Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʩенˏенˡ˓˓ 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 19/ 04 / 23 ИПОТЕЧНЫЙ МИНИМУМ Центробанк России намерен ограничить использование ипотечных программ с экстремально низкими ставками с 3 0 мая. Софья Смирнова Р ечь идёт о кредитах, пол- ная стоимость которых окажется ниже рыночной цены. Новшество коснётся и так называемой «ипотеки от застрой- щика». Ставки здесь, как прави- ло, составляют 0,1 процента. По мнению Центробанка, в случае с экстремально низкими ставками по ипотеке стоимость жилья завышается на 20 — 30 процентов самим застройщи- ком. Это создаёт угрозу рисков для покупателей и банков. Такие схемы подпадают под ограни- чения в первую очередь. Банки, которые выдали такие кредиты после 15 марта 2023 года, обяза- ны начать формировать допол- нительные резервы уже с 30 мая. Оˌманчивые ставки Потребность в жилье отно- сится к базовым: люди склонны удовлетворять её всеми доступ- ными способами, в том числе без учёта долгосрочных последствий своих решений. Они пользуются ипотечными программами, уве- личивая сроки и снижая ежеме- сячные платежи. При инфляции это выгодно. Как полагают эксперты, низкие ставки по ипотеке воз- никают за счёт увеличения стоимости жилья от рыночной цены примерно на 30 процен- тов. Если человек не рассчитал свои силы и хочет продать квар- тиру через год после покупки, это можно сделать только по рыночной цене. В результате заёмщики рискуют остаться должны банку те же 30 процен- тов от стоимости. Сегодня рынок восстанавли- вается, хотя, по мнению анали- тиков, экономическая ситуация в стране не предполагает высо- В сложившихся обстоятельствах, когда цена на новостройки взлетела, а качество ипотечных порт̔елей ухудшилось, решение Центробанка выглядит оправданным во избежание рисков возникновения «ипотечного пузыря». ОʯИБКИ «УМНЫХ» АВТОМОБИЛЕЙ В России намерены стандарти- зировать бортовую электронику в автомобилях. Правительство по- ручило проработать этот вопрос всем участникам рынка. Зачастую устройства в ки- тайских и других иномарках показывают данные иероглифа- ми, при этом сведения о маши- не передают непонятно кому и куда. Бесконтрольное исполь- зование информации третьими лицами чревато утечками, а вме- шательство в работу систем ав- томобиля — авариями и транс- портными локаутами огромных масштабов. Стандартизация бортовых компьютеров и систем передачи данных станет благом для владельцев авто, поскольку машины будет проще ремонти- ровать и страховать, считают эксперты. — Телеметрию на авто- транспорте обеспечивают спе- циальные программно-аппа- ратные комплексы, которые собирают данные о состоянии внутренних систем машины и передают их водителю, диле- ру, сервисным центрам. Одна из проблем, которую должна решить стандартизация, — ре- гулирование работы бортовых компьютеров поставляемых и собираемых в России инома- рок, — объяснил директор по аналитике АНО «Цифровая эко- номика» Карен Казарян. Эксплуатация таких ма- шин при отсутствии должного контроля может приводить к нарушению национальных ин- тересов России, поскольку ино- странные государства имеют доступ к информации о транс- портных потоках и состоянии окружающей дорожной инфра- структуры. Известно, что сей- час сервисные центры собирают сведения, которые без согласия собственника транспортного средства продаются третьим ли- цам. По словам Карена Казаря- на, стандарты для «умных» ав- томобилей уже приняты в ЕС и других странах, но в России пока наблюдаются трудности с самими бортовыми компью- терами. Прежде всего надо со- здать отечественные устройства, считает эксперт. Он также пола- гает, что для эффективной ра- боты телеметрии автотранспор- та необходимо вести диалог с автопроизводителями, чтобы для российского рынка в них изначально интегрировали уже готовые решения, которые бы подходили под отечественные стандарты. Национальное регулирова- ние сферы цифровых данных, в том числе на транспорте, од- нозначно необходимо. Если го- сударство намерено собирать информацию с устройств авто- мобилей, то желательно, что- бы они в переработанном виде возвращались на рынок. Тогда на их основе будут создаваться удобные для автомобилистов сервисы и продукты, сходятся во мнении многие эксперты. Валерий Кодачигов, Анастасия Львова Страница подготовлена в рамках совместного проекта газеты «Известия» и «Липецкой газеты» кого спроса на жильё. Он, соб- ственно, и не нужен. В сложив- шихся обстоятельствах, когда цены на новостройки взлетели, а качество ипотечных портфелей ухудшилось, решение Центро- банка выглядит оправданным во избежание рисков возникнове- ния «ипотечного пузыря». — Застройщики, особенно в сегменте комфорт- и бизнес- класса, завышают начальную стоимость на одну пятую или даже треть. Затем в рекламных проспектах активно продвига- ют «ипотеку от застройщика» по ставке до одного процента — таких в банках нет и близко, — считает заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко. По её словам, население обманывают такими низкими кредитами: стоимость вроде бы очевидна, переплата по займу небольшая. Но при сравнении с другими компаниями разница в цене бросается в глаза. — На плечи покупателей ло- жится переплата и долгосрочные риски, связанные с потерей здо- ровья или работы. В этом случае вторичное жильё становится вы- годнее новостройки, —поясняет специалист. —Часто решающим фактором покупки является не полная стоимость кредита, а бо- лее привлекательные ипотечные продукты: ставка 0,1 процента, или отсутствие первоначального взноса, или выплата только про- центов в течение первого года и прочие завлекающие условия, — добавляет она. Когда риски изˌыточны Текущую ситуацию на рын- ке жилой недвижимости нельзя назвать радужной, считает за- меститель директора Институ- та налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная. — Образовался дисбаланс: спрос, поддержанный пандеми- ей и льготной ипотекой, суще- ственно опередил предложение. Это привело к темпам роста цен на жильё, сильно опережающим инфляцию и оторвавшимся от реальных доходов населения. Уровень доступности недвижи- мости снизился. На этом фоне единственным инструментом поддержки роста цен на пер- вичном рынке оставались про- граммы с околонулевой ставкой. В итоге были сформированы избыточные риски для участ- ников рынка, потребителей и экономики в целом, — объясня- ет эксперт. Главная особенность таких предложений в том, что псев- донулевые ставки обеспечены в этих программах завышением цены квартир на 20 — 30 процен- тов относительно рыночных. — Единственная выгода для заёмщика — снижение размера ежемесячного платежа. Но од- новременно с этим покупатель и банк несут риски, связанные с невозможностью реализации квартиры по рыночной цене в случае необходимости. При этом происходит искусственный раз- гон цен, что несёт в себе риски уже для всей индустрии жилищ- ного строительства, — уверена Татьяна Школьная. Крупные застройщики по- нимали ситуацию и накопили подушку безопасности. Труднее обстоят дела у небольших регио- нальных компаний, которые сильнее зависят от стабильности рынка. — Чем дольше мы будем го- ворить о мерах поддержки в от- рыве от корректировки системы, тем в более трудную ситуацию мы будем себя загонять. Что- бы сделать жильё доступным и комфортным, нужно для начала чётко определить, что такое до- ступность и комфорт, начиная с качества планирования терри- торий, квартирографии и закан- чивая качеством строительства. Меры поддержки должны вся- чески стимулировать улучшение перечисленных показателей, а не их снижение. Инструменты для этого есть, нужна воля ре- гуляторов к их применению, — заключает она. Аналитики уверены: когда застройщики и продавцы умерят аппетиты, покупатели вернутся. Инициатива Центробанка поз- волит кредитным организациям увеличить на 30 — 50 процентов резервирование по объёмам та- ких кредитов. То есть риск будет нивелирован. Фото из архива редакции
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz