Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Тв˙рˢеств˙ 23 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 21Ȁ ͜6Ȁ 2͟ ЗАНИМАЯСЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ, ДЕТИ ВОСПРИНИМАЮТ ВСЮПОЛНОТУ ЖИЗНИ. ЭТО РАСШИРЯЕТ ИХ КРУГОЗОР И ФОРМИРУЕТ ВКУС, КОТОРЫЙ ПРИГОДИТСЯ НА ВСЮЖИЗНЬ Нелли Бурлей ʬУʛОʝЕСТВЕННЫʠ ǾʛЕСАНТǿ В ʬлевенском районе недавно завершился пленэр худо̆ников ǼНад тихим ʛономǽ. Красивые берега реки и деревенский колорит увезли на своих холстах 1ͥ ̆ивописцев из ʭlzО. Все они — состоявшиеся мастера и члены Союза худо̆ников. Дарья Шпакова П алящее солнце, тяжё- лый этюдник, сумка с красками, комары и ветер — все эти неизбежные тяготы участникам пленэра компенсировал восторг от со- зерцания разлитой в природе красоты и наслаждение от по- сетившего вдохновения. Жи- вописцы работали по 12 часов в день, а вечером собирались на «разбор полётов», выстав- ляя на суд свои произведения. Обсуждение вёл заслуженный художник России Виктор Орлов из Подмосковья. Чтобы картины смотрелись выигрышно, в зале смонтирова- ли специальный свет. Деликат- ные замечания мастера и оценки коллег-художников — это важ- ная часть пленэра. Липецкий художник Нелли Бурлей первый раз оказалась на нём. Перед об- суждением работ волновалась, но увидеть своё творчество гла- зами мастеров-живописцев счи- тает бесценной практикой. Отмытая картина — Такой обмен опытом поз- воляет художнику раздвинуть свои границы в творчестве, увидеть недочёты, понять, над чем ещё стоит работать. Пле- нэр был невероятно плодотвор- ным. Нас привозили на разные площадки, откуда можно было любоваться живописной пано- рамой реки Дон, улочками и старыми домами села Введенка, красивой церковью Введения во храм Пресвятой Богороди- цы. Деревенские пейзажи мне созвучны. Можно свой этюд- ник поставить в одном месте и найти множество интересных ракурсов, — говорит Нелли Бурлей. Местные жители были рады такому художественному «де- санту». Они угощали гостей тра- вяным чаем и конфетами. Жи- вописец Антон Гольдин успе- вал даже писать карандашом их портреты. Хотя в большинстве своём «академисты» не любят, Нелли Бурлей редко продаёт свои работы. Поэтому не зависит от заказов и всегда вырӑает своё мироощущение. когда их отвлекают во время создания картины. У Нелли пленэр прошёл не без приклю- чений. В один из дней поднял- ся сильный ветер и опрокинул банку с белилами на уже почти написанную работу. Спасти её помог местный герой, таскав- ший вёдрами воду из колонки, и Нелли практически прополос- кала картину. — За семь дней мне уда- лось написать десять работ. Половина из них отправились на выставку в Москву, которая пройдёт осенью. Художники по- хорошему завидуют мастерам, которые в советское время мог- ли уезжать на пару месяцев, например, на академическую дачу имени И.Е. Репина. Там они получали мастерскую для работы. Радует, что управление культуры Липецкой области нашло возможность провести этот пленэр. Он стал уже доброй традицией нашего региона, — рассказала Нелли. На стыке стилей Нелли Бурлей преподаёт в художественной школе имени В.С. Сорокина рисунок и жи- вопись. По её словам, за про- шедшие 20 лет дети изменились, поддались современной массо- вой культуре. Самые популяр- ные персонажи — герои анимэ с их большими глазами. Пре- подаватель пытается донести до учеников, что это находка дру- гого художника, а потому нужно искать свой стиль. Дети сейчас мало читают, что отражается на их художе- ственном восприятии: скудеет фантазия, не достаёт сосредото- ченности на работе. Читающий человек сам формирует образы, для живописца это основа. — Многие дети наделены тонким художественным вку- сом. В таком случае главное — подержать ребёнка, помочь ему раскрыть свои способности. В живописи ва- жен не только талант, но и трудолюбие, — говорит препо- даватель. Н е л л и Б у р л е й з а - кончила х у - дожественно- графический факультет Ли- пецкого педа- г о г и ч е с ко г о университета. Пишет много, как г ов орит х у д ож н и ц а , р а б о т а е т н а стыке стилей. На неё глубоко повлияла жи- вопись Викто- ра Сорокина и в целом Ли- пецкая школа. Больше всего любит создавать пейзажи, осо- бенно городские, натюрморты. Её излюбленные места — дикие уголки природы, улицы Ель- ца, Задонска, Чаплыгина. На картинах — покосившиеся де- ревянные домики, озарённые лучами солнца. Небо словно живое: его безбрежная лазурь будто чувствует дыхание ветра, облака летят вдаль — всё в дви- жении. Художнику интересна жизнь простых людей. На её картинах — девочки с развева- ющимися от ветра волосами, крестьянки в платке — образы тёплые, при виде которых зри- тель обязательно вспомнит кар- тины своего далёкого детства. Веˢный поиск —Когда пишу, для меня важ- но вовремя остановиться. Всегда хочется добавить новые штрихи, детали. Но с этим можно пере- стараться. Поэтому я слежу за тем, чтобы все художественные задачи были выполнены и что- бы обилие деталей не помешало зрителю увидеть замысел худож- ника, — рассказывает Нелли Бурлей. Нелли признаётся, что сама находится в постоянном поис- ке: своего стиля, сюжета, места, нужного света. Воспринима- ет себя художником в момент написания картины, особен- но когда она «идёт» на одном дыхании. После этого можно несколько часов ощущать себя счастливой. У неё обязательно раз в год проходят персональные выставки в разных городских пространствах. Когда компону- ет картины для вернисажа, берёт прежние работы и только что на- писанные, чтобы зритель смог увидеть путь живописца. — Последнее время люблю делать графические работы: ли- пецкий кукольный театр, улицы Ельца, купола Задонска. Чтобы запечатлеть на картине какой-то момент, надо его предваритель- но сформулировать для себя. Это происходит уже автомати- чески. Вот видишь куст на фоне серой стены, его подсвечивает луч солнца. Ты запоминаешь этот образ. Или смотришь на небо и понимаешь: чтобы его написать, нужно взять кобальт и немного забелить. Зато, когда ты стоишь у этюдника, ты не теряешь время, концентриру- ешься, в ход идут прежние на- работки, — рассказывает Нелли Бурлей. Для художника нет неин- тересных мест для творчества. Когда Нелли едет на машине, она замечает красоту полей, холмов, строений. Этому учит и детей. Нелли с ребятами ча- сто выезжает в Баловнево, Полибино и другие места, где есть интересная архитектура. А может вместе с учениками выйти прямо во двор школы и увидеть неповторимый образ, рисуя который чувствуешь себя творцом. Фото АлександраЮшкова и из архива Нелли Бурлей Церковь в селе Введенка в реальности и на картине Нелли Бурлей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz