Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

№ 49 ȋ͢͢͞͠͡Ȍ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 ʨлоˍо оˌо˒реˍˋтел˪ Я кинулся искать хотя бы один из этих экранов в Липецке. Еле нашёл. Ну, думаю, о билетике придётся по- заботиться заранее. Наверняка будет аншлаг. Но в кинотеатре кроме меня оказалось ещё три человека. Неужели фильм не получил- ся? Такое не исключено и при наличии любого звёздного актёр- ского состава. Да нет. «Русский крест» — яркое, заметное собы- тие. Но широкая аудитория его почему-то не заметила. Кому ˨то надоǫ Похоже, в 2023 году повто- ряется то же, что случилось в середине ельцинских 90-х, когда поэт Николай Мельников за- кончил поэму, положенную в основу сценария. Это воистину наследник по прямой Некрасова и Твардовского. Мельниковское стихотворение «Поставьте памят- ник деревне на Красной площади в Москве» — то ли гимн, то ли реквием, посвящённый участи русского крестьянства, нужно бы учить наизусть каждому русско- му, для кого Россия — Родина, а не «эта страна». Герой поэмы «Русский крест» также «бывший пахарь, бывший ухарь», а потом инвалид Иван Росток. Правую руку он потерял по пьяному делу, так что ему и лоб перекрестить нечем. И топит калека одиночество, тоску, смут- ное ощущение бессмысленности, никчёмности жизни в сивушном омуте. В фильме это передано жёстко, горько, выразительно. За окном каморки Ивана — забро- шенный храм. Взгляд обитателя убогого закутка скользит по нему привычно и равнодушно. После очередного запоя Иван тяжело валится на лежанку, в изголовье которой пыльные переходящие красные знамёна советских лет. А в стареньком телеке беззвучная реклама МММ. Но нежданно-негаданно с ним приключилось нечто не- обычное. Однажды, направляе- мый волею свыше, он взял поутру не похмельный стакан в руки, а топорик и начал сколачивать огромный деревянный крест. И потом, взвалив его на пле- чи, отправился по белу свету собирать деньги на возрожде- ние разрушенной церкви. Точь- в-точь, как дядя Влас у Некрасо- ва, искупающий пустое грешное существование служением вере. Поэт не зря наградил Ивана странной фамилией — Росток. Это, скорее, не фамилия, а де- ревенское прозвище. Прожив полвека, мужик всё ещё росток, чьи слабые корни не цепляются, не прорастают в землю, завещан- ную предками. Но вот душа его очнулась от скорбного бесчув- ствия и немоты, и он слышит от седого отшельника Федосея, что деды звались иначе. Они были не Ростки, а Ростовы. Только стать опять Ростовым, выпрямиться во весь рост — это надобно отрабо- тать, получить на то право. Несложно вообразить, как отнеслись к поэме тогдашние «властители умов», а заодно и хозяева либеральных СМИ. Подхихикивали и недоумевали. Кому интересен архаичный сю- жет возвращения блудного сына в лоно православия, к традици- ям Русского мира? На излёте XX столетия цивилизованный Запад двигался в противопо- ложную сторону. Он разрывал допотопные путы. Родина, народ, евангельские ценности воспри- нимал как нелепые абстракции. Есть лишь один символ веры — свобода личности. Без пределов, без запретов. Ни в чём нет греха. Хочешь поклоняться языческим истуканам — поклоняйся. Хо- чешь молиться сатане —молись. Хочешь подражать обитателям Содома и Гоморры— подражай, Бога-то нет, кара тебе не грозит. Патриотизм — последнее при- бежище негодяев. Глобализм — идеал и великая цель. Все под- чиняются командам и жестам всесильных гуру. Будь толерантен к чему угодно — от половых из- вращений до людоедства. Понятно, либеральной тусов- ке Мельников был ни к чему. Она его замалчивала. Мне повезло до- быть появившийся уже в 2006-м тоненький сборничек поэта. Книжечка выглядела жалко. Её выпустили благодаря Фонду свя- того князя Александра Невского. А напечатали, не удивляйтесь, в Издательском доме «Интеррекла- ма дизайн». Без выходных дан- ных, без указания тиража, зато с изрядным числом опечаток. Что, однако, не уменьшало мощного воздействия раскалён- ных, обжигающих строчек: Где вы, прадеды и деды? Где ты, род угасший мой? Что ж мне в жизни только беды? Что ж я брошенный такой? Поднимайтесь-ка стеною Все родные мужики, Полюбуйтесь-ка страною, Храмом, внуком без руки! — Вдруг Иван запнулся словом И наверх свой взгляд вознёс — Весь в крови, в венце терновом на него смотрел Христос… Несуˤи˔ к˛ест Наверное, такое же потря- сение испытал когда-то Эдуард Бояков. Он загорелся идеей пе- ренести поэму на экран. Затея сложная и рисковая. Но он издавна любил риско- вать. В его творческой биогра- фии хватает крутых поворотов и зигзагов. Ему доставалось за всевозможные авангардистские игры, а он возглавил академич- нейший МХТ имени Горького. Правда, и там начудил. Допу- стим, благословил скандальный дебют в «Доме Станиславского» Ольги Бузовой, выпестованной в «Доме-2». К тому же крепко обидел Татьяну Доронину, что спасала прославленную сцену в особенно тревожные времена. Сейчас, судя по всему, Бояков утратил вкус к эпатажу. Хотя его решение сохранить в кино прак- тически весь стихотворный текст Николая Мельникова по-боя- ковски дерзкое, эксперимен- тальное. Но он его блистательно реализовал. Идёт по зимнему снежному насту в летнем красном платье прекрасная женщина. Она и про- износит на протяжении полутора часов пропитанные болью, со- страданием, то негодованием, то надеждой строфы. А в последних кадрах мы видим: у неё за плеча- ми расправляются, распахивают- ся два белоснежных крыла. Кто это существо? Ангел Хранитель, который не уберёг погибшего в пути от рук подонков Ивана? Или хранитель, назначенный всегда, в любых обстоятельствах прибы- вать в стенах храма — пусть за- бытого, разрушенного, поруган- ного? Так или иначе, он дождался заветного срока: простившись с Иваном, односельчане взялись за восстановление церкви. На эту роль Бояков позвал Полину Чернышову. Её звезда ярко вспыхнула благодаря теле- сериалу по «Тихому Дону», где она сыграла Аксинью. Вообще режиссёр собрал и вдохновил отменную команду. Посмотреть фильм стоит хотя бы ради блистательной работы оператора Михаила Осадчего, чья камера летит над землёй, запечатлевая строгую, подчас суровую и неотразимую красоту русских просторов. А есть ведь ещё и музыка Тихона Хреннико- ва-младшего, правнука нашего знаменитого земляка, и группы Lavra. В ней звучит русская пе- чаль и русская бесшабашность, русская страсть и русское сми- рение. Увлёк Бояков и екатеринбург- ского предпринимателя Игоря Кудряшкина. Тот назван в титрах продюсером. То есть нашлись немалые средства, позволив- шие придать фильму эпический масштаб, поведать не только об Иване Ростке-Ростове, но и о России. А прокатчиков, судя по всему, энтузиазм Боякова не заразил. И поддержка Минкульта была нулевой. Начальникам от куль- туры нынче невдомёк, насколько необходим такой фильм, когда на Украине захватывают Киево- Печерскую лавру и другие пра- вославные храмы, под угрозой расправы отлучая людей от РПЦ. И, конечно, пальцем о палец не ударили для продвижения картины на ведущих телекана- лах. Да и с чего бы, допустим, Константину Львовичу Эрнсту помогать создателям «Русского креста», к тому же бескорыст- но? У него свои проекты. Их он вовсю и раскручивает. Нас ме- сяцами агитируют смотреть пер- вый снятый в космосе игровой фильм. Я не припомню столько восторгов по поводу запуска первого советского спутника и даже Гагарина. У других каналов свои фиш- ки. Взахлёб пиарят невиданное, грандиозное шоу «Маска». Аван- сом восхищаются размахом юби- лейных программ Киркорова, Валерии и «Авторадио». Что в сравнении с этими эпохальны- ми вехами какой-то «Русский крест». Один «Соловьёв Live» настойчиво и подробно расска- зывал о патриотическом фильме Боякова. Но этого было мало, чтобы о картине узнали все, кому она интересна. Между тем, она адресована и верующим, и неве- рующим. Каждому, кто понима- ет: православие строило Россию, формировало основы и смыслы для многих поколений. И его не перечеркнёшь небрежной ре- пликой об «опиуме для народа». По существу, новый фильм — развёрнутая метафора, объе- динение тех, кто верен стра- не независимо от религиозных убеждений. Обидно, что этот взгляд не разделяют в высоких кабинетах, обитатели которых могли бы повлиять на прокатную судьбу хорошего и очень нужно- го сегодня фильма. КАК ИВАН РОСТОК СТАЛ ИВАНОМ РОСТОВʲМ Есть Вера, Бог, Отечество и Ты! Лишь это русских делает народом! Николай Мельников Даже ̔ильм с Ми̕аилом Пореченковым в главной роли может идти, представьте, в пустом ̇але. Я свидетель. Режисс̦р картины «Русский крест» ʴдуард Бояков в интервь̞ телеканалу «Соловь̦в ĎěĊ» воодушевл̦нно прово̇гласилǣ после премьеры в столице ленту покажут на тысяче ̝крана̕ по всей Руси великой. Судьба отмерила по̝ту Никола̞ Мельникову всего ;ͺ лет жи̇ни, но он оставил нам прекрасну̞ лирику. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Николай Мельников. Картина Игоря Сушенка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz