Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
31 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» ʩв˙˛ˢе˜тв˙ 11 / 05 / 2͟ В асилий Шевченко од- нажды сказал: «Живо- пись — это диалог со зрителем. Любой цвет может говорить, кричать, петь. Мой любимый цвет — крик». Худож- ник, увидевший войну своими глазами, иначе воспринимал жизнь, даже мирные картины у него порой напитаны кровавой гуашью. На фронт будущий живопи- сец попал в 17 лет, но возраст не помешал ему проявить смелость в бою. Много раз пуля пролетала мимо, но всё же настигла его в 1945 году под Кёнигсбергом. С тяжелейшим ранением Василия Шевченко доставили в госпи- таль. Он перенёс многочислен- ные операции, сражаясь за свою жизнь так же отчаянно, как и за Отечество. Оказавшись однажды на лечении в Липецке, художник решил навсегда остаться в по- любившемся городе с семьёй. Именно здесь он самостоятель- но учился живописи, с каж- дым годом оттачивая своё ма- стерство, и добился мирового признания. Василий Шевченко написал тысячи картин, кото- рые разошлись по всему свету и хранятся теперь в музеях США, Испании, Германии, Италии и Японии. Выставку «Читаю жизни книгу» (6+) составили его ра- боты из частной коллекции, которые не выставлялись более 30 лет. Большинство из них ли- пецкий зритель увидел впервые. Координатор экспозиции Ма- рия Одинг рассказала журнали- стам «Липецкой газеты» о све- тоносном искусстве творца, восставшего против мрака. Не признавал ˣаблонов Не зная ничего о стиле Васи- лияШевченко, можно подумать, что это выставка группы худож- ников. Картины совершенно не похожи одна на другую: здесь и реалистичные работы, и наив- ные изображения, напоминаю- щие детские рисунки, и сюрре- алистические эксперименты в духе Сальвадора Дали. —Шевченко никогда не при- держивался шаблонов, которые могли бы ограничить его полёт фантазии. Каждая идея была для художника новым вызовом, на который он оригинально и остроумно отвечал, —рассказы- ваетМария Одинг, прогуливаясь с нами среди полотен, складыва- ющихся в яркий калейдоскоп. Экспозиция не состоялась бы без помощи московского кол- лекционера Ивана Сорокина. Он предоставил организаторам неизвестные работы Шевчен- ко, которые приобрёл когда-то у фотохудожника Ирины Стин. — Рассмотрев однажды в художнике самобытный талант, она постоянно рассказывала о нём в статьях и даже иницииро- вала съёмки фильма о липецком мастере. Шевченко передал ей множество своих работ, которые она бережно сохранила, — гово- рит Мария. Лоˣадь в картинно˔ раме Несмотря на тяжёлую судьбу, большинство работ художника очень яркие и жизнеутвержда- ющие. — Родившись в деревне, он с особым трепетом относился к природе. Предметом художе- ственного взора Шевченко не раз становились как дикие, так и домашние животные, которых он писал с большой теплотой. Одним из примеров служит по- лотно, на котором изображена лошадь, просунувшая голову в картинную раму, — утверждает Мария Одинг. Природа на картинах ху- дожника — это естественный для людей окружающий мир, пространство света и добра. Но иногда именно флора и фауна оказываются маркером безот- ветственности и преступности человека. — Вот, например, графиче- ский лист под названием «Ок- купация 1941», — Мария оста- навливается возле картины с деревенским домиком: его двор залит кровавой краской, на фоне которой видны силуэты домаш- них животных. — Так художник показывает невыразимую ярость и непонимание чудовищных по- ступков немецких захватчиков. Мотив страдающих живот- ных часто выходит на первый план, когда Шевченко обраща- ется к теме войны. Красноречи- вее всего это выражено в карти- не «Молоко войны». Голодные, ослабшие люди из последних сил пытаются доить тощую ко- рову на фоне вечернего неба, вспоротого сочащейся раной за- ката. Бурёнка стоически терпит мучение, и в её непропорцио- нально больших человеческих глазах выражено бездонное горе. Только художник, переживший ужасы войны, мог бы изобразить этот отчаянный, но безропот- ный взгляд. lsвидел другими глазами Среди посетителей выставки наше внимание привлёк коротко стриженный молодой человек. Он остановился возле «Моло- ка войны» и долго глядел на картину, всматриваясь то ли во влажные коровьи глаза, то ли в истекающий кровью горизонт. Никита Федорчук, так парень нам представился, несколько ме- сяцев назад демобилизовался из армии, и творчество фронтовика оказалось очень созвучно с его мироощущением. — Сегодня произведения о войне снова оказываются акту- альны. Теперь многие фильмы, картины и книги, посвящён- ные событиям Великой Отече- ственной, я воспринимаю под новым углом, — задумчиво рас- суждает он. Фото Геннадия Логунова КАКОГО ЦВЕТА ВОʠНАǫ Сменя̞тся эпохи, но суть войны остаётся прежней Ȅ ей всегда сопутству̞т кровь, боль и сломанные судьбы. Что обычный человек может противопоставить этому апофеозу смертиǫ ʬудожник Василий ʯевченко ( 1 9 2 ͢ — 1 997 Ȍ, сражавшийся с фашистами, был уверен, что искусство спасает даже в самые страшные времена. Его творчеству посвящена экспозиция в Областном выставочном зале, приуроченная к годовщине Победы. Кирилл Меринов На выставке представлено более 7 0 графических и живописных работ художника. РАБОТЫШЕВЧЕНКО НАПОЛНЕНЫ СИМВОЛАМИ И АЛЛЕГОРИЯМИ. ЕГОФАНТАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НАСТОЛЬКО ДОСТОВЕРНЫ, ЧТО СТАНОВЯТСЯ ЧУТЬ ЛИ НЕ ПРЕДЧУВСТВИЕМ ГРЯДУЩЕГО Мария Одинг Открытие выставки состоялось в минувшую пятницу «Мелодия утра» «Солнце» «Поветрие»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz