Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
М ногие поколения меч- тателей задумывались над созданием меха- низма, способного выполнять тяжёлую работу за людей. Чело- векоподобные машины не раз становились темой фантастиче- ских романов и остросюжетных фильмов. Однако никто и пред- ставить не мог, что роботов мож- но будет встретить не только на сложных производствах, но и на занятиях для школьников. Пре- подаватель Центра техническо- го творчества «Новолипецкий» Данила Пчельников уверен, что сегодня азами кибернети- ки могут овладеть даже ученики начальных классов. Главное — найти к ним правильный подход. Пригодились ˣкольные награды Данила учился на третьем курсе физико-техническо- го факультета, когда в одном из студенческих чатов увидел объявление о наборе молодых преподавателей робототехники. Сразу вспомнил свои подрост- ковые годы и увлечение кибер- нетикой. В то время в Липецке этим необычным хобби можно было заниматься только в об- разовательном центре «Стра- тегия». Данила стал одним из первых учеников в этом направ- лении, а в 2013 году даже смог выйти в финал Всероссийской олимпиады школьников. Одна- ко в старших классах пришлось оставить увлечение и задуматься о поступлении в вуз. На первых курсах института тоже было не до кибернетики — учёба и рабо- та отнимали всё свободное вре- мя. Поэтому подвернувшееся предложение поделиться своими навыками с подрастающим по- колением и подзаработать ока- залось как нельзя кстати. — Я и раньше пробовал себя в педагогике — готовил школь- ников к ЕГЭ по физике и мате- матике в одном из образователь- ных центров. Но специалисты без опыта там получали очень низкую зарплату, поэтому через год уволился. А здесь и деньги хорошие, и сама робототехника мне очень интересна, — расска- зывает Данила. На собеседование он пришёл с грамотами, полученными ещё в школьные годы за победы в состязаниях по кибернетики. Центру как раз требовались увлечённые преподаватели, не понаслышке знакомые с пред- метом, поэтому его сразу взяли с испытательным сроком. Заинтересовал свободо˔ творчества Данила преподаёт робото- технику уже на протяжении двух лет и неплохо преуспел в своём деле. В прошлом году, например, занял первое место в городском конкурсе педагогов дополни- тельного образования «Дебют». Молодой человек считает, что заинтересовать подростков мож- но, только предоставив им сво- боду творчества. —Когда ко мне приходят но- вые ученики, я предлагаю зада- ние и даю им время подумать. Для многих становится шоком, что преподаватель не приходит на помощь по первой же прось- бе. Но мне важно, чтобы дети испытали восторг, самостоятель- но найдя решение, это даст им импульс к работе над собой, — делится секретами Данила. Такой подход уже не раз при- носил свои плоды. Ещё не было соревнования, на котором его ученики не заняли бы призового места. Такие конкурсы бывают двух видов — творческая кибер- нетика, в рамках которой ребя- та придумывают оригинальные аппараты, и бои роботов, где необходимо запрограммировать свою модель таким образом, чтобы она вытеснила соперника за пределы ринга. Кроме того, Данила ведёт ещё и курс проектирования 3D-моделей по чертежам. Для того, чтобы сделать объёмную деталь на компьютере, необ- ходима усидчивость и знание основ геометрии. Поэтому этим занимаются в основном ребята постарше. Многие из них уже задумываются о своём дальней- шем образовании. — Меня с детства интере- совало машиностроение, хоте- лось научиться читать чертежи. Поэтому и пришёл к Даниле в группу. Сначала занятия ка- зались очень сложными, хоте- лось даже бросить. Но сейчас я вижу результат труда – мне легко даётся геометрия и даже сложные вычисления. Думаю, полученные знания позволят без проблем поступить в техни- ческий университет, — расска- зывает ученик седьмого класса Николай Чернобай. Программист с руками скульптора Однако не подумайте, что 3D-моделирование ограничи- вается чертежами и точным рас- чётом. В нём есть место и полёту фантазии. Сергей Федоренко на своих занятиях умело сочетает технику с творчеством. Своих учеников он учит «лепить», как из пластилина, трёхмерных пер- сонажей в специальной про- грамме, а затем анимировать их или распечатывать на 3D-прин- тере. С детства Сергея тянуло к творчеству. Сначала занимался аппликацией в кружке декора- тивно-прикладного искусства, а затем самостоятельно научился лепить фигурки из полимерной глины. Окончив школу, молодой человек решил связать жизнь с не менее творческим направле- нием — программированием. Так бы и оставалось его увлече- ние хобби, если бы не занятия по компьютерному дизайну в университете. Для Сергея стало открытием, что навыки лепки можно успешно применять и в IT. Изучив множество видеоуро- ков в Интернете и потратив годы на практику, молодой человек стал неплохо ориентироваться в современных программах по 3D-моделированию. Поэтому, когда на первом курсе магистра- туры увидел вакансию в Центре технического творчества, не раз- думывая откликнулся. Бизнес с 3 Ǧпринтером Оказавшись впервые перед учениками, Сергей и подумать не мог, что свяжет свою жизнь с преподаванием. Не поверил бы, услышав, что станет одним из самых успешных педагогов дополнительного образования в области. Однако уже к 28 го- дам он победил в городском и областном конкурсах «Сердце отдаю детям» и дорос до долж- ности заместителя директора центра, но от преподавания не отказался. Более того, постоянно рас- ширяет спектр своей педагоги- ческой деятельности. Например, сейчас вместе с учениками он разрабатывает компьютерную игру в жанре фэнтези. Специ- ально для этого они уже сделали модель гоблина, который станет главным героем, набор одежды и оружия для него. Хотя игра и получается достаточно простой, работа над ней позволит детям увидеть все возможности 3D-ди- зайна. А некоторые из учеников уже на практике убедились в перспективности этого направ- ления. Так, десятиклассник Леонид Будюкин заработал свои первые деньги, воспользовав- шись знаниями, полученными на занятиях. — Родители подарили мне на день рождения недорогой 3D-принтер. С его помощью я делаю на заказ детали, которые не купишь в магазине. Такие услуги оказались очень востре- бованы в нашем городе. Всего за полгода я смог накопить себе на мощный компьютер, — рассказал Леонид. Фото Павла Острякова ИЗ ТЕʬНАʧЕʠ ȅ В ПЕДАГОГИ Оказывается, чтобы работать в сфере дополнительного образования, вовсе не обязательно оканчивать педуниверситет. Студенты ЛГТls препода̞т школьникам программирование, 3 Ǧмоделирование, робототехнику и другие технические дисциплины. Они рассказали нам, как хобби открыло им двери в педагогику. Кирилл Меринов КОГДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОБОТА НЕ ХВАТАЕТ ДЕТАЛЕЙ, НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ 3D-ПРИНТЕР. УДОБНО, ЧТО МОЖНО СОЗДАТЬ ТРЁХМЕРНУЮМОДЕЛЬ ЛЮБОГО МЕХАНИЗМА И РАСПЕЧАТЬ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ МАСТЕРСКОЙ Данила Пчельников, преподаватель Центра технического творчества «Новолипецкий» Данила Пчельников обьясняет, Вместе с учениками Сергей Федоренко «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 11 / 05 / 2͟ ʡа˕ ˑ˓в˱ˣ˧ǡ м˙л˙ˏ˱ˑ˧ǫ 9 как создавать 3D-модели по чертежам разрабатывает новую компьютерную игру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz