Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ОʘʰЕСТВЕННОǧПОЛИТИʮЕСКАЯ ГАЗЕТА ʙерˋ 26 ͚ 5 ( 2 6 6 0 1 ) С уществует расхожее мне- ние, что в монастырь уходят от несчастной любви или великой беды. Чело- веку образованному, которому в жизни сопутствует успех, мол, не придёт в голову мысль удалиться от суетного мира. Но житие свя- тителя Феофана Затворника — кстати, нашего земляка — крас- норечиво показывает насколько сильным может быть стремление человека к духовной, уединён- ной монашеской жизни. Он родился в январе 1825 года в селе Чернавское, ныне это село Чернава Измалковско- го района, в семье священника Василия Говорова. Мальчика нарекли Георгием. Кроме него в семье было ещё шестеро детей. Когда Георгий подрос, родители его отдали на обучение в духов- ное училище, а потом в семи- нарию. Сын был примерным учеником, лучшим на курсе. Как успешного воспитанника его рекомендовали в Киевскую духовную академию. Он окон- чил курс со степенью магистра богословия, и, как сказали бы сейчас, его карьера могла стре- мительно пойти вверх. Но… на последнем курсе Георгий подал прошение на монашеский по- стриг. Сл˞жение в мир˞ В 1841 году Георгия постри- гают в монахи и нарекают ему новое имя — Феофан. Вскоре его рукополагают в иеродиако- на, затем в иеромонаха. На про- тяжении шести лет талантливый и неутомимый, он служил в со- ставе Русской духовной миссии в Иерусалиме, затем — архи- мандритом духовной академии в Санкт-Петербурге и ректором Олонецкой духовной семина- рии. Затем его назначили епи- скопом Тамбовской кафедры, а после Владимирской. Выучившись иконописи, он создавал удивительные образы, знал пять иностранных языков и был удостоен самых высоких званий и наград. Но всё это его не прельщало. С окружающими святитель Феофан был ласков и обходи- телен, невзирая на чины. Помня наставления Господа и апостола Павла, он всегда проявлял лю- бовь к людям. Но что-то не давало покоя его пламенному сердцу. Он не стремился к славе, а трудности принимал со смирением. Напро- тив, во время своего служения всё более жаждал уединения. В˦ˣа Вышенская пустынь, что в Рязанской губернии, пригля- нулась святителю, ещё когда он служил на Тамбовской кафедре. О пустыни подвижник говорил, что лучшего места для покоя он и не знает. В 1866 году святи- тель подал в Синод прошение об увольнении на покой. Но и отдыха он не желал, напротив, хотел послужить Церкви иным образом. Прошение было удовлетво- рено. В Вышенскую пустынь святителя Феофана направили в должности настоятеля. Однако по прибытии новый насельник предпочёл жить в пустыни в ка- честве рядового монаха. Он об- ладал даром проповедничества, но не хотел ничем выделяться и в монастыре не произносил никаких поучений. Жил святитель Феофан в отдельном домике, а когда ушёл в затвор, то там же устроил и малую церковь в честь празд- ника Крещения Господня, где в одиночестве совершал службы. Великий затворник признавал- ся, что в Вышенской пустыни жизнь его была наиболее счаст- ливой. Он не раз повторял, что Вышу не променял бы даже на патриаршество. В затворе И вот, по Божиему усмот- рению, святитель решился на полный затвор. Больше он ни- кого не принимал, кроме сво- его духовника и келейника. Но частная переписка не была у него под запретом. На вопрос одного из духовных чад, как же святитель в одиночестве служит литургию, затворник отвечал просто: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою...». Кто бы ни обращался к свя- тителю за советом и разъясне- ниями о духовной жизни, он никому не отказывал в своём письменном руководстве. Глав- ной же целью своей жизни ар- хипастырь считал написание сочинений и переводов свято- отеческих творений. Подвижник том за томом выпускал свои тру- ды. Всего за время затвора было написано свыше трёх тысяч пе- чатных листов. Наиболее извест- ными считаются такие произ- ведения, как «Добротолюбие», «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики», «Четыре слова о молитве», «Что есть духовная жизнь и как на неё настроить- ся?» и другие. Всего в затворе святитель Феофан прослужил Господу 22 года, но затворником себя не считал. Особо любопытствую- щим намекал, что затворники — это молитвенники и постники, а он ест и спит вдоволь. На самом деле обед святителя состоял всего из одного варёного яйца и стакана молока в непостный день, а к вечеру келейник прино- сил ему чашку чая. Это было всё его дневное пропитание. Накан˞не ʘоˎоявления С годами от постоянных письменных занятий у Феофана Затворника стало падать зрение, но он продолжал писать и при- держивался прежнего режима дня. Святитель чувствовал при- ближение кончины, поэтому усиленно трудился. И только за пять дней до упокоения, когда силы стали покидать его, он поз- волял себе дольше полежать. Феофан Затворник отошёл ко Господу накануне праздника Богоявления. В тот день он от- служил последнюю литургию, а вечером келейник, так и не до- ждавшись, когда святитель по- просит чай, сам вошёл в келью. Святитель Феофан лежал с за- крытыми глазами, а правая рука его была сложена в благослове- нии. Память святителя Феофа- на Затворника совершается три раза в году: 23 января — в день рождения, 19 января — в день, когда святитель отошёл ко Господу и 29 июня — в день перенесения мощей. Преˏвиˏение катастро˟˦ Существует расхожее мне- ние: история повторяется. Но происходит это только потому, что перед лицом Божиим мы не становимся лучше. Предчувствуя революционные потрясения в России, святитель в своих пись- мах восклицал: «Во что вас бить ещё, продолжающие своё упор- ство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло!» Он призывал принимать суровые меры, аде- кватные происходящим собы- тиям: «Неверие стоит объявить государственным преступлени- ем. Материальные воззрения чрез школы распространяются, их запретить под смертной каз- нью. Теория самообразования мира с прибавкой дарвиновских бредней идет в уроках!». Это, по мнению святителя, и зарождает неверие в людях. Он обращается к правительству православной империи с призывом изъять сей инородный предмет из сердца Отечества. И с грустью заклю- чает: «Через поколение, много через два, иссякнет наше Пра- вославие». «Что ж? Сидеть поджавши руки? — пишет Феофан Затвор- ник к своим собратьям. — Нет! Надо что-нибудь делать! Злые начала вошли в науки и в жизнь. Намнужныжаркие книги, защи- тительные против всех злостей». Порой его слова вызывают целую бурю эмоций. К приме- ру, в творении «Искушение со стороны неверов» святитель буквально жжёт метким словом: «Кто не имеет веры, тот отсту- пает от сей нормы и есть нрав- ственный урод». Как видим из писем, святой Феофан Затвор- ник физически чувствовал каж- дую человеческую душу, обра- тившуюся к нему за помощью и советом. Он не мог не осозна- вать, что общество больно, и больно серьёзно. «Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, ноне слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пролей свет Твой и истину Твою!», с горечью писал святительФеофан. Удивительно современ- но звучат слова Вышинского затворника. Сегодня против фашизма на Украине воины- христиане сражаются плечом к плечу с воинами, исповедующи- ми другие традиционные рели- гии. Значит, задачи наши схожи, ни одна традиционная культура не учит плохому наших детей. Так почему же вместо обмена знаниями о главнейших миро- вых религиях во многих школах акцент в основном делается на основы светской этики? Вопрос остаётся открытым. В ВЕЛИКИЙ СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНЬЯ ПРИЗВАЛ ГОСПОДЬ ИЗБРАННОГО РАБА В НЕБЕСНЫЕ И ВЕЧНЫЕ СЕЛЕНЬЯ, ИСПОЛНИЛ ОН СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ; ОКОНЧИЛАСЬ ВЕЛИКАЯ БОРЬБА! Преподобный Варсонофий Оптинский ВЕЗДЕ МОЖНО СПАСТИСЬ И ВЕЗДЕ ПОГИБНУТЬ. ПЕРВЫЙ АНГЕЛМЕЖДУ АНГЕЛАМИ ПОГИБ. АПОСТОЛМЕЖДУ АПОСТОЛАМИ В ПРИСУТСТВИИ САМОГО ГОСПОДА ПОГИБ. А РАЗБОЙНИК — И НА КРЕСТЕ СПАССЯ Святитель Феофан Затворник ЗАТВОʧИВʯИʠСЯ ʧАДИ ГОСПОДА ʴтот человек был одним из самых влиятельных духовных писателей века, чьё учение во многом созвучно богословию старца Паисия Величковского. Его имя с греческого переводится как Ǽʘогом явленныйǽ. Поговорим о святителе lzеофане Затворнике. Наталья Сизова Святитель lzеофан собрал, перевёл на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название ǼДобротолюбиеǽ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz