Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

На˜˝аˍн˓к˓ 23 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ ͝͠ Ȁ ͜6 Ȁ 2͟ У читель-логопед детского сада № 34 города Ель- ца Наталья Анисимова недавно стала победителем об- ластного профессионального конкурса. Теперь она представит наш регион на конкурсе «Учи- тель-дефектолог России—2023». Наталья Васильевна расска- зала журналистам «Липецкой газеты», за что любит свою про- фессию, сложно ли поставить красивую речь ребёнку и когда ему нужна помощь логопеда. Ǽʣ˦ ˗˙˖˙дˡ˦Ǩǽ В детском саду Наталья Ани- симова работает 8 лет. Изначаль- но она получила образование педагога-психолога в Елецком университете имени И.А. Буни- на, трудилась по специальности и преподавала в вузе. А после де- крета пришла работать в детский сад воспитателем. — Когда работала психоло- гом, мне нравилось помогать особенным детям, но было сложно увидеть эффект от свое- го труда. А я человек творческий, которому всегда хочется получать осязаемый результат. Люблю ма- стерить своими руками, легко на- хожу контакт с детьми, поэтому пришла в детский сад, — пояс- нила Наталья Васильевна. Но вскоре заведующая дет- ским садом Татьяна Болгова увидела в новом сотруднике за- датки для работы логопедом и предложила Наталье Анисимо- вой получить второе образова- ние. — Я очень удивилась, но не отказалась, потому что Татьяна Ильинична хорошо чувствует каждого человека. И если что посоветует — так тому и быть! В итоге я получила ещё одну спе- циальность, и вот уже много лет работаю логопедом, а главное, обрела своё настоящее призва- ние, — делится Наталья Васи- льевна. Анисимова ведёт занятия в группе компенсирующей направленности. Она занима- ется и с детьми, которым не да- ются некоторые звуки речи, и с ребятами с аутизмом. Отмечает, что воспитание в общих группах приносит только положитель- ные результаты. — Дети у нас очень сопере- живательные, всегда спешат на помощь, если у товарища что-то не получается. К примеру, в са- дике есть девочка, которой, что- бы успокоиться, нужно трясти какую-нибудь игрушку. И если ребята видят, что она нервнича- ет, бегут к ней наперегонки с иг- рушкой, —рассказывает педагог. Занятия с логопедом для малыша — это не только увле- кательная игра, но и серьёзный труд. Нужна сосредоточенность, требуется проговаривать звуки, а язык не слушается и произноше- ние не даётся. И чтобы малыш не утомился и не заскучал, лого- педу надо уметь переключать его внимание, делать занятия разно- образными. На помощь Наталье Васильевне приходят различные игрушки, тактильные книжки, материал для совместного твор- чества и приборы для самомас- сажа. Моя собеседница рассказы- вает, что в логопедии наглядно видишь результат своего труда, вместе с родителями радуешь- ся, когда речь малыша, который раньше «кашу во рту жевал», становится внятной. Как поясняет педагог, неред- ко в её работе появляется спор- тивный интерес: надо обозна- чить цель и достичь её. А когда всё получается, и малыш начи- нает произносить звуки чётко, Наталья Васильевна задаёт сво- ему подопечному вопрос: «Ви- дишь, какие с тобой молодцы?» И ребёнок с гордостью отвечает: «Да!». Нуˑ˘˙ ˑевˋ˝˧ Педагог отмечает, что совре- менные дети зачастую начина- ют поздно разговаривать. И ви- ной тому — гаджеты. Вручая их в руки малышам, мамы и папы порой пытаются облегчить ро- дительский труд, но это оши- бочный путь. Чтобы запустить у ребёнка речь, с ним нужно по- стоянно разговаривать. Контро- лировать, чтобы он развивал- ся в соответствии с нормами, принятыми в педиатрии. Так, к полугоду ребёнок должен «гу- лить» и «агукать». С 10 месяцев у малышей появляются первые слоги, слова. В полтора года они начинают произносить простые фразы: «мама, дай». В 2,5 года должны начать разговаривать фразами, предложениями. Если же этого не происходит, стоит обратиться к специалисту-лого- педу, записать ребёнка в разви- вающие кружки. Ещё одна проблема, из-за которой речь малышей развива- ется неправильно — длительное сосание пустышки. К полутора годам от неё необходимо отка- заться! — Ко мне на занятия попал шестилетний мальчик, у которо- го в разговоре преобладали толь- ко свистящие звуки, к примеру, вместо «машина» он говорил «масина». Я сразу поняла, в чём дело, и ребёнок признался, что дома сосёт соску. Поговорили с мамой, она потупилась, гово- рит, что пустышка успокаивает сына, он её просит всё время. Но родители, потакая ребёнку, просто испортили ему речь! Ар- тикуляционный аппарат остался неразвитым, зато сильно округ- лились щёки, ведь при сосании работают именно эти мышцы, — пояснила логопед. Анисимова напоминает, что обязательно нужно следовать рекомендациям педиатров и во- время вводить твёрдый прикорм. Многие родители боятся, что ребёнок подавится, и продол- жают после года кормить толь- ко жидкой пищей. Однако речь правильно развивается именно благодаря работе жевательных мышц. Есть и другая распростра- нённая ошибка. Все мамы и папы понимают своих детей с полуслова, точнее, даже зву- ка, и сразу же спешат ему на помощь. Поэтому речь у таких детей включается только после прихода в садик. Здесь ни воспи- татели, ни другие дети не поймут «мычания». Чтобы попросить, к примеру, игрушку, малышу во- лей-неволей приходится разгова- ривать. Наталья Васильевна со- ветует и родителям «не понимать ребёнка» с первого звука, а про- сить сказать, что он хочет, стиму- лируя таким путём его речь. Но в этой работе нельзя рассчитывать только на логопеда. — Да, мы можем поставить правильное произношение звуков, научить выговаривать «р» или «шипящие». Но если не под- держивать занятия дома, то толка будет мало. Даже если ребёнок злится, психует, мамам и папам обязательно надо исправлять, когда он неправильно выговари- вает звуки. Процесс нужно дове- сти до автоматизма, — поясняет Наталья Анисимова. Бе˒ ˕˘˓ˎ ˘е ˙ˌ˙˔˝˓с˧ Все дети очень любят бумаж- ные книги. Современные роди- тели взяли моду читать сказки с помощью гаджетов. Но это сов- сем не то! —Дети познают мир не толь- ко через слух. Когда они с мамой или папой читают детские книж- ки, у них включаются разные ор- ганы чувств — осязание, обоня- ние, зрительное восприятие. Им хочется рассмотреть, потрогать, понюхать и даже попробовать книгу на вкус, — рассказывает педагог. При этом не стоит спешить учить ребёнка читать. Для нор- мального развития в дошколь- ном возрасте ему нужно вдоволь наиграться. Конечно, когда он сам стремится читать, не стоит ему препятствовать, но и настаи- вать не нужно. Достаточно, если он начнёт читать к шести-семи годам. А вот к популярному сейчас скорочтению Наталья Аниси- мова относится негативно. Лого- пед считает, что оно только вре- дит развитию речи, потому что ребёнок полноценно не усваи- вает информацию. — Художественная литера- тура — это же ещё и красивые языковые обороты, описание природы. При скорочтении те- ряется глубина речи, ребёнок не усваивает грамматические осо- бенности языка, пунктуацию. Важно научить его понимать текст, обсуждать с ним книги, — советует Наталья Васильевна. На вопрос, что самое важное для неё в работе с детьми, моя собеседница уверенно отвеча- ет — взаимная любовь. — Дети такие искренние, чистые душой! Да, порой они балуются, но я люблю эмоцио- нальных открытых ребятишек, всегда нахожу с ними общий язык. Они обожают обнимать- ся, всегда рады видеть, бегут навстречу. Комплименты от них вдвойне приятнее, чем от взрослых. Дети никогда не лу- кавят. Если наденешь нарядное платье, подведёшь глаза и губы, всегда восхищаются: «Какая вы красивая!». Они очень наблю- дательны, чувствуют усталость, поэтому для них всегда стара- ешься быть в форме, — делится педагог. Фото Геннадия Логунова lsЧИʣ ГОВОРИТʳ ПРАВИЛʳНО Н̅ ̍̓̆̍̎ ̟̜̟́̎̒̑ǡ ̅̑̋̈ ̜̂̎̑̏̈̒̀̒̅̋ ̐̅̊̎̌̅̍̄̓̅̒ ̙̜̏̎̑̅̀̒ ̖̞̑̏̅̈̀̋̈̇̈̐̎̂̀̍̍̓ ̃̐̓̏̏̓ ̂ ̄̅̒̑̊̎̌ ̑̀̄̓Ǥ Н̀ ̟̟̇̀̍̒̈̕ ̑ ̋̎̃̎̏̅̄̎̌ ̦̐̅́̍̊̓ ̍̅ ̜̒̎̋̊̎ ̛̟̂̏̐̀̂̒ ̗̜̐̅ǡ ̍̎ ̈ ̜̌̀̊̑̈̌̀̋̍̎ ̟̏̎̄̃̎̒̎̂̒ ̟̄̋ ̟̇̀̍̒̈̉ ̂ ̘̊̎̋̅ǡ ̗̍̀̓̀̒ ̗̜̈̒̀̒Ǥ СЧИТАЮ, ЧТО РЕБЁНОК ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД. РОДИТЕЛИ И БАБУШКИ- ДЕДУШКИ НЕ ЗАМЕНЯТ РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ. ЛЮДИ — СУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ. В ДЕТСКОМ САДУ РЕБЁНОК УЧИТСЯ ОБЩАТЬСЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ, ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ Наталья Анисимова К̀̊̈̅ ̛̏̐̎́̋̅̌ ̂ ̗̐̅̈ ̓ ̛̘̌̀̋̅̉ǫ Ч̒̎ ̜̄̅̋̀̒ ̟̐̎̄̈̒̅̋̌ǡ ̛̗̒̎́ ̗̜̍̀̓̈̒ ̑̂̎̈̕ ̄̅̒̅̉ ̊̐̀̑̈̂̎ ̜̃̎̂̎̐̈̒ǫ К̀̊̈̅ ̘̎̈́̊̈ ̘̞̑̎̂̅̐̀̒ ̛̌̀̌ ̈ ̛̏̀̏ ̂ ̂̎̑̏̈̒̀̍̈̈ ̛̘̌̀̋̅̉ǫ О́ ̝̒̎̌ ̛̌ ̏̎̃̎̂̎̐̈̋̈ ̑ ̋̎̃̎̏̅̄̎̌ Н̜̀̒̀̋̅̉ А̍̈̑̈̌̎̂̎̉Ǥ Марина Полякова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz