Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
турами ? Тогда и от птицы - тройки надо из - бавиться ? И от крестьянки с трудоднями ? Есть и другие трудности . Фондов в музее много , а хранить их негде . Что - то постра - дало из - за дождей в тот период , когда силь - но протекала крыша . Спонсоры крышу починили . Сейчас главная проблема ó рассыпалась дорож - ка во дворе . И стёкла витражные надо бы заменить . Но как это сделать , не повредив хрупкие экспонаты ? Тут уже не ремонт требуется , а реставрация . Отоˌра˖˓ ! мо˖оток Много лет на здании была надпись : ´ От Покрова дня 14 октября 1967 г . музей - усадьба ´ Край Долгоруковский ª созидает поклонение людям , свершениям , при - роде ª . Так оно и есть . Здесь не только со - брание краеведческих редкостей . Кувшин VIII века , кости мамонта , шерстистого носорога . Или клад , найденный на одном из приусадебных участков . По - видимо - му , 364 медные монеты были припрятаны перед нашествием Наполеона . Особое место в музее отведено Козьме Пруткову . И не удивительно . Ведь этот вымышленный персонаж ó родом из здешних мест . Авторы Козьмы ó бра - тья Жемчужниковы и Алексей Толстой , придумали этого мыслителя в деревне Павловке , находившейся в нескольких километрах от села Вязовое . Мне посчастливилось однажды побывать на экс - курсии Ивана Алексан - дровича . Каждому экспо - нату он давал слово . ´ Вот литерат урная скульптура . У Михаила Афанасьевича Булгакова Маргарита летает на метле и бьёт стёкла . Мы дали ей свечу , отобрали молоток . Не женское дело ó хулиганить . Пусть работает Мастер , а она рядом , со свечой ª , ó рассказывал он . Христенко сам был необычным и в чём - то похожим на Козьму Пруткова . Такой же острый на язык , разговаривал афоризма - ми . Человек энциклопедического образо - вания и склада ума , он сыпал цитатами из произведений Тургенева и любимого Льва Толстого . Что - то из задуманного им нам только предстоит постичь и расшифровать . Центральное место в картинной галерее Иван Александрович отвёл самодельной птице , скованной цепями . Это олицетво - рение природы . Последние годы повторял : ´ Концепция музея ó спасение человече - ства через спасение природы . Загубим её ó всё остальное не будет иметь смысла ª . Октябрю ó подарок Елецкого района Долгоруковскому . Потом были военные каски , медали и многое другое . Кропот - ливая работа в архивах . Музей пережил несколько переездов , перестроек и даже вынужденный перерыв в работе . Сегодня десять залов и картинная гале - рея вновь открыты к посещению . Герои ó выдуманные или реальные исторические персонажи ó предстают в виде причудли - вых инсталляций , скульптур , барельефов . Ни одной случайной детали , даже если поначалу так не скажешь . Иван Алексан - дрович составлял экспозиции исходя из своего отношения к людям и событиям . Болезненно переживал распад Советского Союза . Не любил Горбачёва и Ельцина . Так ещё в начале девяностых появилась инсталляция из папье - маше с американ - цем , положившим ноги на перестройку , и первым Президентом России , от ударов теннисной ракетки которого разлетелась и КПСС , и могучая держава . Практически всё здесь построено его руками . Высота потолков такая , что слож - но представить , как будучи уже не мо - лодым Иван Александрович умудрялся управляться в одиночку . Экспозиция создавалась из того , что было под ру - кой : бумага , металлолом , глина , фольга , канцелярский клей . Нужные материалы присматривал повсюду . Не гнушался ис - кать на свалках . Около 15 макетов не соответствуют нормам пожарной техники безопасно - сти . Но как быть с бумажными скульп - В˚еремеˣку ˜ аˍангардом Обязательно стоит посетить залы трёх русских революций , советских пятиле - ток , Сергия Радонежского , посвящённый защитникам Руси . В каждом можно за - держаться надолго , пристально всматри - ваешься в экспонаты . Отдельный зал музея посвящён Великой Отечественной войне . ó Часть района была оккупи - рована . Вот справка Миноборо - ны . Поражаешься , как можно было за день с небольшим подтянуть громадные резер - вы дивизии Юго - Западного фронта и отсюда двинуть в наступление ? ó рассказыва - ет Надежда Крюкова . ó Вот портрет разведчика Ивана Пашкова . Того самого , кото - рому Алексей Сурков посвятил балладу . Двор музея ó его продол - жение . При входе ó колоколь - ня Козьмы Пруткова . И он сам здесь же . Высоко сидит , взгляд направлен в сторону деревни Павловки . Напро - тив Козьмы скала - сарай с обозначениями грандиозных битв ó поле Куликово , Бороди - но , Грюнвальд , Полтава . Чуть поодаль ´ Приют Боярыни Морозовой ª ó простой сарай с набором утвари . В музее можно встретить всё что угод - но . Например , иконостас - инсталляцию . По сути это история и выставка достиже - ний района вперемешку с авангардным искусством . Всё очень насыщенно , не как в привычном краеведческом , труд - но выцепить и сконцентрироваться на чём - то одном . Фотографиями не пере - дать объёмные скульптурные компози - ции и особую обстановку . И душевность , с которой нынешняя хранительница и директор музея Надежда Крюкова ведёт экскурсии . Фото Павла Острякова и из архива музея усадьбы ´ Край Долгоруковский ª Крестьянка из папье - маше под названием ´ Трудодень ª . Каждый колосок олицетворяет бесплатные трудодни в колхозе П роработав директором музея бо - лее 30 лет , он передал этот пост дочери , а сам стал простым му - зейным смотрителем . Но на объёме его работы это никак не отразилось . Слово ´ надо ª всегда было объяснением причи - ны нескончаемых дел . Приезжающие в то время туристы , тактично здороваясь с встречающими их сотрудниками , шли к Ивану Александровичу . Последние восемь лет своей жизни из - за болезни он не мог находиться в музее . Но ценными советами всегда помогал , охотно брался за научную работу , ждал за - даний и незамедлительно их выполнял , не имея под рукой справочных материалов . И˒ ˌумаг˓ ˓ г˖˓н˦ Мог ли выпускник МГУ , блестящий юрист и адвокат предполагать , что станет заведовать музеем ? Но поручение райко - ма партии к исполнению принял . Первым экспонатом стал памятный значок 50 лет "#!$!%&!$"' ʣː˜˝˙ ˚˛˓˝˪ˑː˘˓˪ ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 27 Типичный краеведческий — ̝то точно не про музейǦусадьбу «Край Долгоруковский». Сказочный теремок снаружи. АртǦ̕аус во дворе. Он и внутри таков, что шаг за шагом о̙у̙ение нереальности лишь усиливается. ʣожет, потому, что часть ̝кспонатов — дело рук Ивана Александровича ʬристенко, человека неординарного. Создателя и ̕ранителя музея. Марина Кудаева ПО СЛЕДАʣ КОЗʳʣʲ ПРlsТКОВА ШТРИХИ БИОГРАФИИ Иван Христенко (1930ó 2021) родился в селе Прихидьки Полтавской области . Школу окончил на Дальнем Востоке , педагогическое училище ó в Татарстане , высшее образование получал на юридическом факультете МГУ . С 1958 года ра ботал в Липецкой областной коллегии адвокатов . С 1967 по 2000 год ó директор историко крае ведческого музея ´ Край Долгоруковский ª . Автор пьес , статей , новаторских экспозиций . Заслужен ный работник культуры России (1994). Награждён медалями ´ За доблестный труд ª , ´ Ветеран труда ª . Музей усадьба ´ Край Долгоруковский ª Надежда Крюкова продолжает дело отца Двор музея ó его продолжение . При входе ó колокольня Козьмы Пруткова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz