Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

П роект под его руко- водством прожил в Ли- пецке четверть века. В нём участвовали музыканты мировой величины. Однажды один из них сказал: «В Липецке зритель воспринимает джаз как в последний раз». Отец Игоря слушал популяр- ных в его молодости стиляг, мама интересовалась стилем буги-вуги. Но в то время иностранноймузы- кой пугали народ, приобщаться к ней считалось вульгарным. Для Игоря в детстве джаз был чем-то таинственным, ему он был совер- шенно неведом, зато музыкант знал весь репертуар театра в Вин- нице, где тогда жила их семья. Дедушка был режиссёром, на- роднымартистомСоветскогоСо- юза, бабушка—актрисой. Он по- мнит творческие спорына кухне и постановки, увиденные из-за ку- лис театра. Дед хотел, чтобы внук пошёл по его стопам, но ему это было совершенно неинтересно. Театральныйцех его разочаровал. Встреча с Каˣпировским Игорь в юности был отчаян- ным футболистом. Его сильные стороны — координация и ско- рость. Играл много и с азартом. В это же время учился в музы- кальной школе по классу, фор- тепиано, но, по его словам, мама заставляла, занимался из-под палки. Интерес к музыке пришёл с появлением в их школе ВИА «Школяры», где Игорь стал иг- рать на клавишных. Интересно, что их репетиции и выступления проходили в клубе психиатриче- ской больницы, где занимались в кружках врачи и медперсонал клиники. — Мы аккомпанировали на выступлениях тогда ещё нико- му не известному врачу-психо- терапевту Кашпировскому. Он действительно владел техникой гипноза и вводил на сцене в транс публику. «Обкатывал» там свои будущие программы. Наш ансамбль выступал на школь- ных вечерах, там я почувствовал свой первый успех. Мне захоте- лось знаний, которыми тогда не владел, и я стал усиленно зани- маться музыкой, —рассказывает Верещагин. Поначалу Игорь мечтал стать дипломатом и даже учился на подготовительных курсах по меж- дународным отношениям и пра- ву. Но очередь на поступление де- тей номенклатурных работников была огромной, а потому буду- щий джазмен с радостью оставил эту затею. К тому времени душа уже была полна звуков, и Игорь поступил учиться на музыковеда и историка теориимузыки. В учи- лище стал усиленно заниматься заводе грампластинок. Их при- сылали ему по почте буквально пачками. В то время единствен- ное, что не воспринимал Вере- щагин, был фольклор, который звучал из всех радиоточек. Ис- полнителей украинской народ- ной музыки музыканты называ- ли между собой «шароварами», а русских — «лаптями». Потом, услышав аутентичный фольк- лор, Верещагин сделает для себя ещё одно открытие — какая это глубокая музыка. Он назовёт её «грунтовой», что значит—искон- ной. Через много лет в Липецке он сделает аранжировки к песням ансамбля «Воскресенье», и это будет по-настоящему здорово. Первой творческой площад- кой в Липецке для Игоря Вере- щагина стала филармония. Здесь музыкант проработал с 1994 до 2016 года. Он создал проект «Джазовая филармония», куда вошла концертная линия и лек- торий «В стране птиц». Название символическое — в музыкаль- ном мире птицами называют джазовых исполнителей за их разноголосье. ИгорюФёдорови- чу хотелось приобщить людей к джазу, и он отправился в школы, вузы, на предприятия. — Чтобы понять джаз, его нужно познать. Многие не вос- принимают эту музыку и не считают её великой. Это прису- ще тем, кто не расширяет свои культурные границы, — говорит музыкант. Подарить липчанам джаз от великих исполнителей стало задачей некоммерческого му- зыкального проекта «Джазовая провинция». За 25 лет это му- зыкальное событие стало свое- образным брендом Липецка и невероятно полюбилось публи- ке. На лучших площадках города выступили мировые звёзды джа- за. Игорь Верещагин был моде- ратором фестиваля и, конечно, сам играл на сцене. —Эти выступления проходи- ли по-разному. Но чаще бывало Пианист, джазмен Игорь Вере̙агин живёт в мире музыкальных открытийǣ талантливых исполнителей, новых звучаний, неожиданных импровизаций. Джаз для него Ȅ ̝то внутренняя свобода. Вере̙агин являлся одним из организаторов ̔естиваля «Джазовая провинция». Дарья Шпакова МУЗЫКА — ЭТО НАУКА, У КОТОРОЙ ЕСТЬ СВОИ ЗАКОНЫ: ТЕХНИЧЕСКИЕ, АКУСТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ Игорь Верещагин ͚ ͷ1 (26667) ʣ˓˛ ˞влеˢен˓˔ ОБʰЕСТВЕННОǧПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 ЛЕТАТЬ ПО КЛАВИШАМ на фортепиано. Позже даже от- служил в армии—в войскахПВО. Но там не расставался с люби- мым инструментом—играл в ду- ховом оркестре и в ВИА на элек- трооргане. После чего его ждала судьбоносная встреча с джазом. — Я поступил в Донецкую консерваторию. Этот город в середине 80-х годов прошлого столетия был центром джазовой музыки, также как Москва, Ека- теринбург, Ленинград. Яокунулся в атмосферу настоящего джазово- го цеха. Там собрались уникаль- ные музыканты. Мы передавали друг другу знания и умения. Му- зыка стала для меня открытием. Я слушал её целыми днями: от классики до барокко. Любил эк- зотическое направление: индий- ские мелодии, арабские. Всё это завораживало, и хотелось понять, как зарождается настоящаямузы- ка, —рассказывает джазмен. «Гр˞нтовой» ˟ольклор Виниловые пластинки джаз- мен заказывал на Апрелевском ощущение полёта. Вдохновляет, когда ты делаешь что-то неожи- данное в своей импровизации, что тебя восторгает. Я всегда пом- ню фразу одного поэта: «Если ты не управляешь полётом, за тебя это сделает кто-то другой», — рассказывает маэстро. М˞зыка в сердˡе Игорь Верещагин признаётся, что он из тех музыкантов, кото- рые работают над импровизацией прежде, чем сесть за инструмент. К нему вариации музыки прихо- дят, когда он гуляет или просто отвлечённо над чем-то думает. А потом музыкальные фразы ста- новятся основой для джазового произведения. Верещагину хорошо знакома зарубежная публика. В Швей- царии он делал музыкальное со- провождение цирковых номеров и шоу-программ. Заработать та- ким путём приезжали именитые коллеги—от Бразилии до США. Было много общения и джаза. Однажды под Рождество Вере- щагин даже выступал с прия- телем на улицах Берна, но понял, что роль уличного музыканта — не его история. — Я не испытал никакого драйва. Друг играл на ксилофо- не, а я — на губной гармонике. У меня получилось скованно, не хватило ощущения звука. Но я попробовал, и это важно, — с улыбкой говорит музыкант. Верещагин десять лет гастро- лировал в Ялте. Его не раз при- глашали на закрытые вечеринки, и он к этому относится нормаль- но. Игорь исполнял джаз в пан- сионате банка ВТБ. Однажды сыграл несколько композиций с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным. — Кудрин, оказывается, был барабанщиком в школьном ансамбле. В Ялте он вспомнил юность, вышел на сцену и сы- грал, — добавил Игорь. Маэстро говорит, что к своему исполнению относит- ся критично и не считает себя великим музыкантом. Но при этом за свою творческую жизнь он играл в десятках ансамблей и создавал свои коллективы. Маэстро счастлив от того, что окружён талантливыми людьми. Сейчас Игорь Фёдорович ра- ботает заведующим музыкаль- ной частью в Доме музыки. Его исполнение всегда остаётся в сердце. Фото Александра Юшкова и из архива Дома музыки Игорь Вере̙агин Ȅ единственный в Липецке музыкант, который умеет играть на органе. Однажды он играл на нём в Зальцбурге в Моцартеуме Ȅ высшей школе музыки имени Моцарта. ЛИД-проект. Руководитель — Игорь Верещагин. Лиза Разумова (скрипка), Дмитрий Кокшин (саксофон)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz