Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 42 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 58 /26654/2 ИЮНЯ 2023 Уважаемые коллеги ! Представляю Вам отчёт о результатах работы нашей команды в 2022 году . Этот год уже был третьим годом моей работы в должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области . Для предпринимателей нашего региона , как и всей страны , этот год в связи с началом СВО и частичной мобилизацией был очень турбулентным и внёс большие изменения как в выстраива - ние новых логистических цепочек , так и в инвестиционные про - граммы . Однако , благодаря федеральным и региональным мерам под - держки количество субъектов МСП в течение 2022 года в нашем регионе практически не уменьшилось , а количество самозанятых существенно выросло . С учётом действующего в течение 2022 года моратория на про - верки наиболее частыми обращениями от предпринимателей были вопросы , связанные с налогообложением , спорами с энергетика - ми , оспариванием кадастровой стоимости имущества . В течение всего 2022 года в регионе активно работал Коорди - национный Совет при Губернаторе И . Г . Артамонове , который рас - сматривал наиболее острые и сложные вопросы , затрудняющие деятельность предпринимателей нашего региона . Благодаря совместной работе с Правительством Липецкой области , деловыми сообществами и своевременно реализован - ными мерами поддержки большинство предпринимателей нашего региона смогло оперативно отреагировать на возникшие экономи - ческие и политические риски и успешно перестроить свои бизнес - процессы . С уважением , Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области БАБАНОВ Александр Введение Деятельность Уполномоченного по защите прав предприни - мателей в Липецкой области в 2022 году осуществлялась в соот - ветствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78- ФЗ « Об уполномоченных по за - щите прав предпринимателей в Российской Федерации », Законом Липецкой области от 5 июня 2014 года № 290- ОЗ « Об Уполномо - ченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области », Уставом Липецкой области Российской Федерации , другими нор - мативными правовыми актами . Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов пред - принимательской деятельности , зарегистрированных в органе , осуществляющем государственную регистрацию на территории Липецкой области , и жалобы субъектов предпринимательской деятельности , права и законные интересы которых были на - рушены на территории Липецкой области , на решения или дей - ствия ( бездействие ) органов государственной власти Липецкой области , территориальных органов федеральных органов ис - полнительной власти в Липецкой области , органов местного самоуправления , иных органов , организаций , наделенных фе - деральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями , должностных лиц , нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности . В соответствии со статьей 3 Закона Липецкой области от 5 июня 2014 года № 290- ОЗ « Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области » основными задачами Уполномоченного являются : 1) защита прав и законных интересов субъектов предпринима - тельской деятельности на территории Липецкой области ; 2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности тер - риториальными органами федеральных органов исполнительной власти , исполнительными органами государственной власти Ли - пецкой области , органами местного самоуправления ; 3) взаимодействие с предпринимательским сообществом , в том числе по вопросам соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Ли - пецкой области , форм и методов их защиты ; 4) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предприниматель - ской деятельности . Вместе с тем деятельность бизнес - омбудсмена ориентиро - вана не только на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов бизнеса , выявление причин и условий воз - никновения нарушений прав предпринимателей , пресечение данных нарушений и недопущение их возникновения в дальней - шем , но и оказание содействия в обеспечении благоприятных условий для ведения бизнеса и устранении административных барьеров . В 2022 году бизнес региона , как и во всей стране , столкнулся со сложностями , связанными с санкционным давлением со сторо - ны недружественных России государств , не успев компенсировать потери , вызванные пандемией . В данных непростых условиях выстраивание диалога между бизнесом и властью при участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области оказалось особенно акту - альным . Часть 1. Оценка условий осуществления предпринимательской деятельности 1.1 Динамика количества субъектов МСП и самозанятых С учетом того , что практически все предприниматели , обра - щающиеся за помощью к Уполномоченному по защите прав пред - принимателей в Липецкой области , являются субъектами МСП , динамика изменения их количества является важным индикатором как экономической ситуации в стране , так и бизнес - климата в на - шем регионе . По данным Единого реестра МСП Федеральной налоговой службы , общее число субъектов МСП за прошедший 2022 год в России выросло на 2,1%. Рост произошел в основном за счет уве - личения количества индивидуальных предпринимателей и микро - предприятий . Самыми популярными видами деятельности среди представи - телей МСП в 2022 году были : – грузовые перевозки ; – розничная торговля по почте и в интернете ; – продажа продуктов , напитков , табачных изделий ; – аренда и управление имуществом . В качестве тенденции прошедшего 2022 года можно отметить рост субъектов МСП , занятых в обрабатывающем производстве . Их количество выросло на 7%. Во многом этот рост связан с необ - ходимостью импортозамещения и технологического суверенитета , а также с существенными мерами поддержки отрасли как на феде - ральном , так и на региональном уровнях . Если посмотреть на изменение количества субъектов МСП в региональном разрезе в рамках нашей страны , то можно отметить , что в большинстве регионов наблюдался рост , а именно : в 56 субъ - ектах РФ количество МСП увеличилось . Лидерами роста являются Калмыкия (+20,9%), Чеченская Ре - спублика (+12,2%), Ингушетия (+11,8%), Республика Тыва (+7,9%), город Москва (+7%). Уменьшение количества субъектов МСП наблюдается в 29 субъектах РФ . Больше всего падение заметно в следующих регионах : Курская область (-3,9%), Вологодская область (-3,7%), Республика Крым (-3,3%), Сахалинская область (-2,1%), Республика Коми (-1,9%). Если говорить о Липецкой области , количество субъектов МСП в течение 2022 года незначительно уменьшилось с 39138 до 38753 ( на 385 субъектов МСП или на 0, 98%). На начало 2021 года количество субъектов МСП в нашем реги - оне составляло 37958. Если говорить о численности занятых в секторе МСП , включая ИП и самозанятых , то их количество в течение 2022 года увеличи - лось с 153769 до 167929. Если говорить о числе занятых в сфере МСП без самозанятых ( физ . лиц ), то их количество увеличилось с 136938 до 138641 ( на 1703 человек или на 1,24%). К одному из основных трендов 2022 года можно отнести рез - кий рост в нашем регионе количества самозанятых . За 2022 год их количество выросло с 17782 (16831 физических лиц и 951 ИП ) до 30773 (29288 физических лиц и 1485 ИП ). То есть рост на 12991 самозанятых или на 73%. 1.2 Основные тенденции ведения бизнеса в ситуации санкционного давления и частичной мобилизации Основными трендами в 2022 году большинство предпринима - телей нашего региона называло снижение горизонта планирова - ния всех бизнес - процессов буквально до одного - двух месяцев , а также рост издержек – около 10-11% из - за введённых санкционных ограничений , ухода с российского рынка ряда иностранных про - изводителей и разрыва сложившихся экономических связей . Эти процессы привели к нарушению производственных , логистических и финансовых цепочек , а предприятиям пришлось перестраивать бизнес - процессы , формировать новые схемы поставок . В резуль - тате удлинились транспортно - логистические маршруты , появились дополнительные посредники , изменились условия расчетов с по - ставщиками . При этом сдержанная потребительская активность и насыщенность отдельных рынков из - за экспортных ограничений затрудняли перенос возросших издержек в цены . С учетом того , что многие предприниматели из производ - ственного сегмента МСП нашей области являются подрядчиками НЛМК – одного из градообразующих предприятий г . Липецка , для их развития и планирования производственных задач очень важно понимать ситуацию с инвестиционной программой этого крупней - шего металлургического предприятия нашей страны . На годовом собрании членов РСПП Липецкой области , про - шедшем в июле 2022 года , основной акционер НЛМК В . С . Лисин отметил , что закрытие западных рынков , а также проблемы с ло - гистикой и стоимость фрахта на азиатском направлении делают экспорт металлургической продукции из России практически бес - смысленным . Глава НЛМК отметил , что сейчас значительно осложнилась возможность проведения инвестиционных программ . « То есть ин - вестиции дальше под что вести – под какие объемы , виды продук - ции ? Раньше мы делали программы долгосрочные , тем не менее сейчас они достаточно короткие становятся и для нас достаточно сложны в реализации , просто даже в представлении » – отметил он . Однако , в 2022 году у большинства подрядчиков НЛМК не на - блюдалось снижения производственных объемов , а некоторые из них даже увеличили свой оборот . Ряду производственных компа - ний нашего региона за счет освоения выпуска импортозамеща - ющей продукции удалось расширить номенклатуру выпускаемой продукции и существенно увеличить выручку и прибыль . В качестве примера таких компаний из сегмента производ - ственного бизнеса можно привести компании : ООО « Импульс », ООО « Чугунспецстрой », ООО ЛМЗ « Свободный Сокол ». Компания ООО « Импульс » под руководством генерального директора Иголкина Виталия смогла в 2022 году в 2 раза увеличить выручку компании и освоить выпуск импортозамещающего обору - дования для сахарных заводов и энергетического оборудования в металлургическом производстве . Кроме этого , компания « Импульс » оказывает существенную поддержку нашим военным , участвующим в СВО . На предприятии освоили выпуск « буржуек », которые бесплатно передаются нашим военнослужащим , а также закупают необходимое для них дополни - тельное оборудование . Компания из сферы малого инновационного бизнеса ООО « Чугунспецстрой » ( директор В . А . Носов ) в 2022 году также смогла существенно нарастить выпуск литейной продукции из высоко - прочного чугуна с 35 тонн в месяц до 75 тонн . Стоит отметить , что компания также производит импортозаме - щающую продукцию для сферы ЖКХ – соединительные фасонные части для водопроводов из высокопрочного чугуна различных диаметров от 100 мм до 1 метра , которые ранее поставлялись из Польши , Франции , Германии . Для производства этих изделий компания освоила новую инно - вационную технологию литья по выжигаемым моделям и успешно ее применяет . Кроме этого , директор ООО « Чугунспецстрой » Виктор Носов также оказывает серьезную гуманитарную помощь нашим бойцам в зоне СВО , а также передал партию беспилотников в ЛГТУ для оснащения нового военно - учетного центра , который откроется 1 сентября 2023 года на базе ЛГТУ и будет готовить операторов бес - пилотников и специалистов по ремонту и обслуживанию авиацион - ной техники . Одно из старейших в Липецкой области предприятий в сфере металлургии ООО ЛТК « Свободный Сокол » ( генеральный дирек - тор И . В . Ефремов ) тоже сумело существенно нарастить выпуск трубной продукции для строительства сетей водоснабжения и водоотведения , заместив трубную продукцию , поставлявшуюся из ряда европейских стран и Китая . Руководство предприятия также освоило выпуск литых чугунных печек и поставляет их в рамках гуманитарной помощи в зону СВО , а также оказывает разносто - роннюю поддержку членам семей мобилизованных сотрудников предприятия . Кроме этого , ООО « ЛТК « Свободный сокол » оказывает гума - нитарную помощь территориям Донецкой народной республики в виде поставки трубной продукции для сектора питьевого водо - снабжения и водоотведения . С учетом санкционного давления на бизнес , необходимости в авральном режиме перестраивать логистические цепочки , уве - личения в начале года процентных ставок при привлечении кре - дитных ресурсов Правительством нашего региона и Губернатором И . Г . Артамоновым был разработан и реализован ряд эффективных мер по поддержке наших предпринимателей и , в первую очередь , субъектов МСП . Для получения оперативной обратной связи об эффективности мер поддержки по инициативе Губернатора И . Г . Артамонова был создан Координационный Совет по МСП . В качестве одной из самых востребованных предпринимате - лями меры поддержки можно отметить решение И . Г . Артамонова о докапитализации в начале 2022 года Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства ( директор Д . Петухов ), которое позволило привлекать заемные средства субъ - ектам МСП под минимальный процент . За 2022 год фондом было выдано 445 займов субъектам МСП на сумму 1,08 млрд рублей . В качестве основных преимуществ работы с фондом пред - приниматели отмечают : льготные ставки ( от 1% до 6% годовых ), финансирование бизнеса и самозанятых « с нуля », минимальный пакет документов и отсутствие требований к оценке и страхованию залога . Кроме выдачи льготных займов Фонд активно выдавал пору - чительства , если у предпринимателя не хватало залога для полу - чения кредита в банке . В частности , в 2022 году фондом было выдано 125 поручи - тельств на общую сумму 508,1 млн рублей . Такая возможность привлечения льготных кредитных ресурсов по минимальной ставке помогла очень многим предпринимателям скомпенсировать негативные последствия для бизнеса при резком увеличении банковских ставок по кредитам в марте 2022 года и со - хранить финансовую устойчивость бизнеса . Кроме возможности получения льготных кредитов от Фонда поддержки МСП предприниматели нашего региона в 2022 году могли воспользоваться и грантовой поддержкой по ряду программ : – грант « Лёгкий старт »: сумма поддержки до 600 000 рублей , основная задача : помощь предпринимателю в создании собствен - ного дела ; – гранты для социальных и молодых предпринимателей : сумма поддержки от 100 000 до 500 000 рублей ; – грант « Туризм »: сумма поддержки до 15 млн рублей ; – грант « Инвестиционный »: сумма поддержки до 10 млн ру - блей , основная задача : помощь предпринимателям в реализации значимых для региона инвестиционных проектов в сфере IT и соз - дании инновационных обрабатывающих производств . Для продвижения своих товаров на маркетплейсах предприни - матели могли получить субсидию до 500 000 рублей по фактически понесенным затратам в размере 50% затрат . По приглашению коллег из регионального Правительства Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области Александр Бабанов принимал активное участие как в ко - миссиях по отбору предпринимательских проектов на получение грантовой поддержки , так и работе Координационного Совета по МСП при Губернаторе региона И . Г . Артамонове . Кроме финансовой поддержки в 2022 году предприниматели нашего региона получали и другие виды помощи через центр « Мой бизнес » и , в частности , через его подразделения : РЦИ ( региональ - ный центр инжиниринга и кластерного развития – руководитель А . Шацких ); ЦПЭ ( центр поддержки экспорта – руководитель В . Гольцов ). В результате поддержки экспортной деятельности субъекты МСП Липецкой области экспортируют свою продукцию в более 40 стран мира . Кроме этого , в рамках работы / деятельности Центра « Мой биз - нес » было проведено более 100 образовательных мероприятий , работает « Навигатор антикризисной поддержки ». Надо отметить , что аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области А . А . Бабанова и обще - ственная приёмная федерального Уполномоченного при Прези - денте РФ Б . Ю . Титова также располагаются в Центре « Мой бизнес » и входят в общую экосистему поддержки предпринимателей в Липецкой области . Кроме перечисленных мер поддержки бизнеса в 2022 году по инициативе Губернатора Липецкой области И . Г . Артамонова актив - но заработал проект « Бизнес - куратор ». Бизнес - кураторами являются заместители глав районных администраций , а также г . Липецка и г . Ельца , курирующих эконо - мические вопросы . В их задачи входит информирование предпри - нимателей о мерах поддержки , прием жалоб и обращений пред - принимателей , организация взаимодействия бизнеса с органами государственной власти и бизнес - сообществами . замещение данных сотрудников не потребовалось либо замена была найдена очень быстро , а не смогли пока найти замену для вы - бывших сотрудников только 19 %. По поводу влияния санкций оценки предпринимателей раз - нятся . Если 10,5% опрошенных заявили , что не смогли справиться с последствиями санкционных ограничений , то 16,3 % не заметили их вовсе . 55,4% полностью адаптировались или продолжают адап - тацию к западным санкциям . То есть большая часть сообщества выдержала последствия санкций . Относительно оценки состояния собственного бизнеса только 6% респондентов отметили , что « бизнес пришлось или вскоре придется закрыть ». По остальным – ситуация ухудшилась , но кон - тролируется . Так , больше 9% сохраняют стабильное увеличение выручки , 30,4% заявили , что выручка упала , но подконтрольно , 27% – отмечают « серьезный спад », 7% – « кризис ». При ответе на вопрос об оценке уже принятых мер поддерж - ки ( где был дан множественный выбор ответа ) наиболее высоко предприниматели оценили мораторий на проверки (52,2%), сни - жение ставок УСН и имущественного налога в регионах (37,4%), льготные кредиты для МСП или системообразующих компаний (23,9%), приостановку ввода новых требований по маркировке товаров (22,7%). При ответе на вопрос о желаемых мерах поддержки на буду - щее наиболее популярны списание части налогов (52%), снижение страховых взносов до 15% со всего объема зарплаты (46,4%), более дешевые и доступные оборотные кредиты (38%), заморозка тарифов естественных монополий (24,8%). Часть 2. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области 2.1. Структура Аппарата Организационная инфраструктура деятельности региональ - ного института включает в себя Уполномоченного и его аппарат как самостоятельный государственный орган Липецкой области , общественных представителей и экспертов , оказывающих юриди - ческую помощь по системе «pro bono public о ». С 2020 года функционирует Общественная приемная Упол - номоченного при Президенте РФ по защите прав предпринима - телей . Правовые основы работы института уполномоченного по за - щите прав предпринимателей закреплены в Федеральном законе от 07.05.2013 г . № 78- ФЗ « Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации », Законе Липецкой области от 05.06.2014 г . № 290- ОЗ « Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области », который определяет правовое положение , основные задачи , компетенцию , порядок назначения на должность и порядок досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области . В соответствии с региональным законодательством долж - ность Уполномоченного является государственной должностью Липецкой области . Уполномоченный назначается на должность Липецким областным Советом депутатов по согласованию с Упол - номоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения предпринимательского сообщества . Согласно постановлению Липецкого областного Совета депу - татов от 28.03.2020 г . № 1107- пс , Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Липецкой области назначен Бабанов Алек - сандр Александрович . Законом Липецкой области от 6 апреля 2007 г . № 46- ОЗ « О Реестре должностей государственной гражданской службы Ли - пецкой области » ( раздел 9 Приложения ) в перечень должностей в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области входят должности категории специалисты , от - носящиеся к ведущей группе должностей . Аппарат Уполномоченного осуществляет правовое , организа - ционное , научно - аналитическое , информационно - справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного . Информация о деятельности Уполномоченного размещается на официальном сайте Уполномоченного в информационно - теле - коммуникационной сети « Интернет », в социальной сети « ВКонтак - те ». Говоря о структуре аппарата Уполномоченного , в 2022 году наряду с Уполномоченным в аппарате работали три сотрудника , замещающие должности государственной гражданской службы Липецкой области « ведущей » группы должностей категории « спе - циалисты » ( два главных консультанта и один консультант ). Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2022 год Продолжение на 43- й стр . Заслушав ежегодный доклад о деятельности Уполномочен - ного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2022 год , руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации , учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по экономике , Липецкий областной Совет депутатов постановляет : 1. Принять к сведению ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2022 год . 2. В соответствии со статьей 4 Закона Липецкой области « Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Липецкой области » ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2022 год опубликовать в « Липецкой газете ». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его при - нятия . И . о . председателя Липецкого областного Совета депутатов А . ФРОЛОВ город Липецк 25 апреля 2023 года № 891- пс Аппарат Уполномоченного также активно взаимодействует со всеми бизнес - кураторами как в г . Липецке и г . Ельце , так и в райо - нах области . Для решения вопросов предпринимателей , возникавших в пе - риод частичной мобилизации , были проведены встречи с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области и руководителей прокуратуры региона на площадках РСПП и областной прокуратуры . Одной из важных задач для федеральных , а также региональ - ных органов власти , института уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2022 году была задача по снижению админи - стративного давления на бизнес в условиях санкционного давле - ния и частичной мобилизации . Если говорить о федеральных мерах снижения административ - ного давления на бизнес , то , в первую очередь , предприниматели отмечают мораторий на проверки , введенный по решению Пре - зидента РФ , а также , что очень важно , жёсткий контроль за соблю - дением этого моратория со стороны как Генеральной прокуратуры , так и прокуроров в регионах . С точки зрения федеральных мер большой вклад в снижение административного давления на бизнес внесла большая и си - стемная законодательная работа Министерства экономического развития РФ по изменению подходов к проведению контроль - но - надзорной деятельности , направленных в сторону усиления профилактических мероприятий и внедрение в практику контроля индикаторов риска , профилактических визитов , возможности до - судебного обжалования результатов проверки . Очень полезны для предпринимателей и поправки , принятые недавно в КоАП РФ . В частности , если предприниматель оплатит штраф по результатам контрольно - надзорных мероприятий в тече - ние 20 дней , то он может оплатить 50% суммы штрафа . Если говорить о нашей работе на региональном уровне по сни - жению административного давления на бизнес , то она складыва - ется из совместных усилий прокуратуры , Правительства региона и Губернатора , наших деловых объединений . Как показывает анализ статистики работы контрольно - надзор - ных органов , административное давление на бизнес в Липецкой области за последние три года неуклонно снижается . Это сниже - ние идёт по двум направлениям : мы видим резкое снижение ко - личества проверок и существенное увеличение профилактических мероприятий при проведении контрольно - надзорной деятельно - сти . Из приведённого графика видно , что по данным региональной прокуратуры , количество согласованных плановых проверок в 2020 году было чуть больше 3 000, а на 2023 год их запланировано всего чуть больше 300. Снижение в 9 раз ! Что касается внеплановых проверок , то органы прокуратуры , как показывает статистика , согласовывают не более 30% заявлен - ных проверок , а 70% не согласовывается . Тренд на существенное увеличение профилактических меро - приятий наглядно прослеживается согласно статистическим дан - ным , представленным коллегами из МЧС . Из графика мы видим , что на 2023 год коллеги из МЧС в каче - стве контрольных мероприятий планируют в основном профилак - тические мероприятия . Существенное снижение административного давления в на - шем регионе фиксирует и рейтинг « Индекс административного давления », который ежегодно составляется институтом Экономики роста имени П . А . Столыпина , одним из руководителей которого является Б . Ю . Титов . При составлении рейтинга учитываются результаты деятель - ности всех основных контрольно - надзорных органов . Как видно из представленного слайда , за три года позиция региона в рейтинге сместилась с 67 на 29 место , что говорит о существенном сниже - нии административного давления на бизнес . 1.3. Результаты мониторинга оценки состояния бизнеса и эффективности мер государственной поддержки в РФ . В ноябре 2022 аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова провёл опрос российских предпринимателей по наиболее актуальным пробле - мам бизнеса в условиях санкционного давления и частичной моби - лизации . Опрос проводился среди 5760 предпринимателей из всех регионов страны , в том числе и из Липецкой области . Среди опро - шенных предпринимателей 74% респондентов относятся к микро - бизнесу , 21% – к малому , 3,4% – к среднему и 1,6% – к крупному . При ответе на вопрос « Какой фактор оказывает наиболее нега - тивное влияние на бизнес ?» 64% предпринимателей выбрали спад внутреннего спроса . Следующие по степени остроты – дефицит кадров (34,2%), дефицит оборотных средств и кассовые разрывы (28,9%), разрыв цепочек поставок (26,5%), сложности доставки по импорту (19,1%). На вопрос « Затронула ли ваш коллектив частичная мобилиза - ция ?» большинства опрошенных (66%) ответило , что не затронула . У 34% все же мобилизовали какую - то часть сотрудников . Более чем половине (58,6%) из тех , у кого сотрудников мобилизовали , Постановление двадцать четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов VII созыва О ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Липецкой области за 2022 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz