Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Кроме того, у покупателя должна быть возможность в течение определенного «периода охлаждения» отказаться от рас- срочки вместе с возвратом това- ра, а также в любой момент до- срочно выплатить ее по заранее известной процедуре, считают в ЦБ. Также важно направлять сведения о таком займе в бюро кредитных историй. С˦грат˧ на опереˑение Центробанк действует на опережение, чтобы не столк- нуться с проблемой регулирова- ния этого рынка через несколь- ко лет, считает управляющий директор НКР Станислав Вол- ков. Грамотное их продвиже- ние как «бесплатной» альтер- нативы кредитам может уже через несколько лет изменить ситуацию, и тогда вводить новое регулирование будет сложнее из-за сильного сопротивления ритейлеров. Важно тщательно прорабо- тать механизм возврата товара в так называемый период охла- ждения. Потребкредит отлича- ется от услуги рассрочки тем, что в первом случае возврат денег и товара — независимые друг от друга истории, а во втором — связанные. При этом купленная вещь к моменту возврата может потерять товарный вид или по- требительские свойства, указал эксперт. Поскольку BNPL-сервисы по своей сути — финансовая услуга, регулирование, направ- С ейчас финансовые ор- ганизации и ритейл ак- тивно продвигают их как альтернативу рассрочке или кре- диту, при этом договор с клиен- том не заключается. Сни˒ит˧ ри˜ки В Банке России пояснили, что при использовании BNPL- сервисов человек совершает покупку в долг, но не имеет за- щиты, которая есть у заёмщи- ка банка или МФО: у него нет информации обо всех условиях договора, о стоимости услуг по предоставлению рассрочки и о размере возможной переплаты. Также он может не знать о высо- ких штрафах за просрочку Изучив международный опыт, Банк России предлагает сблизить законодательство о потреби- тельском кредитовании и услуг рассрочки. В частности, ввести требования к информированию граждан и содержанию догово- ра, ограничить размер неустойки за просрочку, дать возможность покупателю запретить уступку прав требования, рассказали там. Чтобыфизлицо точно понимало, что рассрочка не бесплатна, ре- гулятор готов запретить устанав- ливать разные цены на товар в зависимости от наличия возмож- ности заплатить частями. А также ввести обязанность раскрывать стоимость такой опции. ǾЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТАǿ 1ͤȀ01 Ȁ 2͟ Центробанк решил прикрыть лазейку для банковǡ которые научились маскировать займы под сервисы покупок частями ( ). ʩенˏенˡ˓˓ 21 Роза Алмакунова НАИБОЛЕЕ БОЛЕЗНЕННЫМ ДЛЯ РЫНКА МОЖЕТ БЫТЬ РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОМ, ЧТО ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ДЕНЕГ ЧАСТЯМИ ВСЕ-ТАКИ НЕ БЕСПЛАТНО. ЭТО МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬ КАРДИНАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТАКИХ УСЛУГ Станислав Волков ЧТО ОБЕЩАʵТ ЛʵДЯМ С ПЛОʬОʠ КРЕДИТНОʠ ИСТОРИЕʠ В Интернете людям с плохой кредитной историей стали обещать помочь с оформлением займа: для этого якобы заводят зарплатную карту в крупном банке, причем делают это задним числом. Под таким предлогом мошенники вы- манивают у россиян данные пас- порта, СНИЛС и ИНН. С˜уд˦ на ниˠ нет На одном из таких ресурсов в Сети обещают, что помогут по- лучить заём до восьми миллио- нов рублей по сниженной ставке 4,4 процента годовых, несмотря на текущие просрочки и кредит- ную нагрузку. Также гражданину не придётся предоставлять обес- печение по кредиту и подтвер- ждать доход. Собеседница, которая пред- ставилась Валерией, сообщила, что для подтверждения дохода гражданина «проведут по банку в качестве зарплатного клиен- та», открыв карту, на которую в течение последних шести меся- цев якобы регулярно начисля- лись деньги от работодателя. Для якобы оформления зар- платной карты просят копию трудовой книжки и справку 2-НДФЛ. Затем непосредствен- но для получения кредита тре- буется предоставить фото пас- порта, СНИЛС и ИНН. После этого, как обещают на сайте, можно получить долгожданные деньги. Однако в крупнейших рос- сийских банках — Росбанке, Почта Банке, УБРиР, МТС- Банке — заявили, что открыть зарплатнуюкарту задним числом технически невозможно. Оформ- ление «пластика» происходит при личном присутствии в день об- ращения клиента. Финансовые организации в любом случае про- веряют кредитную историю. Не ˍер˧те ˗оˣенника˗ Гарантированную выда- чу займов гражданам с плохой кредитной историей предлагают только нелегальные кредиторы или мошенники, заявила ру- ководитель проекта Народного фронта «За права заёмщиков», координатор платформы «Мо- шеловка» Евгения Лазарева. — Паспортные данные, СНИЛС и ИНН, которые про- сят злоумышленники якобы для оформления карты и выдачи займа, — это уникальные иден- тификаторы гражданина, — по- яснила она. Эти документы позволяют преступникам оформить на имя человека юрлицо, на которое берут крупные кредиты и кото- рое может быть использовано для других махинаций. Незави- симо от схемы мошенничества эксперты советуют гражданам никогда и никому не сообщать паспортные данные и финансо- вые сведения (данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или SMS-код). Паспортных данных, СНИЛС и ИНН достаточно для оформ- ления онлайн-займа. Однако у крупных кредиторов есть огром- ные технологические возмож- ности, чтобы распознавать мо- шенников с чужим комплектом документов на этапе оформле- ния займа — например, с по- мощью портала «Госуслуги» или фотоидентификации. Для верификации клиента в микро- финансовых организациях мо- гут попросить сделать селфи с необходимыми документами в руках или даже подойти в один из офисов. Онлайн-МФО используют разные инструменты: от сопо- ставления кредитной истории с данными, указанными в заявке на заём, до применения техноло- гий искусственного интеллекта (у продвинутых игроков). Мошенники могут вымани- вать у россиян не просто фото паспорта, но и селфи с ним. Затем полученные документы они могут массово рассылать в разные МФО и где-нибудь полу- чить одобрение. Кроме того, если человек предоставил документы, то злоумышленник понимает, что он доверчив, а значит, у него можно выманить, например, «комиссию» за свои услуги. Наталья Ильина ЭКСПЕРТЫ СОВЕТУЮТ ГРАЖДАНАМ НИКОГДА И НИКОМУ НЕ СООБЩАТЬ ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ СВЕДЕНИЯ (ДАННЫЕ КАРТЫ И ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА, ТРЕХЗНАЧНЫЙ КОД С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ КАРТЫ ИЛИ SMS-КОД) BNPL-сервисы позволя- ют оплатить стоимость покупки несколькими траншами в течение 1,5 – 2 месяцев. В России сегмент начал разви- ваться в 2021-м. На этом рынке сейчас работают порядка десяти сервисов, среди них — Совкомбанк («Частями»), Сбербанк («Плати частями»), «Ян- декс» («Сплит»), Ozon («Ozon Рассрочка»), Lamoda («Мокка»). ʨʦʧʗʙʡʗ ʧʗʨʨʧʥʮʤʲʠ ʥʩʙʜʩ ленное на защиту потребителей, необходимо, считает адвокат Та- тьяна Микони. — Главный риск, о котором нужно помнить всегда, состо- ит в том, что платить всё равно придётся. Безусловно, такие сер- висы выглядят более безобидно, чем потребительские кредиты, но и здесь возможны штрафы, —подчеркнула ТатьянаМикони. Журналисты изучили усло- вия игроков. По сообщениям на сайтах, штрафов за просрочку нет. На портале сервиса Сов- комбанка «Частями» отмечается: система попытается несколько раз списать с карты денежные средства, если сделать это не получится, то покупателю будет направлено SMS-сообщение со ссылкой, позволяющей произве- сти замену карты на другую. Как уточняется в договоре сервиса «Яндекс» «Сплит», если деньги в счет платежа списать не удастся, то компания вправе отказаться от заключения с клиентомподоб- ных договоров в дальнейшем. В сервисе Lamoda «Мокка» есть переплаты от 199 рублей в месяц и выше, отмечается на сайте. Фото с сайта iz.ru Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и газеты «Известия»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz