Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ʙе˛а 26 № 5 1 (26647) С ведения о его детстве и юности довольно скудны. Известно лишь, что родился будущий святой в 1433 году в семье Майковых, вероятно, имевших дворянское происхождение и живших вМоскве. В крещении мальчика нарекли Николаем. Для своего времени он получил хорошее образование и за- нимался переписыванием книг. Однако в собственных сочинениях Нил часто на- зывал себя «невеждой и поселянином». Исследователи полагают, что таким путём подвижник смирял себя. Довольно рано будущий святой встал на монашеский путь. Приблизительно в 1450 году Николай принял постриг с именем Нил в знаменитом Кирилло-Бе- лозерском монастыре. Здесь он продол- жал заниматься книжным ремеслом, а также хозяйственными делами. Духов- ным руководителем молодого монаха стал старец Паисий (Ярославов), кото- рого впоследствии утвердили игуменом Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Известно, что вместе со своим учителем преподобный принимал участие в Соборе 1490 года, на котором осуждалась ересь жидовствующих, и Соборе 1503 года, где обсуждался вопрос о монастырском иму- ществе. Борьба за нестяˑательство Сторонник строгой монашеской жиз- ни, Нил решительно выступал против того, чтобы монастыри владели поместья- ми и другой собственностью. По мнению преподобного, монахи должны кормить- ся собственным трудом, рукоделием, а чрезмерные экономические заботы и управление имуществом отвлекают их от аскетического делания и противоречат монашескому нестяжательству. Мнение Нила Сорского поддержали присутствовавшие на Соборе белозер- ские пустынники. Но его позиция шла вразрез с точкой зрения другого свято- го — преподобного Иосифа Волоцко- го, отстаивавшего право монастырей на владение материальной собственностью. Преподобный Иосиф считал, что это способствует большей независимости обителей, в том числе от светских вла- стей. К тому же преподобный Иосиф был убеждён, что владение землями и серьёзными материальными средствами открывает возможность для развития монастырей, строительства новых хра- мов и, как следствие, более широкого распространения православия на Руси. Его видение на Соборе признали вер- ным. По Афонскому образˡу Как после этого поступил преподоб- ный Нил? С одним из своих учеников он отправился в паломничество на Восток, побывав «на Горе Афонской, в странах Цареградских и других местах». На свя- той горе преподобный провёл несколько лет, изучая творения святых отцов. О том времени он писал: «Я, как пчела, пере- летал с одного цветка на другой, чтобы изучить основы христианского жития и оживить свою зачерствевшую душу, дабы уготовить её ко спасению». Там же святой Нил познакомился с неизвестным ещё на Руси скитским устройством монашеского жительства. Возвратившись с Афона, он сам по- селился невдалеке от Кирилло-Бело- зерского монастыря и соорудил себе уединённую келью. Затем преподобный удалился в ещё более пустынное ме- сто на реке Соре, расположенное в 15 километрах от обители. Местность та была болотистой и окружённой лесами. Здесь преподобный Нил и устроил свой первый скит с колодцем и часовней. С той поры его стали величать Нилом Сорским. Со временем и другие монахи, узнавая о подвижнической жизни святого и нахо- дя скитское жительство подходящим для себя, стали селиться невдалеке от кельи преподобного. Для нужд братии устроили водяную мельницу, а затем возвели дере- вянный храм в честь Сретения Господня. Также была сооружена братская усыпаль- ница, где раз в неделю совершалась па- нихида. Жизнь братии в скиту строилась по Афонскому образцу. Монахи ставили себе кельи на расстоянии брошенного камня и селились по одному. Виделись они не чаще двух раз в неделю за бого- служением. На пропитание себе зараба- тывали рукоделием, а главным деланием своим считали непрестанную молитву и изучение Священного Писания. Сам преподобный Нил строил свою жизнь на основе учения святых отцов и исполнения евангельских заповедей. Ответ на любой вопрос он искал лишь в Священном Писании или Предании, и если не находил, то откладывал поиски на время. Так же он учил поступать и своих сподвижников, поэтому неграмотных мо- нахов в скит не принимал. Вместе с тем святой Нил Сорский не противопоставлял жизнь в скиту мона- стырскому укладу. Скитское жительство стало лишь недостающим звеном в уже сложившейся монашеской традиции как средний, «царский», путь между обще- житием и отшельничеством. Но всё же обязательным условием пребывания в скиту была нестяжательность монахов. Ничего лишнего в келье они не должны были иметь, зарабатывали лишь столько, сколько необходимо было для пропи- тания. Для тех же монахов, кто в силу физической немощи не мог заниматься рукоделием, позволительно было брать милостыню у других, но только самую необходимую, чтобы жить без изли- шеств. Завеˤание препоˏобноˎо Нила 7 мая 1508 года, на праздник святых жён-мироносиц, старец Нил отошёл ко Господу. Всю жизнь он искал смире- ния, потому и завещание старца было необычным. Преподобный велел похо- ронить себя без всяких почестей или же отдать тело на съедение диким зверям, «ибо оно тяжко согрешило пред Богом и недостойно погребения», — писал он к братии. Эту часть завещания иноки так и не решились исполнить и погребли старца у стен построенного им храма Сретения Господня. Ещё задолго до своей кончины пре- подобный Нил передал своему верному ученику Иннокентию распоряжения от- носительно скита: «Здесь же как было при жизни моей, так пусть будет и по смерти». Сам святой неоднократно свидетельство- вал своё покровительство над обителью даже после своего ухода. Когда в 1569 году царь Иоанн Грозный хотел построить ка- менный храм вместо деревянного, то пре- подобный Нил явился ему во сне и строго запретил это делать. Спустя столетия, примерно в 1840-е годы, в Нило-Сорской пустыни вновь решили построить каменный храм вме- сто старого. Но когда строители начали работать, своды нового здания рухнули. Лишь чудом мастерам удалось спастись. Позже над могилой преподобного всё же был воздвигнут храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В советское время скит преподобного Нила был и вовсе закрыт. Его отдали в пользование вначале дому инвалидов, а в 1961 году — психоневрологическому интернату. Позже советскими учёными были обнаружены останки одного из мо- нахов, как предполагали, самого Нила Сорского. Долгое время они хранились в местном музее и лишь в 2001 году были отправлены в Москву на экспертизу. Од- нако после этого в интернате случился большой пожар и ряд других трагических событий, в связи с чем люди догадались вернуть останки и положить их на старое место—под полом бывшего Тихвинского храма, в наши дни служившего столовой для больных. Так снова было исполнено завещание преподобного Нила Сорско- го о погребении его останков без всяких почестей. Поучения Нила Сорского Нужно непрестанно каяться и молиться об избавлении от всякой страсти. Будущей же муке подлежат не за брань врага, а за свою нераскаянность. Побеждённый духом гордости сам для себя и бес, и враг, и в себе самом же носит готовую для себя погибель. Если скорбь приходит от людей, претерпевать её нужно благодуш- но, нужно молиться за оскорби- телей, твердо зная, что не без Промысла Божия случается всё с нами, но Бог устраивает нам это на пользу и для спасения наших душ. Бог терпит все немощи чело- века, всегда же ропщущего не потерпит, даже и накажет его. По уставу Нила Сорского, в скиту полагалось много трудитьсяǢ в церкви не иметь украшений из серебра, даже для свя̙енных сосудовǢ утомлять тело постом и жаждой, жен̙инам в скит не входить. ЦАРСКИʠ ПУТʳ МОНАʯЕСТВА В нашей стране этот угодник Божий считается основателем скитского образа монашеской жизни. Он не только обустроил первый на Руси скит, но и составил устав для монахов. 20 мая отмечается память преподобного Нила Сорского. Наталья Сизова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz