Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 35 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 58 /26654/2 ИЮНЯ 2023 ВВЕДЕНИЕ В соответствии со ст . 28 Закона Липецкой области от 27 августа 2001 г . № 155- ОЗ « Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области » Уполномоченный по правам человека в Липецкой области ежегодно готовит доклад , отражающий акту - альные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой об - ласти . Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой об - ласти в 2022 году основан на анализе фактов , изложенных в жалобах и обращениях граждан , приемов , личных встреч , посещений муниципальных образований , а также использованы материалы расширенных заседаний администрации области , колле - гий , совещаний , прокуратуры Липецкой области , Общественной палаты региона , некоммерческих объединений , социологические исследования ведущих российских агентств , публикации в центральной и местной печати , электронных СМИ и т . д . В документе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан к Уполномоченному , информация о негативных событиях , которые повлекли за собой нарушения прав , а также информация о мерах , принятых Уполномоченным для восстановления справедливости . Цель доклада – объективно изложить проблемы , характеризующие состояние ( реализацию ) прав человека , показать механизм работы Уполномоченного , методику выполнения функций , возложенных на него областным законодательством , огласить рекомендации в сфере защиты прав человека . Доклад отражает исполнение органами власти и должностными лицами обя - зательств государства по соблюдению прав человека . В этой работе оценивается эффективность демократических механизмов осуществления властных полномочий , соответствие законодательства и практики его применения общепризнанным стан - дартам . « Права и свободы наших граждан гарантированы Конституцией : они незыблемы , мы никогда не должны об этом забывать » В . В . Путин ЗАДАЧА 2022 ГОДА – ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ . СОЗДАНИЕ НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОЗАЩИТНОЙ МОДЕЛИ 2022 год стал годом серьёзных испытаний для нашей страны . С 24 февраля проводится специальная военная операция ( далее – СВО ) по демилитаризации и денацификации территории Украины . Это событие повлияло практически на все политические и социально - экономические процессы , которые проходили на терри - тории нашей страны в прошедшем году . Как заявил Президент в выступлении перед участниками клуба « Валдай »: « Мы стоим на историческом рубеже . Впереди самое опасное , непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны ». Мы стали свидетелями разрушения международной системы безопасности и девальвации механизмов защиты прав человека . В сложившихся условиях перед Россией возник вызов : создание эффективного комплекса защиты прав человека на принципиально новом уровне , чтобы граждане страны уверенно чувствовали себя во всех сферах своего взаимодействия с государством . Эту задачу сформулировала Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова : « Мы подвергнуты испытаниям из - за жуткого санк - ционного давления , из - за беспрецедентной русофобии . И поэтому сегодня мы вме - сте с институтами гражданского общества вырабатываем новую модель националь - ной защиты прав человека ». Главной целью российских омбудсменов и всего инсти - тута правовой защиты является основанная на законности , милосердии и гуманности помощь людям , попавшим в трудную жизненную ситуацию . С 16 сентября 2022 года Россия официально перестала быть высокой догова - ривающейся стороной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , а Европейский суд по правам человека ( далее – ЕСПЧ ) прекратил рассма - тривать жалобы , поданные против России на действия , совершенные после 16 сен - тября . Затем российские власти приняли закон об отказе выполнять решения ЕСПЧ , вступившие в силу после 15 марта , дня прекращения членства Российской Федера - ции в Совете Европы . Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифи - цирована Россией в 1998 году , государственное признание её стандартов позволяло россиянам обращаться в Европейский суд по правам человека . Необходимо отметить , что у заявителей из России относительно международных правозащитных институтов сохраняется возможность обращаться с жалобами в про - фильные комитеты ООН . Мнения комитетов ООН по - прежнему обязательны для ис - полнения в России , и это признано высшими судами . Но органы ООН не присуждают конкретной компенсации , оставляя это на усмотрение властей . 9 ноября 2022 года Президент Российской Федерации В . В . Путин подписал указ № 809 « Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно - нравственных ценностей », который является документом стратегического планирования в сфере обе - спечения национальной безопасности России , определяющим цели , задачи , а также инструменты по защите государством духовно - нравственных ценностей . К традиционным ценностям в нём отнесены , в частности , жизнь , достоинство , права и свободы человека , патриотизм , служение Отечеству , высокие нравственные идеа - лы , историческая память и преемственность поколений , единство народов России . Как уже отмечалось выше , национальное право в рамках реализации принципа уважения прав человека должно совершенствоваться , тем более , в контексте про - исходящих событий . Эта тема стала одной из ключевых в обсуждениях прошедшего в июне 2022 года Х Петербургского международного юридического форума , а также на профессиональных мероприятиях , проходящих в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных правозащитных конфе - ренциях . В предстоящей работе можно выделить три наиболее значимых направления : 1. Уточнение статуса и расширение компетенции института Уполномоченного по правам человека , прежде всего – регионального . В том числе необходимо закрепить дополнительные процессуальные полномочия региональных омбудсменов , в первую очередь , в Федеральном законе № 48- ФЗ « Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации », а также в Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации ( далее – УПК РФ ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ( далее – ГПК РФ ), Кодекс Российской Федерации об адми - нистративных правонарушениях ( далее – КоАП РФ ) и иных нормативных правовых актах . 2. Совершенствование нормативных и процессуальных механизмов , направлен - ных на обеспечение прав и свобод граждан . 3. Правовое просвещение населения , усиление информационной безопасности персональных данных . В частности , говоря о компетенции Уполномоченного по правам человека в субъ - екте Российской Федерации , требуется предоставить ему право на обращение в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения , определения или постановления суда либо постановления судьи по аналогии с правом Уполномочен - ного по правам человека в РФ . Также региональные омбудсмены должны получить возможность официально знакомиться с уголовными и административными делами , решениями и приговорами , которые вступили в законную силу , а также с прекращен - ными производством делами и материалами , по которым отказано в возбуждении уголовных дел . Кроме того , важными вопросами являются : совершенствование процедур взаи - модействия с судебными органами , наделение Уполномоченного по правам челове - ка правом обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспарива - нии нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления и предоставление права участвовать в гражданском процессе в защиту прав , свобод и законных интересов гражданина в случае , если гражданин по состоянию здоровья , возрасту , недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обра - титься в суд . Второе направление – это реализация конституционного права гражданина на доступную квалифицированную юридическую помощь . Запрос населения сегодня гораздо масштабнее стандартов и процедур , предусмотренных на законодательном уровне . Об этом говорили и участники круглого стола « Доступ к бесплатной право - вой помощи : лучшие региональные практики », который прошел в г . Липецке в рамках проводимого Общественной палатой Российской Федерации форума « Сообщество ». Актуальность оказания бесплатной юридической помощи с каждым годом рас - тет . Для её доступности существуют уникальные региональные практики , которые необходимо объединять , подключая к ним современные технологии , а также законо - дательно закреплять положительный опыт . Работа в едином пространстве и взаимо - действии – залог создания качественной и доступной системы оказания бесплатной юридической помощи на территории страны . Участниками мероприятия были отме - чены инновационные практики Липецкой области – в нашем регионе можно получить квалифицированную бесплатную юридическую консультацию прямо в центре « Мои документы ». Пилотный проект уже успешно работает под эгидой Правительства Липецкой области совместно с адвокатской и нотариальной палатами области , ре - гиональным отделением Ассоциации юристов России и региональными правоза - щитными организациями . В центрах выделяются отдельные кабинеты , в которых по определенному графику проводят бесплатные консультации и при необходимости составляют юридические документы ( договоры , исковые заявления в суд и т . д .) спе - циалисты из обозначенных выше профессиональных объединений и НКО , причем обратиться может любой гражданин без ограничений по социальному статусу или категории вопроса . В теснейшей связи с доступностью квалифицированной юридической помощи состоит и реализация права на судебную защиту . И судебная статистика показывает , что шансы гражданина добиться справедливости в суде достаточно высоки . Как от - метил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев , всего в 2021 году ( статистическая отчётность 2022 г .) судами Российской Федерации рассмотрено 4,5 миллиона административных дел , в которых гражданин спорит с чиновниками . Из них удовлетворено 72 процента требований об оспаривании нормативных правовых актов и 32 процента требований об оспаривании решений , действий и бездействия органов власти и должностных лиц . При этом в сфере здравоохранения споры выиграли 90 процентов истцов . Также было удовлетворено 60 процентов исков граждан о защите жилищных прав и 67 про - центов исков по защите прав на социальное обеспечение . Кроме того , в одном из решений 2022 года Верховный суд России вынес принци - пиально важное заключение : официально поданные руководителям жалобы нельзя считать клеветой , даже если факты не подтвердились , т . е . сама по себе жалоба не является клеветой . Обращаясь в государственные инстанции , гражданин реализует свои конституционные права , а органы власти в силу закона обязаны проверять по - ступившую информацию . Требования о защите чести и достоинства имеют смысл лишь тогда , когда будут доказаны недобросовестные намерения автора . Это реше - ние призвано защитить право граждан от угроз и попыток судебного преследования некоторыми должностными лицами . Тем более , что все международные документы определяют , что занятие государственной административно - политической деятель - ностью налагает на чиновников обязательство более терпимо и ответственно отно - ситься к критике и разным формам гражданского и общественного контроля . Третье направление – правовое просвещение является традиционной сферой работы Уполномоченного по правам человека . Воспитать уважение к закону и пра - ву одним просвещением вряд ли получится , но и обойтись без него никак нельзя : низкая правовая культура , недостаток знания законов , помноженный на недостаток информации о работе госструктур , подрывают доверие между обществом и властью , создают условия для злоупотреблений и произвола , коррупции и преступности . Мы должны создать систематизированный комплекс инструментов по правовой работе с населением в виде правовых проектов отраслевых государственных орга - нов и НКО , целевых программ , просветительно - культурных мероприятий и т . д ., кото - рые должны широко транслироваться в СМИ для формирования общественного мне - ния об эффективности решения разных жизненных ситуаций через правовые знания и доступную правовую помощь . Таким образом , формируется фундамент социаль - ной стабильности , обеспечивается чувство защищенности и солидарности граждан . Пандемия коронавируса привела к революционным фундаментальным изме - нениям в общественном укладе и мышлении людей . Нам всем пришлось осваивать новые форматы социальной жизни , новые правила поведения . Это проявилось и в росте волонтерского движения , и в развитии программ корпоративной социальной ответственности бизнеса , и в многократном увеличении вложений в развитие соци - альной сферы со стороны государства . Всё это необходимые ресурсы формирова - ния и широкого распространения гражданских стандартов правовой культуры . Общегражданский запрос на перемены в системе государственного и муници - пального управления , консолидацию действий общества , бизнеса и власти необ - ходимо реализовать на ценностно - ориентированной и справедливой основе , отра - жающей духовно - нравственные и материальные интересы большинства населения , утверждающей традиционные российские ценности – честности , совести , солидар - ности , добра и человеческого достоинства . Это особенно важно в условиях информационной войны против России и посяга - тельства на целостность нашего гражданского общества . Сегодня мы видим , что не - коммерческий сектор , социально ориентированный бизнес и власть стремятся дей - ствовать в едином направлении как партнеры . Обеспечить их дальнейшее эффектив - ное сотрудничество и вовлекать жителей Липецкой области в развитие и укрепление гражданского общества – наша общая задача . Вызовы , с которыми столкнулись в последние годы Россия и наш регион , спло - тили жителей и позволили увидеть не только трудности , но и новые возможности со - трудничества , решения непростых социально - политических и экономических задач . Реализация и защита прав человека являются общим знаменателем деятель - ности всех органов государственной власти . Их главная задача – придать процессам разрешения противоречий конструктивный созидательный характер , сфокусировать результат работы с обращениями граждан на достижение более высоких стандартов качества жизни . Миссия Уполномоченного по правам человека призвана помочь государству про - водить именно такую политику . Статистика и география обращений В 2022 году к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступи - ло 1009 (2021 г . – 645) ( B +56,4%) обращений граждан , из них : письменных 417 (2021 г . – 239) ( B +74,5%) и устных 592 (2021 г . – 406) ( B +46%), коллективных обращений 17 ( от более 900 человек ) (2021 г . – 10) ( B ! +70%) Таблица 1 Год 2021 2022 Количество письменных обращений 239 417 Количество устных обращений 406 592 Всего 645 1009 Вместе с тем очевидно , что в контексте неординарных событий , случившихся в 2022 году , обращения этого года отличаются от всех обращений прошлых лет . Прежде всего в их составе чётко выделяется три главных качественных тематиче - ских блока : – традиционные обращения жителей Липецкой области по насущным жизненным вопросам ; – обращения мобилизованных жителей Липецкой области и их родственников по вопросам частичной мобилизации ; – обращения беженцев из республик Донбасса и Украины , которые оказались на территории Липецкой области ; – обращения жителей других регионов и стран . Для правильного понимания статистической динамики необходимо каждый блок рассматривать не только во всей совокупности , но и отдельно . Каждому указанному тематическому блоку посвящён раздел в настоящем докладе . Таблица 2 Форма обра - щений Обращения жителей Липецкой области Обращения мобилизо - ванных жителей Липец - кой области Обращения бежен - цев из республик Донбасса и Украины Всего Письменная 307 (73%) 78 (19%) 32 (8%) 417 (100%) Устная 414 (70%) 51 (9%) 127 (21%) 592 (100%) Рост количества обращений безусловно связан с событиями 2022 года . В пре - дыдущих докладах Уполномоченный уже отмечал , что динамика обращений к Упол - номоченному по правам человека не может быть простой линейной моделью , это подтверждается практикой прошедшего года . На число обращений повлияла нео - пределённость экономической и политической ситуации в начале года , после начала СВО , что вызвало рост обращений жителей региона . Ошибки , допущенные во время мобилизационных мероприятий , создали большое социальное напряжение в обще - стве и объективно показали недочёты в организации и работе ряда уполномоченных государственных органов и потребовали оперативной корректировки со стороны государства . Также прибытие в наш регион большого числа беженцев из республик Донбасса и Украины повлияли на количество обращений . Многие вынужденно при - ехавшие люди в ходе боевых действий утратили всё имущество , жильё , документы , был разрушен весь уклад их жизни . Большинство из них женщины , дети , старики – люди , нуждающиеся в самой разнообразной материальной , психологической , адаптационной поддержке и со стороны государства , и со стороны гражданского общества . Для многих беженцев их будущее ещё не ясно , некоторые решили связать свою судьбу с Россией и ищут возможность обустроиться на новом месте , некоторые хотели бы вернуться на родину , когда наступит мир , большое число тех , кто не опре - делился и не знает , что делать дальше ? Особенно много таких людей среди стариков и беженцев тех украинских регионов , которые не вошли в состав Российской Феде - рации в сентябре 2022 года . Кроме того , эти люди оказались в другом государстве , многие не знали российского законодательства , на что они имеют право , какие меры поддержки им будут оказаны , на какой срок и т . д . Им требовалась прежде всего кон - сультационная и информационная помощь , содействие в решении самых насущных житейских вопросов . Таким образом , все эти во многом форс - мажорные события 2022 года показали востребованность государственного правозащитного института Уполномоченного по правам человека в Липецкой области , который помогал гражданам реализовывать и защищать свои права совместно с региональными и федеральными органами вла - сти . Реальная картина числа обращений , наоборот , всегда напоминает горки , какие - то проблемы существуют , какие - то уже решили , какие - то в процессе проработки , а какие - то только возникли . Эти выводы подтверждают обращения 2022 года и вся практика предыдущей работы Уполномоченного по правам человека . Диаграмма 1 Письменные обращения Устные обращения Всего 0 200 400 600 800 1000 1200 2019 г. 2020 г. 2021 2022 Динамика письменных и устных обращений к Уполномоченному по правам человека в 2019 - 2022 гг. Письменные обращения Устные обращения Всего Статистика обращений жителей Липецкой области При работе с обращениями граждан направлялись запросы для проведения про - верок в отраслевые учреждения и организации , компетенция которых затрагивала вопросы , поставленные в обращении , проводились соответствующие проверки , во многих случаях с выездом на место . Уполномоченный по правам человека совместно с сотрудниками аппарата посетила СИЗО и все исправительные учреждения ФСИН МЮ России по Липецкой области , где проводила личные приёмы осуждённых , а также Центр временного содержания иностранных граждан , в ходе которых был решён ряд актуальных вопросов . Письма , в которых поднятые проблемы были вне компетенции Уполномоченного , направлялись в соответствии с законом , по подве - домственности . Диаграмма 2 Таким образом , было удовлетворено порядка 97% обращений граждан , только в 3% случаев Уполномоченный по правам человека был вынужден или отказать заяви - телям в связи с несоблюдением ими требований федерального законодательства об обращениях граждан ( нет ФИО и адреса заявителя , сумбурное изложение жалобы , отсутствие приложения необходимых документов и т . д .), или же жалобы заявителей не были подтверждены результатами проведённых проверок . В 20 % письменных обращений удалось добиться положительных решений в пользу граждан после вмешательства Уполномоченного по правам человека . Некоторые жалобы касались не одного , а целого ряда вопросов , не каждый из которых находился в компетенции Уполномоченного , о чём заявители информирова - лись в установленном законом порядке . По всем устным обращениям граждане по - лучали консультацию или разъяснение , куда необходимо обратиться для разрешения актуальных для них вопросов по существу . Липецкая область не могла остаться в стороне от событий , происходящих в стра - не , поэтому в 2022 году претерпела изменения структура тематики жалоб . По тематическому количеству чётко выделилось четыре группы . Первая , самая большая группа – обращения и жалобы по вопросам мобилизации (19%). Вторая группа уже традиционно представлена реализацией и обеспечением со - циальных прав (15%) и жилищных прав граждан (14%), а также вопросами миграци - онного законодательства и получения гражданства Российской Федерации (14%), обращения по вопросам уголовного и уголовно - процессуального законодательства ( жалобы подозреваемых и обвиняемых на следствие , обжалование судебных при - говоров ) (6%), жалобы осуждённых и их родственников по вопросам уголовно - испол - нительного законодательства (6%). В третьей группе разместились также социально - экономические права – на до - ступную квалифицированную медицинскую помощь (4%), вопросы трудового зако - нодательства (4%), реализация права на образование (3%). И , кроме того , вопросы обжалования административных правонарушений (4%). Четвёртая группа – самые незначительные по количеству , но не по общественной важности темы обращений по вопросам защиты прав детей , экологии , транспортной доступности и благоустройства , собственности ( каждая тема около 1% от общего числа обращений ). Как и предполагал Уполномоченный по правам человека , со снятием противоэпи - демиологических ограничений , география обращений жителей Липецкой области несколько изменилась . Диаграмма 3 Диаграмма 4 Хотя основная часть обращений , как и прежде , поступила из городов области , соотношение между ними и сельскими районами изменилось в пользу последних . Число обращений из всех районов несколько выросло , а их география также расши - рилась . Только из Становлянского района в 2022 году обращений к Уполномоченному по правам человека не поступило . И , к сожалению , из - за ковида не было приема в этом районе . В общем количестве обращений по – прежнему лидируют г . Липецк -39% в срав - нении с аналогичным периодом прошлого года ( -9%) и г . Елец 15% – ( -2%). Среди муниципальных образований также есть определённая динамика , больше всего об - ращений направлялось из Липецкого – 5% ( 2021 г .– 1,5%), Грязинского – 4% ( 2021 г .– 5%), Лебедянского – 4% ( 2021 г .-1%) Елецкого -3% ( 2021 г .– 0%) Задонского -3% (2021 г . – 3%), Тербунского – 3% ( 2021 г .– 1%), Чаплыгинского – 2% ( 2021 г . -1%) районов . Таким образом дают результаты усилия Уполномоченного по правам человека по развитию информационной узнаваемости и повышению доступности государствен - ного правозащитного института , ну и конечно , события , происходящие в стране , не могли не оказать влияния на расширение географии обращений . Диаграмма 5 Как и прежде , весомую часть от общего количества обращений составили об - ращения из мест лишения свободы , расположенных в г . Липецке (9%), г . Ельце (2%) и г . Усмани (1,5%). Осуждённые , подследственные и подозреваемые жаловались на следственные действия , приговоры судов , условия оказания медицинской помощи . В 2022 году по - прежнему поступали обращения от жителей других регионов и стран , что составило 6% от всех обращений , больше всего из г . Москвы (5 обраще - ний ) и Тамбовской области (5 обращений ), по 2 обращения пришло из Ямало - Не - нецкого автономного округа , Тульской области и Краснодарского края . Среди других регионов можно назвать г . Санкт - Петербург и Республику Татарстан , а также Москов - скую , Свердловскую , Нижегородскую , Кемеровскую , Томскую области . Статистика обращений жителей Липецкой области по мобилизации Отдельное направление работы этого года – обращения и жалобы граждан в свя - зи с мобилизационными мероприятиями Министерства обороны Российской Феде - рации , проводимыми с сентября 2022 года . Несмотря на то , что СВО проводилась с конца февраля 2022 года , общество оказалось морально не готовым к таким действиям , это усугубилось во многом не отлаженным механизмом практической работы военкоматов на местах при её реали - зации . Многое менялось уже по ходу выявленных недостатков и ошибок . Всё это вы - звало определённое социальное напряжение в обществе и соответствующие жалобы прежде всего мобилизованных граждан и их родственников . К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 129 об - ращений по этой теме , из них 78 письменных , что составляет 19 % от общего числа письменных обращений по защите прав 97 мобилизованных граждан , в том числе 4 коллективных обращения и множество устных обращений , в ходе личных приемов . На момент подготовки доклада Уполномоченному по правам человека при содействии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т . Н . Москальковой , Генеральной прокуратуры Российской Федерации , Министерства обороны РФ удалось освободить из плена семь военнослужащих , мобилизованных из Липецкой области , обмен еще одного жителя нашей области гр . Р не состоялся из - за украинской стороны ; вернуть из вооружённых сил жителей Липецкой области , мобилизованных с нарушением законодательства Российской Федерации : двух Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2022 год Продолжение на 36- й стр . Постановление двадцать четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов VII созыва О Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2022 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ли - пецкой области за 2022 год , учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам , руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации , Липецкий областной Совет депутатов постановляет : 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам че - ловека в Липецкой области за 2022 год . 2. В соответствии со статьей 28 Закона Липецкой области « Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области » доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2022 год опубликовать в « Липецкой га - зете ». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия . И . о . председателя Липецкого областного Совета депутатов А . ФРОЛОВ город Липецк 25 апреля 2023 года № 890- пс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz