Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
В ˒оо˚арк ˒а натуро˔ Игорь — постоянный участ- ник всероссийских таксидер- мических чемпионатов. Не раз занимал призовые места. Делал сороку, куропатку, ястреба. Этот конкурс проходит вслепую. Каж- дому экспонату присваивается свой номер. Жюри оценивает их, не зная, кто автор. Главное, на что смотрят специалисты, — чу- чело должно быть максимально похожим на живого представите- ля фауны. Чтобы произведения искусства получались такими, Пилюгин изучает фотографии животных. Ему важно запечат- леть позу и даже мимику. Часто, чтобы скрасить какие-то шеро- ховатости своего творения, моде- лирует выражение мордочки жи- вотного с помощьюшпаклёвки. — Я специально хожу в зоо- парк, чтобы наблюдать за жи- вотными. Мне важно, как они играют мышцами, грациозно двигаются. Запечатлённые в па- мяти образы потом воплощаются С вое первое чучело Игорь сделал в 13 лет. Это была найденная на бе- регу реки мёртвая чайка. Тогда мальчик изучил все возможные статьи в специализированной литературе и принялся за дело. Но птица у него не получилась: подвело незнание технологии таксидермии. С детства Игорь ходил на охоту с отцом. Среди трофеев — зайцы, лисы, утки. Он разде- лывал свою добычу без страха и отвращения. Позже этот на- вык и пригодился в необычном творчестве, с которым позна- комился, учась в Воронежском аграрном университете. — Я получил профессию зоотехника. Недалеко от уни- верситета трудился мастер по таксидермии. Но попасть к нему было нереально. Технологию изготовления чучел мне показы- вали его ученики. Вскоре стали получаться интересные работы. А когда меня призвали в армию, то прошёл настоящую «школу искусств»: я делал чучела птиц всем нашим командирам, — вспоминает Игорь Пилюгин. Оˠотн˓к Ȅ ˪˜треˌ Много лет художник работал в заповеднике «Галичья гора» инспектором по охране и оста- вил свой след в истории этого знакового места. Все чучела в здешнем музее — его рук дело. Художники создавали диорамы, а он наполнял их представите- лями животного мира, обитаю- щими на территории заповед- ника. Это время он вспоминает с ностальгией. Здесь Пилюгин увлёкся соколиной охотой, кото- рой занимается и сегодня. Тре- нирует ястреба-тетеревятника. Его можно взять из гнезда и приучить к человеку или словить птицу в дикой природе. — Этот вид охоты — для души. Самый короткий срок, за который мне удавалось на- дрессировать ястреба, — три недели. С ним хорошо охо- титься на куропатку, перепела. Сначала запускаешь собаку, которая находит птицу, а затем В студии художника-таксидермиста Игоря Пилюгина красуются чучела кабана, оленя, косули. Висит шкура волка, которая скоро станет ковром. Есть даже огромный череп моржа с клыками. Его произведения искусства можно увидеть в музее природы заповедника «Галичья гора». Птицы и животные, как живые, «обитают» в районных краеведческих музеях и частных коллекциях. 17 Ȁ ͜͡ Ȁ2͟ ʣ˓˛ ˞ˍ˖ːˢː˘˓˔ ǾЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТАǿ 23 Дарья Шпакова ǾʝИВʲЕǿ ТРОlzЕИ вмоих работах. Люблю делать чучела косуль. Сам на них охочусь. В нашем регионе большая популяция этих животных и их разрешено отстрели- вать. В мастерской у меня набралось уже 20 черепов косуль. Делаютолько самцов. Это мои трофеи, с которыми никогда не расстанусь. Общаюсь с учёными-биологами, которые изучают этих животных. Люб- лю снимать косуль в жи- вой природе. Выкладываем с супругой ви- деоролики в Интернете, — рассказывает таксидермист. В России много представи- телей этой профессии, а вот в Липецкой области их единицы. Игорь знает одного художника из Москвы, который делает чучела древних людей. Таксидермист сам отправляется на археологи- ческие раскопки, по костям со- бирает скелет человека и потом воссоздаёт его образ. Невероят- но кропотливый труд — подо- брать на теле каждый волосок. Его работы находятся в музеях многих стран мира. Брат˧˪ ˚о руж˧˩ Самая экзотическая рабо- та Пилюгина — голова моржа. Его прислали из Якутии. Живот- ное нашли на побе- режье и передали художнику со специальным в е т е р ин а р - ным разре- шением . Он офор- мил череп се- верного гостя, обработал клы- ки-бивни. Смотрится такая ра- бота мощно. Пилюгин не раз получал заказы от охотников, которые строят целые трофей- ные дома, где хранятся чучела добытых ими животных. — Есть охотники, которые ездят в Африку, в горы, где можно законно добыть экзоти- ческие для нас экземпляры. В одном трофейном доме я видел даже чучело слона. Российские охотники отправляются в поход за медведями в Карелию, Твер- скую и Архангельскую области. Охота там ведётся тоже строго по лицензии, а потом желающие делают чучела своей добычи, — рассказывает таксидермист. Игорь говорит, охотники — это цело е б р а т с т в о . Сам он не пропускает ни одно г о сезона. Выхо- дит с ружьём на птиц ранней весной. В поход таксидермист от- правляется и за кра- сивыми корягами, ко- торые потом становятся частью композиции наряду с чучелами животных. Своему искусству Пилю- гин готов обучить всех желаю- щих. У него уже были ученики, но когда они понимали, насколь- ко это сложно, быстро теряли интерес к делу. Мастер осознаёт, что с приходом новых техноло- гий таксидермист со скальпелем может стать исчезающей нату- рой. Но уверен, что настоящие чучела, в которых застыла при- рода, останутся востребованы. Фото Геннадия Логунова Ушастая сова (мастер- таксидермист больше всего любит делать чучело птиц) Игорь Пилюгин работает пинцетом. Чучело европейского благородного оленя готово ПОДОБРАТЬ ГЛАЗА ЧУЧЕЛАМ — ЭТО ТОЖЕ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ В РАБОТЕ ТАКСИДЕРМИСТА. Я ВЫПИСЫВАЮНУЖНЫЕ МНЕ МОДЕЛИ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КАТАЛОГУ Игорь Пилюгин с руки улетает на охоту ястреб. Он догоняет добычу, ловит и садится. Ястреб — быстрый, мощный, может даже схватить зайца, — рассказывает Игорь Пилюгин. Все птицы и животные, которые попадают в таксидер- мическую мастерскую, — охот- ничьи трофеи, добытые по лицензии. Сначала Игорь их выделывает, затем вымачива- ет в специальном химическом растворе с добавлением анти- мольных средств. После чего будущее чучело тщательно высу- шивается, в ход идёт даже фен. Если это птица — чистым и су- хим должно быть каждое перо. После этого подготовленная шкурка животного надевается на специальный манекен. Его художник заказывает в каталоге для таксидермиста, предвари- тельно сделав правильные за- меры. — Я работаю хирургическим скальпелем и пинцетами, что- бы не повредить шкуру живот- ного. Для меня делать чучело — творчество, я не думаю, что здесь есть какая-то мистика или ощущается особая таинственная энергетика. Больше всего мне нравится работать с птицами. Я делаю целые компози- ции с пернатыми. Могу, например, включить в них несколько уток, которые садятся на имитированный во- доём, — рассказы- вает художник. Чучела Игоря Пилюгина не раз выставлялись в областном краеведческом музее и собирали большое число зрителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz