Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʦе˛е˕л˩ˢая ˕анал˦ 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА №6 0 (26656) В том лагере не только ино- агенты, «пятая колонна». Куда больше в нём лю- дей, осторожно и настороженно выжидающих, как повернётся колесо истории, чья сила возь- мёт верх. А пока они стараются не сболтнуть лишнего, чтобы не потерять сегодня должность, положение, деньги, а завтра не оправдываться перед победите- лями, вымаливая снисхождение и прощение. О таких издавна говорят: болото. Вот телекамера бесстрастно снимает начало интервью босса крупнейшего интернет-ресурса. Начало, однако, оказывается и финалом. Профессорского вида господину задают вопрос: поче- му его сотрудники распростра- няют русофобские материалы? Он вскакивает и выбегает из студии, нервно выкрикивая, что не намерен обсуждать политиче- скую тематику. Вот застигнутая на красной дорожке Московского фестива- ля известная актриса что-то рас- терянно лепечет о перебежчиках и предателях. С одной стороны, они поступают неправильно. С другой… Но нет, она не готова к столь сложному разговору. Вот краткосрочные прилёты на Родину то ли из Израиля, то ли из Прибалтики Аллы Пу- гачёвой. Откочевав сразу после 24 февраля минувшего года за границу на пару с супругом, вскоре признанным иноаген- том, она обижена холодным приёмом в России. Ни тебе оваций, ни охапок цветов. Зато вопрошающие взгляды: на чьей стороне вы всё-таки, любезная Алла Борисовна, в это трудное время? И Пугачёва в сердцах вдруг объяснилась в застарелой нелюбви к несносной толпе со- отечественников. Как гасн˞т ˒в˱˒д˦ Не знаю, пела ли в детстве будущая Примадонна всея Руси про берёзку и рябину, куст раки- ты над рекой, про край родной, навек любимый. Скорее всего, пела. Однако когда девочка Алла стала знаменитой Аллой Борисовной, в череде её хитов с Арлекино, Маэстро, королями, которые не могут жениться по любви, русским берёзам места не нашлось. И русским солда- там, упокоившимся под их се- нью, тоже. О героях былых времён пели другие. И о Волге, что издале- ка долго катит свои воды по русской равнине к Каспию. И о том, каким он парнем был, советский космонавт, первым поднявшийся к звёздам. Великие предшественни- ки, да и современники А.Б. не отделяли свою жизнь, свои пес- ни от судьбы страны. «Синий платочек» Клавдии Ивановны Шульженко был востребован и на передовой, и в тылу не меньше мощной, масштабной «Священной войны». Люд- мила Марковна Гурченко вдохновенно записала на ТВ программу из пе- сен фронтовых лет. Без лещенского «Дн я По б е - ды» немысли- мы шествия «Бессмерт- ного полка». А ч ел о в е к с нерусской фамилией Коб- зон, по выраже- нию Захара Приле- пина, коснулся самых чувствительных струн в русской душе. Он как бы раско- дировал Россию для России. И она полюбила его и оплакивала, провожая в последний путь. Да и вечная соперница Пу- гачёвой София Ротару отме- тилась-таки в патриотическом жанре. Не будем сейчас разби- раться, искренне или по расчёту. Та её композиция хранит память о страшной потере: «Я, ты, он, она — вместе целая страна, вме- сте дружная семья...» Но главную звезду россий- ского эстрадного небосклона всё это мало интересовало. Ни при Брежневе, ни при Горбачёве, ни при Ельцине. А уж в наши дни и подавно. Каждый пишет, как он слы- шит. Это касается и пишущих, и поющих. Женщина, которая поёт, слушала и слышала пре- имущественно себя, любимую. Голоса страны, где она роди- лась и прославилась, её слуха не достигали. Она создала соб- ственный мирок, параллельный, отдельный. Я, разумеется, имею ввиду не замок в деревне Грязь, мы ведь ведём разговор о твор- честве. Примеру Пугачёвой после- довали не все, но многие. Когда- то, снимая «Семнадцать мгнове- ний весны», Татьяна Лиознова бескомпромиссно решала, кому доверить музыкальные моноло- ги «Не думай о секундах свы- сока», «Боль моя, ты покинь меня» — Магомаеву или Кобзо- ну. Хватало и других достойных претендентов. А теперь прикиньте, какой выбор был бы у неё сегодня: Киркоров, Басков, Сергей Лаза- рев? Чей голос лучше — вопрос в данном случае десятый. Важнее, что у кого за душой, кто имеет право на те песни. И здесь за- метной разницы между этими исполнителями нет. У всех цвет настроения синий. Малейший намёк на гражданственность отдавал бы фальшью. После клипа «Ибица» нельзя петь о России. Расшитый золотом и утыканный стразами пиджак — негодная униформа для «Тёмной ночи», «Журавлей», песен Тари- вердиева и Рождественского. А что звучит в последних се- зонах «Голоса» — и взрослого, и детского, участники которого равняются на звёздную тусовку? От чего у наставницы Полины Гагариной бегут мурашки по коже? От чего угодно, но уж точ- но не от мелодий Пахмутовой и Крылатова. Это уже отстой. На фоне того, что одобряется, культивируется, они восприни- мались бы неуместнее горлового пения ишаманских заклинаний. Никого не удивляет, поче- му в останкинском павильоне ни разу мы не услышали песен талантливых донбасских авто- ров. Канонада войны сюда не доносится. Поклонники рока, рэпа, попсы приходят в экстаз от механических, отупляющих ритмов и банальных текстов. Ор˟ей ʛонˌасса А она же есть, другая му- зыка! Но обитает далеко от Останкинской телебашни. И стихи рождаются ей под стать: Ты покури, а я прикрою, Смотри: за первою звездою Гуманитарные конвои Ведут усталые волхвы. И Ирод цел и жив покуда, Гешефт свой делает Иуда, И мы с тобой не верим в чудо, И на войне, как на войне. Разорван в клочья мира атом, Нещадно кроя небо матом, Апостол в должности медбрата Мессию тащит на спине. Эти злободневные строки, однако пропитанные библей- скими ассоциациями, написал Владимир Скобцов. О нём го- ворят: Орфей Донбасса. Ему принадлежит гимн защитников Донецка с рефреном: «В полнеба пламя, / И выбор строг — / Дон- басс за нами, / И с нами Бог». Многие его стихи положены на музыку. Да он и сам не просто поэт, а бард. А рядом с ним не- мало других одарённых людей, чьи произведения не нуждают- ся в снисходительном: ну, для самодеятельных сочинителей это даже неплохо. Пока масти- тые медлят, они берутся за перо, чтобы передать дух неприятия нацизма. Представляя публикацию Скобцова, выдающийся поэт Юнна Мориц процитирова- ла пушкинское «Клеветникам России», где Александр Сергее- вич объяснил истоки западной русофобии: «Мы не признали наглой воли того, под кем дро- жали вы». Европа дрожала под Наполеоном. Дрожала под Гит- лером. Сейчас вибрирует под Соединёнными Штатами. А Россия держалась и держится, не подчиняясь чужой воле. И русская поэзия, русская песня, зарождаясь в глубинах народно- го бытия, — правдивое зеркало этого неподчинения. Или, как пишет Юнна Мориц, «великого Сопротивления дрожанию». Оно, сопротивление, придаёт силу стихам Скобцова. Звенит в голосе самобытной певицы Юлии Чичериной. О нём поёт Шаман, не реагируя на напад- ки ни либералов, ни псевдопа- триотов. И ради него выступает не на комфортных театральных под- мостках, а на Дон- басской земле, на линии соприкос- новения группа «Агата Кристи». Не очень понятно, однако, почему не им отда- ют прайм-тайм на федеральных каналах. Почему шутовская «Маска» по-прежнему опреде- ляет музыкальную политику в эфире. А исполнители с убо- гим репертуаром, зато в раззо- лоченных пиджаках остаются самыми желанными персона- жами для телевизионных маг- натов. Фото russkiymir.ru ʣногие музыкальные программы на центральных каналах ̆ивут отдельно от страны. ТочьǦвǦточь по ̔ирменному рецепту Аллы Пугачёвой. Пугачёва показала пример автономии от всего, чем ̆ила дер̆ава. Здесь памяти не предали отцов, Здесь не отдали дедовской земли, Какой ценою — не отыщешь слов, Здесь за Отчизну жизнь не берегли. Владимир Скобцов ʧоссия, что скрывать, разделена по меньшей мере на два лагеря. В первом— ʧоссия, какой она была на протя̆ении веков, несмотря на все потрясения, перемены, падения. Чудом не разрушилось, сохранилось её ядро. Во втором— ўе не совсем ʧоссия или совсем не ʧоссия. ʬотя те, кто его предпочёл, продол̆ают именовать себя русскими патриотами. ʛАЛЕКО ОТ ВОʠНʲ Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Бард Владимир Скобцов стал живым символом восставшего против нацистов Донбасса
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz