанный аккомпане- мент дождя за окном. Посети- тели, которых стихия застала в дороге без зонтов, недовольно поёживались. Но солнечная ат- мосфера выставки быстро вер- нула им хорошее настроение. — Николай Дочкин называл природу колыбельючеловечества. Изображая вечно изменяющуюся естественную жизнь, он переда- вал собственные чувства и пере- живания. А потому на выставке в основном представлены пейза- жи, — обратилась к зрителям ку- ратор выставкиЛючияСорокина. Несмотря на то что Николай Дочкин жил в Твери, его твор- ческий путь неразрывно свя- зан с липецкой землей. После школы он поступил в Елецкое художественное училище, в ко- тором преподавал талантливый живописец Виктор Сорокин. Во многом именно его импрессио- нистский подход к искусству, противостоявший царившему тогда соцреализму, повлиял на становление Николая Дочкина. — Он восхищался даром Со- рокина создавать с помощью Художник Николай Дочкин часто говорил, что пейзажи призваны запечатлеть душевное состояние автора, а не только природу. Пережить ̝моции вместе с мастером липчанам предложили на выставке «Небо Николая Дочкина» в Художественном музее имени В.С. Сорокина. Кирилл Меринов красок особое эмоциональное напряжение. Часто говорил, что предметом изображения на полотнах должно быть чувство, а не окружающая действитель- ность, — рассказала вдова ху- дожника Татьяна Малькевич, стильно одетая женщина с буке- том белых роз. Именно она ото- брала для выставки картины из личной коллекции. «Мастерская Ȅ мой дом» — Одна из моих любимых работ — «В мастерской». Кста- ти, это не пейзаж, а натюрморт, что довольно необычно для творчества. Художник часто говорил: «Мастерская — мой дом». Именно там Николай Викторович прислушивался к музыке своей души и запечат- левал её в красках, — рассказала Татьяна Малькевич о картине, изображающей букет на рабо- чем столе. Цветы фокусируют на себе внимание зрителя, от них будто исходит сияние, как от свечи. Другие же детали интерьера по- даны мазками, оставляющими широкое пространство для фан- тазии. В мастерскую Николай Доч- кин уходил каждое утро, не до- жидаясь завтрака, чтобы «не расплескать вдохновение». Там у него было всё необходимое: книги, посуда, одежда, а глав- ное — кисти, краски и множе- ство картин. — Завершив очередное по- лотно, он приглашал в мастер- скую коллег-художников, чтобы услышать их мнение о работе. Такие встречи часто превраща- лись в весёлые дружеские по- сиделки с щедрым угощением и разговорами об искусстве, — продолжила свой рассказ Татья- на Малькевич. Дыхание вечности Николай Дочкин верил, что мир природы создан Господом. Изображая удивительные изги- бы ландшафта, игру солнечных лучей, замысловатый танец сне- жинок или молчаливые облака тумана, он неизменно пытался прикоснуться к божественному творению. Как и любой пейзажист, Ни- колай Дочкин не мог оставить без внимания весеннее пробуж- дение жизни. Картины на эту тему искрятся теплом и вос- торгом перед возрождающейся природой. Одна из таких работ, «Ледоход», представлена на ли- пецкой экспозиции. —Сперва можно не заметить те самые отколовшиеся льдины, плывущие по реке. Однако всё в этой картине наполнено та- кой внутренней динамикой, что сразу чувствуешь, лёд тронул- ся. Солнечные блики будто бы пляшут на крышах домов, кроны деревьев покачиваются на вет- ру, а птицы пролетают на фоне нежно-розового небосвода, — рассказала Татьяна Малькевич. Рассматривая эту работу, по- нимаешь, что небо не случайно КАРТИНЫ ДОЧКИНА, КАК И ЛЮБЫЕ ХОРОШИЕ РАБОТЫ, ВСЕГДА НАХОДЯТСЯ НА ГРАНИ МЕЖДУ СХОДСТВОМ И НЕСХОДСТВОМ. ПОЛНОЕ ПОВТОРЕНИЕ — ПОШЛОСТЬ, А НЕСХОДСТВО — ОБМАН Андрей Удодов дало название выставке. В кар- тинах Дочкина оно несёт важную символику, напоминая зрителю о вечных основаниях бытия. Од- нако не только лазурная высь, но и подземные чертоги застав- ляют художника задуматься о том, что останется после чело- века. Так, например, именно пронзительная тишина церков- ных катакомб, изображённых на триптихе «Вечность», внушает священный трепет перед тайна- ми мироздания. Рис˞нок на скамейке Тем временем посетители с увлечением обсуждали художе- ственную философию Дочки- на. Среди собравшихся был и липецкий мастер кисти Андрей Удодов. — Впервые работы этого ху- дожника я увидел лет восемь на- зад в одном из художественных каталогов. Картины так запали мне в душу, что я запомнил его фамилию. Так что пропустить сегодняшнюю выставку я не мог, — рассказал он нам. Нельзя не согласиться с Ан- дреем Удодовым: картины Доч- кина рождают в душе небыва- лое вдохновение. И не случайно одна из посетительниц выставки достала альбом с карандашами и прямо на скамейке возле музея нарисовала промокшую аллею, залитую вечерним солнцем. — Меня так восхитили эти пейзажи, что я тоже решила по- пробовать запечатлеть приро- ду, — сказала нам она и чтобы «не расплескать вдохновение», снова принялась за рисование. Фото Геннадия Логунова ʴкспозицию с картинами Николая Дочкина можно увидеть в Художественном музее имени В.С. Сорокина до 23 июля. Работы художника находятся в собраниях по всей России, а также в Англии, Японии, США, Италии, Чехии, Финляндии и Китае. Андрей Удодов (справа) обсуждает с посетителями картины Николая Дочкина «Скалистое ожерелье Байкала» «Дыхание весны»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz