Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

С˖˙в˙ ˙б˙зревате˖я ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 №6 5 (26661) ǾЗНАК ЧЕТЫРʽʬǿ В ʴПОʬУ ЗНАКА Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» На одном из ǼВечеров с Владимиром Соловьёвымǽ, посреди дискуссии о ходе спецоперации и вероятности ядерной войны, кинорӗиссёр Карен ʯахназаров обмолвилсяǣ снимаю комедийный ̔ильм. Чем сильно удивил многих. Н о, вообще-то, господа, что будут смотреть люди после рапортов Иго- ря Конашенкова, репортажей фронтовых корреспондентов из истерзанного обстрелами До- нецка и опустевшего, полураз- рушенного городаШебекино? Задав этот вопрос, коллега Шахназарова, сегодня более известный как ведущий озор- ных, подчас хулиганских передач «Международной пилорамы», Тигран Кеосаян сам же на него ответил: комедии. Чтобы чело- век на полтора-два часа заглянул за сумрачный, затянутый дымом горизонт, предложим ему что- нибудь лёгкое, увлекательное, красивое, оптимистичное. В чём-то оба режиссёра пра- вы. Вспомните январский бум с «Чебурашкой». Ничем не свя- занная с СВО непритязательная сказка для всей семьи. Рецен- зентов она озадачила: не шедевр ведь, а публика повалила валом. А зрители отвечали: смотришь и отдыхаешь душой. Опережая ʛен˧ Победы Зря мы в своих рассуждениях о кино упускаем из виду опыт Великой Отечественной. Вот Иван Пырьев начинал «Свинар- ку и пастуха» задолго до роко- вого 22 июня 1941-го. Завершал работу, когда немцы бомбили советские города, красноармей- цы прорывались из окружения и отступали. Но по распоряжению сверху, с ведома отнюдь не сен- тиментального Сталина, Пырьев доснял картину. И вскоре её де- монстрировали повсюду. Музыкальная история о любви белокурой колхозницы Глаши и неотразимого горца, вспыхнувшей в мирной Москве на Всесоюзной сельскохозяй- ственной выставке, вызывала непосредственный отклик. Вот как мы жили до проклятого на- шествия, вот на что покушается враг. И мало кто тогда взвеши- вал, насколько похожа опереточ- ная, лубочная картина на реаль- ность 30-х годов. А позднее тот же Пырьев придумал гениальный ход. В фильме «В шесть часов вечера после войны», снимавшемся в 43-м, влюблённые назнача- ли друг другу встречу в день победы. И, опережая время, авторы показали их свидание в праздничной толпе на фоне Кремлёвской стены и салюта в ночном небе над столицей. Успех картины был ошеломля- ющий. Она воплощала заветную мечту, укрепляла веру, дарила надежду. В жестокие времена необ- ходимы такие добрые сказки. И если «В шесть часов вечера» признаны классикой, то, к при- меру, «Антошу Рыбкина» мало кто знает. В этой простодушной комедии солдатик-повар в оди- ночку расправляется с десятками немцев и освобождает захвачен- ное ими село. Да, наивно. Но в тяжелейшем 1942 году фильм работал, да ещё как работал. А параллельно с «Антошей Рыбкиным» и «Воздушным извозчиком» рождались и со- всем другие ленты. Скажем, не менее маститый, чем Пырьев, Марк Донской снял драма- тичные фильмы об оккупации и упорном сопротивлении — «Радуга» и «Непокорённые». И зрители, стиснув зубы, давали себе обет: отплатить врагу за все страдания. Вот и решайте, чьи картины в ту пору были важнее. И стоит лиих противопоставлять. Кстати, Сталинские премии присужда- лись иПырьеву, иДонскому. Есть, по-моему, о чём поразмыслить. Особенно тем, что не торопятся браться за картины, которыхждут соотечественники. Пока у нас нет ничего близ- кого песне «Вставай, страна огромная», нет стихов равных поэзии Твардовского, Симоно- ва, Суркова. Да и комедий, пред- назначенных для восстановле- ния психологического равнове- сия воюющего народа, тоже нет. Без ʬолмса и Ватсона Карен Шахназаров, разуме- ется, не из «ждунов». Позиция постоянного участника патрио- тических телешоу не оставляет сомнений. Тем любопытнее, почему он сейчас снял картину «Хитровка. Знак четырёх» (12+), скрестив репортажи знаменито- го Гиляровского о московском «дне» начала минувшего века и детективный сюжет Конан Дой- ла из цикла оШерлоке Холмсе. Это не чистая комедия. Ско- рее ретродетектив, подсвечен- ный иронией, и в роли сыщиков здесь неожиданные персона- жи — основатель Художествен- ного театра Станиславский и журналист, знаток притонов и ночлежек дядя Гиляй. Артист ре- петирует Сатина в горьковском «На дне». Он не доволен собой и в сопровождении Гиляровско- го отправляется на Хитровский рынок, территорию криминала, увидеть вблизи людей, изобра- женных в пьесе. Наверняка Шахназаров мог выбрать иной жанр, стиль, сю- жет. Ему отпущен дар чувство- вать и даже предчувствовать то, что висит в воздухе, сгущается, надвигается, обещает нелёгкие перемены. Так было с «Курье- ром». В том фильме угадывалось тотальное неблагополучие 90-х, в нём пульсировала тревога за молодых, отчуждённо наблюдав- ших лицемерие старших и ни во что не веривших. Это был фильм-предупреж- дение. Так же, как и притча «Бе- лый тигр». Задолго до немецких «леопардов» на полях Украины режиссёр поведал о призрачном гитлеровском танке, который на десятилетия где-то затаился, чтобы возникнуть из небытия и нанести удар по русским, по России. Однако в «Хитровке» вы- брана принципиально другая стратегия. Шахназаров, бук- вально спасший в годы развала Мосфильм, превративший его в современный концерн, попы- тался показать, чем привлечь в кинозалы молодёжь. Постановщик не самых про- стых картин на сей раз обратился к демократичному жанру, как бы споря с создателями артхаусных экспериментов, предназначен- ных для фестивальной публики на Западе. Думаю, он бы подпи- сался под словами выдающегося прозаика Хорхе Луиса Борхеса: «Наша литература движется к хао- су. Упраздняются герои, сюжет, всё тонет в неразличимости. В это столь хаотичное время есть скромныйжанр, которыйпытает- ся сохранить классические досто- инства, и этот жанр—детектив». Оттого в «Хитровке» Шах- назаров призвал на помощь Ко- нан Дойла. Перенося на русскую почву повесть «Знак четырёх», он объединил её с хрестоматийными фактами нашей культуры. Изучая под опекой Гиляровского хит- ровские нравы, Станиславский становится свидетелем экзотиче- ских преступлений. Один за дру- гим погибают от метко выпущен- ных отравленных дротиков хозя- ева антикварных лавок и недавно покинувший тюрьму уголовник. Актёр и газетчик поневоле втягиваются в опасное рассле- дование. Их противник — некий зловещийангличаниниегослуга- карлик с Андаманских остро- вов. Незваные гости охотятся за бесценным индийским ожере- льем. Не обходится и без роман- тической красотки по прозвищу Княжна. Осиротев, она девчуш- кой-несмышлёнышем попала на Хитровку и овладела искусством карманной воровки. Прибавьте к этому коктей- лю изрядную порцию юмора. То есть скучать вам не придётся. Ну и, конечно, весь этот микс на шерлокхолмсовскую тему увенчан в фильме очень нашей, очень русской моралью. Крити- ки уже успели её сформулиро- вать: корыстные чужаки почём зря льют кровь, а вот для наших роскошное ожерелье не обладает неодолимой притягательностью. Ни для дядиГиляя, ни дляСтани- славского, ни даже для красавицы Княжны. Они хотят жить своей жизнью, а не менять её на богат- ство, плывущее им в руки. Один не подастся в нувориши, изменив театральному призванию. Другой не бросит перо. Третья не оставит хитровских друзей, какими бы они ни были. В финале Княжна небрежно роняет изделие индус- ских ювелиров вМосква-реку. Пожалуй, Шахназарову не удалось без видимых швов, без белых ниток соединить разно- родные источники и мотивы. Да и первоклассные актёры Ми- хаил Пореченков, Константин Крюков, Анфиса Черных, Евге- ний Стычкин вряд ли сыграли в «Хитровке» лучшие свои роли. Тем не менее картина получи- лась. Есть в ней особый шарм. Так что, осмелюсь порекомен- довать: после известий из зоны спецоперации купите билетик в кинотеатр. Отдохните душой. Ради этого честно потрудились Карен Шахназаров и его высо- копрофессиональная команда. Фото с сайта rg.ru В новой картине ʯахназарова хватает интригующих поворотов, э̔̔ектных кадров, воспроизводящих атмос̔еру уголовного мира. Пока ещё мобилизующая миссия искусства не задействована. Нам только предстоит снять ̔ильмы о наших героях. Главными героями нового фильма Шахназарова стали основатель Художественного театра Станиславский и журналист дядя Гиляй основатель Художественного театра Станиславский и журналист дядя Гиляй

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz