Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Дочь, приняв заказ, даже отдыхать с дороги не стала: на два дня приехала —много чего надо успеть… История рядовая, даже заурядная. Так обычно они и возвращаются (на время, конечно, на время) — го- родские, вчерашние про- винциалы. Помочь, одарить родню гостинцами, поси- деть за столом с разговора- ми. И, тихо прикрыв за со- бой дверь, уехать. Лариса, окоторойсказано выше, отправилась в Москву уже человеком состоявшим- ся: у неё был свой дом, муж, двое детей и престижная (по меркам района) должность. Но хотелось большего, и она рискнула. Напросилась стажёром в столичную газе- ту, показала себя и пошла по карьерной лестнице. Даже заработала на квартиру. Среди моих близких зна- комых — сразу два экс-ди- ректора задонских школ, ко- торые тоже уехали в столицу, причём в сильно зрелом воз- расте. Работают простыми педагогами, но не тужат, за- работки заметно отличаются от провинциальных. Вообще, зарплата — се- рьёзная мотивация. Причём заметьте, я привожу приме- ры не с молодыми да ран- ними, а уже состоявшимися профессионалами. Мой сосед, хороший сварщик и примерный се- мьянин, тоже устроился в московской школе, только охранником. А вообще поиск себя и заработка породил в про- винции такое явление, как вахта. У нас это началось с села Хмелинец, третьего по числу жителей в районе. Та- мошние мужчины выезжа- ют (или правильнее сказать, наезжают) в первопрестоль- ную помогать москвичам в благоустройстве —работают на уборочных машинах. За ними потянулись и другие. А сколько зрелых мужчин (каждый в своё время) стали городскими! Но Москва — не един- ственный пылесос по вы- качке из провинции рабо- чей силы. Город как таковой, как явление русской жизни, всегда взрастал и мужал за счёт провинции. В том же Липецке подавляющее большинство семей имеют сельские корни. Я помню картинку из деревенского детства. К нам в Поповку, что под За- донском, приезжал Дмитрий Николаевич Котельников, дальний родственник. Был он, кажется, мастером на НЛМЗ. Так вот, он сразу по приезде, сняв дорогой пи- джачок, валился в заросли полыни и кричал оттуда «Ах, хорошо!» Потом, уже за столом, он вспоминал свою деревеньку, босоно- гое, веснушчатое, с содран- ными коленками детство, и просил снять с гвоздя гар- монь. Сегодня он наверня- ка затянул бы современный шлягер: «Сам себя считаю городским теперь я. Здесь моя работа, здесь мои друзья. Но всё так же ночью снится мне деревня, Отпустить меня не хочет родина моя». Но многих всё-таки отпустила… Сегодня каждое утро в сёла района приезжают автобусы, в них садятся де- ревенские и едут в город на работу. Ясно, скотину они теперь не держат, огород не полют (да и когда?) и в по- греб не лезут — в холодиль- нике всё есть… Кто они теперь — го- родские или деревенские? Есть ещё одна категория городских-деревенских. Малочисленная, но влия- ющая на экономику, атмо- сферу и весь уклад сельской жизни. Это меценаты, вы- росшие когда-то в местных лопухах и совсем не сты- дящиеся своего прошлого. Это люди с совестью, умом, способностями и возмож- ностями. Москвич Алек- сей Вадимович Шкрапкин на своей малой родине в Скорняково возродил, со- здал одно из лучших «дво- рянских гнёзд» в России. Алексей Григорьевич Юров вернулся из столицы в свою Введенку и построил на хлевенской земле ярмо- рочный комплекс, магази- ны, крупную автостоянку, СТО и, пожалуй, лучшую в регионе гостиницу. Вот их отпустить родина точно не хочет. Чему они и рады. ДОКУМЕНТЫ Сегодня в рубрике «Официальный отдел» продолжа- ется публикация законов и постановлений, принятых на двадцать четвёртой сессии Липецкого областного Совета депутатов. В номере также размещены указы губернатора Ли- пецкой области, постановления правительства Липецкой области и ведомственные приказы. Читайте на 7–62-й стр. • Международный день света. Установлен в годовщи- ну первого успешного при- менения лазера в 1960 году. • Православная церковь почитает память мучеников Тимофея и Мавры, пре- подобного Феодосия, игу- мена Киево-Печерского. По народному календарю Мав- ра Рассадница. В этот день высаживали рассаду капусты и семена овощей. ЕЖЕДНЕВНИК ДАТЫ ИНТЕРЕСАМДЕРЕВНИ ОН ПОСВЯТИЛ ВСЮ СВОЮЖИЗНЬ… БЕХТЕЕВ ГОРДИЛСЯ РУССКИМ ЗЕМСТВОМ, В ОСОБЕННОСТИ ТЕМ, ЧТО ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО ДАЖЕ В УЩЕРБ СВОИМИНТЕРЕСАМ НАПРАВЛЯЛО ЗЕМСКИЕ СРЕДСТВА ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В ПОЛЬЗУ КРЕСТЬЯНСКОГО СОСЛОВИЯ В. Снежков ИМЕНА Соучредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел. 50-17-01. E-mail: info@idlipetsk.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. Главный редактор «Липецкой газеты» М.С. Абрамов. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел «ЛГ» — еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-23; 50-17-24; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20. Отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@idlipetsk.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объём 31 п.л. Тираж 5694. Еженедельный тираж «ЛГ» 25165 Отпечатано: в типографии ООО «Прайм Принт Воронеж», 394026, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Труда, 48Л. Зак. №3037. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Регистрационный номер ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приёмной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: • 203 года назад (1820) началась южная ссылка А.С. Пушкина (Кавказ, Крым, Ки- шенёв). Здесь были со- зданы поэмы «Кавказ- ский пленник», «Цыга- ны» и другие. • 127 лет назад (1896) в Санкт-Пе- тербурге, в саду «Ак- вариум», состоялся первый в России кино- сеанс. Публике были продемонстрированы короткометражные фильмы братьев Люмьер «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и «Прибытие поезда». Спустя два дня в городе был открыт первый отечественный стационарный кинотеатр. • 82 года назад (1941) была принята на вооруже- ние авиапушка ВЯ-23 конструкторов А.А. Волкова и С.А. Ярцева калибром 23 мм, не имевшая тогда ана- логов в мире. В годы Великой Отечественной войны стала оружием штурмовика Ил-2. За это изобретение авторам была присуждена Сталинская (Государствен- ная) премия. • 80 лет назад (1943) введён в эксплуатацию первый турбогенератор Красноярской ТЭЦ-1— сегодня одной из крупнейших тепловых электростанций Сибири. • 17 лет назад (2006) в Санкт-Петербурге спущен на воду корвет «Стерегущий» — головной корабль проекта 20380, разработанныйЦентральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (главный конструктор И.Н. Иванов). Предназначен для борьбы с надвод- ными кораблями и подводными лодками в ближней морской зоне, обеспечения ПВО, патрулирования прибрежных вод и артиллерийской поддержки дей- ствий морского десанта. В составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г. Сергей Бехтеев (1844 — 1911), общественный и госу- дарственный деятель, потомственный дворянин, дей- ствительный статский советник, поэт родился 179 лет назад в селе Липовка Елецкого уезда Орловской гу- бернии (сегодня Задонский район Липецкой области). В возрасте 12 лет он вступил в Морской кадетский корпус кадетом, через 6 лет, в 1862 году, был произведён в гардемарины и назначен на службу во флотский экипаж. Но уже в 1863 году Сергей Бехтеев вышел по болезни в отставку и занялся сельскохозяйственной и общественной деятельностью в родовом поместье Липовка. Избирался мировым судьёй, гласным земства (1865), уездным предводителем дворянства (1879 — 1892), постоянно заботился о нуждах крестьян, неоднократно обращался к правительству с докладными записками. Свой опыт ведения хозяйства обобщил в серьёзном труде «Хозяйственные итоги истекшего 45-летия и меры к хозяйственному подъёму», вышедшему в Пе- тербурге в 1902 — 1911 годах. Награждён орденами свя- того Станислава I и II степени, святой Анны I степени, святого Владимира II, III и IV степеней, памятными медалями. По информации parlib.duma.gov.ru, calendar.lib48.ru 6 № 5 0 (26646) «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» «Липецкая газета» с вами: ВК Дзен Телеграм восход: 4.24 закат: 20.11 долгота дня: 15.44 Луна в знаке Овна; убывает 16 мая (3 мая по ст. стилю), вторник Александр Косякин, обозреватель «Липецкой газеты» ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА КАТЕГОРИЯ ГОРОДСКИХ-ДЕРЕВЕНСКИХ. МАЛОЧИСЛЕННАЯ, НО ВЛИЯЮЩАЯ НА АТМОСФЕРУ И ВЕСЬ УКЛАД СЕЛЬСКОЙЖИЗНИ. ЭТОМЕЦЕНАТЫ, ВЫРОСШИЕ КОГДА-ТО В МЕСТНЫХ ЛОПУХАХ И СОВСЕМНЕ СТЫДЯЩИЕСЯ СВОЕГО ПРОШЛОГО О н сбивается с дороги, петляет, но неизбеж- но находит тропу, которая выводит его дальше. И вот на его пути очередной привал — в свет вышла но- вая книга с интригующим названием «Женщинам к просмотру не рекомендует- ся». В неё вошли четыре но- веллы, написанные Борисом в разное время. Но, по его словам, они имеют единую концептуальную основу. Что ж, давайте разбираться. Секрет названи˪ — Борис, ты говоришь, что концепция твоей новой книги связана с Родиной как вневременным, метафизиче- ским понятием. Есть в ней и одноимённая новелла. Однако называется книга по-другому. Почему не просто и понят- но — «Родина»? —Сейчас поясню. Изна- чально я вдохновился рома- нами Эмиля Золя и новелли- стикой Мопассана. Можно сказать, что французская литература подвигла меня написать о чём-то крайне важном, но имеющим отно- шение к собственной терри- ториальной принадлежно- сти и идентичности. Пиши о том, что хорошо знаешь или сильно любишь — это классическая формула для писателей. У меня здесь все сошлось вдвойне: я свою землю и люблю, и знаю. У Золя в романе «Конец земли» показано, что зем- ля — это вечная категория, она всех порождает, но она же и поглощает. Думая об этом, я пришёл к мысли, что для меня земля и Роди- на —это одно целое. Отсюда пришёл импульс написать большой роман с таким на- званием, как ты и сказал — «Родина». Я сочинил начало и кон- цовку, а вот середина никак не получалась. Пришлось роман отложить и переклю- читься на новеллу «Женщи- нам к просмотру не реко- мендуется» —этот замысел я тоже давно в себе носил. А в конце родилась идея сделать роман в новеллах, куда по- пала и зарисовка «Родина». Это нормально, когда изна- чальный план рушится, а на его руинах возникает нечто другое. Роман я разделил на четыре новеллы, связанные единой концепцией. Вот та- кая история создания книги. — Лично меня больше всех впечатлила новелла с хлёстким названием «Мразь». Она полна страданий, но в то же время и какой-то необъ- яснимой радости или даже восторга. Как она рождалась? — У меня был сосед — эксцентричный и яркий тип, алкоголик и дебошир. И он так привык, что все окружа- ющие называли его мразью, что сам себя так стал назы- вать. Это обидное слово ста- ло для него вторым, а может, и первымименем. Выглядело это диковато и странно: чело- век потерял абсолютно всё, дошёл до самого предела — горьковские персонажи из пьесы «На дне» просто отды- хают. Но этим он интересен, глубок. И вот один друг мне сказал: «А ты напиши про него». И я задумался. Так и родилась новелла «Мразь». Мне повезло с этим пер- сонажем, с его типажом, фактурой. Если хочешь, с драматургией всей его жиз- ни. Повезло, что я знал ис- торию этого бедолаги. Это дало и объём, и глубину, и трагизма прибавило. Вот ещё что: в каком-то смысле, как мне думается, прикос- новение ко дну равносиль- но контакту с небесами. Как раз эту вот «небесность» мы видим в самых отвратитель- ных персонажах Достоев- ского, Чехова, Толстого. Да, вот так это работает. Как бы через наоборот. Правда о человеке — И от этого персонажа всего один шаг до героев вто- рой новеллы книги — «Дом рабочего посёлка». И снова такое же впечатление — при- ятного во всём этом мало, но приятного… много! Как так вышло? — «Дом рабочего посёл- ка» вырос как раз из того, что имелось в первоначаль- ном замысле романа «Ро- дина». Эта вещь о том, как родственники делят роди- тельский дом. И, я считаю, эта неоднозначная ситуа- ция — просто находка. Все эти ссоры, недопонимания, скандалы, пересуды. Согла- сись, когда люди делят что- то с их точки зрения сильно ценное, в этом раскрывает- ся целый калейдоскоп эмо- ций, проступает «правда о человеке». И вот уже всеми уважаемая учительница ока- зывается склочной сканда- листкой, а интеллигентный врач готов обмануть родно- го человека — брата, сестру, тётку, неважно — ради трёх пыльных квадратных мет- ров. Это я сейчас не о своих персонажах, а о метаморфо- зах, которые присущи лю- бой делёжке, будь то в про- винциальной глуши или в элитных кварталах столицы. Мне показалось интерес- ным раскрыть жизнь одно- го рабочего посёлка через перераспределение имуще- ства в одной семье. Кроме того, здесь тоже метафоры зарыты — пока живы дед и бабка, семья как-то ещё дер- жится приличий, а вот когда старики умирают — более молодые пускаются кто во что горазд. Так и со страной. Пока живы деды, мы ещё помним и про Гагарина, и проПобеду. А начинают ухо- дить, слушаем Инстасамку какую-нибудь, ведь больше некому нам ремня всыпать. Театральна˪ тема — Борис, теперь вопрос о «театральности» твоего твор- чества. Две предыдущие кни- ги—романы «Завлит» и «ДК» напрямую касались жизни те- атра. Ты показывал её изну- три, снаружи, с разных пози- ций. Почему в «Женщинам к просмотру не рекомендуется» эта тема снова звучит? Неу- жели в двух предыдущих кни- гах ты что-то недосказал? — Всё получилось само собой. Оказалось, что глав- ный герой должен быть ре- жиссёром — это идеально ложилось в сюжет. Далее сложилось ещё лучше, сра- ботало на внутренний кон- фликт: главный герой зани- мается постановкой одной классической пьесы, где показана любовь пафосная, наигранная и формальная, но в итоге ставит он дру- гую — более реалистичную, основанную на личном опы- те. Ведь в его собственной жизни примерно в то же время разворачивалась на- стоящая, подлинная драма. Я не хочу сказать, что теат- ральная классика проигры- вает реальной жизни, вовсе нет. Просто реальность мы переживаем по-настояще- му, на собственной шкуре. Орфей — это герой древне- греческого мифа. Моя же книга о проблемах дня сегодняшнего — о тебе, обо мне, о соседях и друзьях. У Орфея ничего не болит, он воздушный и возвышенный. Когда у тебя на душе скребут кошки, а на них в то же вре- мя ещё и собаки лают — это совершенно иное. Это я и пытался показать. — И у тебя получилось. Это редкая удача: планировал одно — написал другое, а вы- шло столь убедительно, слов- но так и задумано. Но знаешь, после прочтения твоей книги в душе остаётся много печали. — Это так. Действитель- но, грустно. Но и светло, со- гласись. Ведь Родина — это что-то космически огром- ное, что никак нельзя выра- зить окончательно, любые эпитеты и прилагательные будут лишь частью, как бы красиво они не выстраи- вались в предложения. И я буду очень рад, если чита- тель сам попробует сфор- мулировать для себя, пере- осмыслить — что же это такое? Мёртвое ли это пла- катное слово или всё-таки то, перед чем мы стоим в не- мом оцепенении. Каждый должен решить. Но моё мне- ние, что Родина — это про эмоции, а не про разум. И спектр их довольно велик. А печаль… она от того, что ве- ликое мы всё время познаём через малое — и сами знаем об этом. На то мы и люди, а не боги. Так и должно быть. Фото Александра Юшкова Из столицы в Задонск под Пасху приезжала коллега (она когда- то работала в районке). Визит не был гостевым, надо было помочь родне убрать могилки. Матери дома не оказалось. Созвонились, и мать по-деловому выдала задачуǣ «Грабли в чулане». ОТПУСТИТЬ МЕНʶ НЕ ʬОЧЕТ РОДИНА МОʶ КАК ПОЗНАТЬ ВЕЛИКОЕ ЧЕРЕЗ МАЛОЕ Если сравнить писателя Бориса Бужора с туристом, то он представляется путником, который в одиночестве пробирается сквозь чащи, валежник и бездорожье, уверенно продвигаясь впер̦д и вверх к каким-то дал̦ким горным вершинам, истово веря, что ̝то не воздушные замки. Роман Богословский Я НЕ ХОЧУ СКАЗАТЬ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНАЯ КЛАССИКА ПРОИГРЫВАЕТ РЕАЛЬНОЙЖИЗНИ. ПРОСТО РЕАЛЬНОСТЬ МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ ПО-НАСТОЯЩЕМУ. МОЯ КНИГА О ПРОБЛЕМАХ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО — О ТЕБЕ, ОБОМНЕ, О СОСЕДЯХ И ДРУЗЬЯХ РОДИНА — ЭТО ЧТО-ТО КОСМИЧЕСКИ ОГРОМНОЕ, ЧТО НИКАК НЕЛЬЗЯ ВЫРАЗИТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО, ЛЮБЫЕ ЭПИТЕТЫИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ БУДУТ ЛИШЬ ЧАСТЬЮ, КАК БЫ КРАСИВООНИ НИ ВЫСТРАИВАЛИСЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ. И Я БУДУ ОЧЕНЬ РАД, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ САМПОПРОБУЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ДЛЯ СЕБЯ, ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ — ЧТОЖЕ ЭТО ТАКОЕ? «Горец». Рисунок (1852) Алексея Чернышёва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz