Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 38 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 58 /26654/2 ИЮНЯ 2023 установки ЛЭП . Уполномоченный направил ходатайство в адрес прокуратуры Липец - кой области о проведении проверки по данному факту . По результатам проверки установлено , что линия ЛЭП имеет допустимую мощ - ность 0,4 КВт . Установление санитарной зоны в таком случае не предусмотрено . Нормируется только охранная зона ЛЭП , которая составляет 2 метра . На момент приобретения земельный участок заявителя уже частично находился в охранной зоне линии электропередач . Границы охранной зоны не изменились и ограничение в его использовании не увеличилось . Заявителю было разъяснено право обращения в судебном порядке для защиты нарушенных прав собственника с исковым заявлением об устранении препятствий в пользовании имуществом , не связанных с лишением владения . Весной прошедшего года большой медийный резонанс вызвала информации о массовом море рыбы в р . Дон в Данковском районе . Об этом прошли репортажи на местном телевидении , публикации на интернет - порталах . В частности , журналисты отмечали , что возможно следы ведут в Тульскую область . Там в последние годы было несколько историй , связанных с загрязнением Дона . И почти во всех фигурировал Епифанский спиртзавод . Например , местные СМИ сообщали о том , что в 2020 году предприятие привлекалось к ответственности за слив в реку неочищенных стоков . По данному вопросу получил жалобу и Уполномоченный по правам человека в Ли - пецкой области . Для прояснения ситуации был направлен соответствующий запрос начальнику Липецкого отдела государственного контроля , надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово - Черноморского территориального управления Феде - рального агентства по рыболовству А . А . Бодрову . Согласно предоставленным данным , с целью проверки информации о гибели водных биологических ресурсов и принятия мер по предотвращению и пресечению нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоло - гических ресурсов должностными лицами Верхнедонского отдела рыбоохраны со - вместно с представителями Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области и главой администрации сельского поселения Бигильдинский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области 01.04.2022 года было прове - дено обследование участка реки Дон и прибрежной защитной полосы водного объек - та от населенного пункта Красная Заря до г . Данкова Липецкой области . В ходе данных мероприятий фактов массовой гибели водных биологических ре - сурсов на акватории реки Дон , а также в границах прибрежной защитной полосы во - дного объекта не выявлено . Единичные экземпляры погибших особей плотвы и густеры в количестве 15 экземпляров наблюдались в районе населенного пункта Масловка на участке аква - тории водного объекта площадью 8-10 кв . м на расстоянии 2-3 метров от берега во - дного объекта . На момент осмотра вода в реке Дон была прозрачная , без посторонних запахов . Признаков загрязнения прибрежной защитной полосы водного объекта не обнаруже - но . По информации управления экологии и природных ресурсов Липецкой области на участке реки Дон , на котором зафиксирована гибель рыбы , отсутствуют пред - приятия , состоящие на государственном учете объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду , а также осуществление сброса сточных вод в водный объект . Также 01.04.2022 года должностными лицами управления экологии и природных ресурсов Липецкой области произведен отбор проб воды в трех точках : д . Красная Заря , в районе пешеходного моста через р . Дон ; с . Никольское , в районе насыпного моста через р . Дон ; с . Требунки , в районе пляжа р . Дон 11.04.2022 г . государственной аккредитованной лабораторией ОБУ « Центр эколо - гических проектов » в Верхнедонской отдел предоставлены результаты исследований отобранных ранее проб воды ( исследования воды проводились по 31 показателю , в числе которых хлориды , никель , железо , ртуть , нефтепродукты , цинк , медь , свинец и т . д .), из которых усматривается , что нормы предельно допустимой концентрации не превышены , однако в точке 38/3 ( с . Требунки , район пляжа р . Дон ) зафиксировано понижение растворенного кислорода ( менее 1,0, нормой ПДК вещества в воде водо - ема , используемого для рыбохозяйственных целей не менее 4-6). Вместе с тем , по информации филиала по пресноводному рыбному хозяйству ФГБНУ « ВНИРО » (« ВНИПРХ ») уровень естественной смертности рыб составляет 20 % от популяции ихтиофауны водных объектов Липецкой области , таким образом , обна - руженная погибшая рыба не превышает естественную смертность . В вегетационный и зимний периоды практически на всех водоемах рыбохозяй - ственного значения Липецкой области ежегодно наблюдается снижение растворен - ного в воде кислорода , которое может спровоцировать гибель водных биологических ресурсов , ввиду естественного загрязнения водных объектов . Необходимо отметить , что государственным инспектором Верхнедонского от - дела рыбоохраны ежедневно проводятся мероприятия по патрулированию р . Дон в районе населенных пунктов Долгое , Никольское , Масловка , Требунки , г . Данков и других , расположенных на территории Липецкой области . ЧАСТИЧНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ И ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЕЁ ПРОВЕДЕНИИ Одним из важных вопросов правозащитной повестки 2022 года стал механизм реализации проведения процедуры частичной мобилизации как в стране в целом , так и в Липецкой области в частности . Проведение мобилизационных мероприятий относится исключительно к полно - мочиям Министерства обороны РФ , которому на региональном уровне оказывают содействие в рамках своей компетенции административные органы субъектов Рос - сийской Федерации . Так , п . 8 Указа Президента РФ № 647 от 21.09.2022 г . « Об объяв - лении частичной мобилизации в Российской Федерации » прямо предписал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки , которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации . Для организации взаимодействия и координации действий между военными комиссариатами , командованием воинских частей и других структур Министерства обороны РФ и Правительством Липецкой области был организован специальный Штаб по мобилизации военнообязанных граждан , который возглавил Губернатор Ли - пецкой области И . Г . Артамонов . Возникали определённые трудности при работе с жалобами граждан ( от самих мобилизованных военнообязанных граждан и от их родственников ), которые стали поступать практически сразу после начала мобилизационных мероприятий , так как отчётливо проявились слабые стороны существующего механизма . Необходимо отметить , что рассмотрение этих жалоб по существу и принятие решений по обжа - луемым действиям в соответствии с законодательством Российской Федерации находится в исключительной компетенции командования самих воинских частей , командования вышестоящих структурных подразделений Министерства обороны , а также военной прокуратуры или в судебном порядке . Уполномоченный по правам человека оказывал гражданам консультационную помощь и направлял соответству - ющие запросы . Вскоре после начала проведения частичной мобилизации Президент Российской Федерации В . В . Путин обратил внимание на « бестолковщину » при её организации , но назвал это поводом разобраться с накопившимися в этом вопросе проблемами и призвал губернаторов держать под личным контролем выполнение мобилизацион - ных мероприятий и соблюдение прав граждан . Усилиям по устранению нарушений при мобилизации предшествовали публич - ные высказывания руководителей обеих палат Федерального собрания , а также гла - вы президентского Совета по правам человека . « С каждым случаем правильно разбираться отдельно », – заявил председатель Государственной Думы Вячеслав Володин . – « Если допущена ошибка – необходимо ее исправить . К частичной мобилизации нельзя относиться формально . От ее эффек - тивности зависит боеспособность наших вооруженных сил , решение задач специаль - ной военной операции ». В . Володин призвал избирателей сообщать о нарушениях норм указов и законов о мобилизации . « Создается впечатление , что где - то допуска - ют , что быстро отчитаться важнее , чем качественно выполнить важную государствен - ную задачу », – отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко , – « такие перегибы абсолютно недопустимы ». Она назвала справедливой « резкую ре - акцию » на некорректные случаи мобилизации . « Еще раз прошу каждого из вас », – об - ратилась председатель Совета Федерации к главам регионов , – « если необходимо , круглосуточно семь дней в неделю будьте в постоянном контакте с военкомами , на прямой связи с региональными омбудсменами и представителями общественности , но обеспечьте реализацию частичной мобилизации в полном и абсолютном соответ - ствии объявленным критериям . Без единой ошибки !» « Первые дни частичной мобилизации показали , что военные комиссариаты не - редко исходят из логики « палочной системы », формально относясь к формированию мобилизационного контингента », – написал председатель Совета по правам челове - ка Валерий Фадеев . Вместе с тем личные приёмы Уполномоченного по правам человека и содер - жание подавляющего числа поступающих жалоб граждан показали , что основой их причиной была дезориентация людей заявлениями , сделанными по телевидению . А для подавляющего большинства простых граждан сами заявления , озвученные средствами массовой информации , являлись уже нормой права , определяющей круг мобилизованных граждан и весь остальной сопутствующий процесс . Эти же факты отметила и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова , аппарат которой получил тысячи жалоб от моби - лизуемых граждан и их родственников . В обращениях люди акцентировали внимание на том , что заявленные концепции призыва в рамках частичной мобилизации и закон расходятся . В этой связи федеральный омбудсмен заявила , что « очень важно , чтобы военные комиссары и командование подходили к этому вопросу по духу , а не по бук - ве закона . В их компетенции оценить ситуацию …». Многие объявленные решения по категориям мобилизуемых военнообязанных , о тех , кто имеет « бронь » от мобилизации , о социальной поддержке мобилизуемых и членов их семей и т . д . стали нормативно оформляться только через некоторое вре - мя , спустя от нескольких дней до несколько недель , что также создало большие труд - ности и недовольство при мобилизации . Кроме того , способы , которыми в ряде случаев военкоматы проводили мобили - зацию , когда , например , между временем вручения повестки и сроком прибытия в военкомат у мобилизуемых граждан было всего несколько часов ( в некоторых сёлах мобилизованные успевали зайти домой только на несколько минут , чтобы собрать вещи и предупредить родных , что их мобилизуют ; без медицинского осмотра , без возможности уладить свои дела , обеспечить их нотариально , собрать необходимые документы и т . д . В городе Елец , по информации жителей , военным комиссариатом в первые дни на одной из центральных улиц была устроена облава на мужчин , которых насильно задерживали и направляли в стоявший специальный автобус , в котором подходящим военнообязанным вручали повестки в военкомат . Позже , по информа - ции СМИ , военком г . Ельца был лишён должности , в том числе и за указанные дей - ствия . При этом последующее развитие событий показало , что никакой экстремальной срочности в таких действиях не было – мобилизованные проводили долгое время на пунктах сбора , многие воинские части , куда их направляли , оказались не готовы принять сразу такое количество военнослужащих : разместить их и обеспечить мини - мально необходимым вещевым довольствием , оформить записи в военных билетах и т . д . Людям вполне можно было дать время , пару дней для решения всех насущных вопросов . Как , к сожалению , часто у нас бывает – о человеке забыли ! В совокупности всё перечисленное создало высокий уровень социального на - пряжения в обществе и вызвало , в том числе , жалобы к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области . В этой связи показательна жалоба мобилизованного гр . Г ., который ссылаясь на телеобращение руководства страны и Министерства обороны считал , что был неза - конно мобилизован , поскольку его возраст составляет 43 года , отсутствует боевой опыт , на иждивении находятся двое малолетних детей и престарелая мать . Однако , как отметила по итогам проверки прокуратура Липецкой области , нор - мативных документов , устанавливающих максимальный возраст для мобилизации в 35 лет , а также наличие боевого опыта , не имеется . В соответствии с ч . 2 ст . 17 Федерального закона № 31- ФЗ от 26.02.1997 « О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ » ( далее – Федеральный закон № 31- ФЗ от 26.02.1997) призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане , пребывающие в запасе , не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации . Согласно ст . 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53- Ф 3 « О воинской обя - занности и военной службе » предельный возраст гражданина , пребывающего в за - пасе в звании сержанта , которым является гр . Г ., составляет до 50 лет . Кроме того , в силу подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 31- ФЗ от 26.02.1997 г . « О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ » от - срочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам занятым постоянным уходом за отцом , матерью , женой , мужем , родным братом , родной сестрой , дедушкой , бабушкой или усыновителем , нуждающимися по состо - янию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико - социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе ( помощи , надзоре ) либо являющимися инвалидами I группы , при отсутствии других лиц , обязанных по закону содержать указанных граждан , а также имеющим на иждивении четырех и более де - тей в возрасте до 16 лет . В ходе проверочных мероприятий установлено , что гр . Г . к указанной категории граждан не относится . Практика мобилизации показала , что военнообязанными гражданами в пред - шествующие мирные годы практически не соблюдалась добровольная обязанность своевременно , в двухнедельный срок , сообщать в военкомат обо всех изменениях в состоянии здоровья , образовании , составе семьи , месте жительства , работы и т . д . для внесения соответствующих изменений в учётные дела военнообязанных ( п . п . « г » п . 50 Положения « О воинском учете »). В результате военкоматы при проведении мобилизационных мероприятий опирались на устаревшую информацию и также не могли вносить своевременные коррективы при формировании команд , призываемых по мобилизации . Больше всего жалоб поступило на отсутствие в военкоматах медицинского осмо - тра мобилизуемых граждан . Вполне естественно , что за годы , а нередко – десятиле - тия , прошедшие после срочной службы в армии , состояние здоровья многих моби - лизованных изменилось в худшую сторону – появились хронические заболевания . Между тем по причинам , указанным выше , эта информация отсутствовала в учётных делах . Определённую корректировку можно было бы сделать , если бы у мобилизо - ванных было время представить соответствующие медицинские документы и пройти осмотр врача в военкомате , т . к . в этом случае при жалобах на здоровье согласно ч . 1 ст . 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31- ФЗ « О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации » отсрочку от службы на срок до шести ме - сяцев могут получить граждане , признанные временно негодными к военной службе по состоянию здоровья . Но такой возможности у мобилизованных первой волны не было , так как их забирали буквально в течение нескольких часов . Она появилась зна - чительно позже , после разбора ситуации военкоматами и получения соответствую - щих инструкций из Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ . Кроме того , ещё одной причиной жалоб , связанных с вопросами состояния здо - ровья , была мобилизация граждан с годностью здоровья категории « В » ( ограниченно годен к военной службе ). Устанавливается для тех , у кого есть умеренные проблемы со здоровьем , ограничивающие их жизненные функции . Гражданин , признанный ограниченно годным , зачисляется в запас и подлежит призыву только в рамках всеобщей мобилизации . Многие заявители считали , что такие военнообязанные не могут быть мобилизованы , так как эти действия входят в логическое противоречие с объявленными руководством страны критериями . Однако согласно разъяснениям официального сайта государственных органов Российской Федерации « Объясняем . рф » отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации военнообязанных с категорией здоровья « В » не предусмотрена Федеральным законом от 26 февраля 1997 г . № 31 « О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федера - ции ». Согласно ч . 2 ст . 17 вышеназванного федерального закона , призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане , пребывающие в запасе , не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации . Статьей 18 вышеуказанного закона определен круг лиц , которым предоставляет - ся отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации , в который входят , в том числе лица , признанные временно не годными к военной службы по состоянию здо - ровья , что соответствует категории « Г ». Так , в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области поступи - ло коллективное обращение ( от семей 8 мобилизованных граждан в Лебедянском районе ), в которых содержалась жалоба о мобилизации военнообязанных без учёта состояния их здоровья . Родственники указывали , что медосмотра в военкомате не было , сотрудники военкомата разъясняли , что медосмотр будет проведён в воин - ской части , однако по прибытии , например , в воинскую часть в с . Солоти Белгород - ской области медосмотр также не проводился , военнослужащие были размещены на полу спортзала . Гр . К . рассказала , что в ходе учебных мероприятий её муж , больной гипертонией 2- й степени , потерял сознание и только после этого был направлен в госпиталь для обследования . Однако практически сразу из госпиталя его вернули в воинскую часть в команду « выздоравливающих », так как госпитали перегружены ранеными из зоны СВО и для больных мобилизованных нет времени и возможностей для обследования , не хватает ни медицинского персонала , ни медикаментов . Команда « выздоравли - вающих » была по - прежнему размещена в спортзале на полу , только теперь людям выдали ещё ватные матрасы . После этого гр . К . вывезла своего мужа из воинской части в г . Липецк . На устной консультации у Уполномоченного по правам человека в Липецкой области , было рекомендовано мужу гр . К . возвратиться в воинскую часть , чтобы он не был признан дезертиром , а гр . К . оформить на себя нотариальную дове - ренность , чтобы иметь возможность представлять интересы мужа , и решать пробле - му в установленном законом порядке , направив собранные медицинские документы в соответствующие инстанции . Организация прокурорского надзора за исполнением федерального законо - дательства до момента прибытия гражданина , в отношении которого состоялось решение призывной мобилизационной комиссии о призыве его на военную службу по мобилизации на сборные пункты военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и иные места сбора для отправки в войска осуществляется прокурорами субъектов Российской Федерации , прокурорами городов ( районов ). Наряду с этим в соответствии с п . 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 « О разграничении компетенции прокуроров территориальных , во - енных и других специализированных прокуратур » надзор за исполнением законов учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации осуществляют военные прокуроры . Поэтому по всем фактам обращений Уполномо - ченный по правам человека провёл личные консультации с прокурором Липецкой области Г . Г . Анисимовым и с военным прокурором Тамбовского гарнизона А . А . Рат - никовым , в компетенции которого находятся военкоматы и воинские части Липецкой области , а также направил запросы для проведения проверок в соответствии с ком - петенцией в областную прокуратуру , военную прокуратуру Тамбовского гарнизона , а также по подведомственности военным прокурорам : Воронежского гарнизона – Калганову В . А .; Владимирского гарнизона – Прыгунову С . А .; прокурорского участка 56 военной прокуратуры Белгородского гарнизона - Деткину А . Л .; 231 военной про - куратуры гарнизона Московской гарнизонной военной прокуратуры – Косяченко Е . В . Как сообщила на запрос Уполномоченного по правам человека прокуратура Ли - пецкой области , согласно объяснениям врио военного комиссара Лебедянского рай - она , старшего помощника начальника отдела военного комиссариата и врача - специ - алиста , в ходе мобилизации каких - либо сведений о наличии у граждан О ., К ., С ., П ., С ., К ., П . заболеваний , препятствующих прохождению военной службы , не имелось , комиссией принято решение об их мобилизации ( обращает внимание информация об объяснениях и врача - специалиста , хотя заявители указывали , что медосмотра мобилизованных не проводилось ). Объективных данных , позволяющих полагать , что военным комиссариатом отказано в проведении вышеуказанным гражданам медицинского осмотра , не установлено . В соответствии с протоколом призывной комиссии Лебедянского района последние призваны на военную службу по мобили - зации и направлены к месту прохождения службы в воинскую часть . При изложенных обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усма - тривалось . Вместе с тем в силу пункта 6 приказа Генерального прокурора Российской Фе - дерации от 07.05.2008 № 84 « О разграничении компетенции прокуроров территори - альных , военных и других специализированных прокуратур » копия настоящего об - ращения в части непроведения медицинского осмотра в воинских частях и по иным вопросам направлена военному прокурору Тамбовского гарнизона . По другому коллективному обращению от сопредседателя Липецкого региональ - ного отделения ООД « Народный фронт « За Россию » в Липецкой области » М . А . Бала по жалобе мобилизованных граждан К ., Л ., В ., Л ., О ., М ., Е ., Л ., К ., М ., Ч . по вопросу отказа военным командованием признать правомерными для отзыва или смены ка - тегории здоровья указанных мобилизованных граждан , находящихся на территории войсковой части , расположенной в г . Богучар Воронежской области , Уполномочен - ным по правам человека в Липецкой области и прокуратурой Липецкой области были направлены запросы в адрес Воронежского военного прокурора . Как рассказывали на личном приёме родственники ряда указанных военнослу - жащих , командование части отказывало и создавало препятствия в принятии жалоб от военнослужащих о направлении их на медицинское освидетельствование , а также соглашалось уволить по болезни военнослужащих только после того , как , цитирую : « региональный военкомат направит в эту воинскую часть сопоставимое число здоро - вых мобилизованных ». Многим пришлось защищать свои права в суде . Уже в февра - ле 2023 года во время подготовки настоящего доклада Уполномоченный по правам человека в Липецкой области на свой запрос получила из военной прокуратуры Вла - димирского гарнизона обескураживающую копию ответа от временно исполняющего обязанности начальника штаба воинской части № 30616 гвардии подполковника Д . Власова , что указанные в запросе граждане в списках личного состава формируемых воинских частей отсутствуют . Между тем уже было известно , что один из указанных в запросе , погиб в зоне СВО и был похоронен в поселке Матырский . По данному факту была поставлена в известность Уполномоченный по правам че - ловека в РФ Т . Н . Москалькова . Работа по выяснению судьбы мобилизованных граж - дан продолжается . Тем не менее , несмотря на указанные обстоятельства , Уполномоченному удалось добиться положительного результата по ряду других обращений . Так , благодаря вмешательству Уполномоченного по правам человека в Липецкой области домой вернулись два многодетных отца . Гражданин Р . был мобилизован 24.10.2022 года военным комиссариатом г . Ли - пецка . Его отправили в зону проведения военной операции на территорию Украины . При принятии решения призывной комиссией о мобилизации гр . Р ., нарушений до - пущено не было . Но после предоставления супругой документов , подтверждающих наличие одного несовершеннолетнего ребенка от первого брака и троих несовер - шеннолетних детей от второго брака решение призывной комиссии по мобилизации было отменено . Уполномоченным были направлены ходатайства в компетентные органы , в результате чего после длительных согласований отца 4- х детей наконец - то вернули в семью . Ранее по ходатайству Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и представленным документам , прокуратурой Липецкой области были восстанов - лены нарушенные права еще одного мобилизованного многодетного отца гр . Ц . Он также был возвращен домой . Также удалось восстановить права гр . М ., 1979 г . р ., призванного 22.09.2022 г . на военную службу в рамках частичной мобилизации призывной комиссией по моби - лизации граждан Тербунского муниципального района Липецкой области . Как ука - зывала в жалобе его сестра , гр . М . имеет ряд тяжёлых хронических заболеваний , но согласно документам военкомата по здоровью у него отмечена категория годности к военной службе « А », т . к . никаких медицинских документов гр . М . в военкомат не предоставлял . Поскольку при мобилизации гр . М . каких - либо сведений о наличии у него заболе - ваний , препятствующих прохождению военной службы , не имелось , комиссией было принято решение о его мобилизации , нарушений в действиях призывной комиссии не установлено . Однако при обследовании состояния его здоровья , проведенном в Вооруженных Силах Российской Федерации , выявлены заболевания , препятствую - щие несению им службы , в связи с чем принято решение о его возврате домой . Подводя итог данному блоку , хочу обратить внимание , что только в п . 5 Указа Президента РФ № 647 от 21.09.2022 г . « Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации » в период частичной мобилизации установлены основания увольнения с военной службы граждан Российской Федерации , призванных на воен - ную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации : а ) по возрасту – по достижении ими предельного возраста пребывания на воен - ной службе ; б ) по состоянию здоровья – в связи с признанием их военно - врачебной комис - сией негодными к военной службе , за исключением военнослужащих , изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях , которые могут заме - щаться указанными военнослужащими . Другая группа жалоб была связана с экономическими вопросами – выплатой денежного довольствия , оформлением « кредитных каникул », оказанием помощи чле - нам семей мобилизованных и т . д . Между тем за озвученными мерами поддержки граждане начали обращаться практически сразу , после их обнародования в СМИ , что в свою очередь также порож - дало первоначальные отказы уполномоченных органов , так как не было ни законода - тельной базы , ни финансово - экономических алгоритмов реализации указанных мер . Например , в начале октября в адрес Уполномоченного по правам человека об - ратилась жена мобилизованного О . с жалобой об отказе банка в приостановлении взыскания ежемесячных платежей по ипотеке . По этому вопросу Уполномоченным и прокуратурой Липецкой области на основании п . 9 ст . 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86- ФЗ « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России )» был направлен запрос для рассмотрения в Отделение Банка России по Липецкой об - ласти . Жена мобилизованного в конце сентября Ф ., который практически сразу после направления в воинскую часть оказался на линии фронта , был ранен и находился в военном госпитале в г . Москве , обратилась на личном приёме в конце октября по вопросу получения им денежного содержания . Как отмечала заявительница , ни в госпитале , ни в воинской части и военкомате , никто не мог ей понятно объяснить , каким образом её раненный муж или она могут получить объявленные Президентом Российской Федерации денежные выплаты . После телефонной консультации с со - трудниками Липецкого военкомата , заявительнице было разъяснено , что денежные средства начнут поступать в ноябре . И действительно 8 ноября 2022 года финансо - вый блок Министерства обороны дал подробные разъяснения по выплатам денежно - го довольствия мобилизованным военнослужащим или членам их семей . С похожим вопросом в середине октября в адрес Уполномоченного по правам человека обратился раненный мобилизованный М ., который находился на лечении в госпитале г . Саратове . Ситуация усугублялась тем , что в его военном билете не было никаких установленных отметок . Между тем граждане , призванные на военную службу по мобилизации , в соот - ветствии с Указом Президента Российской Федерации № 647 от 21.09.2022 года имеют статус военнослужащих , проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту , и уровень денежного содержания призванных на военную службу по мобилизации равен уровню денежного содержания военнос - лужащих - контрактников . Однако военнослужащие , призванные в рамках частичной мобилизации , и их родственники часто жаловались , что обещанные государством выплаты приходят с задержкой . Расчет денежного довольствия военнослужащих и заработной платы служащих осуществляется через программную систему МО « Алушта ». Хранение информации в единой базе данных позволяет в режиме ре - ального времени получать , например , сведения о численности личного состава по категориям военнослужащих , о расходах по видам денежного довольствия , причем в отношении как одного военнослужащего , так и воинской части , дивизии , армии , во - енного округа , рода войск и вида Вооруженных сил . После введения данных о бойце военнослужащим могут зачислять денежное до - вольствие , они могут снимать , переводить средства . Женам эти деньги поступают через день . Но проблема с выплатами заключалась ещё и в том , что многие военнослужа - щие не имели специальных личных жетонов Министерства обороны , на основании которых можно было управлять деньгами . Кто - то не получил выплату за ранение , потому что у него не было вообще документов или соответствующих в них отметок . О царящей в воинских частях неразберихе с оформлением документов , рассказывали мобилизованные , и это подтверждается поступающими жалобами , военные канце - лярии и командиры не справлялись со своевременным проставлением соответству - ющих отметок в воинских билетах из - за большого потока прибывающих военнослу - жащих . Некоторые бойцы получали ранение , поступали в госпиталь , а по документам эти военнослужащие оказались вообще не были оформлены никаким образом ! Такие обращения поступали и к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области . Например , гр . М . мобилизованный на военную службу , был направлен в зону СВО в Красный Лиман , где получил ранение и контузию . Выплаты как участник СВО он не получал из - за отсутствия документов и жетона . Уполномоченным было направлено ходатайство в компетентные органы и право на получение денежного содержания и выплаты за ранение этого военнослужащего было восстановлено . Также после обращения Уполномоченного по правам человека в Липецкой области получил установленные денежные выплаты , и военнослужащий М ., находящийся на лечении в саратовском госпитале . Необходимо отметить , что по поручению губернатора Липецкой области Игоря Артамонова Правительство Липецкой области и Липецкий областной Совет депута - тов приняли целый комплекс мер по дополнительной поддержке участников специ - альной военной операции из Липецкой области и их семей . Из резервного фонда Правительства всем участникам СВО предоставлена выплата в размере 50 тыс . руб . Раненым бойцам также из резервного фонда предоставляется материальная помощь в размере 500 тыс . руб . Налажены сбор и доставка индивидуальной гума - нитарной помощи для участников спецоперации . В нашем регионе создан штаб общественной поддержки мобилизованных граждан « Своих не бросаем », который выезжает в воинские части и доставляет гуманитарную помощь , проводит различные акции , направленные на поддержку наших земляков , находящихся в зоне СВО . Для супругов , родителей и детей бойцов предусмотрен комплекс мер поддержки : внеочередное оказание медицинской помощи , льготный проезд в общественном транспорте , помощь в обеспечении горячим питанием школьников и студентов ссузов , компенсация 100% платы за детский сад , бесплатные путевки на санаторно - курортное лечение для беременных жен участников СВО , бесплатное социальное об - служивание для родителей , бесплатное посещение детьми культурных мероприятий . Также семьи участников СВО , в которых воспитываются дети до трех лет или дети с инвалидностью , смогут заключить социальный контракт на преодоление трудной жизненной ситуации . Есть у родственников мобилизованных граждан и возможность пройти профессиональное обучение бесплатно по образовательному сертификату . Для взаимодействия с родственниками участников СВО создан институт соци - альных кураторов , когда специалисты сами связываются с родственниками военнос - лужащих , уточняют потребности каждого члена семьи , фиксируют все полученные ответы . Они рассказывают , на какие меры поддержки могут рассчитывать дети , родители , супруги военнослужащих . Сотрудники центров социальной защиты соста - вили социальные паспорта таких семей , что позволило упростить и ускорить процесс оформления мер поддержки , а некоторые из них даже предоставить автоматически , без обращения в органы социальной защиты . Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов поручил особенно тщательно контролировать эту работу в муниципалите - тах : « Работу необходимо выстроить чётко на всех уровнях , при необходимости можно подключать волонтёров . Семьи наших героев должны получать всестороннюю под - держку ». Помогают семьям мобилизованных и органы местного самоуправления , и рабо - тодатели , чьи сотрудники были мобилизованы . Например , работодатели выплачива - ют единовременную и ежемесячную материальную помощь , приобретают сотрудни - ку дополнительное обмундирование , сохраняют рабочие места для мобилизованных , оказывают помощь в бытовых потребностях . Также было установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспече - ние для лиц , отмеченных государственными наградами . Право на доплату к пенсии за счёт областного бюджета получат граждане , награждённые двумя орденами Му - жества . Её размер – пять тысяч рублей ежемесячно . При объявлении частичной мобилизации , руководство Министерства обороны заявляло , что мобилизованные сначала пройдут подготовку , слаживание и только после этого пойдут выполнять задачи – в первую очередь , они будут направлены для контроля уже занятых территорий за линией соприкосновения . К сожалению , практи - чески сразу после направления мобилизованных граждан в воинские части , некото - рые из них оказались на линии фронта , некоторые из них были ранены , а некоторые – попали в плен . К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратились роди - тели военнослужащего П . с просьбой оказать содействие в установлении местона - хождения их сына , призванного на военную службу в рамках частичной мобилизации . Заявители указали , что сын 1 ноября 2022 года был отправлен в зону боевых действий , а 2 ноября 2022 года стало известно , что он вместе с другими военнослу - жащими попал под обстрел , после чего на связь не выходил . Родственники просили оказать содействие в получении какой - либо информации о сыне , так как у командо - вания воинской части никакой информации не имелось . В ходе совместной работы с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации , военкоматом место - нахождение военнослужащего было установлено – он проходил лечение после полу - ченных ранений в военном госпитале г . Одинцово Московской области . Уполномо - ченный по правам человека в Липецкой области помог родителям связаться с сыном . В другом случае к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области об - ратились родственники военнослужащего Б . также с просьбой оказать содействие в розыске их сына , который находился в зоне боевых действий и , по сведениям со - служивцев , был ранен в голову . Впоследствии никакой информации о сыне родители узнать не могли . Уполномоченным по правам человека в Липецкой области совместно с Уполно - моченным по правам человека в Российской Федерации Т . Н . Москальковой , Мини - стерством обороны Российской Федерации , военкоматом проводилась работа по установлению местонахождения указанного военнослужащего . Но были получены сведения о гибели военнослужащего Б . при исполнении во - инского долга … Совместной работой Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Москальковой Т . Н . были решены вопросы по включению в списки военнопленных , военнослужащих из Липецкой области , а затем возвращению из плена по обмену . На личном приёме к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратилась мать мобилизованного военнослужащего Ч ., который через несколько дней после мобилизации был направлен на фронт в Луганскую область и после пер - вого же боя оказался в плену ВСУ . Уполномоченный по правам человека в Липецкой области оказал максимальное содействие матери гр . Ч ., связалась с военкоматом , поставила в известность аппа - рат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации , чтобы гр . Ч . был включён в списки для обмена военнопленных . Организовала встречу матери гр . Ч . с прокурором Липецкой области и членами рабочей группы Генеральной прокуратуры Российской Федерации , которая в это время находилась в нашем регионе для кон - сультаций и передачи всех необходимых документов . К счастью все усилия дали свой результат достаточно быстро . При содействии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москаль - ковой благодаря огромной работе , проделанной по поручению Президента России Министерством обороны , Министерством иностранных дел России и другими ве - домствами , уже 17 октября 2022 года в Запорожской области в результате обмена военнопленных и моряков торгового флота России удалось вернуть на родину мо - билизованного военнослужащего из Липецкой области Ч . Русские своих не бросают – эти важные слова в очередной раз нашли свое подтверждение . Удалось помочь гр . Р . и гр . П . в возвращении из плена брата гр . К ., мобилизо - ванного военным комиссариатом г . Липецка . Он был направлен в воинскую часть г . Богучар Воронежской области , затем в зону проведения военной операции на тер - риторию Украины . 28.10.2022 года он вышел на связь и сообщил , что в плену . Впо - следствии в интернете появилось видео , где военнослужащий К . даёт интервью укра - инскому журналисту . Благодаря оперативной работе Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Москальковой Т . Н . военнослужащий К . был включен в списки военно - пленных с последующим освобождением . В период проведения специальной военной операции по ходатайству Уполномо - ченного по правам человека в Липецкой области семь военнослужащих из Липецкой области , а именно гражданин Р ., Л ., С ., З ., П . также были освобождены из плена . Работа по освобождению и возврату военнопленных продолжается и в настоящий момент . К сожалению , Уполномоченный узнает от родственников о пленных , хотя не все знают , что это заявительный характер . Обмен стал возможен в том числе и потому , что Уполномоченный по правам челове - ка в Российской Федерации Татьяна Москалькова впервые встретилась с омбудсменом Украины Дмитрием Лубинцом . Стороны достигли взаимопонимания и договорились о помощи друг другу в гуманитарных вопросах . Как отметила федеральный омбудсмен : « Впервые встретились с уполномоченным по правам человека Украины Лубинцом Дми - трием Валерьевичем . Провели конструктивный диалог и договорились работать по обе - Продолжение на 39- й стр . Продолжение . Начало на 35–37- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz