Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 05/ 07/ 23 Ге˛˙˓ ˚˛˙ˣл˙ˎ˙ 23 всё равно настырно пробирается сквозь лавину людей, раздарива- ющую букеты прибывающим на поезде фронтовикам. Оператор во время съёмки неотступно сле- довал за Татьяной Самойловой, сыгравшей главную роль, что многократно усилило эмоцио- нальный эффект сцены. — Благодаря своим техни- ческим возможностям ручная камера иногда подсказывает пути решенияхудожественныхзадач,— утверждал Урусевский. — При этом большое значение имеет то, что она находится не на «мёртвой» точке (штативе, тележке, кра- не), а в руках живого человека — оператора. И если он захвачен действием, которое снимает, то это настроение будет передавать- ся и зрителю, ибо камера — этот зритель номер один—находится в руках у оператора в прямом и переносном смысле. Верой и правдой «Конвас» (как и множество его модер- низаций) служил до середины 80-х годов прошлого столетия. Затем его вытеснили другие ка- меры, чаще всего иностранного производства. А «Конвас», ока- завшись на «пенсии», до сих пор востребован. Теперь он занимает должность учебной камеры для студентов. Но всего этого Васи- лий Дмитриевич, к сожалению, не застал. Его не стало в далёком 1952 году. Камера-снайпер Николай Константинов тоже вписал своё имя в историю оте- чественной кинематографии. Только путь у него получился бо- лее извилистым. Окончив лебе- дянскую гимназию, он отучился ещё и в единой трудовой школе. После устроился комендантом на местную железнодорожную станцию. Но всё это было для Николая слишком мелко. Он понимал, что может достичь большего. Вскоре мечта сбы- лась. В 1922 году Николай стал инструктором кинематографии Тамбовского отделения фотоки- ноуправления. А через три года он сделал огромный шаг вперёд по ка- рьерной лестнице — получил должность штатного киноопера- тора Московской хроникально- документальной студии. Эта ра- бота подразумевала частые коман- дировки, география которых не ограничивалась огромной терри- ториейСоветского Союза. За пре- делами страныНиколай побывал благодаря месту на борту парохо- да «Декабрист». То путешествие продлилось порядка полутора лет. За это долгое время Константи- нов сумел запечатлеть на камеру Средиземное море, а также два океана — Тихий и Индийский. Вскоре после того, как Николай вернулся из плавания, кинотеа- трыСоветского Союза запустили прокат трёх константиновских «документалок»: «Вокруг Азии», «Камчатка» и «По Индии». За свои работы, восторженно встре- ченные критиками и зрителями, Николай удостоился нескольких государственных наград. Но в историю советского кинематографа Николай Дми- триевич вошёл не только как маститый оператор. Знаменитая камера «Хроникон» — его дети- ще. Она была создана в начале 30-х годов минувшего столетия. Константинов взял за основу ходовую на тот момент камеру «Пате». А набравшись опыта, спустя несколько лет он разра- ботал аппарат, который можно было использовать для съёмоч- ных работ с самолёта. Николай лично контролировал сборку своего детища в мастерских при студии кинохроники в столице. Чуть позже на свет появился компактный аппарат под назва- нием «Хроникон-малютка». А когда немцы вторглись в СССР— «Хроникон-снайпер». Эту камеру Константинов создал специально для военных репортёров. Её глав- ная особенность заключалась в том, что она была совмещена с винтовкой. Благодаря такому синтезу фронтовые кинооперато- ры перестали быть беззащитны- ми перед немецкими солдатами. Что касается создателя аппарата, то он все военные годы провёл на Сахалине, возглавляя съёмочную группу. И неизвестно, довелось ли самому Константинову опро- бовать возможности «снайпера» в боевых условиях. Нет красивее пейзажей После войны Николай вер- нулся на малую родину. Только поселился не в Лебедяни, а в Липецке, где и прожил до самой смерти. Он работал на Воронеж- ский корреспондентский пункт Ростовской студии документаль- ных фильмов. «Документалки» его стали более приземлёнными, чем раньше. Теперь он снимал в основном сюжеты о колхозах и совхозах. Какое настало время — такая была и работа. Страна тре- бовала от мастера фильмы о трудовых рекордах, а не о заграничных чудесах. Но рутина его не по- глотила. Николай создал специальнуюмашину для проведения документаль- ных съёмок. Снаружи она представляла со- бой обычный фургон, а внутри находилась пол- ноценная киностудия. Эта машина была удоб- на тем, что позволяла быстро перемещаться с одного места на другое, а также проводить ки- носъёмку с разных пози- ций, например с крыши. Кроме этого, благодаря специальной аппаратуре, плёнку проявляли на месте, что экономило много времени. И, несмотря на сильную загружен- ность, он посто- янно приезжал в Лебедянь прове- дать сестру. И часто ей повторял, что нет красивее пейзажей, чем в России. Николая не стало в 1960 году. ʴкспозиˡия в м˞зее ВЛебедянском краеведческом музее хранится кинокамера-леген- да «Конвас». Её в середине 90-х го- дов прошлого века подарила Алла Соловьёва — режиссёр, снимаю- щий документальные фильмы. Кроме «Конваса» в музее есть и экспозиция, посвящённая брать- ямКонстантиновым. Вней—ин- тересная фотография, на которой запечатлены три не по-детски серьёзных мальчика. Они красиво одеты и сосредоточенно смотрят в объектив камеры. Артемий, Ва- силий иНиколайКонстантиновы тогда, в самомначале XX века, и не предполагали, какие испытания готовит им жизнь. Одному оста- валось жить чуть более десяти лет, а остальные—свяжут своюсудьбу с кино—самым современным в те годы видом искусства. Любопытно, что в краеведче- ском музее Лебедяни информа- ция о братьях Константиновых пополнилась лишь в конце де- вяностых годов XX века. Тогда сотрудникам музея удалось по- знакомиться с их сестройМарией Игумновой. Она-то и поделилась сведениями и материалами из своего личного архива. Так что теперь о замечательных зем- ляках, навеки вписавших своё имя в историю отечественного кинематографа, может узнать любой посетитель музея. Здесь же автором сделаны и снимки, иллюстрирующие этот рассказ о братьях Константиновых. Фото автора ʙ ʡʟʤʜʣʗʩʥГʧʗlzʜ С кинокамерой — Николай Константинов Семья Константиновых Почти всю московскую Олимпиаду, прошедшую в ͻ΃΂ͺ году, советские операторы тоже запечатлели именно на «Конвасы». Для с̚ёмок они использовали модель «автомат». Николай Константинов создал и камеру КС-;, производство которой наладили на Ленинградском заводе незадолго до начала Великой Отечественной войны. Камера «Конвас» — экспонат Лебедянского музея

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz