Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʩв˙˛ˢе˜тв˙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 №ʹͳ (26639) ЭТА ВЫСТАВКА — ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШЕЙ ПРОШЛОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОБ ИСКУССТВЕ 60— 80-х ГОДОВ. НА НОВОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ХУДОЖНИКИ НЕ ТОЛЬКО ПРОТИВОПОСТАВЛЯЛИ СЕБЯ ТРАДИЦИИ, НО И АКТИВНО ОБРАЩАЛИСЬ К ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ Ольга Буева КУЛЬТУРНЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ Спросив у двух человек о том, какими были 9 0 Ǧе в России, можно получить противореча̙ие друг другу ответы. Даже художники видели эти времена поǦразному. Выставка в областном художественном музее служит лучшим тому подтверждением. Кирилл Меринов П оследнее десятилетие XX века — один из са- мых сложных и неодно- значных периодов в новейшей истории. Часто 90-е называют «лихими» или даже «кровавы- ми». И действительно, с одной стороны, страна переживала ко- лоссальный разгул преступности, внутренние военные конфлик- ты и экономический кризис. С другой, именно этот период дал второе дыхание российскому ис- кусству. Сквозь обломки «желез- ного занавеса» в страну хлыну- ла яркая и такая необычная для советского человека западная культура. Живописцам откры- лась возможность творить без оглядки на государство и Союз художников, появились первые частные галереи и коммерческие выставки. Из подполья вышли целые направления, считавшиеся когда-то маргинальными. Своё развитие получили абстрактные формы искусства и инсталля- ции — композиции, созданные из готовых материалов и форм. Именно этому непростому периоду времени посвящена вы- ставка «Культурная среда. 90-е». Побывав на ней, журналисты «Липецкой газеты» окунулись в пёструю атмосферу малиново- кровавых пиджаков, угольно- чёрных иномарок, серых будней и светлых надежд на грядущие перемены. Цветы из строительной ˨мали Нашим гидом в абстрактных хитросплетениях современного искусства стала директор об- ластного художественного музея Ольга Буева. Говорить о культу- ре 90-х она может часами, ведь и сама встретила рассвет новой эпохи, будучи молодым живо- писцем. — Я помню, как впервые почувствовала то самое голово- кружение от перемен. Пришла в гости к художнику Косте Мала- хову, а у него на столе альбомы Сутина, Миро, Филонова… Это сейчас кажется обыденностью, но тогда я была потрясена! — рассказывает она. Прогуливаясь с нами по выставочным залам, Ольга Буева вновь и вновь восхищается необыкно- венными находками ма- стеров. — Вот картина Сергея Бугровского «Сирень», — указала она.—Видите, как ювелирно выполнены со- цветия? А художник даже не приложил к этому своей кисти. Он вылил на холст строительную эмаль и до- ждался, пока она засохнет. Получилась невероятно фактурная и даже реали- стичная ветвь сирени. Выставка вкл̞чает 11 3 экспонатов, выполненных в различных техниках: живопись, гра̔ика, скульптура. Такие опыты были совсем не редки. Художники эксперимен- тировали не только с содержа- нием, но и с материалами. Ис- пользовали техническую смолу, добавляли в краску спички, га- зетную бумагу, стараясь добить- ся необходимого объёма. Буду сам сеˌе художником — А это Юрий Татьянин, «Книгопродавцы», — рассказа- ла Ольга Буева, остановившись возле примитивно изображён- ных разноцветных человеч- ков. — В 90-е он сам торговал книгами на рынке, так многие пытались заработать себе на хлеб. Свободное время Татья- нин часто проводил в компании местных живописцев. Однажды Юрий сказал нам: «Знаете, я прочитал в книге, что каждый сам себе художник. Вот и буду теперь художником». И не соврал. Не учившись нигде живописи, Юрий Татья- нин стал известен как яркий представитель нонконформиз- ма. Его картины—концентриро- ванная смесь лубка, примитива и авангарда. Художник одним из первых в Липецке попробовал себя в инсталляциях. В подвале областного выставочного зала он организовал выставку «Новые национальные герои» с могил- кой Чука и Гека посреди изоб- ражений персонажей западной массовой культуры. Оˌразы из глуˌин вооˌражения Больше всего взглядов при- тягивала к себе масштабная абстрактная работа на втором этаже выставочного зала. Забыв о существовании границ, часть картины вырвалась за пределы холста и расползлась по стене. Возле экспоната стоял седово- лосый мужчина и внимательно рассматривал полотно, будто хо- тел что-то добавить в него. Мы спросили у Ольги Буевой, кто автор этой необычной картины. — Так вот же, зна- комьтесь, Олег Кузин, — сказала она и подвела нас к художнику. Мастер лю- безно согласился расска- зать немного о своём творчестве. Путь в живописи он начал ещё в 80-е годы. Окончив Московское художественное учили- ще, молодой, готовый к дерзким экспериментам Олег Кузин вернулся в родной Липецк. Одна- ко ни местная публика, ни другие художники не были готовы принять его абстрактные картины. — В то время в Ли- пецке со всех сторон слышалось имя лишь одного ма- стера — Виктора Сорокина. Это прекрасный художник, я не спо- рю. Но его традиционный под- ход к живописи был скучен для меня, — рассказал Олег Кузин. В своём творчестве он стре- мится не изобразить окружа- ющую реальность, а запечат- леть выхваченные из глубин воображения образы. Поэтому на холстах Кузина невозмож- но увидеть чего-то кон- кретного. Чаще всего это карусель цветов и форм, изображающих то, что и представить нельзя — только почув- ствовать на кончиках пальцев. — Я постоянно слы- шал от более опытных коллег, мол, рисовать нужно непременно с на- туры, потому и в Союз художников меня не принимали. А иначе заработать живописцу было невозможно, — продолжал он. И только после 1985 года положение дел начало посте- пенно изменяться. Вместе со знакомыми художниками Олег Кузин создал кооператив «Арт». Они получили возможность самостоятельно искать заказы и рисовать то, что приносило им удовольствие. А в 1988 году даже организовали свою первую выставку, арендовав местный выставочный зал. Экспозицию посетили рекордные шесть ты- сяч зрителей! О 90-х художник вспомина- ет с особым теплом. В это время в стране оказалось множество иностранцев, увлекающихся искусством и готовых отдавать за картины немалые деньги. Аб- страктные работы Кузина и его друзей выставлялись в крупней- ших галереях Москвы, художни- ков приглашали в Швейцарию, Португалию, Швецию. — К сожалению, сейчас массовый зритель не готов пла- тить за абстрактную живопись. Покупают худо-бедно, но спрос постоянно падает, — горько усмехнулся художник. — Прихо- дится всё чаще обращаться к кон- кретным формам, делать работы более понятными для публики. ФотоОльги Беляковой Олег Кузин стал известен благодаря своим абстрактным полотнам Николай Климов. «Ольга» (1988) Александр Сорочкин. «Осенний мотив» (1993)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz