Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 22 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 63 /26659/16 ИЮНЯ 2023 В сводном рейтинге субъектов РФ по Президентским состязаниям Липецкая область – стабильно в десятке лучших регионов на протяжении более 5 лет . Развитию школьного и студенческого спорта способствует проведение областных кру - глогодичных Спартакиад : — Спартакиада учащихся общеобразовательных организаций по 8 видам спорта ( бо - лее 24 тыс . школьников в школьном , муниципальном , областном этапах ); — Спартакиада студентов профессиональных образовательных организаций по 7 видам спорта ( внутри ПОО – 10600 участников , в региональных финалах выступили 1500 студентов ). Для категории детей с ОВЗ и инвалидностью были проведены ежегодная областная Параспартакиада среди детей и молодежи ( около 200 участников ), спортивные праздники и соревнования по 5 доступным видам спорта , таким как дартс , петанк , шашки , туризм , спортивное ориентирование . Более 600 таких детей вовлечены в оздоровительную и физ - культурную деятельность в течение года . На пропаганду здорового образа жизни , формирование устойчивого интереса к систе - матическим занятиям физической культурой и спортом направлены региональные физ - культурно - спортивные фестивали : — фестиваль учащихся 4 классов « Умею плавать » – охват на муниципальном и област - ном этапах около 11 тыс . школьников ; — фестиваль учащихся общеобразовательных организаций по фитнес - аэробике – ежегодно более 600 участников ; — фестиваль « Юный шахматист » ( федеральная программа « Шахматный всеобуч ») учащихся 2 – 4 классов , в муниципальном и региональном этапах – около 400 участников ; — фестиваль воспитанников дошкольных образовательных организаций « Звездочки « ГТО », в муниципальном этапе – 860 участников , в областном финале – 114 участников ; — фестиваль « Здоровый студент » по программе ВФСК « ГТО » – 230 студентов . Школьники и студенты региона – основные участники движения « ГТО », общероссий - ских спортивных акций « Лыжня России », « Липецкий полумарафон », « Кросс нации », « Рос - сийский азимут ». С целью формирования системного подхода к развитию и координации туристско - краеведческой деятельности с обучающимися на региональном уровне с 2020 г . на базе ГБУ ДО « СТЦ ЛО » осуществляет деятельность структурное подразделение – региональный центр детско - юношеского туризма ( далее – РЦДТ ). РЦДТ и учреждения дополнительного образования , ответственные за развитие турист - ско - краеведческой деятельности на муниципальном уровне ( муниципальные операторы ТКД ), активно включились в работу по реализации « Плана работы по реализации Концеп - ции развития дополнительного образования детей до 2030 года , 1 этап (2022 – 2024 годы ) в Липецкой области ». Разработаны 11 маршрутов для ознакомления детей с историей , культурой , тради - циями , природой Липецкой области , а также с лицами , внесшими весомый вклад в ее развитие . Список и описание маршрутов размещены на официальном сайте управления образования и науки Липецкой области . Региональные маршруты внесены в сводный реестр культурно - познавательных марш - рутов ФГБОУ ДО « Федеральный центр дополнительного образования и организации отды - ха и оздоровления детей ». Всем общеобразовательным организациям региона рекомендовано включить посеще - ние маршрутов в планы внеурочной деятельности и воспитательной работы . Туристско - краеведческие формы работы с учащимися интегрированы в школьные Программы воспитания . Активно используется воспитательно - образовательный потенци - ал экскурсий , походов и экспедиций . В программах воспитания : — регулярные пешие прогулки , экскурсии и походы выходного дня ; — литературные , исторические , биологические экспедиции ; — многодневные походы ; — турслеты и фестивали ; — летние палаточные лагеря . Экспозиции школьных музеев и отдельные музейные предметы широко используются на уроках истории , литературы , внеклассных мероприятиях . В музеях проводятся экскур - сии , лекции , беседы , встречи , конференции , литературно - музыкальные композиции , вик - торины и конкурсы , организована научно - исследовательская деятельность обучающихся . В течение года в экскурсиях по муниципальным территориям приняли участие 13284 чел ., в экскурсионных поездках по Липецкой области ( за пределами районов проживания ) – 1736 учащихся , в экскурсионных поездках за пределами Липецкой области – 1524 чел . В 2022 г . более 6500 обучающихся приняли участие в пеших прогулках и туристских по - ходах . Для повышения профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации дополнительного образования , внеурочной деятельности в обра - зовательных учреждениях организованы и проведены региональные практико - ориенти - рованные мероприятия , координационные совещания : региональный этап XIX Всероссий - ского Конкурса методических материалов ( создание банка успешных практик ), семинар « Обеспечение без - опасности обучающихся при организации и проведении массовых мероприятий в природной среде », региональный этап Всероссийского туристского слета педагогических работников , со - вещание « Концепция развития детско - юношеского туриз - ма и краеведения в регионе : содержание , целевые ориентиры , планируемые результаты », совещание « Разъяснение порядка сбора и обработки информации о состоянии туристско - краеведческой деятельности с обучающимися », семинар - совещание « Актуальные вопросы регулирования ТКД с учащимися в 2022 / 2023 учебном году ». Общее количество участни - ков мероприятий – около 400 чел . В 2022 – 2023 уч . г . в образовательных организациях реализуется 205 дополнительных общеобразовательных программ с использованием походно - экспедиционной , экскурси - онной и проектно - исследовательской форм организации деятельности со школьниками . В целях совершенствования материально - технического оснащения образовательных организаций для туристско - краеведческого образования учащихся и совершения походов частично обновлен туристский инвентарь и оборудование в Лебедянском , Чаплыгинском , Дол - горуковском , Добринском , Усманском , Елецком , Становлянском , Тербунском и За - донском муниципальных районах . Для организации практических мероприятий 27 образовательных организаций имеют туристскую инфраструктуру : — детская турбаза – 1; — туристский полигон в природной среде – 15; — тренажеры для отработки туристской техники – 9; — скалодром – 13. В 2022 г . РЦДТ проведена большая работа по координации деятельности школьных музеев , оказанию методической помощи музеям по выполнению учебно - воспитательных функций музейными средствами . По состоянию на 1 января 2023 г . в образовательных организациях Липецкой области действуют 125 паспортизированных музеев – структурных подразделений образователь - ных организаций . 97 музеев успешно прошли регистрацию в реестре Портала школьных музеев Российской Федерации – информационного ресурса Министерства просвещения Российской Федерации – и получили соответствующие Сертификаты . В целях повышения качества работы школьных музеев , развития и активизации кра - еведческой , исследовательской и экскурсионной работы с обучающимися , обучения ме - тодике подготовки экскурсий проведены мероприятия для обучающихся и руководителей школьных музеев . В региональном этапе Всероссийского конкурса школьных музеев приняли участие 98 обучающихся из 14 муниципальных районов , представлявшие 39 школьных музеев ( муни - ципальный этап – 339 участников ). 10 победителей и призеров регионального этапа вышли в финал федерального этапа Конкурса , 4 обучающихся стали дипломантами . Во Всероссийской Олимпиаде по школьному краеведению на региональном уровне приняли участие 40 обучающихся из 17 муниципальных районов ( муниципальный этап – 229 участников ). В федеральном этапе Олимпиады приняли участие 186 школьников из 31 субъекта Российской Федерации , из них 9 – обучающиеся Липецкой области . В региональном этапе Всероссийского конкурса на знание государственных и регио - нальных символов и атрибутов Российской Федерации приняли участие 105 обучающихся из 17 муниципальных районов ( городов ) Липецкой области . В федеральном этапе Конкур - са приняли участие 349 обучающихся 5-11 классов образовательных организаций из 35 регионов Российской Федерации . Среди них – 5 учащихся из Липецкой области . В финале областного конкурса юных экскурсоводов « Край родной » приняли участие 38 обучающихся образовательных организаций из 15 муниципальных районов и г . Ельца ( му - ниципальный этап – 118 участников ). В течение 2022 г . ( ежемесячные мероприятия ) во Всероссийском образовательном про - екте « Музейный час » приняли участие 645 активистов 49 школьных музеев Липецкой области . Основу для развития , совершенствования и поддержки туристско - краеведческой дея - тельности с обучающимися в регионе составляют проводимые РЦДТ системные массовые мероприятия – региональные этапы всероссийских мероприятий и областные туристско - краеведческие мероприятия : региональные этапы Всероссийского слета юных туристов и Всероссийского конкурса туристских походов и экспедиций , краеведческие чтения юных краеведов - туристов , соревнования по спортивному туризму на различных дистанциях , ту - ристский фестиваль школьников , посвященный Всемирному Дню туризма , соревнования по спортивному ориентированию , в т . ч . для детей с ОВЗ , фестиваль пешеходного туризма для детей с ОВЗ , конкурс туристских фотографий , туристско - краеведческая квиз - игра . В течение года в 21 туристско - краеведческом мероприятии приняли участие 5004 об - учающихся . За победу на Всероссийских мероприятиях имена трех обучающихся внесены в Список одаренных детей России . 11 обучающихся приняли участие в туристско - краевед - ческой смене « Искатели » в ВДЦ « Смена ». ГБУ ДО ЦДО « ЭкоМир » Липецкой области осуществлялось сетевое взаимодействие муниципальных , региональных и федеральных образовательных организаций : проведение региональных конкурсов естественно - научной направленности и участие победителей Ли - пецкой области в мероприятиях федерального и международного уровней . Участниками мероприятий , организованных Центром дополнительного образования « ЭкоМир » Липецкой области , в 2022 г . стали 132320 чел ., из них : — участники всероссийских мероприятий – 104561 чел .; — участники областных мероприятий – 25528 чел .; — участники мероприятий для обучающихся ГБУ ДО ЦДО « ЭкоМир » ЛО – 2231 чел . Самым массовым мероприятием стала областная природоохранная акция « Дни защи - ты от экологической опасности ». В 2022 г . в мероприятиях , посвященных датам экологи - ческого календаря ( таким как День Земли , День воды , День экологических знаний и т . д .), в рамках Акции приняли участие 15246 чел . из 209 образовательных организаций . Был про - веден целый комплекс мероприятий практической и просветительско - пропагандистской направленности согласно датам международного экологического календаря . Наиболее значимыми и инновационными для Центра в 2022 г . стали следующие меро - приятия : 1. Организация и проведение Областного слета школьных лесничеств Липецкой об - ласти , в котором приняли участие все школьные лесничества Липецкой области из Волов - ского , Елецкого , Грязинского , Лебедянского , Добровского , Долгоруковского , Усманского , Тербунского муниципальных районов , г . Липецка и г . Ельца . 2. Открытие Детского ботанического сада Липецкой Экостанции . 3. Организация и проведение регионального этапа Открытого Чемпионата « Агро . Биз - нес . Старт » по решению задач предприятий агропромышленного комплекса для обучаю - щихся . 4. Организация и проведение Дня юного агрария . В 2022 г . активно работала Экостанция – структурное подразделение Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра дополнительного обра - зования « ЭкоМир » Липецкой области , созданное в рамках федерального проекта « Успех каждого ребенка » национального проекта « Образование ». По результатам работы 2021 – 2022 гг . в системе дополнительного образования есте - ственно - научной направленности Экостанция Липецкой области вошла в число лучших Экостанций России и отмечена Почетной грамотой ФГБОУ ДО « Федеральный центр до - полнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей » в номинации « Прорыв года ». Экостанция – это площадка для научно - просветительской и природоохранной работы школьников и профессионалов - наставников в сфере естественно - научного образования . За прошедший период работы Экостанцией проведен ряд событийных мероприятий . Качественно новым форматом стало открытие Детского ботанического сада Липецкой Экостанции , который позволил ребятам участвовать в профессиональных пробах в об - ласти селекции , генетики , интродукции растений , а также в сохранении биоразнообразия , в том числе в выращивании редких растений Липецкой области и возвращении их в есте - ственную среду обитания . Деятельность Экостанции по направлению « Лесное дело » способствовала развитию движения школьных лесничеств и возрождению Слета школьных лесничеств , который про - водился в последний раз около 30 лет назад . Применение современных образовательных технологий , нового оборудования в учеб - ном процессе позволило обучающимся Экостанции достичь значимых результатов в кон - курсных мероприятиях федерального уровня по направлению « Агро ». Липецкая область вошла в тройку лидеров Всероссийского сетевого проекта по сортоиспытанию « Малая Тимирязевка ». С опытом работы Липецкой Экостанции по рекомендации ФГБОУ ДО « Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей » смогли познакомиться коллеги из других регионов нашей страны . Так , встречи с коллегами из Ха - баровского края , республики Башкортостан способствовали дальнейшему сотрудничеству региональных Экостанций по решению задач в дополнительном образовании детей есте - ственно - научной направленности . Результаты работы Липецкой Экостанции за прошедший период были представлены на федеральной площадке Всероссийского форума руководителей и педагогов системы дополнительного образования естественно - научной направленности . В рамках Года культурного наследия народов России театрально - концертными орга - низациями проведено более 300 мероприятий для детей , которые посетили около 60 тыс . детей , что больше , чем в 2021 г ., почти в 2 раза . Все учреждения культуры особое внима - ние уделяют мероприятиям для юных зрителей . В Липецкой государственной филармонии ( Унион ) осуществляет деятельность дет - ско - юношеский отдел . Большим успехом пользуется интерактивная программа для детей « Музыкальные каракули ». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста созда - но более 16 программ (« Ашик Кериб », « Кот Мурыч », « Морозко », « Сокровища волшебного колодца », « Мультипанорама », « Сказки - малышки », «12 месяцев », « Кащей Бессмертный », « История Цветочного королевства , или мечты Теодоро », « Маленький принц », « Музыкаль - ный КВН », « Любимые герои знакомых историй », « День знаний », « Музыкальные каракули », « Новые приключения Маши и Медведя », « Конек - горбунок » и др .). Липецкая государственная филармония реализует программы , направленные на па - триотическое воспитание юного поколения , такие как « Помнит сердце , не забудет никог - да », « Нам дороги эти позабыть нельзя ». Совместно с Выставочным залом Липецкого областного краеведческого музея Липецкий государственный театр кукол принял участие в выставке театральных кукол « Театр , куклы , му - зей ». В экспозицию вошли куклы разных систем управления ( перчаточные и тростевые , марио - нетки , планшетные , ростовые ), живописные и скульптурные произведения из собрания музея . В рамках реализации всероссийского проекта « Культура для школьников » в ЛГАТД им . Л . Н . Толстого запущен театрально - образовательный проект « ШКОЛА ». Школьников приглашают в закулисье : знакомят с работой артистов , художников , гримеров , костюме - ров , осветителей , звукооператоров , рассказывают , как устроена работа театра в той части , которую не видят обычные зрители . Кроме того , в 2022 г . в театре открылся отдел по рабо - те с юными зрителями . Липецкий государственный театр кукол проводит мероприятия , направленные на ду - ховно - нравственное и патриотическое воспитание школьников – участников Вахты Памяти почетного караула ( поста № 1). Особое внимание в 2022 г . отводилось благотворительным концертам , концертным программам , спектаклям и новогодним представлениям . В период новогодней кампании театрально - концертными организациями проведено 158 мероприятий для детей . Всего их посетили около 33,5 тыс . детей . Все учреждения культуры Липецкой области принимают активное участие в реализа - ции программы « Пушкинская карта ». По состоянию на 31.12.2022 г . к программе подключе - но 46 учреждений региона , в том числе все театры , 16 кинозалов , оборудованных по про - грамме Фонда кино , 3 коммерческих кинозала , филармония , областной центр культуры , народного творчества и кино и др . С момента реализации программы в регионе « Пушкинскую карту » оформили более 59 тыс . чел ., в том числе за 2022 г . – более 28 тыс . чел . В 2022 г . учреждениями культуры по « Пушкинской карте » было продано более 66 тыс . билетов . На портал ПРОКУЛЬТУРА . РФ было загружено 1789 мероприятий . Осуществляются мероприятия по развитию и популяризации детского туризма . Обе - спечено ежегодное субсидирование детских поездок . Так , в рамках реализации проекта « Творческие люди » ежегодно предоставляется субсидия социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию проектов , направленных на развитие дет - ского ( подросткового ) туризма . В 2022 г . предоставлена субсидия Липецкой областной научной общественной организации « Археолог » на реализацию проекта « Культурно - по - знавательная экскурсия для детей и подростков , посвященная году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России ». В проекте приняли участие 400 школьников Липецкой области . В 2022 г . впервые из областного бюджета предоставлена субсидия социально ориентиро - ванным некоммерческим организациям на реализацию проектов , направленных на развитие студенческого туризма . Получателем субсидии стала Липецкая областная научная обществен - ная организация « Археолог », реализовавшая проект « Культурно - познавательная экскурсия для студентов », участниками которого стали 200 студентов Липецкой области . В 2022 г . ОАУК « Центр развития культуры и туризма » разработал несколько культурно - познавательных проектов для школьников : — « А сейчас – классный час !» ( с посещением липецкого областного краеведческого музея , обзорной пешей экскурсией по г . Липецку – 188 участников ); — « Краевед - квизиум : Читай . Слушай . Смотри » ( включающий интеллектуальную викто - рину , сборку паззла Липецкой области и мастер - класс – 163 участника ). Одним из видов деятельности ОАУК « ЦРКИТ » является прием детских школьных и до - школьных групп на тематические интерактивные программы и мастер - классы в Центре ро - мановской игрушки . В учебное время ( сентябрь – май ) проводятся кружковые занятия по лепке романовской игрушки , а летом открываются городские смены для детей в возрасте от 6 до 12 лет , включающие серию мастер - классов , традиционных игр и забав на свежем воздухе , викторины , экскурсии по Липецкой области . Таблица 6.9 Развитие детского и семейного спорта , физической культуры и туризма в ОАУК « Центр развития культуры и туризма » в 2020 – 2022 годах Наименование показателя Кол - во человек Кол - во посеще - ний Кол - во человек Кол - во посеще - ний Кол - во человек Кол - во посеще - ний 2020 г . 2021 г . 2022 г . Бесплатные экскурсии для гостей и жителей города - - - - - - Профориентационное экскурси - онное обслуживание 1 28 6 118 36 691 Экскурсионное обслуживание ( туроператорская деятельность ) 10 183 75 1899 107 2502 Авторская экскурсионная программа « Город Романов . Романовская игрушка » ( с 2021 г .) - - 76 2798 42 1240 В Липецкой области учреждения дополнительного образования детей сферы культуры и искусства реализуют предпрофессиональные программы в области искусства . В целях создания условий и возможностей для непрерывного музыкального и художественного образования учащиеся детских школ искусств Липецкой области активно привлекаются к участию в конкурсных мероприятиях . Таблица 6.10 Сравнительная информация об участии учащихся детских школ искусств Липецкой области в конкурсных мероприятиях ( международных , всероссийских , межрегиональных и областных ) в 2020 – 2022 годах Наименование показателя 2020 г . 2021 г . 2022 г . Количество конкурсных мероприятий 532 894 1118 Количество участников 5067 5798 8246 В Липецкой области по линии социальной политики продолжает осуществляться дея - тельность , направленная на создание условий , необходимых для обучения и воспитания детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья . В ОГБУ « Реабилитационный центр « Седьмой лепесток » с 2014 г . в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г . № 481 « О деятельности организаций для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , и обустройстве в них де - тей , оставшихся без попечения родителей » ведется работа по построению эффективной системы воспитания . В 2022 г . в учреждении находились 115 воспитанников , из них 66 чел . в возрасте от 4 до 18 лет , 49 чел . – старше 18 лет . На стационарном обслуживании в отделении милосер - дия – 20 чел ., в отделении медико - социальной и социально - педагогической реабилитации – 60 чел ., в отделении сопровождаемого проживания и психолого - педагогической помощи молодому инвалиду – 28 чел ., на полустационарном обслуживании в отделении дневного пребывания – 7 чел . (2021 г . – 111 чел ., 2020 г . – 114 чел .). В учреждении с 2020 г . действу - ют 6 развивающих программ , 7 психолого - педагогических , 2 коррекционно - развивающих . В 2021 г . начал работать проект « Виртуальный туризм », за год было проведено 53 меро - приятия , участие в « виртуальных экскурсиях » приняли более 40 воспитанников центра . В 2022 г . была разработана и внедрена программа для детей с ТМНР « Эмоциональная ком - муникация по методу интенсивного взаимодействия », успешно реализован проект « Наша кухня » для воспитанников от 10 до 23 лет с ментальными нарушениями . За 2022 г . в тре - нировочной квартире по программе учебного сопровождаемого проживания « Азбука жиз - ни » прошло 12 курсов учебных заселений для 40 воспитанников (2021 г . – 12 циклически сменяющих друг друга заселений для 35 воспитанников , 2020 г . – 6 заселений для 18 чел .). Специалисты центра проводят целенаправленную работу по воспитанию , развитию , реа - билитации и социализации . В связи с тем , что у детей множественные нарушения развития , с 2021 г . в отделении милосердия междисциплинарной бригадой проводится оценка их состоя - ния : диагностируются функциональные области жизнедеятельности , разрабатывается инди - видуальный маршрут , ставятся реабилитационные задачи . Сформировано 20 индивидуальных реабилитационных карт . Проведено 10 консилиумов , разработано 40 индивидуальных планов вмешательства , поставлены 184 задачи . В 2022 г . в созданную систему реабилитации были включены все отделения центра . На каждого ребенка сформированы реабилитационные карты , проведено 96 консилиумов , реализовано 811 индивидуальных задач . Организация воспитания детей строится с учетом приоритетов , закрепленных в фе - деральных и региональных программах и планах развития воспитания . Режим дня , обе - спечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности , а также общественно полезного труда и отдыха , составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей - сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий , включая личное время , предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов . С 2020 г . по 2022 г . воспитанники и педагоги учреждения принимали участие в феде - ральных акциях « Окна Победы », «10000 шагов », « День белых журавлей », « Солнечные дети », « Блокадный хлеб ». В 2020 – 2022 гг . за счет бюджетных средств , благотворительных средств и Гранта при - обретено реабилитационное оборудование : платформа стабилометрическая « Ромберг », ванна гидромассажная бесконтактная « Аква - релакс », погружная банная платформа с элек - трическим приводом , оборудование для измерения массы тела для маломобильных и не - мобильных детей – весы - платформа медицинская , программно - методический комплекс с видеобиоуправлением МОБИ « Малыш », « А - Спектр », « Внимание , память , логика », « Занима - тельная фонематика », « Первослов », подвесная система « Гросса », компьютерно - игровые тренажеры ( КИТ ), тренажерный комплекс « Паук » для детей с ТМНР , система ортопедиче - ских подушек « Ирли Активити Систем », Яйцо Совы , Чулок Совы , Одеяло Совы , функцио - нально - корригирующий корсет , оборудование для социально - педагогической реабилита - ции « Комплекс Мерсибо », интерактивное зеркало логопеда , нейро - ортопедический реаби - литационный пневмокостюм РПК « Атлант », предназначенный для реабилитации больных с двигательными и речевыми нарушениями при заболевании ДЦП , имитатор подошвенной нагрузки « Корвит », аппаратно - программный мультимедийный комплекс « ДЕВИРТА ». На постоянной основе налажено сотрудничество с волонтерскими организациями ЛО БОО « Точка опоры », АНО ЦСИ « Гражданский вызов ». За 3 года добровольческими организациями для воспитанников были проведены 53 мероприятия . Присутствие волонтеров в жизни детей помогает расширить круг их общения , приобрести опыт построения эмоциональных , довери - тельных отношений с заинтересованным взрослым , расширить границы пребывания ребенка вне территории интерната , сопровождать детей в летних лагерях и больницах . Проект Десятилетия детства стал продолжением утвержденной Указом Президента Российской Федерации В . В . Путина от 1 июня 2012 г . № 761 Национальной стратегии дей - ствий в интересах детей . В учреждении идет поэтапный процесс перехода от интернатной системы организации жизни детей к семейной . В 2020 – 2022 гг . осуществлялись : — отработка , обобщение , коррекция практического опыта специалистов , способству - ющего переходу к новым принципам воспитания ; — разработка и внедрение семейных принципов воспитания посредством создания семейных групп , реабилитационных программ по семейному воспитанию , создание систе - мы постоянного взаимодействия с кровными родителями ; — формирование личного пространства каждого ребенка через внедрение принципов комплектования и обустройства групп , приближенных к семейным формам воспитания , построение личностно ориентированных отношений детей и воспитателей . В 2022 г . учреждение стало победителем в конкурсе инновационных социальных про - ектов , направленных на сохранение и поддержку здоровья детей с инвалидностью , и по - лучило Грант от фонда поддержки детей , находящихся в трудной жизненной ситуации , на сумму 1,5 млн . руб . В период с 2020 по 2022 гг . в учреждении проведены мероприятия по реализации фе - деральной программы « Доступная среда », обеспечивающие инвалидам и другим маломо - бильным гражданам доступ на объект и к оказываемым услугам : 1) расширен дверной проем входной группы ; 2) обновлены тактильные полноцветные информационные таблички на контрастном фоне с рельефным плоско - выпуклым шрифтом и дублированным шрифтом Брайля ; 3) в помещении отделения милосердия установлены поручни для людей с нарушения - ми опорно - двигательного аппарата . Для детей и подростков в 2022 г . под эгидой управления образования и науки Липец - кой области на базе Г ( О ) БУ Центр « СемьЯ » стартовал региональный проект для детей и подростков « Арбуз ». Цель Проекта – профилактика деструктивных форм поведения несо - вершеннолетних , формирование психологической культуры детей и подростков . Целевая группа – дети и подростки от 12 до 18 лет . Платформа Проекта (Telegram- канал « Арбуз » https://t.me/aRbuzlip) – это сообщество для детей и подростков , в котором есть психологические ответы на важные вопросы , жи - вое общение в комментариях под публикациями , бот « Арбузер » для анонимного общения с психологом , марафоны личностного роста . В 2022 г . размещены 352 публикации , по со - стоянию на 31 декабря 2022 г . на платформе 410 подписчиков . Команда проекта « Арбуз » стала лауреатом Молодежной премии общественного при - знания Липецкой области . Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалид — ностью в Липецкой области продолжает формироваться по двум приоритетным направле - ниям : развитие системы инклюзивного образования и поддержка и развитие существую - щей сети коррекционных школ и детских садов . В общеобразовательных организациях области обучаются 3993 ребенка - инвали - да и ребенка с ограниченными возможностями здоровья (2021 г . – 4059 чел ., 2020 г . – 4029 чел .), что составляет 3,2 % от общего числа обучающихся (2021 г . – 3,2 %, 2020 г . – 3,3 %), в том числе : — 2115 детей с ОВЗ учатся (53 % от общего количества детей с ОВЗ , детей - инвалидов ) в общеобразовательных организациях , реализующих адаптированные основные общеоб - разовательные программы (2021 г . – 53,5 %, 2020 г . – 51,8 %); — 1878 детей - инвалидов и детей с ОВЗ обучаются в обычных муниципальных школах (47 % от общего количества детей с ОВЗ ; 2021 г . – 46,5 %, 2020 г . – 46,2 %), из них : — 52 % детей учатся инклюзивно в классах с детьми , не имеющими нарушений в раз - витии (2021 г . – 56,3 %, 2020 г . – 54,7 %); — 25 % детей – в специальных ( коррекционных ) классах (2021 г . – 20,2 %, 2020 г . – 21,5 %); — 23 % – индивидуально на дому (2021 г . – 23,5 %, 2020 г . – 23,8 %). Рисунок 6.2 Сведения о детях - инвалидах и детях с ОВЗ в 2022 году Особое внимание уделяется реализации права на образование детей - инвалидов , про - живающих в детских домах для умственно отсталых детей . Организовано обучение воспитанников психоневрологических интернатов . В ОГБУ « Реабилитационный центр « Седьмой лепесток » 109 детей - инвалидов и лиц старше 18 лет получают образование с учетом особенностей их психофизического развития , состояния здоровья и индивидуальных возможностей : 49 чел . обучаются в близлежащих общеоб - разовательных организациях , 52 чел . обучаются в доме - интернате по индивидуальному учебному плану , 8 воспитанников получают профессиональное обучение . В соответствии с заключением психолого - медико - педагогической комиссии начато об - учение взрослых лиц , не получивших основного образования , проживающих в интернатах : — ОГБУ « Елецкий психоневрологический интернат » – 48 чел .; — ОГБУ « Александровский психоневрологический интернат » – 22 чел .; — ОГБУ « Трубетчинский психоневрологический интернат » – 8 чел . Таблица 6.11 Сеть отдельных организаций , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам , в 2020–2022 годах Организации , осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам 2020 г . 2021 г . 2022 г . Для глухих и слабослышащих детей 1 1 1 Для слабовидящих и незрячих детей 1 1 1 Для детей с тяжелыми нарушениями речи 1 1 1 Для детей с задержкой психического развития 1 1 1 Для детей , имеющих умственную отсталость 5 5 5 Итого 9 9 9 Численность обучающихся отдельных организаций , осуществляющих образователь - ную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам , в 2022 г . составила 1469 чел . (2021 г . – 1490 чел ., 2020 г . – 1434 чел .). Таблица 6.12 Контингент обучающихся отдельных организаций , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам , в 2020 – 2022 годах Организации , осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам Количество обучающихся , человек 2020 г . 2021 г . 2022 г . ГБОУ « Специальная школа - интернат г . Данкова » 111 110 101 ГБОУ « Специальная школа - интернат г . Усмани » 159 157 158 ГБОУ « Специальная школа - интернат г . Ельца » 154 164 164 ГБОУ « Специальная школа - интернат с . Вторые Тербуны » 102 102 102 ГБОУ « Специальная школа - интернат с . Ериловка » 67 66 63 ГОАОУ « Траектория » 154 146 152 ГБОУ « Санаторная школа - интернат г . Липецка » 54 121 121 ГБОУ « Специальная школа - интернат г . Задонска » 95 94 90 ГОАОУ « Центр образования , реабилитации и оздоровления » 345 348 350 Центр дистанционного образования детей - инвалидов 193 182 168 Итого 1434 1490 1469 Качественное доступное общее образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается через создание специальных условий в образовательных организациях . Одним из главных условий качественного осуществления образовательной деятельно - сти является наличие грамотных и профессиональных педагогов . В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специали - стов , занятых в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью , в 2022 г . обучающие мероприятия проведены более чем для 1200 чел . из числа руководящего , педагогического и админи - стративного персонала образовательных организаций , центров психолого - педагогиче - ской , медицинской и социальной помощи , психолого - медико - педагогических комиссий . В учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется подготовке выпускников к трудовой деятельности . В 4 специальных школах - интерна - тах продолжается углубленная трудовая подготовка для 148 детей по следующим профессиям : обувное дело , слесарное дело , швейное дело , штукатурно - малярное дело , овощеводство , обслуживающий труд ( уборщик производственных служебных помещений ), помощник повара . В регионе продолжена реализация мероприятий в рамках федерального проекта « Со - временная школа » национального проекта « Образование », направленных на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . В 2022 г . на реали - зацию данного мероприятия выделено 27 млн . руб ., из них 23,8 млн . руб . – средства феде - рального бюджета , 3,2 млн . руб . – средства областного бюджета . В рамках реализации проекта оборудованы : — ГОАОУ « Траектория »: трудовые мастерские (1 швейная , 1 столярная / слесарная , 1 гон - чарная , 1 цветоводство ), помещения для реализации программ внеурочной деятельности (« Фитодизайн », « Бытовой ремонт », « Видеоблогинг », « Юный фотограф »), помещения для реа - лизации программ дополнительного образования ( направления « Художественная обработка древесины », « Плетение из проволоки (wire wrap art)», « Экологическая студия »), помещения для психолого - педагогического сопровождения и коррекционно - развивающей работы с обучаю - щимися с ОВЗ и детьми - инвалидами ( кабинеты учителей - логопедов , учителей - дефектологов ), учебные кабинеты информатики , русского языка , иностранного языка , химии , биологии , физи - ки , математики , географии , ОБЖ , школьная библиотека ( медиацентр ). — ГБОУ « Специальная школа - интернат г . Задонска »: швейная мастерская , мастерская повара , мастерская « рабочий по обслуживанию зданий », учебные кабинеты ( специали - зированное оборудование для обучающихся с нарушениями слуха ), кабинеты для психо - лого - педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ и детьми - инвалидами – кабинет логопеда , кабинет психолога ( с сенсорной комнатой ), поме - щения для дополнительного образования ( оборудование для фотовидеостудии ). — ГБОУ « Специальная школа - интернат с . Вторые Тербуны »: трудовые мастерские ( швей - ная , столярная , обувная ), кабинеты штукатурного дела , овощеводства , сельскохозяйственного труда , обслуживающего труда , теплица для занятий по направлению « овощеводство », спортив - ный зал для реализации предметной области « Физическая культура », « Адаптивная физическая культура », кабинеты для психолого - педагогического сопровождения и коррекционно - развива - ющей работы ( логопеда , дефектолога , психолога , сенсорная комната ). В рамках реализации проекта проведен ремонт помещений трудовых мастерских , кабинетов овощеводства , обслуживающего труда , спортивных залов , кабинетов для пси - холого - педагогического сопровождения и коррекционно - развивающей работы . Оформле - ние помещений проведено в соответствии с брендбуком « Доброшкола ». В школах - интернатах созданы условия для получения углубленной трудовой подго - товки , соответствующие возможностям и потребностям обучающихся , направленные на успешную социально - трудовую адаптацию и профессиональную реабилитацию выпускни - ков в современном обществе . Современная материально - техническая база позволяет педагогам развивать иннова - ционные процессы , внедрять новые образовательные технологии , позволяющие эффек - тивно решать задачи обучения , воспитания и развития обучающихся с ограниченными воз - можностями здоровья по востребованным на рынке труда профессиям . Обучение на современном оборудовании дает возможность повысить качество образова - ния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью , создает усло - вия для их социальной интеграции , успешной самореализации в различных сферах деятельно - сти , способствует введению в самостоятельную жизнь в максимальной степени . Образовательными организациями – участниками проекта Доброшкола получена ли - цензия на профессиональное обучение учащихся . С 1 сентября 2023 г . учащиеся данных образовательных организаций смогут получать образование по следующим профессиям : — « Швея », — « Вышивальщица », — « Фотограф », — « Обувщик по ремонту обуви », — « Плодоовощевод , цветовод », — « Изготовитель художественных изделий из керамики », — « Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ». В рамках реализации государственной программы « Доступная среда » в 2022 г . на соз - дание условий для получения детьми - инвалидами качественного и доступного образова - ния было выделено 21,9 млн . руб . На выделенные средства в 24 образовательных организациях (12 дошкольных об - разовательных организациях , 11 общеобразовательных организациях , 1 учреждении до - полнительного образования ) проведена работа по созданию архитектурной доступности , приобретено специализированное учебное , реабилитационное , компьютерное оборудова - ние , ориентированное на образовательные потребности и индивидуальные возможности детей - инвалидов и детей с ОВЗ . В образовательных организациях проведена работа по созданию архитектурной до - ступности : устройство пандусов , расширение дверных проемов , демонтаж дверных по - рогов , установка перил вдоль стен внутри здания , устройство разметки , обустройство санитарно - гигиенических помещений и др . Приобретено оборудование , обеспечивающее необходимые условия для обучения и воспитания детей - инвалидов и детей с ОВЗ : — специализированное учебное , реабилитационное , компьютерное оборудование , учитывающее образовательные потребности и индивидуальные возможности детей - инва - лидов и детей с ОВЗ ; — оборудование для оснащения кабинетов педагога - психолога , учителя - логопеда , учителя - дефектолога , кабинета психологической разгрузки ( сенсорной комнаты ); — специализированные автотранспортные средства для перевозки детей - инвалидов и др . Продолжение на 23- й стр . Продолжение . Начало на 14—21- й стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz