Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 49 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 61 /26657/9 ИЮНЯ 2023 Рисунок 3. Объекты централизованной системы водоотведения п . Солидарность 2.1.3. Описание технологических зон водоотведения , зон централизованного и не - централизованного водоотведения ( территорий , на которых водоотведение осуществля - ется с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоотведения ) и перечень централизованных систем водоотведения В постановлении Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 « О схемах водоснабжения и водоотведения » дано определение понятию « технологическая зона водо - отведения » — часть канализационной сети , принадлежащей организации , осуществляющей водоотведение , в пределах которой обеспечиваются прием , транспортировка , очистка и отве - дение сточных вод или прямой ( без очистки ) выпуск сточных вод в водный объект . В соответствии с определениями , данными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416- ФЗ « О водоснабжении и водоотведении » централизованная система водоотведения ( канализации ) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооруже - ний , предназначенных для водоотведения . Исходя из определения технологической зоны водоотведения централизованная си - стеме водоотведения п . Солидарность входит в состав единой централизованной системы водоотведения г . Елец . ОГУП « Елецводоканал » является гарантирующей организацией в сфере водоотведения в зоне действия централизованной системы водоотведения . Характеристика зон с нецентрализованным водоотведением представлена в разделе 1.8 Схемы водоотведения . 2.1.4. Описание технической возможности утилизации осадков сточных вод на очист - ных сооружениях существующей централизованной системы водоотведения Очистные сооружения на территории сельского поселения Архангельский сельсовет отсутствуют . 2.1.5. Описание состояния и функционирования канализационных коллекторов и сетей , сооружений на них , включая оценку их износа и определение возможности обе - спечения отвода и очистки сточных вод на существующих объектах централизованной системы водоотведения Отвод и транспортировку хозяйственно - бытовых стоков от абонентов осуществляется через систему самотечных трубопроводов . По состоянию на 2022 г . большинство сетей за - регистрировано как объекты капитального строительства в Едином государственном реестре недвижимости . Сети централизованного водоотведения п . Солидарность ( кадастровый номер 48:00:0000000:380), протяженностью 2,62 км находятся в хозяйственном ведении ОГУП « Елец - водоканал ». Дополнительно , стоит отметить , что на территории п . Солидарность имеется часть участков канализационных сетей , собственник которых не установлен . Общая протяжен - ность данных участков составляет около 2,3 км . В конце 2022 года в . п . Солидарность планируется ввод в эксплуатацию 1 канализаци - онной насосной станции . 2.1.6. Оценка безопасности и надежности объектов централизованной системы во - доотведения и их управляемости Централизованная система водоотведения представляет собой сложную систему инженерных сооружений , надежная и эффективная работа которых является одной из важнейших составляющих благополучия поселения . По канализационным сетям общей протяжённостью ≈ 5,0 км отводятся на очистку все хозяйственно - бытовые сточные воды , образующиеся на канализованной территории сельского поселения . В условиях экономии воды и ежегодного увеличения объёмов водопотребления и во - доотведения приоритетными направлениями развития системы водоотведения являются повышение качества очистки воды и надежности работы сетей и сооружений . Практика показывает , что трубопроводные сети являются , не только наиболее функцио - нально значимым элементом системы канализации , но и наиболее уязвимым с точки зрения надежности . По - прежнему острой остается проблема износа канализационных сетей . Поэтому особое внимание необходимо уделить их реконструкции и модернизации . Наиболее экономич - ным решением является применение бестраншейных методов ремонта и восстановления тру - бопроводов . Освоен новый метод ремонта трубопроводов большого диаметра « труба в трубе », позволяющий вернуть в эксплуатацию потерявшие работоспособность трубопроводы , обеспе - чить им стабильную пропускную способность на длительный срок (50 лет и более ). Для вновь прокладываемых участков канализационных трубопроводов наиболее надежным и долговеч - ным материалом является полиэтилен . Этот материал выдерживает ударные нагрузки при рез - ком изменении давления в трубопроводе , является стойким к электрохимической коррозии . 2.1.7. Оценка воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ « Об охране окружа - ющей среды » в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются , в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов , за пре - вышение которых они несут ответственность в соответствии с законодательством Рос - сийской Федерации . Централизованная система водоотведения п . Солидарность входит в технологическую зону водоотведения г . Елец , таким образом , на территории поселка очистные сооружения и сброс сточных вод отсутствует . Населенные пункты : село Архангельское , село Новый Ольшанец , деревня Кожуховка , деревня Сахаровка , деревня Буевка , деревня Комбаровка , деревня Николаевка , деревня Голубевка , деревня Ивлевка , деревня Аленка , железнодорожная будка 442 км , железно - дорожная будка 434 км не имеют централизованной системы водоотведения . Все хозяй - ственно - бытовые и производственные сточные воды сбрасываются на рельеф или отка - чиваются и вывозятся на полигоны ТБО без очистки , что оказывает негативное влияние на почву , ухудшает ее плодородие , санитарно - эпидемиологическую и экологическую обста - новку на соответствующей территории , создает опасность вредного воздействия среды обитания человека , нарушает гарантированное ст . 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан — жителей поселка и иных граждан , пребывающих на территории поселения , на благоприятную окружающую среду , ее защиту от негативного воздействия , вызванного хозяйственной и иной деятельностью . 2.1.8. Описание территорий муниципального образования , не охваченных централи - зованной системой водоотведения Не охваченные централизованной системой водоотведения населенные пункты : — село Архангельское , — село Новый Ольшанец , — деревня Кожуховка , — деревня Сахаровка , — деревня Буевка , — деревня Комбаровка , — деревня Николаевка , — деревня Голубевка , — деревня Ивлевка , — деревня Аленка , — железнодорожная будка 442 км , — железнодорожная будка 434 км . 2.1.9. Описание существующих технических и технологических проблем системы во - доотведения поселения Основной проблемой систем водоотведения населенных пунктов сельского поселения Ар - хангельский сельсовет является отсутствие системы водоотведения как таковой . В настоящее время сети централизованного водоотведения в населенных пунктах , кроме центральной части п . Солидарность , отсутствуют . Бытовые сточные воды собираются в выгребы и либо с помощью ассенизирующих машин сбрасываются без очистки на рельеф , либо дренируют в грунт без вы - воза , что запрещено Правилами охраны поверхностных водных объектов , утвержденными по - становлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года № 1391. Отсутствие систем сбора и очистки поверхностного стока в жилых и промышленных зонах муниципального образования способствует загрязнению существующих водных объектов , грунтовых вод и грунтов . 2.1.10. Сведения об отнесении централизованной системы водоотведения ( канали - зации ) к централизованным системам водоотведения поселений , включающие перечень и описание централизованных систем водоотведения ( канализации ), отнесенных к цен - трализованным системам водоотведения поселений , а также информацию об очистных сооружениях ( при их наличии ), на которые поступают сточные воды , отводимые через указанные централизованные системы водоотведения ( канализации ), о мощности очист - ных сооружений и применяемых на них технологиях очистки сточных вод , среднегодовом объеме принимаемых сточных вод Согласно пункта 4 постановления Правительства РФ от 31.05.2019 г . № 691 « Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения ( канализации ) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов » централизованная система водоот - ведения ( канализации ) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения по - селений или городских округов при соблюдении совокупности следующих критериев : а ) объем сточных вод , принятых в централизованную систему водоотведения ( кана - лизации ), составляет более 50 процентов общего объема сточных вод , принятых в такую централизованную систему водоотведения ( канализации ); б ) одним из видов экономической деятельности , определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности , организации , является деятельность по сбору и обработке сточных вод . На основании вышеизложенных критериев централизованная система водоотведения п . Солидарность , эксплуатируемая ОГУП « Елецводоканал » относится к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов , установленных требованием постановления Правительства РФ от 31.05.2019 г . № 691. 2.2 Балансы сточных вод в системе водоотведения 2.1.1. Баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения Баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и от - ведения стоков п . Солидарность , входящего в состав технологической зоны г . Елец , пред - ставлен в таблице 3. Таблица 3. Баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведе - ния п . Солидарность № п / п Показатель Ед . измерения 2021 год 1 Принято сточных вод по категориям потребителей , в т . ч . тыс . м 3 38.840 1.1 Население тыс . м 3 34.616 1.2 Бюджетные потребители тыс . м 3 3.774 1.3 Прочие потребители тыс . м 3 0.450 2 Принято сточных вод от других канализаций тыс . м 3 - 3 Пропущено через очистные сооружения тыс . м 3 - 4 Передано сточных вод на очистку другим канализациям тыс . м 3 38.840 На протяжении последних лет на территории п . Солидарность объем принимаемых сточных вод не изменяется и сохраняется на уровне средних значений . Фактические зна - чения принимаемых сточных вод соответствуют утвержденным плановым значениям . Ос - новной объем поступления сточных вод осуществляется от населения – 89%. Организации бюджетной сферы также являются источником образования сточных вод – 10% от общего объема стоков . Доля прочих потребителей составляет 1% ( Рисунок 4). Рисунок 4. Структура поступающих стоков по категориям потребителей 2.2.2. Оценка фактического притока неорганизованного стока ( сточных вод , посту - пающих по поверхности рельефа местности ) по технологическим зонам водоотведения В настоящее время дождевая канализация на территории муниципального образования отсутствует . Дождевые стоки собираются по уклонам и кюветам дорог и сбрасываются на рельеф . Приток неорганизованного стока – сточных вод , поступающих в централизованную систему водоотведения в технологических зонах по поверхности рельефа местности , от - сутствует . Неорганизованный сток на территории муниципального образования отводится есте - ственным путем по рельефу . Оценка и подсчет неорганизованного стока не ведется . Ливневой канализации и сооружений их очистки на территории муниципального об - разования нет . Ливневая канализация предназначена для своевременного отвода вод , что исключает скопление и застой дождевой и талой воды на кровле зданий , предотвращает подтопле - ние фундамента и подвальных помещений , а также увеличивает срок службы крыш , стен и фундамента строений , поддерживая оптимальный микроклимат в помещениях . Ливневая канализация также защищает дорожное полотно от разрушений , деформации , скопления луж , образования наледей . 2.2.3. Сведения об оснащенности зданий , строений , сооружений приборами учета принимаемых сточных вод и их применении при осуществлении коммерческих расчетов В настоящее время коммерческий учет принимаемых сточных вод от населения и юридических лиц осуществляется в соответствии с действующим законодательством , т . е . количество принятых сточных вод принимается пропорционально количеству потреблен - ной воды ( за вычетом объем потребления воды на полив и технологические цели ). Доля объемов , рассчитанная данным способом , составляет практически 100%. Дальнейшее развитие коммерческого учета сточных вод будет , осуществляется в со - ответствии с Федеральным законом « О водоснабжении и водоотведении » № 416- ФЗ от 07.12.2011 г . с применением электромагнитных и ультразвуковых расходомеров . 2.2.4. Результаты ретроспективного анализа за последние 10 лет балансов посту - пления сточных вод в централизованную систему водоотведения по технологическим зонам водоотведения и по поселениям с выделением зон дефицитов и резервов произ - водственных мощностей На территории сельского поселения Архангельский сельсовет действует одна система централизованного водоотведения в п . Солидарность . Сточные воды жилого фонда и ком - мунально - бытового сектора поселка поступают в систему канализации и далее на очист - ные сооружения города Елец . Очистные сооружения на территории поселка отсутствуют . На протяжении последних лет на территории п . Солидарность объем принимаемых сточных вод не изменяется и сохраняется на уровне средних значений . Баланс поступле - ния сточных вод представлен в таблице 3. Сброс сточных вод от п . Солидарность производится на компелекс очистных сооруже - ний г . Елец . Данные объемы учтены при анализе резервов и дефицитов производственных мощностей очистных сооружений г . Елец . 2.2.5. Прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения на срок не менее 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений Расчётные расходы сточных вод , как и расходы питьевой воды , определены исходя из степени благоустройства жилой застройки и сохраняемого жилого фонда . При этом в со - ответствии со СНиП 2.04.03-85, удельные нормы водоотведения принимаются равными нормам водопотребления , без учёта полива . В соответствии с положениями Генерального плана сельского поселения Архангель - ский сельсовет объем принимаемых сточных вод до 2042 года остается на уровне средне - го фактического значения и корректируется в соответствии с выданными техническими условиями на подключение к системе централизованного водоотведения . Структура перспективных нагрузок потребителей водоотведения в соответствии с вы - данными техническими условиями приведена в таблице 4. Таблица 4. Перечень потребителей коммунальной услуги централизованного водоот - ведения в соответствии с выданными техническими условиями на технологические присо - единения к сетям водоотведения № п / п Наиме - нование объекта Проектный адрес Кадастровый номер земельного участка Заявленный максимальный объем стоков , м 3 / сут Год планируе - мого ввода в эксплуа - тацию Номер и дата выданных технических условий , заключенного договора на подключение ( технологиче - ское присоединение ) 1 МКД п . Солидарность , ул . Школьная , 26 А 48:07:0860105:372 14.2 2022 № 1 к / р от 26.08.2022 Прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоот - ведения представлены в таблице 5. Таблица 5. Прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения , м 3 № п / п Показатель Ед . измере - ния 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2033 год 2042 год 1 Принято сточных вод по категориям потребителей , в т . ч . тыс . м 3 38.840 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 1.1 Население тыс . м 3 34.616 38.935 38.935 38.935 38.935 38.935 38.935 38.935 38.935 1.2 Бюджетные потребители тыс . м 3 3.774 3.774 3.774 3.774 3.774 3.774 3.774 3.774 3.774 1.3 Прочие потребители тыс . м 3 0.450 0.450 0.450 0.450 0.450 0.450 0.450 0.450 0.450 2 Принято сточных вод от других канализаций тыс . м 3 - - - - - - - - - 3 Пропущено через очистные сооружения тыс . м 3 - - - - - - - - - 4 Передано сточных вод на очист - ку другим канализациям тыс . м 3 38.840 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 43.160 2.3 Прогноз объема сточных вод 2.3.1. Сведения о фактическом и ожидаемом поступлении сточных вод в централизо - ванную систему водоотведения Прогноз поступления сточных вод , среднесуточный и в сутки максимального водопо - требления представлен в Таблицах 6-7. Таблица 6. Прогноз среднесуточного поступления сточных вод , м 3 Наименование показателя 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2033 год 2042 год п . Солидарность Среднесуточное поступление сточных вод , м 3 / сут . в том числе 106.412 118.245 118.245 118.245 118.245 118.245 118.245 118.245 118.245 населению 94.839 106.672 106.672 106.672 106.672 106.672 106.672 106.672 106.672 бюджетной сфере 10.340 10.340 10.340 10.340 10.340 10.340 10.340 10.340 10.340 прочим потребителям 1.233 1.233 1.233 1.233 1.233 1.233 1.233 1.233 1.233 Таблица 7. Прогноз поступления сточных вод в сутки максимального водопотребления , м 3 Наименование показателя 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2033 год 2042 год п . Солидарность Максимальное суточное поступление сточных вод , м 3 / сут . в том числе 127.695 141.895 141.895 141.895 141.895 141.895 141.895 141.895 141.895 населению 113.807 128.007 128.007 128.007 128.007 128.007 128.007 128.007 128.007 бюджетной сфере 12.408 12.408 12.408 12.408 12.408 12.408 12.408 12.408 12.408 прочим потребителям 1.479 1.479 1.479 1.479 1.479 1.479 1.479 1.479 1.479 2.3.2. Описание структуры централизованной системы водоотведения ( эксплуатаци - онные и технологические зоны ) Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 « О водоснабжении и водоот - ведении » определено , что эксплуатационная зона – зона эксплуатационной ответствен - ности организации , осуществляющей холодное водоснабжение и ( или ) водоотведение , определенная по признаку обязанностей ответственной организации по эксплуатации централизованных систем водоснабжения и ( или ) водоотведения . В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации « О схемах водоснабжения и водоотведения » от 05.09.2013 № 416 ФЗ технологическая зона водоот - ведения — часть канализационной сети , принадлежащей организации , осуществляющей водоотведение , в пределах которой обеспечиваются прием , транспортировка , очистка и отведение сточных вод или прямой ( без очистки ) выпуск сточных вод в водный объект . Исходя из определений в границах сельского поселения Архангельский сельсовт пред - лагается выделить одну эксплуатационную зону п . Солидарность в рамках технологиче - ской зоны водоотведения г . Елец . Перспективное централизованное водоотведение в п . Солидарность представлено единой системой с г . Елец , замкнутой на один комплекс очистных сооружений биологиче - ской очистки сточных вод . 2.3.3. Расчет требуемой мощности очистных сооружений исходя из данных о рас - четном расходе сточных вод , дефицита ( резерва ) мощностей по технологическим зонам водоотведения с разбивкой по годам На территории сельского поселения Архангельский сельсовет очистные сооружения отсутствуют . Сброс сточных вод от п . Солидарность производится на компелекс очистных сооружений г . Елец . 2.3.4. Результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов централизованной системы водоотведения Результаты анализа гидравлических режимов и режимов работы элементов перспек - тивной централизованной системы водоотведения представлены в электронной модели системы водоотведения , выполненной в геоинформационной системе «Zulu 8.0» и про - граммно - расчетном комплексе «ZuluDrain». Режимы работы элементов централизованной системы следующие : • самотечные коллекторы , квартальные и дворовые сети работают в непрерывном ре - жиме транспортирования стоков ; • напорные коллекторы работают в автоматическом режиме . Стоки перекачиваются после срабатывания автоматики при достижении определенного уровня стоков в колод - цах - накопителях ; • очистные сооружения осуществляют свою работу в круглосуточном непрерывном режиме : • часы пик в работе элементов системы централизованной канализации наблюдаются в периоды : с 6 до 8 часов утра , с 12 до 14 часов дня , и с 17 до 21 часа . 2.3.5. Анализ резервов производственных мощностей очистных сооружений системы водоотведения и возможности расширения зоны их действия На территории сельского поселения Архангельский сельсовет очистные сооружения отсутствуют . Сброс сточных вод от п . Солидарность производится на компелекс очистных сооружений г . Елец . Данные объемы учтены при анализе резервов и дефицитов производ - ственных мощностей очистных сооружений г . Елец . 2.4 Предложения по строительству , реконструкции и модернизации ( техническому перевооружению ) объектов централизованной системы водоотведения 2.4.1. Основные направления , принципы , задачи и плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения Схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения Архангельский сельсо - вет разработана в целях реализации государственной политики в сфере водоотведения , направленной на обеспечение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения , снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод , обеспечения доступности услуг водоотведения для абонентов за счет развития цен - трализованной системы водоотведения . Принципами развития системы водоотведения сельского поселения Архангельский сельсовет являются : — постоянное улучшение качества предоставления услуг водоотведения потребите - лям ( абонентам ); — удовлетворение потребности в обеспечении услугой водоотведения новых объектов капитального строительства ; — постоянное совершенствование системы водоотведения путем планирования , реа - лизации , проверки и корректировки технических решений и мероприятий . Основными задачами , решаемыми в разделе « Водоотведение » схемы водоснабжения и водоотведения являются : — создание системы управления канализацией , с целью повышения качества предо - ставления услуги водоотведения , за счет оперативного выявления и устранения техноло - гических нарушений в работе системы ; — повышение энергетической эффективности системы водоотведения ; — обеспечение доступа к услугам водоотведения новых потребителей . В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 « О схемах водоснабжения и водоотведения » ( вместе с « Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения », « Требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения ») к целевым показателям развития централизованных систем водоотведе - ния относятся : — показатели надежности и бесперебойности водоотведения ; — показатели качества очистки сточных вод ; — показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод . Целевые показатели деятельности при развитии централизованной системы водоот - ведения устанавливаются в целях поэтапного повышения качества водоотведения и сни - жения объемов и масс загрязняющих веществ , сбрасываемых в водный объект в составе сточных вод . 2.4.2. Перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения с разбив - кой по годам , включая технические обоснования этих мероприятий В сельском поселении Архангельский сельсовет предлагается реализовать следую - щие мероприятий по развитию объектов централизованной системы водоотведения : — модернизация шкафов управления с выполнением требований по полной автома - тизации КНС , с использованием интеллектуальных устройств плавного пуска , с развитой системой защит , с возможностью ее работы в автономном режиме по безлюдной техноло - гии , с автоматическим включением резерва , автоматической отработкой аварийных и не штатных ситуаций ; — проведение работ по техническому обследованию участков канализационных сетей с целью выявления бесхозяйных участков . Перечень мероприятий необходимых для развития централизованной системы водо - отведения представлен в Таблице 8. Таблица 8. Перечень мероприятий необходимых для развития централизованной си - стемы водоотведения № п / п Наименование мероприятия Обоснование необходимости ( цель реализации ) Год начала реали - зации меро - при - ятия Год оконча - ния реализа - ции меропри - ятия Рас - ходы на ПИР , тыс . руб . без НДС Расходы на реализа - цию мероприя - тий , тыс . руб . без НДС ИТОГО стои - мость , тыс . руб . ( с НДС ) Источник финансиро - вания 1 Установка автоматического управ - ления и регулирования системами водоотведения Повышение надежности работы системы водоотведения 2035 2040 76.50 433.50 612.00 Бюджетные и внебюджет - ные средства 2 Проведение работ по техническо - му обследованию участков канализационных сетей с целью выявления бесхозяйных участков Повышение надежности работы системы водоснабжения 2024 2025 250.00 300.00 Бюджетные средства Итого 683.50 912.00 2.4.3. Технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоот - ведения Все мероприятия , направленные на развитие системы водоотведения решают основ - ные задачи : организация жизнеспособной инфраструктуры , направленной на обеспечение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения , снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод . Обоснование основных мероприятий по реализации схем водоотведения представле - но в таблице 8. 2.4.4. Сведения о вновь строящихся , реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах централизованной системы водоотведения Схемой водоотведения в рамках мероприятий по модернизации системы водоотведе - ния строительство новых объектов и вывод из эксплуатации объектов централизованной системы водоотведения не предусмотрены . 2.4.5. Сведения о развитии систем диспетчеризации , телемеханизации и об автома - тизированных системах управления режимами водоотведения на объектах организаций , осуществляющих водоотведение Насосные станции систем водоотведения представляют собой комплекс сооружений и оборудования , обеспечивающий водоотведение стоков в соответствии с нуждами по - требителя . На канализационных насосных станциях автоматизируются : — пуск и остановка насосных агрегатов и вспомогательных насосных установок ; — контроль и поддержание заданных параметров ( например , уровня воды ); — прием импульсов параметров и передача сигналов на диспетчерский пункт . Для наблюдения за параметрами работы насосной станции служат различные датчи - ки , которые преобразуют контролируемую величину в электрический сигнал , поступающий в исполнительный механизм . На КНС основным параметром автоматизированного управления работой станции яв - ляется допустимый уровень в приемном резервуаре , который контролируется датчиками . В настоящее время внедрение систем автоматического управления технологическим про - цессом водоотведения и , в частности , управления насосными станциями является одним из важнейших направлений технического прогресса в области создания энергосберегаю - щих и экологически безопасных технологий . Современная автоматизированная система управления технологическим процессом водоотведения должна выполнять следующие основные функции : — централизованный контроль технологических параметров процессов водоотведе - ния и состояния основного и вспомогательного оборудования ; — оперативный учет и регистрация значений параметров оборудования ; — идентификация аварийных ситуаций ; — прогнозирование процессов водоотведения ; — оптимизация режимов работы основного и вспомогательного оборудования и диа - гностика его технического состояния . Автоматизированное управление КНС дает следующие преимущества : — бесперебойность , четкость и надежность работы ; — возможность уменьшения объемов приемных резервуаров за счет реализации оп - тимального режима откачки сточных вод ; — значительная экономия электроэнергии ; — увеличение срока службы оборудования и приборов ; — возможность сосредоточить управление несколькими КНС в одном пункте . Основными функциями , которые выполняются на насосных станциях приборами авто - матики , являются : — прием и передача управляющих сигналов на пуск и остановку насосных агрегатов ; — включение одного или нескольких насосных агрегатов в установленной последова - тельности ; — создание и поддержание необходимого вакуума на всасывающем трубопроводе и корпусе насоса перед его пуском ; — контроль за установленным режимом при пуске , работе и останове насосных агре - гатов ; — отключение насосных агрегатов при нарушении установленного режима и включе - ние резервного агрегата ; — защита агрегата от тепловых , электрических и механических повреждений ; — передача параметров работы насосных агрегатов на диспетчерский пункт ; — контроль и поддержание заданных параметров работы ( например , уровня стоков , подачи , напора и т . д .), выполняемые различными способами на каждой конкретной КНС ; — включение и отключение дренажных насосов и насосов , подающих воду на охлаж - дение и уплотнение сальников , а также включение и выключение механических грабель ; — контроль за отоплением и вентиляцией в помещении насосной станции ; — сигнализация затопления насосной станции и т . д 2.4.6. Описание вариантов маршрутов прохождения трубопроводов ( трасс ) по терри - тории поселения , расположения намечаемых площадок под строительство сооружений водоотведения и их обоснование Подключение новых потребителей будет осуществляться на основании выданных тех - нических условий на подключение к системе централизованного водоотведения . Варианты маршрутов прохождения трубопроводов ( трасс ) выбраны из условий обе - спечения кратчайшего расстояния до потребителей с учетом искусственных и естествен - ных преград и проложены вдоль автомобильных дорог . Трассы подлежат уточнению и корректировке на стадии проектирования объектов схемы . 2.4.7. Границы и характеристики охранных зон сетей и сооружений централизован - ной системы водоотведения Границы охранных зон сетей и сооружений централизованной системы водоотведения определяются согласно СП 42.13330.2016 « Градостроительство . Планировка и застройка городских и сельских поселений . Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89». Нормативная санитарно - защитная зона для канализационных насосных станций – 15÷20 м выдержана в полном объеме для всех КНС . Нормативная санитарно - защитная зона для очистных сооружений 150 м так же выдер - жана в полном объеме . Так же для сетевых сооружений канализации установлена следующая охранная зона : — для сетей диаметром менее 600 мм – 10- метровая зона , по 5 м в обе стороны от на - ружной стенки трубопроводов или от выступающих частей здания , сооружения ; — для магистралей диаметром свыше 1000 мм – 20-50- метровая зона в обе стороны от стенки трубопроводов или от выступающих частей здания , сооружения в зависимости от грунтов и назначения трубопровода . При надземной прокладке трубопроводов надлежит принимать кольцевую тепловую изоляцию из нестареющего теплоизоляционного материала с гидроизоляцией и защитой от механических повреждений . Сети , прокладываемые надземно , при любых способах компенсации температурных деформаций трубопроводов надлежит прокладывать ближе к поверхности земли в слое снежного покрова . Охранная зона канализационных коллекторов – это территории , прилегающие к про - ложенным в земле сетям , на расстоянии 5 метров в обе стороны от трубопроводов отсут - ствуют строения , зеленые насаждения и водные объекты , что позволяет безопасно эксплу - атировать данные объекты . Санитарно - защитные зоны для канализационных очистных сооружений и насо - сных станций должны быть организованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 -03 и приведены в таблице 9. Санитарно - защитные зоны от очистных сооружений поверхностного стока открытого типа до жилой территории следует принимать 100 м , закрытого типа — 50 м . Кроме того , устанавливаются санитарно - защитные зоны : — от сливных станций — 300 м . Таблица 9. Зоны санитарной защиты канализационных очистных сооружений Сооружения для очистки сточных вод Расстояние в м при расчетной производитель - ности очистных сооружений , тыс . м 3/ сутки до 0,2 более 0,2 до 5,0 более 5,0 до 50,0 более 50,0 до 280 Насосные станции и аварийно - регулирующие резервуары 15 20 20 30 Сооружения для механической и биологиче - ской очистки с иловыми площадками для сброженных осадков , а также иловые площад - ки 150 200 400 500 Сооружения для механической и биологиче - ской очистки с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях 100 150 300 400 Поля а ) фильтрации б ) орошения 200 300 500 1 000 150 200 400 1 000 Биологические пруды 200 200 300 300 2.4.8. Границы планируемых зон размещения объектов централизованной системы водоотведения Все планируемые зоны размещения объектов централизованных систем водоотведе - ния находятся в границах населенного пункта с учетом возможной перспективной застрой - ки . 2.5 Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения 2.5.1. Сведения о мероприятиях , содержащихся в планах снижения сбросов загряз - няющих веществ , программах повышения экологической эффективности , планах меро - приятий по охране окружающей среды Необходимые меры по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн при сбросе сточных вод в черте населенного пункта – это снижение массы сброса загрязняю - щих веществ и микроорганизмов до наиболее жестких нормативов качества воды из числа установленных . В строительный период в ходе работ по прокладке канализационных сетей , строитель - стве КНС , строительстве канализационных очистных сооружений неизбежны следующие основные виды воздействия на компоненты окружающей среды : — загрязнение атмосферного воздуха и акустическое воздействие в результате рабо - ты строительной техники и механизмов ; — образование определенных видов и объемов отходов строительства , демонтажа , сноса , жизнедеятельности строительного городка . — образование различного вида стоков ( поверхностных , хозяйственно - бытовых , про - изводственных ) с территории проведения работ . Данные виды воздействия носят кратковременный характер , прекращаются после за - вершения строительных работ и не имеют необратимых последствий для природных эко - систем . Однако , учитывая уникальность и особую ценность природных объектов района , проектирование и ведение строительных работ необходимо осуществлять с разработкой и тщательным соблюдением мероприятий по минимизации и предотвращению негативного воздействия . К необратимым последствиям реализации строительных проектов следует отнести : — изменение рельефа местности в ходе планировочных работ ; — изменение гидрогеологических характеристик местности ; — изъятие озелененной территории под размещение хозяйственного объекта ; — нарушение сложившихся путей миграции диких животных в ходе размещения ли - нейного объекта ; — развитие опасных природных процессов в результате нарушения равновесия при - родных экосистем . Данные последствия минимизируются экологически обоснованным подбором пло - щадки под размещение объекта , проведением комплексных инженерно - экологических изысканий и развертыванием системы мониторинга за состоянием опасных природных процессов , оценкой экологических рисков размещения объекта . В период функционирования объекты канализации , такие , как , например , КНС , КОС , являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу , в том числе спец - ифических дурнопахнущих : сероводород , метан , аммиак , меркаптаны . Реализация проектных решений по развитию системы водоотведения в рамках раз - работанной схемы водоотведения возможна при строгом соблюдении норм строительства и эксплуатации в соответствии с экологическими и санитарно - эпидемиологическими тре - бованиями законодательства с учетом уникальности и экологической ценности каждого района . 2.5.2. Сведения о применении методов , безопасных для окружающей среды , при утилизации осадков сточных вод Комплексная утилизация осадков сточных вод создает возможности для превращения отходов в полезное сырье , применение которого возможно в различных сфера производ - ства . На рисунке 5 приведена классификация основных возможных направлений в утили - зации осадков сточных вод . Окончание на 50- й стр . Продолжение . Начало на 43—48- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz