Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
͚ 7 1 ȋ2͢͢͢7Ȍ ОБʰЕСТВЕННОǧПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 Ге˛˙˓ ˚˛˙ˣл˙ˎ˙ К онстантиновы появились на свет в деревушке Гага- рино, которая относилась тогда к Задонскому уезду Воро- нежской губернии. Вскоре их семья решила искать счастье в городе и перебралась в Лебедянь. Три ˌрата Но случилась беда — умер отец. И мать осталась с тремя мальчишками на руках. Правда, спустя некоторое время она вновь вышла замуж — за коренного лебедянца по фамилииИгумнов. Так у братьев Константиновых появилась ещё и сестра —Мария. Их детство прошло в Лебедяни на улице Дворянской ( сейчас она — Советская ). Размеренную жизнь семьи прервала Первая мировая война. Артём, старший из братьев, отпра- вился на фронт. Василий иНико- лай в силу возраста остались дома. Ивскоре пришло страшное изве- стие—Артёмпогиб. Правда, среди краеведов бытует ещё одна вер- сия. Дескать, трагедия случилась уже в Гражданскую войну. Стар- ший из Константиновых, вое- вавший на стороне красных, был убит в схватке с белогвардейцами. Зато Василия иНиколая судь- ба берегла. Они не только выжили в смутное время, но и нашли своё истинное призвание, несмотря на царившие кругом голод и разруху. Братья посвятилижизнь развитию отечественного кинематографа. Л˞чˣий др˞ˎ оператора Когда обстановка в стране немного успокоилась, дороги братьев разошлись. Василий Кон- стантинов перебрался из Лебе- дяни в Москву — столицу моло- дого пролетарского государства. Парень, которому на тот момент было чуть за двадцать, сумел бы- стро найти работу по душе — стал оператором московской студии кинохроники. Но, проработав несколько лет, Василий вдруг по- нял, что в качестве конструктора и изобретателя принесёт киноин- дустрии намного больше пользы. Ведь для съёмок в те време- на использовалась иностранная аппаратура, вызывавшая серьёз- ные нарекания у операторов- документалистов. Беда в том, что все эти аппараты являлись шта- тивными, из-за чего возникали многочисленные неудобства. Конечно, были в распоряжении операторов и ручные камеры, но в них помещался небольшой запас плёнки. Соответственно, их постоянно приходилось переза- ряжать, теряя драгоценное время. Понимая, что перед страной стояла задача создать собствен- ную технику для отечественных документалистов, Василий в 1932 году начал трудиться в кинома- стерских при студии «Союзкино- хроники». Вскоре «деревенский паренёк» собрал камеру, которой суждено было стать легендой. Речь идёт о «Конвасе-1». На- звание у камеры появилось не- случайно, изобретатель просто соединил первые три буквы своих фамилии и имени. Правда, было у неё и другое название — КСР. Камера заметно превосходила все иностранные аналоги, так что вскоре началось её промышлен- ное производство. Операторы оценили творение Константи- нова, поэтому «Конвас» быстро превратился в по-настояще- му народную камеру, которую использовали во всех уголках Советского Союза. А её название быстро стало нарицательным. Об аппарате для киносъёмок появи- лись и поговорки: «Конвас» — он и в Африке «Конвас», «Зарядил «Конвас» кодаком — и никаких проблем». Детище Константинова по- зволяло оператору быстро менять точку съёмки, если того требовала ситуация. Мобильности удалось добиться за счёт лёгкости, зер- кального обтюратора, а также быстро заменяемых кассет. Кроме того, камера умела выстраивать композицию кадра, делать мас- штабирование картинки и следить за движущимся объектом. Опе- раторы того времени, часто на- зывали «Конвас» миролюбивым аналогом автомата Калашникова. Хотя последний и появился толь- ко в 1947 году, но общего у них было много: функциональность, простота конструкции и поистине фантастическая надёжность. Покорение космоса и кино Первые советские космонав- ты, отправляясь в полёт, брали с собой «Конвасы». А те кадры, снятые в космосе, видел весь мир. Первопроходцем в «космической съёмке» считают Германа Титова. С него и началась новая эра кине- матографа. Разработка Констан- тинова одинаково хорошо демон- стрировала свои возможности и в «бассейне невесомости», и в кабине самолётов. Благодаря камере, люди разных профессий смогли вести кинодокументацию, запечатлевая на плёнку свои опы- ты и эксперименты. Собственно, именно «Конвасом» была создана и космониана — цикл съёмок планеты из космоса. В земных делах камера Кон- стантинова оставила не менее заметный след. Благодаря мо- бильности и универсальности «Конвас» позволил операторам произвести революцию в съё- мочном процессе. Теперь на ме- сто комбинированных съёмок пришли реальные, сделанные в сложных условиях. Достаточно вспомнить хотя бы фильм «Летят журавли». Оператор Сергей Уру- севский использовал мобильный «Конвас», а не камеру на штати- ве, чтобы запечатлеть наиболее драматичные и эмоциональные сцены фильма, например на вок- зале. Главная героиня Вероника уже знает, что Борис погиб. Но ʢʜʘʜʛʶʤʨʡʟʠ ʨʢʜʛ Артемий, Василий и Николай Константиновы В сериале «Оттепель», снятом в ͼͺͻͽ году, показаны сцены с «Конвас-автоматом». Оператор Хрусталев ȋего сыграл актёр Евгений ЦыгановȌ снимал на ̝ту камеру поезд, находясь в яме между рельсов. В архивах российского кино̔онда хранятся уникальные киноленты, снятые братьями Константиновыми. Василий Константинов за работой Известность к городу Лебедянь пришла в ͼͺ-х годах века благодаря конным ярмаркам, тогда же здесь появился первый в Российской империи ипподром. Но более всего город прославили его выдаю̙иеся сыновьяǣ про̔ессор московской консерватории Константин Игумнов, писатель Евгений Замятин, академик Евгений Микрин. Достойное место в ̝том списке занимают и братья Константиновы. Пусть они и не уроженцы Лебедяни, но горожане считают их своими. Павел Жуков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz