Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 40 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 58 /26654/2 ИЮНЯ 2023 дальнейшего обучения , в котором ему отказали из - за отсутствия свободных мест . Уполномоченным было направлено ходатайство в управление образования и науки Липецкой области . В дальнейшем , учитывая ситуацию , связанную с проведением специальной военной операции на Украине , зачисление гражданина П . в ГАПОУ « Ли - пецкий медицинский колледж » в учебную группу сверх установленного норматива с соблюдением санитарно - эпидемиологических правил , исходя из возможностей об - разовательного учреждения , было решено положительно . Также решился и вопрос перевода для обучения дочери гр . О , студентки Мари - упольского медицинского колледжа в медицинский колледж г . Ростова - на - Дону . С этой просьбой гр . О . обратилась во время личного приёма в ПВР « Клен ». После по - ложительных телефонных консультаций и переговоров с руководством ростовского медколледжа гр . О . направила заявление и имеющиеся документы в адрес указанно - го учебного заведения для продолжения учебы дочери . В другом случае к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т . Н . Москальковой поступило обращение от гражданки Д . из ДНР , которая находилась в Липецкой области и просила оказать содействие в получении единовременной мате - риальной выплаты в 10 тысяч рублей на человека и гуманитарной помощи , были необ - ходимы канцелярские товары и одежда для сбора детей в школу . Отдельно заявитель - ницей был поставлен вопрос о получении дочерью бесплатного профессионального образования с возможностью перевода из учебного заведения города Воронеж , где она обучалась на коммерческой основе , в учебную организацию города Липецк . Для решения вопроса помощи семье гр . Д ., Уполномоченный по правам человека в Липецкой области направила обращения в департамент социальной защиты Воро - нежской области , в образовательное учреждение г . Воронежа и Уполномоченному по правам человека в Воронежской области . Уполномоченным по правам человека в Липецкой области была проделана боль - шая работа совместно с управлением образования и науки Липецкой области по согласованию всех процедур и подбору оптимального варианта обучения дочери за - явительницы . Девушка переведена в Липецкий торгово - технологический техникум на бесплатное отделение для дальнейшего обучения , а семья заявительницы получила единовременную материальную выплату в размере 20 000 рублей и гуманитарную помощь . Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметила эту работу как положительный пример сотрудничества с региональными уполномо - ченными . Оказано содействие в организации и оплаты проезда в г . Омск гражданке ДНР для воссоединения с семьей . Также решены вопросы перевода граждан З ., прожива - ющих в ПВР Липецкой области , в ПВР г . Тулы в связи с трудоустройством . На территории Липецкой области была решена проблема найма жилых помеще - ний и временной регистрации граждан , вынужденно покинувших территорию ДНР , ЛНР и Украины , состоящих в трудовых отношениях с работодателями региона и желающих покинуть ПВР . Управлением социальной политики Липецкой области не - зависимо от гражданства оказывается помощь в подборе квартир для временного проживания с учетом расположения места работы , школьных и дошкольных учреж - дений . На данные цели предусмотрено финансовое обеспечение за счет средств ре - зервного фонда Губернатора Липецкой области . Сформированы и ведутся реестры граждан , желающих переехать в квартиры социального найма . В ходе личного приема Уполномоченным по правам человека в Липецкой области при посещении пунктов временного размещения граждан , была выявлена проблема обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение без сдачи экзаменов гражданину , про - живавшему на территории ЛНР под контролем Украины и вынужденно её покинувше - му . Человек был документирован только паспортом гражданина Украины и приобрёл гражданство РФ уже в ПВР . Согласно постановлению Правительства РФ от 25 июня 2022 г . № 1143 « Об определении в гуманитарных целях категорий лиц , имеющих пра - во обратиться с заявлением об обмене иностранных водительских удостоверений в особом порядке » для обмена водительского удостоверения ему необходимо было предоставить паспорт гражданина ЛНР , ДНР либо иметь разрешение на временное проживание в Российской Федерации , вид на жительство в Российской Федерации , удостоверение беженца , свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников , проживающих за рубежом . Между тем в Липецкой области граждане ДНР и ЛНР получают паспорта РФ в упрощенном порядке соглас - но Указу Президента Российской Федерации от 29.04.2019 № 187 « Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства , имеющих право обратить - ся с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке », независимо от того , имеется ли у них паспорта гражданина ДНР , ЛНР . Но обмен иностранных национальных водительских удостоверений бес сдачи экзаменов предусмотрен для граждан РФ , приобретших гражданство согласно вышеуказанно - му постановлению , предусмотрен только гражданам РФ , получившим гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г . № 183 « Об определении в гуманитарных целях категорий лиц , имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в граждан - ство Российской Федерации в упрощенном порядке ». Такая проблема была характерна для многих беженцев , находящихся в россий - ских регионах , и её решение на федеральном уровне позволило бы облегчить жизнь и поиск работы многих беженцев – водителей и автолюбителей . Изучив вопрос , Уполномоченный по правам человека в Липецкой области напра - вил предложение Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т . Н . Москальковой о возможности внесения изменений в постановление Правитель - ства РФ от 25 июня 2022 г . № 1143 « Об определении в гуманитарных целях категорий лиц , имеющих право обратиться с заявлением об обмене иностранных водительских удостоверений в особом порядке ». Результатом этой работы стало , в том числе , принятие постановления Прави - тельства РФ от 2 декабря 2022 г . n 2216 « Об особенностях предоставления госу - дарственных услуг по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений , а также о внесении изменения в пункт 14 правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государ - ственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации », установлены особенности регистрации транспортных средств и выдачи водительских удостоверений для ДНР , ЛНР , Запорожской и Херсон - ской областей . Проблема была решена . Кроме того , в конце года Уполномоченным по правам человека в Липецкой об - ласти было получено информационное письмо Уполномоченного по правам человека в РФ Т . Н . Москальковой о полученной на запрос федерального омбудсмана ин - формации из Министерства строительства и жилищного - коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу предоставления мер поддержки по обеспечению жильем граждан Донецкой Народной Республики , Луганской Народной Республики , Запорожской и Херсонской областей , в настоящее время проживающих в других субъектах Российской Федерации . Региональные уполномоченные по правам человека были проинформированы , что в настоящее время в Донецкой и Луганской Народной Республиках , Запорожской области в соответствии с установленным на указанных территориях законодатель - ством , собственникам за утраченное ( поврежденное ) жилое помещение предо - ставляется компенсация из расчета : 35 000,00 руб . за 1 кв . м – за утраченное жилое помещение , 6000,00 руб . за 1 кв . м – за поврежденное жилое помещение . Размер компенсации за утраченное жилое помещение рассчитывается исходя из нормы об - щей площади жилого помещения в размере 33 кв . метра для одиноко проживающих граждан , 42 кв . метра – для семей из 2 человек и по 18 кв . метров на одного челове - ка – для семей из 3 и более человек . В Запорожской области и Донецкой Народной Республике компенсация предоставляется один раз за одно утраченное жилое по - мещение . Для получения того или иного вида компенсаций гражданам необходимо обра - титься в органы местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения либо в Комиссии по рассмотрению заявлений граждан , приложив копии правоуста - навливающих документов на недвижимое имущество . Если же в интересах заявителя обращается его представитель , то такое право должно быть удостоверено в установ - ленном законом порядке . Жителям г . Херсона и правобережной части Херсонской области , вынужденно по - кинувшим места постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом по - рядке на территорию иных субъектов Российской Федерации , меры социальной под - держки по приобретению жилья предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г . № 1876. Следует отметить , что прибывшие на постоянное место жительства переселенцы после получения гражданства Российской Федерации вправе реализовать свои жи - лищные права в соответствии с Жилищном кодексом Российской Федерации путем признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях . Также государственная помощь в жилищном обустройстве граждан может быть осуществлена в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г . № 4530-1 « О вынужденных переселенцах ». Кроме того , в настоящее время на территории Российской Федерации реализу - ются различные льготные ипотечные программы : « Семейная ипотека », предоставляющая субсидирование процентной ставки до 6 % годовых по ипотечным кредитам , выданным гражданам , имеющим хотя бы одного ребенка , рожденного после 1 января 2018 года ; Выплата 450 тыс . рублей на цели погашения обязательств по ипотечным креди - там семьям при рождении у них после 1 января 2019 года третьего ребенка и после - дующих детей ; « Льготная ипотека », предоставляющая субсидирование процентной ставки до 7 % годовых по ипотечным кредитам , выданным для приобретения жилья на первич - ном рынке ; « Сельская ипотека », предоставляющая льготные ипотечные кредиты по ставке до 3 % годовых для приобретения жилых помещений на сельских территориях ; « Дальневосточная ипотека », предоставляющая льготные ипотечные кредиты по ставке до 2 % годовых для приобретения жилых помещений на территориях субъектов Российской Федерации , входящих в состав Дальневосточного федерального округа . Таким образом , граждане , вынужденно покинувшие свои населенные пункты и принявшие решение остаться на постоянной основе в других субъектах Российской Федерации , вправе по своему желанию воспользоваться установленными мерами государственной поддержки . Правительством Липецкой области только на мероприятия в сфере медицин - ского обслуживания лиц , вынужденно покинувших территорию Украины , Донецкой Народной Республики , Луганской Народной Республики , Запорожской и Херсонской областей , выделено 51,5 млн . руб . Правительством Липецкой области организована работа по содействию гумани - тарному реагированию , сформирована система сбора , хранения , транспортировки и учета гуманитарной помощи . Определены и функционируют операторы предоставления гуманитарной помо - щи временно перемещённым лицам , не проживающим в пунктах временного разме - щения ( Липецкое отделение Российский Красный Крест ) и по сбору пожертвований в наличном и безналичном виде ( Липецкая региональная благотворительная обще - ственная организация « Вместе делаем добро »). Более 70 тонн гуманитарной помощи ( вещи , принадлежности и т . д .) переданы в ПВР . В этой работе также задействованы волонтерские организации и общественные объединения Липецкой области . Деятельность органов власти по приему и организации нахождения переселен - цев в регионе мониторится Уполномоченным по правам человека в Липецкой обла - сти , общественными организациями , в том числе международными . В августе прошлого года с мониторинговым визитом в ПВР « Сосновый Бор » по - бывала делегация Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев со - вместно с сотрудниками Российского Красного Креста . Визиты сопровождались обязательным общением с находящимися в ПВР граж - данами и ознакомлением с условиями их пребывания . Работа органов власти регио - на получила высокую оценку . Вопросы , связанные с размещением и нахождением на территории Липецкой области граждан , вынужденно покинувших территорию Украины , Донецкой Народ - ной Республики , Луганской Народной Республики , Запорожской и Херсонской об - ластей и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке , находятся в сфере приоритетного внимания Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и Правительства Липецкой области . В настоящее время работа с беженцами продолжается . СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1.1 Соблюдение прав человека в изоляторах временного содержания и Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Ли - пецкой области Ситуация с соблюдением прав арестованных , подозреваемых , обвиняемых , осуждённых находится на постоянном контроле Уполномоченного по правам чело - века в Липецкой области . Организовано тесное взаимодействие с прокуратурой Липецкой области , управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области , отделом организации охраны , конвоирования и содержания по - дозреваемых , обвиняемых и лиц , подвергнутых административному аресту , УОООП УМВД России по Липецкой области , которое осуществляет контроль за режимом и состоянием изоляторов временного содержания ( далее – ИВС ) и Центра временного содержания иностранных граждан ( далее – ЦВСИГ ). В 2022 году Уполномоченным по правам человека в Липецкой области были прове - дены личные приёмы в Центре временного содержания иностранных граждан и ИВС , а сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в 2022 году посетили ИВС всех муниципальных отделов полиции , где проверили условия содержания , докумен - тацию и провели беседы с арестованными и задержанными лицами . Уполномоченный по правам человека в Липецкой области выражает благодарность за содействие и кон - структивное сотрудничество начальнику отдела организации охраны , конвоирования и содержания подозреваемых , обвиняемых и лиц , подвергнутых административному аресту , УОООП УМВД России по Липецкой области полковнику полиции А . В . Козаченко и заместителю начальника отдела подполковнику полиции А . А . Седых . В целом по общим условиям содержания , ведению документации замечаний не было . Все помещения изоляторов отремонтированы , всё исправно – система венти - ляции , радиоточки , душевые комнаты , медицинские кабинеты , система видеонаблю - дения . Только в ИВС г . Чаплыгина было рекомендовано заменить в камерах водопро - водные краны . Согласно представленным документам , заявка о замене сантехники уже была подана в тыловые службы УМВД России по Липецкой области . Для ежедневных прогулок в ИВС имеются прогулочные дворики , которые обо - рудованы скамейками и навесами от дождя и снега . В камерах достаточно светло , температурный режим соблюдается . Подозреваемые и обвиняемые ежедневно обе - спечиваются бесплатным трехразовым питанием , столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи . Каждый задержанный имеет спальное место , матрац , спальные принадлежности . Личные вещи содержащихся под стражей граж - дан помещаются на хранение в индивидуальные ячейки , которые соответственно подписаны и пронумерованы . Все задержанные отмечали хорошие условия в ИВС и вежливое обращение сотрудников полиции . Например , на момент проверки в ИВС ОМВД России по Елецкому району , кото - рый обслуживает г . Елец и Елецкий район , содержались 2 задержанных : обе женщи - ны , одна – жительница г . Ельца , вторая – гражданка Республики Узбекистан . Ельчанка обратилась к членам комиссии с просьбой связаться с её родственниками для сви - дания и передачи ей сезонных вещей и лекарств . Просьба была удовлетворена со - трудниками ИВС , о чём был проинформирован Уполномоченный по правам человека . В прошедшем году поступила одна жалоба на условия содержания в ИВС Дан - ковского отдела полиции от родственников жителя г . Тула , подвергнутого админи - стративному аресту за вождение автотранспорта в нетрезвом состоянии . По итогам проверки данная жалоба признана необоснованной , действия сотрудников полиции по обеспечению режима содержания в ИВС соответствовали действующему зако - нодательству , требования сотрудников были правомерны , все нормы обеспечения арестованного соблюдались . Вместе с тем в ходе проверочных мероприятий был отмечен и ряд системных общих проблем для ИВС нашего региона . Первая и самая существенная – отсутствие в штате врача или фельдшера из - за низкой заработной платы , поэтому визуальный осмотр граждан при помещении в ИВС и их опрос о состоянии здоровья вынужде - ны проводить сотрудники полиции из дежурной смены ИВС . Проблему частично удалось решить только в Спецприёмнике и ИВС ОМВД России по г . Ельцу , Елецкому району , а также в ИВС Становлянского района , где работают врачи - совместители . Срочную медицинскую помощь при необходимости во всех учреждениях оказывают по вызову дежурные бригады « Скорой помощи ». Вторая проблема – необходимость своевременного обновления сведений на информационных стендах практически во всех дежурных частях и ИВС межмуниципальных и муниципальных отделов полиции МВД России : изменение номеров телефонов , адресов , ФИО руководителей государ - ственных органов , членов ОНК Липецкой области и т . д . Отдельно нужно сказать о ситуации , сложившейся в ЦВСИГ УМВД России по Ли - пецкой области . После начала специальной военной операции стало невозможно исполнять решения судов о депортации или выдворении граждан Украины этих территорий из Российской Федерации в связи с активизацией боевых действий в ДНР и ЛНР и прекращением официальных контактов с государственными органами Украины , в компетенции которых была реализация данных процедур . Этот фактор , естественно , оказал негативное влияние , так как , во - первых , возникла вероятность переполнения штатной численности Центра и , соответственно , нарушения условий содержания находящихся там граждан , и , во - вторых , фактическая и юридическая неопределён - ность создавала нервозно - стрессовую обстановку как у граждан , так и у сотрудников ЦВСИГ УМВД России по Липецкой области . При этом нужно учитывать , что практи - чески все граждане ДНР , ЛНР и Украины , которые находились в Центре , были пере - ведены туда после отбытия наказания в исправительных учреждениях УИС Липецкой области , т . е . это люди с уголовным прошлым , многие из которых рецидивисты . Во время личных приёмов ЦВСИГ УМВД России по Липецкой области по указан - ной проблеме к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обрати - лось семь человек . Шесть из них – граждане Украины , один – гражданин Белоруссии . В это время в Центре содержалось 28 человек ( из них 12 граждан Украины , 2 гражда - нина Белоруссии , а также граждане Узбекистана , Таджикистана и КНР ) при лимите наполнения 45 человек . В отношении указанных граждан , судом принято решение о депортации из Рос - сии . Заявители считали , что они незаконно лишены свободы , их интересовало , как долго они будут находиться в Центре и нельзя ли ускорить их передачу властям ЛНР , ДНР или Украины . По вопросу гражданина Белоруссии , который сообщил о наличии проблем со здоровьем ( недавно перенёс инфаркт ) и хотел бы как можно скорее вер - нуться домой , сотрудниками миграционной службы ему ещё раз было разъяснено , что утраченные им документы , удостоверяющие личность , находились на восстанов - лении и оформлении в посольстве Республики и по их получении он будет незамед - лительно возвращён на родину . Гражданам республик Донбасса и Украины был в очередной раз разъяснён поря - док передачи лиц , выдворяемых из России , властям страны исхода и то , что в Россий - ской Федерации вопросы предоставления гражданства регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 № 62- ФЗ « О гражданстве Российской Федерации ». Статья 28 указанного закона определяет , что полномочными органами , ведающими делами о гражданстве Российской Федерации , являются Президент Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации . В соответствии с пунктом « ж » статьи 16 отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации поданные лицами , которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совер - шение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами , признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом . Согласно личным делам они были помещены в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области на основании решений Левобережного суда г . Липецка . По каждому из заявителей имелось распоряжение ФСИН России , где указано , что пребывание ( проживание ) в Российской Федерации признано нежелательным . На этом основании УМВД России по Липецкой области принято решение об их депортации из Российской Федерации . Вышеуказанные ре - шение и распоряжение не были отменены . Таким образом , законных оснований для пребывания ( проживания ) на террито - рии Российской Федерации у заявителей не имелось и они подлежали депортации за пределы Российской Федерации . В связи с проведением специальной военной операции с 24.02.2022 г . на тер - риториях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики воз - вращение граждан Украины на их территорию временно невозможно , поскольку дипломатические и консульские учреждения Украины временно приостановили свою деятельность . В результате подтвердить гражданскую принадлежность и оформить свидетельства на возвращение депортируемых граждан невозможно . Так же , как и передача этих лиц , официальным властям Украины . При таких обстоятельствах , решение о пребывании в Центре временного содер - жания иностранных граждан ( ЦВСИГ ) УМВД России по Липецкой области и его сро - ках находится исключительно в компетенции суда . Ни предельный срок содержания в ЦВСИГ лиц , подлежащих депортации , ни число обращений в суд о продлении сро - ков содержания в ЦВСИГ законом не установлены , продолжительность этого срока в каждом конкретном случае полностью зависит от позиции суда . С целью обеспечения права заявителей на свободу и личную неприкосновен - ность судом был установлен судебный контроль за правомерностью их пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Липецкой области с контрольными сроками , учётом времени , необходимого для исполнения решения о депортации . На момент подготовки доклада , по информации заместителя начальника отдела организации охраны , конвоирования и содержания подозреваемых , обвиняемых и лиц , подвергнутых административному аресту УОООП УМВД России по Липецкой области подполковника полиции А . А . Седых , были получены нормативные документы и организован процесс передачи граждан ЛНР и ДНР официальным властям дан - ных республик ( с сентября 2022 г . в составе Российской Федерации ), что касается граждан Республики Украины , то по каждому случаю с учётом сроков пребывания в ЦВСИГе , наличию родственников в РФ , тяжести уголовного преступления по которо - му было отбыто наказание , судами стали приниматься решения о временном осво - бождении этих лиц из Центра в связи с временной неопределённостью исполнения решения суда по указанным выше причинам . В самом начале 2023 года Уполномоченный по правам человека в РФ Т . Н . Мо - скалькова сообщила региональным уполномоченным , что достигнуто соглашение с Уполномоченным по правам человека Украины Д . Лобунцом об обмене указанной в настоящем разделе доклада категории граждан двух государств . Уполномоченный по правам человека в Липецкой области проинформировала руководство ЦВСИГ о требуемых документах для реализации достигнутого соглашения , и была проделана соответствующая работа . Один из граждан Украины обратился с просьбой увеличить время прогулок . Ему было разъяснено , что вопросы содержания ( пребывания ) иностранных граждан в специальных учреждениях регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115- ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации » . В соответствии с п . 5 ст . 35.1 указанного закона , условия и порядок содержания ( пре - бывания ) иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Прави - тельством Российской Федерации . Глава V Правил содержания ( пребывания ) в специальных учреждениях Мини - стерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства , подлежащих административному вы - дворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации , депортации или реадмиссии , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г . № 1306, регламентирует права и обязанности иностранных граждан . Право на прогулку в данном документе не предусмотрено . Правилами внутреннего распорядка Центра временного содержания ино - странных граждан УМВД России по Липецкой области время прогулки иностранных граждан установлено с 10.00 до 12.00, исходя из количества лиц , содержащихся в учреждении и пропускной способности прогулочного дворика . В связи с указанными обстоятельствами увеличить время прогулки иностранных граждан на момент обра - щения не представлялось возможным . 1.2. Соблюдение прав человека в следственных изоляторах и исправи - тельных учреждениях ФСИН России по Липецкой области Уполномоченный по правам человека регулярно посещал исправительные уч - реждения Липецкой области , где проверял условия содержания и проводил личные приёмы обвиняемых и осуждённых граждан , а также участвовал в приемах руковод - ства УФСИН согласно графику . На данных мероприятиях в обязательном порядке присутствовали начальник ФСИН России по Липецкой области полковник внутренней службы М . П . Мезин , старший помощник прокурора области по надзору за соблюде - нием законов при исполнении уголовных наказаний или прокурор по надзору за ис - правительными учреждениями А . В . Ханжин . Налажена тесная работа с помощником начальника управления ФСИН России по Липецкой области по соблюдению прав человека в УИС подполковником внутренней службы К . А . Долгих , сотрудниками отдела по воспитательной работе с осуждёнными ( начальник – полковник внутренней службы Б . В . Страхов ). Кроме того , по приглаше - нию ОНК Липецкой области сотрудники аппарата принимают участие и в выездах членов ОНК Липецкой области , проведении проверок и встреч с заявителями . Такое же взаимодействие организовано и при проведении проверок инициированных Уполномоченным по правам человека в Липецкой области . Сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области является экспертом Общественного совета при начальнике УФСИН России по Ли - пецкой области . Места принудительного содержания и лишения свободы находятся под регулярным контролем , там проводятся личные приёмы , как правило , совместно с представителями прокуратуры Липецкой области . Таким образом , ни одна ситуация по обращению граждан не остаётся без внима - ния и комплексного изучения . В этой связи представляются очень важными предложения , которые сформули - ровала Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т . Н . Москаль - кова при представлении Доклада о состоянии прав человека в России в 2021 г . Пре - зиденту РФ В . В . Путину . Татьяна Николаевна отметила , что система общественного контроля за соблюде - нием прав человека в местах принудительного содержания нуждается в дополнении . Произошедшие в прошлые годы негативные события в учреждениях уголовно - испол - нительней системы подчеркивают актуальность предложения о создании в России на - ционального превентивного механизма , предполагающего введение в практику систе - мы посещений мест принудительного содержания без уведомления администрации . Она предложила предоставить право руководящим сотрудникам аппарата Упол - номоченного по правам человека при предоставлении доверенности беспрепят - ственно посещать учреждения уголовно - исполнительной системы и осуществлять личный прием осужденных и лиц , содержащихся под стражей . Одновременно Уполномоченным по правам человека в РФ предложено ввести в практику организацию совместных приемов , осужденных и лиц , содержащихся под стражей , с начальниками учреждений и органов уголовно - исполнительной системы с уполномоченными по правам человека , а также сотрудниками их аппаратов , ОНК . Как было сказано выше , в Липецкой области такая практика существует с самого начала работы института Уполномоченного по правам человека в нашем регионе . Кроме того , предлагается закрепить право федерального омбудсмена и упол - номоченных по правам человека в субъектах РФ при посещении мест содержания под стражей беседовать с заключёнными наедине в условиях , позволяющих пред - ставителю администрации видеть беседующих , но не слышать их ( этот вопрос также положительно решён в нашей области ), и предоставить возможность беседовать по - средством видеоконференцсвязи при наличии технической возможности . Важной новацией 2022 года стало принятие новых правил внутреннего распоряд - ка в СИЗО , колониях и исправительных центрах . Был изменён режим обыска и до - смотра заключенных , запрещено прерывание ночного сна , расширены возможности доступа к медпомощи , дополнительным платным услугам и т . д . Как отметил министр юстиции России Константин Чуйченко : « Мы , ставя сейчас в приоритет проблему гуманизма и обеспечение прав и свобод человека , тем не менее должны понимать , что все - таки наказание должно быть наказанием . Для людей , ко - торые не встали на путь исправления , а , наоборот , находятся на позициях отрицания , все - таки нужно вводить дополнительные ограничения ». При этом он подчеркнул , что гуманные инициативы не снимаются с повестки дня . Более того , приоритет – именно гуманизация . Однако к злостным нарушителям вряд ли уместно смягчать подходы . В 2022 году в исправительных учреждениях нашего региона при лимите напол - нения 6812 мест находилось 4733 осужденных и лиц , содержащихся под стражей ( за аналогичный период прошлого года – 7345 и 4490 соответственно ). Из них 3500 граждан Российской Федерации , среди которых 1572 – жители Липецкой области . Численность осуждённых по видам режима : – общий , мужчины – 514; – общий , женщины – 333; – строгий – 2811; – колония - поселение / участок колонии - поселения – 99; – единые помещения камерного типа -31; – СИЗО – 602; – больница -30; – помещения , функционирующие в режиме следственного изолятора при ФКУ Т -2 – 143; В тюрьме отбывали наказание 170 осужденных . За 2022 год прибыло 8954 осужденных ( за аналогичный период прошлого года – 7094). Выбыло – 8724 чел . ( за аналогичный период прошлого года – 7038). Освобож - дено всего – 2093 человек , из них : по отбытии срока наказания – 1450, в том числе 134 женщины , условно - досрочно – 127, в том числе 21 женщина , в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания – 325, в том числе 38 женщин , по иным основаниям – 191. Что касается обращений обвиняемых и осуждённых 2022 года , то их тематика традиционна . Прежде всего часть обращений касалась жалоб на действия след - ственных органов в ходе расследования уголовного дела , несогласия с решением судов , просьбами вступить в защиту обвиняемого в судебном процессе , по здоро - вью . Особенностью 2022 года стали жалобы ряда осуждённых - мусульман на невоз - можность осуществлять в рамках правил исправительных учреждений религиозные обряды ислама , что , по их мнению , нарушало права заявителей на свободу совести . Например , Уполномоченный по правам человека в Липецкой области получил от своего коллеги Уполномоченного по правам человека Чеченской Республики М . М . Солтаева , жалобу отбывающего наказание в ФКУ ИК -6 г . Липецка осуждённого Б ., гражданина Республики Таджикистан , в адрес Главы Чеченской Республики Р . А . Ка - дырова о нарушении в исправительном учреждении его религиозных прав . Проверка , проведённая по запросу Уполномоченного по правам человека в Ли - пецкой области на основании письма по жалобе осуждённого Б . УФСИН России по Липецкой области , нарушений в действиях сотрудников уголовно - исполнительной системы не выявила . Между тем , 23.03.2022 г . состоялся комплексный выезд в ИК -6 города Липецка . Со - вместно с Уполномоченным , исправительное учреждение посетил руководящий состав УФСИН России по Липецкой области во главе с начальником управления полковником М . П . Мезиным , а также прокурором по надзору за соблюдением законов в исправитель - ных учреждениях А . В . Ханжиным , председателем ОНК В . А . Егоровым , председателем Общественного совета М . Б . Барвинским , членами Общественной наблюдательной ко - миссии и Общественного совета при УФСИН по вопросам деятельности УИС . Во время посещения ФКУ ИК -6 состоялся приём по личным вопросам , кроме того духовный лидер мусульман Липецкой области Гуссен - хаджи Хазрат Курбанов , который также является членом Общественного совета при УФСИН по вопросам деятельности УИС , встретился с осуждёнными исповедующими ислам , в том числе – гражданами Республики Таджикистан . На встрече присутствовал сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области . Ни один участник встречи не жаловался на нарушение религиозных прав . Наоборот , верующие отмечали , что отношение сотрудников колонии к ним корректное . По возможности , сотрудники идут верующим навстречу для исполнения ими религиозных обрядов ( перерывы на молитву во время работы , изменение режима отбоя и подъёма во время религиоз - ных мусульманских праздников для утренней и вечерней молитвы , получение халяль - ного питания и т . д .). В ФКУ ИК -6, как и во всех других исправительных учреждениях , расположенных в Липецкой области , действует молельная комната для мусульман с соответствующей атрибутикой и литературой . Гуссен - хаджи Хазрат Курбанов передал для общины мусульман исправительной колонии религиозную литературу и атрибутику , несколько десятков молельных ковриков и т . д . В тоже время , осуждённый Б . на личный приём Уполномоченного по правам чело - века в Липецкой области и руководящего состава УФСИН России по Липецкой обла - сти не пришёл , при общении с мусульманами никаких обращений о нарушении прав верующих не делал . Исходя из указанных обстоятельств , для объективного разбора ситуации из - ложенной в письме и личной встречи с осуждённым Б . Уполномоченным по правам человека в Липецкой области была сформирована рабочая группа в составе : главно - го консультанта аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области Ковыршина Ю . А ., помощника начальника управления по соблюдению прав человека в УИС подполковника внутренней службы Долгих К . А ., Руководителя Представитель - ства Чеченской Республики в Липецкой области Танкиева Ю . З ., духовного лидера мусульман Липецкой области Гуссен - хаджи Хазрата Курбанова , которые посетили и побеседовали с осуждённым Б . Осуждённый Б . отбывает срок по 228 ст . УК РФ , по национальности – таджик , на - ходился на строгих условиях содержания в едином помещении камерного типа , куда по представлению начальника колонии по решению суда направляются осуждённые отрицательной направленности , неоднократно нарушающие правила внутреннего распорядка колонии ( далее - ПВР ), правила режима , имеющие дисциплинарные взы - скания и не вставшие на путь исправления , заявил , что сотрудниками колонии при помещении в ЕПКТ у него был изъят молельный коврик не установленного образца . Предлагаемые коврики для молитвы , разрешённые ПВР , его не устраивают , т . к . они тонкие и быстро изнашиваются . Денег на приобретение молитвенного коврика , дру - гой религиозной атрибутики он не имеет , так как отказывается работать , а родствен - ники его не могут материально поддерживать . На вопрос руководителя Представительства Чеченской Республики в Липецкой области Танкиева Ю . З . в чём ещё выражается нарушение прав верующих мусульман или других религий в данном исправительном учреждении , осуждённый Б . чёткого ответа дать не смог , повторно заявив , что у него был изъят молельный коврик , а это и есть оскорбление его религиозных чувств . На вопрос духовного лидера мусульман Липецкой области Гуссен - хаджи Хазрата Курбанова , почему осуждённый Б . за всё время нахождения в ФКУ ИК -6 г . Липецка ни разу не обратился со своими проблемами к нему , хотя Гуссен - хаджи Курбанов регу - лярно посещает указанное исправительное учреждение и встречается с верующими мусульманами , осуждённый Б . заявил , что не поддерживает никаких отношений ни с мусульманской общиной колонии , ни с другими осуждёнными - таджиками . Г . Курбанов рассказал , что только в этот приезд он привёз в колонию пятьдесят молельных ковриков , и осуждённый Б . может получить такой коврик , обратившись к сотрудникам колонии . Осуждённому Б . были даны разъяснения , что согласно определению Конститу - ционного Суда № 248- О от 30.01.2020 г ., Конституция Российской Федерации , про - возглашая и гарантируя права и свободы человека и гражданина , исходит из того , что их реализация осуществляется в определенном порядке , предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами , притом что при введении такого порядка не могут использоваться способы регулирования , которые посягали бы на само существо того или иного права , ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя , допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц . Соответственно и гарантируемое статьей 14 УИК Рос - сийской Федерации право на свободу совести и свободу вероисповедания не пред - полагает произвольного выбора осужденными средств и способов его реализации – оно может осуществляться в специально установленном уголовно - исполнительным законодательством порядке . В частности , в силу положений названной статьи при осуществлении права на свободу совести и свободу вероисповедания не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения , исполняющего наказа - ния , а также ущемляться права других лиц . Осужденные , отбывающие наказание в виде ареста , а также в виде лишения свободы в тюрьмах , исправительных колониях особого режима для осужденных , отбывающих пожизненное лишение свободы , про - водят религиозные обряды и церемонии в камерах , а при наличии возможности – в соответствующих зданиях ( сооружениях , помещениях ) на территории учреждения , исполняющего наказание . В этой связи помощник начальника управления по соблюдению прав человека в УИС подполковник внутренней службы Долгих К . А . указал осуждённому Б . на то , что в соответствии с п .152 и 157 Правил внутреннего распорядка исправительных уч - реждений , утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г . № 295, осужденным , водворенным в ШИЗО , переведенным в помещения камерного типа или одиночные камеры в порядке взыскания , разрешено иметь только пред - меты культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения . После беседы с членами рабочей группы , осуждённый Б ., признал неправомер - ность своей жалобы , о чём сделал письменное заявление . Результаты проверки были направлены в адрес Уполномоченного по правам че - ловека Чеченской Республики М . М . Солтаева . Окончание на 41- й стр . Продолжение . Начало на 35–39- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz