Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 41 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 58 /26654/2 ИЮНЯ 2023 Необходимо отметить , что прокуратура , УФСИН России по Липецкой области и Уполномоченный по правам человека в Липецкой области и ранее проводили проверки по другим жалобам этого осуждённого , с которыми он неоднократно об - ращался в различные контролирующие органы . Жалобы не находили своего под - тверждения , в значительной их части вообще не было конкретной формулировки допущенных , по мнению осуждённого Б ., нарушений . Некоторые жалобы Б . можно расценить как манипулирование вопросами свободы вероисповедания и межнацио - нальных отношений и как сознательную провокацию – попытку разжигания религиоз - ной и межнациональной розни , чтобы вызвать , в том числе , дестабилизацию работы исправительного учреждения . Однако история этой жалобы не закончилась результатами проверки рабочей группы , так как осуждённый Б . по указанным выше вопросам написал очередную жа - лобу в прокуратуру Липецкой области уже на Уполномоченного по правам человека в Липецкой области . Но совокупность всех материалов проверки жалобы осуждённого Б ., объективность проверки и чёткая правовая диспозиция по всем заявленным во - просам , полностью подтвердили выводы и правомерность позиции Уполномоченно - го по правам человека в Липецкой области . В 2022 году имело место и продолжение одной из историй , опубликованных в докладе Уполномоченного по правам человека в Липецкой области 2021 года о ре - шении социальной проблемы осуждённого А ., отбывающего наказание в ФКУ ИК -4. Он ранее длительное время проживал и работал в Республике Узбекистан , явля - ется гражданином этого государства . В местах лишения свободы достиг пенсионно - го возраста и для подтверждения своего трудового стажа и повышения размера пен - сии обратился в пенсионные учреждения своего государства . Однако его запросы были проигнорированы , ответов он не получил . После обращения Уполномоченного по правам человека в Липецкой области к Уполномоченному Олий Мажлиса Респу - блики Узбекистан по правам человека ( Омбудсману ) Эшматовой Ф . Ф ., Внебюд - жетным Пенсионным фондом Ургенчского района Хорезмской области Республики Узбекистан были присланы архивные справки о трудовом стаже и доходах гр . А . за 1979-1983 гг . Документы были переданы заявителю . Казалось , у истории сложился хороший конец . Однако полоса невезения заявителя продолжилась – как он сообщил в своём письме Уполномоченному по правам человека в Липецкой области , в ходе переписки с пенсионными органами и пересылки документов , они были утеряны . В этой связи Уполномоченный по правам человека в Липецкой области повторно обратился к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека ( Омбудсману ) Эшматовой Ф . Ф . и попросил , исходя из ситуации , направить оригиналы справок Внебюджетного Пенсионного фонда Ургенчского района Хорезм - ской области Республики Узбекистан непосредственно в Липецкое отделение Пенси - онного фонда России . Заместитель управляющего Липецкого отделения ПФР Т . Н . Нацкина уведомила Уполномоченного по правам человека , что в распоряжение органов ПФР поступил акт проверки стажа работы в совхозе Вегавот Республики Узбекистан в 1979-1983 гг . На основании поступивших документов по нормам ст . 23 Федерального закона от 28.12.2013 г . № 400- ФЗ « О страховых пенсиях » величина ИНК определена с учетом вновь поступивших сведений о стаже . Заявителю А . произведена полагающаяся до - плата разницы в размере пенсии за подтверждённые периоды , и пенсия будет вы - плачиваться в новом размере . В другом случае , связанном с защитой прав на пенсионное обеспечение , в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратился осуждённый К ., отбывающий наказание в ФКУ СИЗО -1, с жалобой на прекращение начисления ему пенсии с февраля 2022 года по непонятным для него причинам . Однако проверка , проведённая по обращению Уполномоченного по правам чело - века в Липецкой области сотрудниками УФСИН России по Липецкой области и Отде - ления ПФР по Липецкой области , показала , что заявителю были неоднократно даны исчерпывающие разъяснения в письмах . Гр . К . получал пенсию по инвалидности и ежемесячную денежную выплату по III группе инвалидности по месту отбывания на - казания в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Липецкой области . С 01.03.2022 г . в связи с поступлением заявления гр . К . о доставке пенсии и со - ответствующей информации из ФКУ ИК -4 УФСИН России по Липецкой области ( г . Елец ), выплата пенсии была переведена согласно поступившим документам об отбы - вании наказания в другое исправительное учреждение . Поскольку в последующем в органы ПФР не поступала информация о способе доставки установленных заявителю пенсионных выплат ( личное заявление о до - ставке пенсии , сведения из исправительного учреждения по месту отбывания на - казания ), то выплата пенсии и ЕДВ гр . К . были приостановлены с 01.04.2022 г . до по - ступления таких сведений . Таким образом , нарушений в действиях должностных лиц не имелось . Все вопро - сы пенсионного обеспечения гр . К . необходимо было решать с администрацией и социальными службами того исправительного учреждения , в котором он находился . По - прежнему подавляющая часть обращений лиц , находящихся в местах лише - ния свободы , касалась жалоб на действия следственных органов в ходе расследо - вания уголовного дела , несогласия с решением судов , просьбами вступить в защиту обвиняемого в судебном процессе , подготовить и направить документы в суды в по - рядке апелляции или кассации . По данным вопросам гражданам давались разъяснения , что данная сфера на - ходятся вне компетенции Уполномоченного по правам человека в Липецкой обла - сти . Правозащитная деятельность омбудсмана дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан , не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов , обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека , таких , в частности , как органы правосудия и прокуратуры или контролирующие органы . В соответствии с Законом Липецкой области от 27.08.2001 г . № 155- ОЗ « Об Упол - номоченном по правам человека в Липецкой области » Уполномоченный не наделен правом отмены судебных постановлений ; истребования , пересмотра , возбуждения и расследования уголовных дел . Жалобу на оперативно - следственные действия , правомерность возбуждения уголовного дела необходимо подавать в прокуратуру Липецкой области или вышестоящую Генеральную прокуратуру РФ . На основании статьи 1 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 г . № 1- ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации », статьи 8 Уголовно - про - цессуального кодекса РФ правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом . Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия . Тем не менее по ряду обращений , когда Уполномоченный по правам человека в Липецкой области усматривал в полученной информации необходимость вниматель - ного компетентного контроля со стороны органов следствия УМВД Липецкой области , следственного управления СК России по Липецкой области и прокуратуры Липецкой области , в адрес руководителей этих органов направлялись соответствующие запросы и ходатайства с предложением провести проверку по фактам , указанным заявителями . Так , по жалобе обвиняемого Л ., 1979 г . р ., гражданина Республики Казахстан , со - держащегося под стражей в ФКУ СИЗО -1 г . Липецка . Уполномоченный по правам че - ловека в Липецкой области обратился к прокурору Липецкой области Г . Г . Анисимову . Заявитель сообщал о якобы допущенных сотрудниками полиции г . Чаплыгина в отно - шении него процессуальных нарушениях в ходе следственных действий . Согласно результатам проверки гр . Л . был задержан в связи с подозрением в со - вершении хищения имущества ряда жителей Чаплыгинского района в порядке , пред - усмотренном ст . 91 УПК РФ , уголовное дело находилось в производстве следователя СО МО МВД России « Чаплыгинский ». Судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу , срок которой неоднократно продлевался . Фактов ненадлежащего оказания юридической помощи не установлено . Защиту гр . Л . в ходе следствия осуществлял адвокат , назначенный в соответствии с требо - ваниями ст . 51 УПК РФ . При этом намерения заключить соглашение с конкретным адвокатом гр . Л . не высказывал . В материалах уголовного дела соответствующего письменного волеизъявления не имеется . Защитник присутствовал при производ - стве всех следственных и процессуальных действий с участием заявителя . Согласно паспорту Республики Казахстан гр . Л . по национальности русский . Тем не менее , в силу положений ст . 18 УПК РФ следователем ему было разъяснено право давать показания на родном языке , а также воспользоваться услугами переводчика бесплатно . Однако таких ходатайств им заявлено не было , при допросе он изъявил желание давать показания на русском языке . По уголовному делу обвиняемый Л . неоднократно допрашивался в присутствии адвоката , последовательно поясняя детали , мотивы , а также способы совершения и сокрытия преступлений . Каких - либо замечаний от участвовавших лиц не поступало . Комиссией врачей ГУЗ « Липецкого областного противотуберкулезного диспан - сера » у гр . Л . диагностирован инфильтративный туберкулез верхних долей обоих легких и назначено необходимое лечение . По сведениям медико - санитарной части учреждения , в котором он содержится , состояние его здоровья удовлетворительное . На фоне проводимого лечения данных , указывающих на наличие тяжелого заболевания , препятствующего содержанию под стражей , не имелось . Факты ненадлежащего оказания медицинской помощи в связи с имеющимся у него заболеванием не нашли объективного подтверждения . Проти - вопоказаний для участия в проведении следственных действий и судебных заседа - ний не диагностировано . Данные обстоятельства учитывались судом при избрании и продлении меры пресечения . По окончании предварительного следствия обвиняемому Л . разъяснено право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела . Однако он им не воспользо - вался и в присутствии защитника 02.06.2022 выразил письменный отказ . По результатам изучения в прокуратуре Чаплыгинского района вышеуказанного дела , поступившего с обвинительным заключением , оно направлено в суд для рас - смотрения по существу . Какого - либо нарушения права заявителя на защиту и доступ к правосудию не выявлено . Проверка и оценка собранных в ходе следствия доказательств будет дана судом , до сведения которого подсудимый вправе довести свою позицию по делу , а также за - явить необходимые ходатайства . Нарушений при рассмотрении его обращений также не установлено , для приня - тия мер прокурорского реагирования нет оснований . Вместе с тем при осуществлении текущего надзора территориальной прокурату - рой принимались меры реагирования . В частности , в связи с допущенной по делу во - локитой и необходимостью переквалификации его действий по факту хищения иму - щества из дома одного из потерпевших и прекращении в связи с этим в отношении него уголовного преследования , в адрес руководителя следственного органа вноси - лись требования и представление , которые рассмотрены и удовлетворены , виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности . В другом случае по жалобе находящегося под стражей в ИВС УМВД России по г . Липецку гр . В ., Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к руководителю СУ СК РФ по Липецкой области генерал - майору юстиции Шаповалову Е . В . и прокурору Липецкой области Г . Г . Анисимову . Заявитель жаловался на действия следователя . Уполномоченный был проинформирован , что гр . В . в рамках предварительного следствия предъявлено обвинение в совершении преступлений , предусмотренных п . « а » ч . 3 ст . 158, ч . 1 ст . 228 УК РФ . При проверке доводов заявителя о неполучении ответов на ходатайства о назна - чении дополнительной судебно - медицинской экспертизы и о проведении психофи - зиологического исследования установлено , что они рассмотрены в установленном УПК РФ порядке старшим следователем СУ УМВД России по г . Липецку . По результа - там вынесены постановления об отказе в их удовлетворении , которые были направ - лены гр . В . и его защитнику С ., что подтверждается сведениями реестра исходящей корреспонденции . Принятые решения содержатся в материалах уголовного дела , с ними обвиняемый был ознакомлен на стадии выполнения требований ст . 217 УПК РФ . Так проведенной проверкой установлено , что в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Липецкой области соответствующие документы не поступали . В связи с этим про - куратурой области начальнику СУ УМВД России по Липецкой области направлена информация о выявленных нарушениях . В части довода о неполучении ответов на ранее поданные заявления установле - но , что в прокуратуре Правобережного района г . Липецка были зарегистрированы обращения гр . В . По результатам их рассмотрения автору направлены ответы , о чем свидетельствуют данные реестра исходящей корреспонденции . Кроме того , несколько заявлений обвиняемого направлены для проверки в УМВД России по г . Липецку . Вместе с тем прокуратурой области установлено , что к рассматриваемому судом уголовному делу ряд процессуальных документов не был приобщён , в связи с чем начальнику СУ УМВД России по Липецкой области направлена информация с требо - ванием о проведении служебной проверки по изложенным фактам . Другой пример . Осуждённый Ш ., содержащийся в ФКУ СИЗО -1 г . Липецка УФСИН России по Липецкой области , обратился с жалобой на несвоевременное направление распоряжения об исполнении вступившего в законную силу приговора Электросталь - ского городского суда Московской области от 20 апреля 2021 года по неизвестным для него причинам . Из - за отсутствия документов из суда , органы исполнения наказа - ния не могли перевести осуждённого из СИЗО в исправительную колонию . Как проинформировал Уполномоченного по правам человека начальник УФСИН России по Липецкой области полковник М . П . Мезин , отделом специального учета ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Липецкой области в адрес судебного участка № 287 Электростальского судебного района неоднократно направлялись запросы о направлении распоряжения об исполнении вступившего в законную силу приго - вора (18.04.2022, 20.05.2022, 16.06.2022, 07.07.2022). На электронный адрес ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Липецкой области 07.07.2022 поступило распоряжение и копия вступившего в законную силу 23.07.2021 года приговора судебного участка № 287 Электростальского судебного района от 12.07.2021 года ( исх . № 1-15/2022 от 27.05.2022. По телефонной связи 07.07.2022 наряду с письменным запросом от - делом специального учета ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Липецкой области устно были запрошены оригиналы документов о вступлении в законную силу приговора от 12.07.2021 из судебного участка № 287 Электростальского судебного района .). Но до времени получения жалобы осуждённого , оригиналы документов в учреждение не поступили . В связи с указанными обстоятельствами Уполномоченный по правам человека в Липецкой области направил запрос председателю Московского областного суда Харламову А . С . о необходимости проведения проверки по жалобе осуждённого Ш . О её результатах проинформировала председатель судебной коллегии по уго - ловным делам Московского областного суда Н . Д . Урбанович . Было отмечено , что задержка направления документов была вызвана непоследовательными и рассогла - сованными действиями осуждённого и его адвоката , которые то подавали , то отзы - вали апелляцию на приговор . Наряду с этим сотрудникам аппарата мирового судьи 287 судебного участка указано на несвоевременность направления распоряжения о вступлении приговора в законную силу и копии приговора , а также необходимость соблюдения положений и требований Инструкции по судебному делопроизводству у мирового судьи Московской области . После обращения Уполномоченного по правам человека , вышеуказанные доку - менты о вступлении приговора в законную силу были направлены в адрес ФКУСИЗО - 1 УФСИН России по Липецкой области . Также данное распоряжение о вступлении в законную силу было направлено в ФКУСИЗО -11 УФСИН России по Московской об - ласти , где ранее содержался осужденный . Жалобы осуждённых , их родственников по вопросам оказания медицинской по - мощи в местах лишения свободы продолжают оставаться в числе самых многочис - ленных . Конституция Российской Федерации относит к числу неотъемлемых и неотчуж - даемых прав , принадлежащих человеку от рождения и охраняемых государством , право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь . Оно гарантировано также и подозреваемым в совершении преступлений , подсудимым , осуждённым , всем , кто заключён под стражу . А , поскольку в этом случае граждане ограничены в возмож - ности самостоятельно заботиться о своем здоровье , эту обязанность принимает на себя государство . Вместе с тем оказание медицинской помощи в условиях исправительного учреж - дения имеет свои нормативные правила и специфику , а установленная законом про - цедура всегда требует какое - то время на выполнение . Так ФКУЗ МСЧ -48 ФСИН России совместно с администрациями учреждений целенаправленно проводится работа по освобождению обвиняемых из - под стражи и осужденных от отбывания наказания в связи с тяжелыми заболеваниями согласно Постановлению Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 « О медицинском освидетель - ствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений » и Поста - новлению Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 « О медицинском освидетельствова - нии осужденных , представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью ». Наиболее частыми причинами освобождения по состоянию здоровья за 2022 год являются : онкологические заболевания – 10 случаев ( за аналогичный период про - шлого года – 8); цирроз печени – 5 случаев ( АППГ – 4); ВИЧ - инфекция – 5 случаев ( АППГ – 6), сердечно - сосудистые заболевания – 4 случая ( АППГ – 3); тяжелое тече - ние церебро - васкулярных заболеваний – 3 ( АППГ – 1), иные случаи заболеваний – 1. 2022 год 2021 год всего о / с след . всего о / с след . Освидетельствовано медицинской комиссией 54 54 1 37 35 2 Представлено в суд 53 53 1 37 35 2 Освобождено по решению суда 28 28 0 24 22 2 Число инвалидов , находящихся в исправительных учреждениях УИС Липецкой области , на конец 2022 года составляло 185 человек ( в 2021 году – 164 человека ), из них – 14 женщин ( в 2021 году – 12). В 2022 году инвалидность впервые установлена 27 осужденным ( в 2021 году – 24). Общее кол - во инвалидов из числа подозреваемых , обвиняемых и осуж - денных 2021 год 2022 год В том числе всего 164 185 1 группы 1 3 2 группы 62 54 3 группы 101 128 Инвалиды из числа специального контингента обеспечиваются техническими средствами реабилитации согласно выделенным лимитам бюджетных обязательств : выделено 1 370 600,00 рублей ( в 2021 году – 110 000,00 рублей ), средства освоены в полном объеме , обеспечен 31 инвалид из 31 нуждающихся в технических средствах реабилитации ( в 2021 году нуждались – 26, были обеспечены – 19). Диспансерное наблюдение женщин ведётся с соблюдением базового спектра обследований согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Фе - дерации от 20.10.2020 № 1130 н « Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю « Акушерство и гинекология за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий ». За 2022 год в учреждениях УФСИН наблюдались 10 ( в 2021 году – 5) беременных женщин из числа осужденных и обвиняемых . Родоразрешены в гражданском меди - цинском учреждении 2 женщин ( в 2021 году – 0). По состоянию на 01.01.2023 одна женщина содержалась с ребенком . Деятельность филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ -48 ФСИН России была направлена на обеспечение устойчивой санитарно - эпидемиологической обстановки в учреждениях УФСИН . Проводимый комплекс противоэпидемических мероприятий позволил сдер - жать негативные тенденции в распространении новой коронавирусной инфекции среди лиц , находящихся в учреждениях УИС . По всем жалобам осуждённых по ходатайствам УПЧ проводились проверки ока - зания медицинской помощи в ФКУЗ МСЧ -48 УФСИН России по Липецкой области . В качестве примера показательна жалоба осуждённого К ., отбывающего наказа - ние в ФКУ ИК -4 г . Ельца . Как отмечал заявитель , за время нахождения в исправительном учреждении со - стояние его здоровья ухудшилось . 29 ноября 2021 года он прошёл дистанционную телемедицинскую консультацию , заключение которой предоставило ему право по - дать документы для получения высокотехнологической помощи в учреждениях здра - воохранения федерального подчинения . Но документы для постановки на очередь и внесения в реестр ожидания , как считал осуждённый , должностными лицами ФКУЗ МСЧ -48 не были направлены . Однако проверка показала , что после консультации в режиме телемедицины за - ведующим отделением гнойной хирургии ФГБУ « НМИЦ ТО им . P.P. Вредена » Минз - драва России , кандидатом медицинских наук Артюх В . А ., осуждённый К . в тот же день был ознакомлен с результатами . В медицинском заключении , в частности , было отмечено , что «… пациенту по - казана операция . Учитывая , что лечение хронического остеомиелита длительное , этапное , требует продолжительного реабилитационного лечения в специализиро - ванных стационарах , госпитализация в клинику ФГБУ « НМИЦ - ТО - им . P.P. Вредена » по высокотехнологической медицинской помощи ( далее – ВМП ) для оперативного лечения будет возможна после отбытия осужденным срока лишения свободы ». Ре - комендации о госпитализации в учреждения гражданского здравоохранения дано не было . Состояние здоровья заявителя оценивалось как стабильное и он находился под наблюдением медицинских работников филиала « Медицинская часть № 4» ФКУЗ МСЧ -48 ФСИН России . Осуждённому было разъяснено , что необходимость проведения высокотехноло - гичной медицинской помощи определяет главный внештатный специалист управле - ния здравоохранения Липецкой области и ФКУЗ МСЧ -48 ФСИН России не обладает полномочиями для « выделения » квот на оказание высокотехнологичной медицин - ской помощи . Таким образом , жалоба не подтвердилась . Обследование и лечение в учреждениях исполнения наказаний организовано в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 28.12.2017 г . № 285 « Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам , заключён - ным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы ». Необходи - мые лекарственные препараты в наличии имеются , все врачи обладают соответству - ющей квалификацией . В докладах предыдущих лет Уполномоченный по правам человека в Липецкой об - ласти достаточно подробно освещал вопросы социального обустройства и социаль - ной защиты граждан , освобождаемых из мест заключения . В частности , отмечалось , что создание в нашей стране механизмов пробации и ресоциализации бывших осуждённых стало федеральной задачей Министерства юсти - ции Российской Федерации . Как заявил на встрече с Президентом РФ В . В . Путиным министр юстиции РФ К . Чуйченко , в России ежегодно из тюрем освобождается порядка 100 тысяч человек . При этом многие из них просто не готовы к этому : они не могут найти работу и часто снова возвращаются к преступной жизни . « В этой связи очень высок ре - цидив , на сегодняшний день он составляет порядка 44 процентов , то есть из 100 тысяч человек примерно 44 тысячи человек опять пойдут в места лишения свободы », – расска - зал министр . По его словам , вся работа по помощи заключенным начнется с места ли - шения свободы и после выхода его на свободу она продолжится . Бывшим осуждённым будет предоставлена возможность : «… получать образование , оказана помощь в плане доступа ко всем социальным , медицинским услугам , будет производиться правовое консультирование и оказываться психологическая помощь . Ну и , соответственно , в на - лаживании социально полезных связей », – отметил министр юстиции . Этот же вопрос затронула в ноябре 2022 г . на форуме « Женщины – гарантия ста - бильности , безопасности , созидания , возрождения и мира : передовая практика , по - зитивные действия , новые идеи » Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т . Н . Москалькова , которая напомнила , что уполномоченные по правам человека ранее обратились к Президенту по поводу разработки программы ресоциа - лизации заключённых . « Сегодня я с большой радостью говорю , что завершена рабо - та по закону о пробации , где целый кусок посвящен ресоциализации , то есть помощи вернуться в открытое пространство , не потерять связь с семьей . Ведь в этом поло - жении может оказаться каждый ! Важно понимать , что это наши люди и они требуют заботы и помощи », – подчеркнула Т . Н . Москалькова . Татьяна Николаевна поддержала и другую инициативу Минюста России – о созда - нии сети государственных бюро бесплатной юридической помощи для малоимущих по всей стране : « С чем мы сейчас сталкиваемся ? Что люди выходят на свободу , нуждают - ся в решении многих юридических вопросов и не могут получить помощь , потому что юридические услуги очень дорогие . Поэтому мы поддерживаем предложение , о соз - дании специальной системы учреждений по бесплатной юридической помощи ». Иллюстрацией назревшей необходимости новой социальной политики в отноше - нии бывших осуждённых может служить обращение гр . Е ., который отбывал наказа - ние в ФКУ ИК -3. Заявитель указал , что не имеет постоянного места жительства , из - за чего им был нарушен порядок административного надзора после освобождения из мест лишения свободы , и , чтобы не замерзнуть зимой , он вынужден был совершить незначитель - ное преступление для направления отбытия наказания в исправительное учрежде - ние . В связи с предстоящим освобождением из мест лишения свободы , гр . Е . просил оказать ему помощь в пробации и возвращении к нормальной жизни . Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к начальни - ку ФСИН России по Липецкой области полковнику внутренней службы М . П . Мезину с ходатайством оказать содействие социальными службами УФСИН МЮ России по Липецкой области в подготовительной работе по организации пробации осуждён - ного Е . и возможности предоставления ему рабочих вакансий с местом в общежитии после отбывания наказания . По информации помощника начальника управления ФСИН России по Липецкой области по соблюдению прав человека в УИС подполковника внутренней службы К . А . Долгих , социальными работниками была оказана помощь гр . Е . по восстановлению социальных навыков , он ознакомился с наличием соответствующих рабочих вакан - сий , и ему была предоставлена возможность профессионального переобучения . УЧАСТИЕ В ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ноябре 2022 года состоялся Всероссийский Координационный совет упол - номоченных по правам человека . Он был посвящён защите прав человека в сфере миграции . Уполномоченный по правам человека в Липецкой области при форми - ровании повестки мероприятия направил вопросы по выработке механизмов обе - спечения жильём беженцев Донбасса и организации более доступных процедур для подтверждения владения утраченным имуществом и жильём жителям г . Мариуполя , находящимся в ПВР Российской Федерации . Российские омбудсмены выработали согласованную стратегию и тактику действий в правозащитной сфере , обменялись практикой работы , подготовили рекомендации федеральным органам законодательной и исполнительной власти , главам субъектов Российской Федерации , полномочным представителям Президента Российской Фе - дерации в федеральных округах по совершенствованию законодательства . Также в прошедшем году Уполномоченный по правам человека , сотрудники аппа - рата принимали участие в мероприятиях регионального и федерального масштаба , посвящённых правозащитной и внутренней политике нашей страны , научно - практи - ческому обобщению практики работы органов государственной власти и обществен - ных организаций . Полезным форматом , сочетающим в себе элементы правового просвещения и ока - зания практической юридической помощи , стали мероприятия в рамках Единого дня оказания бесплатной юридической помощи , которые неоднократно проводились под эгидой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в рамках со - трудничества Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и Липецкого отделения Общероссийской общественной организации « Ассоциация юристов России ». В таком формате в 2022 году прошли мероприятия по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам , вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики , Луганской Народной Республики и Республики Украина , были охвачены все пункты временного размещения беженцев , всего Уполномоченный по правам человека в Липецкой области и сотрудники аппарата провели за год в каж - дом ПВР по 7 приёмов граждан . В таком же формате 30 ноября 2022 года состоялся Единый день оказания бес - платной юридической помощи для людей старшего поколения . Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Ираида Тихонова совместно с Липецким отде - лением Общероссийской общественной организации « Ассоциация юристов России » традиционно организовали приём граждан на двух площадках – в приёмной Уполно - моченного по правам человека в Липецкой области на ул . Крайней д . 7 и в областной научной библиотеке на ул . Кузнечной д . 2. Консультации по профильным правовым вопросам давали сотрудники Управления Росреестра по Липецкой области и адвокаты Адвокатской палаты Липецкой области . Основные вопросы – это наследование , реализация прав потребителей услуг ЖКХ , права членов СНТ , судебная защита и исполнение решения суда , алименты и др . Хочется ещё раз отметить , что в Липецкой области на базе МФЦ организована бесплатная доступная юридическая помощь для всех граждан , независимо от их доходов , социального и иного положения в обществе . По постоянному графику при - нимают юристы , адвокаты , сотрудники регионального управления Минюста России по Липецкой области . Кроме вышеназванных мероприятий , в рамках указанного формата и сотрудни - чества с политическими партиями , представленными в Липецком областном Совете депутатов , Уполномоченный по правам человека в Липецкой области по приглаше - нию регулярно принимала участие в проведении личных приёмов граждан на базе Липецкого регионального отделения Всероссийской политической партии « Единая Россия » по плановым и тематическим повесткам . Правовое просвещение граждан является одной из важных задач деятельности Уполномоченного по правам человека , поэтому в Липецкой области такая работа проводилась в разных формах и для разных целевых аудиторий . В целях формирования правовой культуры молодёжи , развития правовой грамот - ности граждан , поиска новых форм и способов распространения правовых знаний Уполномоченным по правам человека в Липецкой области уже традиционно прово - дится конкурс видеороликов « Наши права . 20 лет вместе ». В нём приняли участие студенты организаций среднего профессионального и высшего образования обла - сти в возрасте от 18 до 23 лет включительно . По итогам комиссии победители будут награждены памятными сувенирами и почётными грамотами в 2023 году . РЕКОМЕНДАЦИИ Подводя итоги работы , хотелось бы поблагодарить всех , кто стоит на защите прав и законных интересов граждан , проживающих в Липецкой области , кто по слу - жебному долгу или зову сердца оказывал содействие Уполномоченному по правам человека в Липецкой области в его непростой , но нужной для общества и госу - дарства деятельности . Надеюсь на дальнейшее конструктивное сотрудничество и взаимодействие с государственными органами Липецкой области и институтами гражданского общества , предпринимателями , гражданскими активистами и волон - тёрами , другими сторонами , чей труд и неравнодушие помогают делать жизнь в на - шем регионе лучше , безопаснее , комфортнее . Подводя итоги работы за 2022 год , хотелось бы отметить , что Правительством Липецкой области и Липецким областным Советом депутатов с начала 2022 года ут - верждена новая мера поддержки сирот и детей , оставшихся без попечения родите - лей , они могут получить компенсацию до 5 тыс . руб . за найм жилья , если приходится снимать жильё в ожидании получения своего собственного . Удалось положительно решить и другую проблему , о которой было рассказано в прошлогоднем докладе , – было отремонтировано здание краеведческого музея в с . Долгоруково и он вновь открыл свои двери для посетителей ! Это именно тот случай , когда для развития патриотизма не надо громких лозунгов , лучше всего его показы - вают конкретные дела любви к своей малой родине . Опыт личных приёмов и работы с письмами заявителей , исследование причин , которые стали предметом обращений и жалоб граждан на действия органов госу - дарственной власти и государственных учреждений Липецкой области в 2022 году позволили выработать ряд рекомендаций : Правительству Липецкой области и Липецкому областному Совету депутатов : – Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Липецкой области от 28.08.2003 г . № 67- ОЗ « О ежемесячной доплате к пенсии по случаю потери кормильца родителям и вдовам ( вдовцам )» на получение доплаты к пенсии по случаю потери кормильца на региональном уровне и восстановить право лиц , фактически воспиты - вавших военнослужащего до достижения им совершеннолетия , но не являющихся его физиологическими родителями . Липецкому областному Совету депутатов совместно с депутатами Государствен - ной Думы РФ от Липецкой области и представителям от Липецкой области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ : – В порядке законодательной инициативы от субъекта РФ рассмотреть возмож - ность внесения изменений в федеральный закон № 53 « О воинской обязанности и военной службе » в части обязательного прохождения медицинского освидетельство - вания в целях выявления состояний и заболеваний , препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья , гражданам , пребывающим в запасе , при - званным на военную службу по мобилизации . – В порядке законодательной инициативы рассмотреть возможность внесения поправок в федеральный закон № 498- ФЗ « Об ответственном обращении с животны - ми » в части создания определенного порядка официального признания животного агрессивным в связи с тем , чтобы не возвращать опасных животных на улицы . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Прошедший год , без сомнения , займет особое место в истории страны . События на Украине еще раз показали всему миру , как важно уважительно относиться к челове - ку , соблюдать и защищать его права . История в который раз всех нас учит , что игнори - рование универсальных прав , международных норм и принципов неминуемо приводит к гуманитарной катастрофе и массовому нарушению прав человека и гражданина . Государство в сложившейся ситуации столкнулось со сложнейшими задачами , решать которые приходилось одновременно по всем без исключения стратегиче - ским направлениям развития . Время , в котором мы живем , требует от нас поста - новки амбициозных задач , реализации новых идей , принятия смелых решений , еще большей сплоченности и консолидации перед лицом внешнего давления , с которыми мы сталкиваемся сегодня . Как отметил губернатор Липецкой области И . Г . Артамонов : « То , что случилось , имеет глубокие корни . Конфликт назревал давно . К нему Украину подталкивали за - падные страны . Это и прославление нацистов - бандеровцев , и угнетение населения не только на Донбассе , но и в Одессе , где людей сожгли заживо ... Сегодня выбор у нас простой … Или исчезнуть с карты мира и стать вассалом , или оставаться страной со своей историей и собственной гордостью ». Очевидно , что последующие шаги потребуют и тщательной подготовки , и боль - шего напряжения всех государственных институтов и общества . События уходящего года убедительно показали зрелость российского граждан - ского общества , готовность к консолидации всех его институтов в целях обеспе - чения эффективного сотрудничества с органами государственной власти во благо национальных интересов , исторической самобытности , независимости культуры и традиций , а также общего будущего . Все необходимое для этого – опыт , успешные практики , гражданская солидарность – у нас есть . Чрезвычайная ситуация , как лакмусовая бумага , всегда объективно и выпукло об - нажает все недостатки сложившейся системы общественных отношений . В таких условиях региональным органам законодательной и исполнительной вла - сти требуются мудрость , принципиальность , чтобы сохранять социальный мир и со - гласие , обеспечить устойчивое экономическое развитие , развивать сотрудничество с гражданским обществом . Губернатор нашего региона И . Г . Артамонов , председатель Липецкого областного Совета депутатов Д . Л . Аверов неоднократно посещали наших земляков в районах спе - циальной военной операции и на встречах с бойцами подчёркивали : « Без внимания не остаётся ни один запрос наших военнослужащих . Ситуация находится под контролем Правительства Липецкой области , руководства частей и военной прокуратуры ». Мы находимся на сложном историческом пути , граждане понимают , что нам предстоит пережить целый ряд сложностей , и люди готовы пойти и идут на эти огра - ничения ради того , чтобы сохранить свое национальное , человеческое достоинство , сохранить страну , но на основе взаимного доверия , бережного отношения к людям . А такие гарантии могут быть обеспечены только соблюдением всеми государственны - ми органами стандартов прав человека и Конституции Российской Федерации . Какие задачи я вижу перед институтом Уполномоченного по правам человека на перспективу будущего года ? 1. Предотвращение девальвации механизмов защиты прав человека в сложив - шихся условиях внутренней политики России и сфере международных отношений . 2. Соблюдение прав и свобод граждан , участвующих в специальной военной опе - рации , и их семей . 3. Оказание помощи беженцам , прибывшим из ДНР , ЛНР , Запорожской и Херсон - ской областей , и Украины , защита их прав , создание условий для их успешной инте - грации в Российской Федерации . Подводя итоги работы в 2022 году , хочу выразить слова благодарности Губерна - тору Липецкой области И . Г . Артамонову и Председателю Липецкого областного Со - вета депутатов Д . Л . Аверову , прокурору Липецкой области Г . Г . Анисимову за совмест - ную деятельность по обеспечению прав и свобод жителей нашего региона . Взаимное сотрудничество с Правительством Липецкой области и исполнитель - ными органами государственной власти региона , депутатами Липецкого областного Совета депутатов , УМВД России по Липецкой области , УФСИН России по Липецкой области , Следственным управлением Следственного комитета России по Липецкой области , Липецким отделением Пенсионного фонда России , Липецким региональ - ным отделением Фонда социального страхования России , Федеральной службой су - дебных приставов России по Липецкой области , руководством регионального отде - ления Общероссийского общественного движения « Народный фронт « За Россию »» в Липецкой области помогло восстановить нарушенные права жителей региона . Надеюсь на продолжение взаимного сотрудничества в следующем году . И . Ю . ТИХОНОВА Окончание . Начало на 35–40- й стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz