Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ʩв˙˛ˢе˜тв˙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 №ʹͳ (26639) ЭТА ВЫСТАВКА — ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШЕЙ ПРОШЛОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОБ ИСКУССТВЕ 60— 80-х ГОДОВ. НА НОВОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ХУДОЖНИКИ НЕ ТОЛЬКО ПРОТИВОПОСТАВЛЯЛИ СЕБЯ ТРАДИЦИИ, НО И АКТИВНО ОБРАЩАЛИСЬ К ПРЕДШЕСТВЕННИКАМ Ольга Буева КУЛЬТУРНЫЕ ДЕВЯНОСТЫЕ Спросив у двух человек о том, какими были 9 0 Ǧе в России, можно получить противореча̙ие друг другу ответы. Даже художники видели эти времена поǦразному. Выставка в областном художественном музее служит лучшим тому подтверждением. Кирилл Меринов П оследнее десятилетие XX века — один из са- мых сложных и неодно- значных периодов в новейшей истории. Часто 90-е называют «лихими» или даже «кровавы- ми». И действительно, с одной стороны, страна переживала ко- лоссальный разгул преступности, внутренние военные конфлик- ты и экономический кризис. С другой, именно этот период дал второе дыхание российскому ис- кусству. Сквозь обломки «желез- ного занавеса» в страну хлыну- ла яркая и такая необычная для советского человека западная культура. Живописцам откры- лась возможность творить без оглядки на государство и Союз художников, появились первые частные галереи и коммерческие выставки. Из подполья вышли целые направления, считавшиеся когда-то маргинальными. Своё развитие получили абстрактные формы искусства и инсталля- ции — композиции, созданные из готовых материалов и форм. Именно этому непростому периоду времени посвящена вы- ставка «Культурная среда. 90-е». Побывав на ней, журналисты «Липецкой газеты» окунулись в пёструю атмосферу малиново- кровавых пиджаков, угольно- чёрных иномарок, серых будней и светлых надежд на грядущие перемены. Цветы из строительной ˨мали Нашим гидом в абстрактных хитросплетениях современного искусства стала директор об- ластного художественного музея Ольга Буева. Говорить о культу- ре 90-х она может часами, ведь и сама встретила рассвет новой эпохи, будучи молодым живо- писцем. — Я помню, как впервые почувствовала то самое голово- кружение от перемен. Пришла в гости к художнику Косте Мала- хову, а у него на столе альбомы Сутина, Миро, Филонова… Это сейчас кажется обыденностью, но тогда я была потрясена! — рассказывает она. Прогуливаясь с нами по выставочным залам, Ольга Буева вновь и вновь восхищается необыкно- венными находками ма- стеров. — Вот картина Сергея Бугровского «Сирень», — указала она.—Видите, как ювелирно выполнены со- цветия? А художник даже не приложил к этому своей кисти. Он вылил на холст строительную эмаль и до- ждался, пока она засохнет. Получилась невероятно фактурная и даже реали- стичная ветвь сирени. Выставка вкл̞чает 11 3 экспонатов, выполненных в различных техниках: живопись, гра̔ика, скульптура. Такие опыты были совсем не редки. Художники эксперимен- тировали не только с содержа- нием, но и с материалами. Ис- пользовали техническую смолу, добавляли в краску спички, га- зетную бумагу, стараясь добить- ся необходимого объёма. Буду сам сеˌе художником — А это Юрий Татьянин, «Книгопродавцы», — рассказа- ла Ольга Буева, остановившись возле примитивно изображён- ных разноцветных человеч- ков. — В 90-е он сам торговал книгами на рынке, так многие пытались заработать себе на хлеб. Свободное время Татья- нин часто проводил в компании местных живописцев. Однажды Юрий сказал нам: «Знаете, я прочитал в книге, что каждый сам себе художник. Вот и буду теперь художником». И не соврал. Не учившись нигде живописи, Юрий Татья- нин стал известен как яркий представитель нонконформиз- ма. Его картины—концентриро- ванная смесь лубка, примитива и авангарда. Художник одним из первых в Липецке попробовал себя в инсталляциях. В подвале областного выставочного зала он организовал выставку «Новые национальные герои» с могил- кой Чука и Гека посреди изоб- ражений персонажей западной массовой культуры. Оˌразы из глуˌин вооˌражения Больше всего взглядов при- тягивала к себе масштабная абстрактная работа на втором этаже выставочного зала. Забыв о существовании границ, часть картины вырвалась за пределы холста и расползлась по стене. Возле экспоната стоял седово- лосый мужчина и внимательно рассматривал полотно, будто хо- тел что-то добавить в него. Мы спросили у Ольги Буевой, кто автор этой необычной картины. — Так вот же, зна- комьтесь, Олег Кузин, — сказала она и подвела нас к художнику. Мастер лю- безно согласился расска- зать немного о своём творчестве. Путь в живописи он начал ещё в 80-е годы. Окончив Московское художественное учили- ще, молодой, готовый к дерзким экспериментам Олег Кузин вернулся в родной Липецк. Одна- ко ни местная публика, ни другие художники не были готовы принять его абстрактные картины. — В то время в Ли- пецке со всех сторон слышалось имя лишь одного ма- стера — Виктора Сорокина. Это прекрасный художник, я не спо- рю. Но его традиционный под- ход к живописи был скучен для меня, — рассказал Олег Кузин. В своём творчестве он стре- мится не изобразить окружа- ющую реальность, а запечат- леть выхваченные из глубин воображения образы. Поэтому на холстах Кузина невозмож- но увидеть чего-то кон- кретного. Чаще всего это карусель цветов и форм, изображающих то, что и представить нельзя — только почув- ствовать на кончиках пальцев. — Я постоянно слы- шал от более опытных коллег, мол, рисовать нужно непременно с на- туры, потому и в Союз художников меня не принимали. А иначе заработать живописцу было невозможно, — продолжал он. И только после 1985 года положение дел начало посте- пенно изменяться. Вместе со знакомыми художниками Олег Кузин создал кооператив «Арт». Они получили возможность самостоятельно искать заказы и рисовать то, что приносило им удовольствие. А в 1988 году даже организовали свою первую выставку, арендовав местный выставочный зал. Экспозицию посетили рекордные шесть ты- сяч зрителей! О 90-х художник вспомина- ет с особым теплом. В это время в стране оказалось множество иностранцев, увлекающихся искусством и готовых отдавать за картины немалые деньги. Аб- страктные работы Кузина и его друзей выставлялись в крупней- ших галереях Москвы, художни- ков приглашали в Швейцарию, Португалию, Швецию. — К сожалению, сейчас массовый зритель не готов пла- тить за абстрактную живопись. Покупают худо-бедно, но спрос постоянно падает, — горько усмехнулся художник. — Прихо- дится всё чаще обращаться к кон- кретным формам, делать работы более понятными для публики. ФотоОльги Беляковой Олег Кузин стал известен благодаря своим абстрактным полотнам Николай Климов. «Ольга» (1988) Александр Сорочкин. «Осенний мотив» (1993)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz