Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 13 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 38 /26634/7 АПРЕЛЯ 2023 1. Принять необходимые меры по обеспечению безопасности детей в стацио - нарных оздоровительных и палаточных лагерях . 2. Повысить охват детей всеми видами организованного отдыха . 3. Проработать вопрос о проведении специальных смен для детей с ограничен - ными возможностями здоровья , для детей из детских и молодежных общественных организаций , « трудных подростков ». 4. Рассмотреть вопрос о разработке программы , предусматривающей возмож - ность трудовой занятости в период летней оздоровительной кампании детей - си - рот , детей , оставшихся без попечения родителей . 2.4. Право на социальное обеспечение и социальное страхование На 6 % по сравнению с 2021 годом снизилось количество обращений граждан в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области по вопросам нару - шения прав и законных интересов семей с детьми в сфере социального обеспече - ния (2022 год – 52 обращения ; в 2021 году – 66 обращений ). Основной причиной обращений являлся отказ в предоставлении мер социаль - ной поддержки . При рассмотрении отдельных обращений по вопросам социального обеспече - ния требовалось не просто проведение разъяснительной работы и юридических консультаций , а системное межведомственное взаимодействие разных структур . Одним из самых злободневных вопросов являлся возврат ( сохранение ) мате - ринского капитала . В практике Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области были случаи , когда родители по объективным причинам не могли погасить кредит в банке ( ипотеку ) или по разным причинам сделка купли - продажи жилья признавалась недействительной . В этих случаях семья теряла и материнский капи - тал , и жилье . По нашему мнению , этим нарушается идеология материнского капи - тала , который предоставляется государством в целях повышения уровня благосо - стояния семьи . В связи с этим Уполномоченный по правам ребенка в течение года выступал с предложением возвращать семье сумму материнского капитала , который мог бы использоваться во благо детей в дальнейшем , даже при потере жилья . С целью определения механизма возврата ( сохранения ) материнского капитала , направ - ленного на улучшение жилищных условий , требуется внесение изменений в Феде - ральный закон от 29.12.2006 № 256- ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей , имеющих детей ». Также в отчетном периоде было установлено , что сумма выплат на содержание детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , лиц из их числа , об - учающихся в профессиональных образовательных организациях на контрактной основе значительно уменьшается , а студенты , фактически остаются без средств к существованию . В связи с этим , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области внес предложение об установлении дополнительной меры социальной поддержки лицам указанной категории в виде ежемесячного содержания в размере величины прожи - точного минимума . С этой целью требуется внесение изменений в Закон Липецкой области от 30.12.2004 № 166- ОЗ « О социальной поддержке обучающихся образо - вательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , в Липецкой области ». Таким образом , несмотря на широкий спектр оказываемых мер социальной поддержки , по - прежнему актуальным остается совершенствование федерального и регионального законодательства , а также проведение широкой и доступной разъ - яснительной работы среди граждан с учетом персонализированного отношения к отдельным категориям получателей ( многодетные семьи , семьи , находящиеся в социально - опасном положении и ( или ) трудной жизненной ситуации ). 2.5. Право на жилище Защита жилищных прав детей занимала одно из важных направлений работы Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области на уровне прошлого года ( в 2021 году – 14% от общего количества ; в 2020 году – 17%). В отчетном периоде отмечено увеличение количества жалоб на нарушение прав семей с детьми при переселении из ветхого и аварийного жилья . Расселение жителей аварийных домов осуществляется в соответствии с программными мероприятиями областной адресной программы « Переселе - ние граждан из аварийного жилищного фонда , расположенного на территории Липецкой области , на 2019-2023 годы ». Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего насе - ленного пункта , равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению , отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта . Дополнительных мер поддержки гражданам при переселении из аварийного жилья действующим законодательством не пред - усмотрено . В связи с этим , в аппарат Уполномоченного поступали многочисленные об - ращения от многодетных семей , семей , в которых разнополые и разновозрастные дети , об ущемлении прав детей при предоставлении квартиры большей площади , но однокомнатной взамен двухкомнатной . Также распространенной являлась жа - лоба на предоставление жилого помещения в новом районе , в связи с чем требо - валось изменение привычного образа жизни ребенка ( смена школы , учреждений дополнительного образования , круга общения ). В соответствии с законодательством , нарушений прав детей в этих случаях не выявлено . Однако , Уполномоченный по правам ребенка разделяет позицию о не - обходимости учитывать особые жизненные ситуации граждан , имеющих детей , при переселении из ветхого и аварийного жилья . Дети - инвалиды относятся к категории незащищенных граждан ; им требуются особые условия для проживания , где можно было бы обеспечить удовлетворение бытовых потребностей и комфорт . В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181- ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » на государство возложена обязанность в обеспечении их жилыми помещениями или улучшении жилищных условий . Жилые помещения предоставляются инвали - дам , семьям , имеющим детей - инвалидов , с учетом состояния здоровья и других обстоятельств . Жилые помещения , занимаемые людьми с инвалидностью , должны быть обо - рудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с инди - видуальной программой реабилитации . Кроме того , дети - инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и жилым домам . Для инвалидов - колясочников безбарьерная среда подразумевает наличие пандуса , отвечающего установленным техническим требованиям , или иного обо - рудования , к которому относятся специальные подъемные устройства . Даже если предоставленное жилое помещение абсолютно пригодно для проживания , но не соответствует программе реабилитации , семья имеет право от него отказаться . В своем обращении заявитель сообщала , что по решению суда администрация Лебедянского района обязана была предоставить семье благоустроенное жилое помещение . При осмотре квартиры в ней отсутствовала безбарьерная среда , не - обходимая для ребенка - инвалида , а дом находился в районе с неразвитой инфра - структурой . В ходе совместной работы Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой об - ласти и районной прокуратуры , администрация Лебедянского района предостави - ла семье благоустроенное жилое помещение в новом доме . В ряде приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по пра - вам ребенка Липецкой области стоит защита жилищных прав детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа . В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области поступило 18 обращений по вопросу обеспечения жильем детей - сирот . В настоящее время актуальным остается вопрос признания ребенка - сироты нуждающимся в улучшении жилищных условий . В ходе мониторинга было выявлено несовершенство действующего законодательства при установлении факта невоз - можности проживания в имеющемся жилом помещении . Законом Липецкой области от 06.06.2007 № 54- ОЗ « О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области » предусмотрен перечень документов для установления факта невозмож - ности проживания в имеющемся жилом помещении . Так в случае , если общая площадь жилого помещения , приходящаяся на одно лицо , проживающее в данном жилом помещении , менее учетной нормы площади жилого помещения , в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое поме - щение детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , лиц из их числа – заявитель предоставляет органу исполнительной власти в сфере образования сведения о лицах , зарегистрированных совместно с заявителем по месту пребыва - ния и по месту жительства , содержащиеся в базовом государственном информаци - онном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства . Учетная норма , согласно положениям Жилищного кодекса РФ , устанавливается органом местного самоуправления . Размер такой нормы не может превышать раз - мер нормы предоставления жилого помещения , установленной данным органом . Необходимо отметить , что органами местного самоуправления Липецкой области установлены разные учетные нормы . Так , например , в Воловском , Дан - ковском , Добринском , Долгоруковском , Елецком , Измалковском , Лебедянском , Лев - Толстовском , Липецком , Становлянском , Тербунском , Чаплыгинском муници - пальных районах учетная норма составляет 15 кв . м ; в г . Грязи , Краснинском , Хле - венском районах – 14 кв . м , в городе Липецк , Задонском , Усманском районах – 13,5 кв . м , в городе Елец – 13 кв . м , Добровском – 12 кв . м . Сложившаяся ситуация показывает , что отсутствие единой учетной нормы пло - щади жилого помещения для постановки детей - сирот и детей , оставшихся без по - печения родителей , в очередь на получение жилья ставит их в неравные условия на территории Липецкой области . Необходимо отметить , что ст . 50 Жилищного кодекса РФ предоставляет право законами субъектов РФ для отдельных категорий граждан устанавливать иные нор - мы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения . В настоящее время Законом Липецкой области от 06.06.2007 № 54- ОЗ для жи - лых помещений для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , лиц из их числа установлена только норма предоставления площади жилого поме - щения . Учитывая данные обстоятельства , трудности в установлении факта нуждаемо - сти ребенка в жилом помещении , так и для обеспечения его жилым помещением , считаем необходимым рассмотреть вопрос об установлении единого минимально - го размера площади жилого помещения для постановки детей - сирот на учет в ка - честве нуждающихся в жилом помещении , а также установить в Липецкой области единую учетную норму площади жилого помещения для включения детей - сирот в сводный список . Также к Уполномоченному по правам ребенка неоднократно обращались опе - куны ( попечители ) с просьбой оказать содействие по вопросу компенсации оплаты жилищно - коммунальных услуг в период нахождения ребенка на полном государ - ственном обеспечении в учреждении . На практике сумма задолженности превы - шала десятки , а то и сотню тысяч рублей . Во многом неподъемная сумма для при - емной ( опекунской ) семьи . По ходатайству Уполномоченного по правам ребенка в ресурсоснабжающие и управляющие организации о списании долгов или предоставление отсрочки плате - жей – многие шли навстречу ( долг был либо списан полностью , либо аннулированы пени , либо предоставлялась рассрочка ). Однако на законодательном уровне дан - ный вопрос не урегулирован . На практике это приводит к многочисленным случаям возникновения задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные платежи , что крайне негативно сказывается на социальной адаптации воспитанни - ков организаций для детей - сирот . Кроме того , из - за наличия задолженности бло - кируются банковские карты , с их счетов списываются средства в счет погашения задолженности по оплате ЖКУ . Уполномоченный по правам ребенка обращался в Липецкий областной Совет депутатов с предложением о законодательном урегулировании данного вопроса . В 2022 году данный законопроект рассматривался на федеральном уровне , однако до сих пор не принят . В связи с этим , считаем необходимым вернуться к данному вопросу в 2023 году . 2.6. Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи ( алименты ) Право несовершеннолетних граждан на получение содержания ( алиментов ) закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации . В случае , если ребенок не получает средства на содержание , они взыскиваются в судебном порядке . Но даже судебное решение не гарантирует стопроцентное получение средств на со - держание ребенка . По состоянию на 1 октября 2022 года за уклонение от уплаты алиментов к административной ответственности привлечено 633 человека , к уголовной – 446 человек ! Как показывает практика в отношении данных категорий граждан приме - нение административного и даже уголовного воздействия , а также иных мер при - нудительного исполнения не способствует достижению результата . В большинстве случаев граждане жаловались на бездействие судебных при - ставов и непринятие принудительных мер в отношении должников , которые ута - ивали реальные доходы , а также скрывались сами . Следует признать , что долж - ники , как правило , нигде официально не трудоустроены , имеющееся движимое и недвижимое имущество приобретается и оформляется на третьих лиц , они не имеют постоянного места жительства , что существенно затрудняет процесс их розыска . Несмотря на ужесточение законодательства , при применении принудительных мер в отношении должника по - прежнему не теряет своей актуальности повыше - ние уровня правовой грамотности и социальной ответственности граждан по во - просам выплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей . Уполномоченный по правам ребенка неоднократно выражал свою обеспокоен - ность по поводу проблемы невыплаты алиментов на несовершеннолетних детей , особенно это касается воспитанников организаций для детей - сирот , имеющих право на получение алиментов . Еще одной проблемой в настоящее время являются случаи , когда уплата алиментов осуществляется добровольным путем , но зачастую средств , выпла - чиваемых должником , недостаточно для обеспечения полноценного содержания ребенка . Кроме того , в последнее время поступают многочисленные жалобы на нецелевое использование средств . Несмотря на принятые на федеральном уровне меры , направленные на обе - спечение своевременного взыскания алиментов и уменьшение задолженности должников по алиментным обязательствам , а также привлечение злостных непла - тельщиков к ответственности , следует признать , что защита прав несовершенно - летних , чьи родители уклоняются от уплаты алиментов , компенсируется мерами государственной поддержки семей , имеющих детей . В частности , государствен - ная поддержка реализуется посредством выплаты повышенного пособия на ре - бенка . Нуждающиеся малообеспеченные родители , не получающие алименты на несовершеннолетних детей , могут обратиться в органы социальной защиты за назначением дополнительных выплат на региональном уровне . Считаем целесообразным , в целях повышения эффективности взыскания алиментов , продолжить взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка с органами Федеральной службы судебных приставов , а также с органами занято - сти населения по вопросам содействия в трудоустройстве должников по исполни - тельным производствам данной категории . 3. Духовно - культурные права 3.1. Право на образование Количество обращений по вопросам реализации прав детей на получение об - разования уменьшилось на 5 % по сравнению с прошлым годом ( в 2022 году – 59 обращений ; в 2021 году – 69). Тематика разнообразна , как и в целом система об - разования . В центре внимания Уполномоченного по правам ребенка находились вопросы обеспечения безопасности в образовательных учреждениях , организации пита - ния и подвоза , соблюдение прав участников образовательного процесса и другие . Как было отмечено ранее , в 2022 году в аппарат Уполномоченного по правам ребенка поступила только одна жалоба на некачественное школьное питание . Вместе с тем , исходя из публикаций в СМИ , социальных сетях – данная проблема во многих школах остается достаточно острой . Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран неоднократно обращал вни - мание на необходимость повышения контроля за организацией школьного пита - ния , детей из семей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации , в период обуче - ния с применением дистанционных образовательных технологий . Проведенный анализ действующего регионального законодательства в сфе - ре школьного питания показал , что Законом Липецкой области от 30.12.2004 № 166- ОЗ « О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей , остав - шихся без попечения родителей , в Липецкой области », в связи с угрозой возник - новения или возникновения чрезвычайной ситуации , предусмотрена возможность компенсировать бесплатное горячее питание в форме денежной выплаты лицам , обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий . Однако , необходимо принять дополнительные меры , направленные на со - блюдение прав детей , проживающих в семьях , оказавшихся в трудной жизненной ситуации , чтобы не допустить нецелевого использования денежной компенсации и не подвергать опасности полноценное и здоровое развитие и питание детей . По - прежнему , к детскому уполномоченному поступают обращения в связи с недостаточной суммой выплат на питание детям - сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей , обучающимся в организациях среднего профессио - нального образования . Вызывает озабоченность тот факт , что в выходные дни приготовление пищи в профессиональных образовательных организациях не осу - ществляется , что приводит к ущемлению прав детей . Не менее остро стоит и проблема питания детей - инвалидов , особенно боль - ных сахарным диабетом и болезнями желудочно - кишечного тракта . В целях недопущения нарушения прав детей , Уполномоченный по правам ре - бенка в Липецкой области рекомендует : 1. Повысить контроль за организацией питания в общеобразовательных орга - низациях и профессиональных образовательных организациях . 2. Увеличить размер компенсации за питание детям - сиротам и детям , остав - шимся без попечения родителей , обучающихся в организациях среднего профес - сионального образования . 3. Обеспечить организацию особого ( специального ) питания в образователь - ных организациях для детей дошкольного и школьного возраста , имеющих меди - цинские показания . Второй год подряд остается вопрос об организации подвоза до места уче - бы и обратно . С 2021 года на контроле Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области находится резонансное обращение о том , что школьники в Тербунском районе лишены подвоза к школе и вынуждены идти 2 км . по полю в отсутствии дороги и освещения . В ходе выездной проверки установлено , что недостатки дорожного покрытия не позволили организовать перевозку школьников . Уполномоченным по правам ребенка неоднократно направлялись письма в региональное управление дорог и транспорта о включении мероприятий по обустройству асфальтового дорожного покрытия на данном участке дороги . Особенности рельефа и жесткие требования безопасности , а также отсутствие необходимого финансирования , делают невоз - можным ( в настоящее время ) организовать подвоз на школьном автобусе . В связи с этим , в целях недопущения нарушения прав детей на образование , региональному и муниципальному органу управления образованием рекомендо - вано создать условия для получения образования в иных формах ( дистанционное , семейное образование ). Самое серьезное внимание в сфере правозащитной деятельности – это се - мейное образование . Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ « Об образовании в Россий - ской Федерации » установлено , что общее образование может быть получено в общеобразовательных учреждениях и вне общеобразовательных учреждений в форме семейного образования и самообразования . Родители ( законные представители ) несовершеннолетних обучающихся до завершения получения ребенком основного общего образования имеют право выбирать формы получения образования и формы обучения . При выборе семей - ной формы получения образования родители ( законные представители ) ребенка подают заявление в школу о его отчислении , затем информируют об этом выборе орган местного самоуправления городского округа , на территории которого они проживают ( статьи 44, 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ ). В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 № НТ -1139/08 « Об организации получения образования в семейной форме » разъясняется , что родители ( законные представители ), выбирая полу - чение ребенком образования в семейной форме , отказываются от получения об - разования в образовательных учреждениях и принимают на себя обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями , умениями , на - выками и компетенцией , приобретению опыта деятельности , развитию способно - стей , приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формиро - ванию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни . Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государ - ственную итоговую аттестацию в организациях , осуществляющих образователь - ную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе . По желанию родителей ( законных представителей ) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образо - вания , на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учеб - ного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка . В связи с наметившейся тенденцией по увеличению количества случаев пере - хода на семейное образование требуется законодательное регулирование воз - никающих проблем . В 2022 году общее образование в форме семейного образования получали 438 несовершеннолетних , проживающих на территории города Липецка : 415 уча - щихся 1-9 классов и 23 – 10-11 классов . Из 415 учащихся 1-9 классов 372 получа - ли семейное образование по всем предметам учебного плана , т . е . они отчислены из состава учащихся школы . Из 372 человек 49 – выпускники 9 классов , не сдавшие основной государ - ственный экзамен по одному или нескольким учебным предметам в основной и дополнительный периоды государственной итоговой аттестации . Они не получи - ли аттестат об основном общем образовании и имеют право пересдать эти пред - меты на следующий год . Анализ обращений граждан выявил следующие проблемы : 1) Среди данной категории учащихся есть дети , которые входят в состав « группы риска »: – находятся в неблагоприятных социальных условиях ; – испытывают на себе воздействие негативных социальных факторов разви - тия ; – имеют достаточно серьезные социально - эмоциональные и поведенческие проблемы . Как правило , возможности родителей в обеспечении качественного обра - зования в таких семьях ограничены . Кроме того , должный контроль со стороны родителей за поведением и безопасностью детей , их времяпрепровождением ос - лаблен или вовсе отсутствует , что ведет к безнадзорности несовершеннолетних , совершению ими правонарушений и преступлений . Такие дети требуют особого внимания со стороны педагогов , сотрудников службы сопровождения , учрежде - ний помощи детям . Действующим законодательством не предусмотрено право общеобразова - тельного учреждения , органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов влиять на выбор родителей ( законных представителей ) фор - мы получения общего образования , обязывать их изменить форму получения об - разования с семейной на очную в школе . Кроме того , не возлагается обязанность по контролю за темпом , сроками , качеством освоения образовательной програм - мы соответствующего уровня учащимся , находящимся на семейном образовании . В отличие от случая , когда образовательное учреждение , в которое зачислен обучающийся на очное обучение , несет ответственность за качество образования в соответствии со статьей 28 Федерального закона , при получении общего об - разования в форме семейного образования образовательное учреждение несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации , а также за обеспечение соответствующих академических прав экс - терна , только по обращению родителей ( законных представителей ). 2) На детей , находящихся на семейном образовании , не распространяются ряд льгот и пособий ( такие возможности как отсрочка от армии по исполнении 18 лет на период обучения , бесплатный проезд на общественном транспорте и ряд других ). 3) По законодательству родители обучающихся имеют право на получение методической , психолого - педагогической , диагностической и консультативной помощи без взимания за это платы . Однако , из - за отсутствия региональных нор - мативных правовых актов , регулирующих данную форму , возникают вопросы о реализации на практике . 4) Федеральным законодательством предусмотрен переход на семейную форму образования с учетом мнения ребенка , но сам факт учета этого мнения ни - где не регламентируется , соответственно учитывается только слово родителей . На основании изложенного , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рекомендует : рассмотреть возможность внесения изменений ( дополне - ний ) в действующее законодательство в части установления лиц ( организаций ), ответственных за осуществление контроля за освоением образовательных про - грамм общего образования несовершеннолетними , получающими общее образо - вание вне образовательных организаций в форме семейного образования . Несмотря на то , что семейное образование регламентируется федеральным законодательством , считаем , что на региональном уровне могут быть утверждены отдельные отраслевые рекомендации и положения по данному вопросу . На сегодняшний день остается еще важная проблема – острая нехватка мест в образовательных организациях , реализующих адаптированные образовательные программы . Уполномоченный по правам ребенка отметил важность развития сети кор - рекционных школ для того , чтобы каждый ребенок , имеющий потребности в до - полнительном индивидуальном подходе , смог получить качественную помощь и специальное образование . По мнению Ю . Н . Тарана , наиболее реальным вариан - том решения в данный момент является перепрофилирование еще одной школы в городе Липецке . В то же время липецким вузам следует активизировать подго - товку , переподготовку учителей для работы по адаптированным образовательным программам , в первую очередь , в сельской местности . Во время общения с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми , Уполномоченный по правам ребенка Ю . Н . Таран обратил внимание на вопросы обучения подростков , отбывающих наказание . В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 « Об образова - нии в Российской Федерации » несовершеннолетним лицам , подозреваемым и обвиняемым , содержащимся под стражей , администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего , основного общего и сред него общего образования в форме самообразования , а также ока - зывается помощь в получении начального общего , основного общего и среднего общего образования . Совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства просве - щения РФ от 17.06.2019 утвержден « Порядок обеспечения администрацией мест под стражей условий для получения несовершеннолетними содержания лицами , подозреваемыми и обвиняемыми , содержащимися под стражей , начального общего , основного общего и сред него общего образования в форме самооб - разования », который предусматривает самостоятельное изучение несовершен - нолетними общеобразовательных программ . при этом допускается применение электронных дистанционных технологий . Учреждение вправе привлечь , в том числе на договорной основе , педагогов как из близлежащей образовательной ор - ганизации , так и из той , где подросток обучался до помещения под стражу . Практика показала , что реализация предложенной схемы не работает ! Не решен вопрос обучения несовершеннолетних студентов колледжей . Общеоб - разовательные организации , в которых ранее обучался подросток , не всегда ис - полняют свою обязанность по дистанционному обучению его в СИЗО , поскольку в Федеральном законе « Об образовании » такое обучение для подозреваемых и об - виняемых не предусмотрено . Прикрепление несовершеннолетних , помещенных в следственные изоляторы , к иным образовательным организациям также не пред - усмотрено федеральным законом и связано с системой подушевого бюджетного финансирования системы образования . По инициативе Уполномоченного по правам ребенка было организовано меж - ведомственное совещание , по итогам которого были подготовлены предложения об устранении на федеральном уровне противоречий между нормами Федераль - ного закона и ведомственного приказа , дополнив положения Закона возможно - стью получения образования для лиц , помещенных под стражу , в дистанционной форме . А пока была достигнута договоренность между УФСИН и системой обра - зования о составлении индивидуальных учебных планов и обеспечение методиче - ской помощи в организации образовательного процесса . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги своей деятельности в 2022 году , Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области отмечает , что миссия правозащитного института – это постоянный поиск новых форм и методов в целях эффективного реше - ния проблем « детской повестки ». При этом следует помнить , что большинство детских проблем находится на пересечении компетенций разных ведомств , по - этому во многом эффективность обеспечения прав детей основана на четком межведомственном взаимодействии , которое должно иметь каналы « обратной связи », особенно с самими детьми , чтобы слышать разные точки зрения и ис - кать наиболее оптимальные механизмы решения проблем . В этих условиях перед сферой профилактики семейного неблагополучия все более остро встает вопрос эффективности управления рисками в системе дет - ско - взрослых семейных отношений . Безусловно , одним из приоритетных направлений деятельности Уполномо - ченного по правам ребенка в Липецкой области был и остается вопрос защиты прав и законных интересов детей , оказавшихся в трудной жизненной ситуации , а также детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей . Данная тема не теряет своей актуальности и обусловлена необходимостью усовершен - ствования отдельных направлений деятельности в отношении социально неза - щищенных детей , которые либо находятся под опекой или попечительством , либо нуждаются в них . В целях совершенствования соблюдения и защиты прав детей и семей , соз - дания благоприятных условий в интересах детства , Уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области рекомендует : 1. Разработать программу , направленную на обеспечение безопасности детей , развитие службы семейной медиации в целях снижения количества раз - водов и минимизации их последствий . 2. Принять дополнительные меры в образовательных организациях Липецкой области по вопросам профилактики травли ( буллинга ) в отношении обучающих - ся . 3. Организовать проведение мероприятий по вопросам профилактики и кор - рекции агрессивного , деструктивного , суицидального поведения несовершен - нолетних . 4. Продолжить создание условий для обучения , развития , оказания меди - цинской помощи детям с инвалидностью , ограниченными возможностями здо - ровья , в том числе , с ментальными нарушениями . 5. Усилить информационно - разъяснительную работу в целях недопущения допуска несовершеннолетних на потенциально опасные объекты . 6. Оказывать содействие в формировании и поддержке работы сети под - ростковых центров ; в разработке и внедрении обучающих программ по подго - товке и повышению квалификации специалистов в сфере работы с подростками « группы риска ». 7. Совершенствовать организацию и проведение летней оздоровительной кампании , основанной на расширении форм и методов отдыха и оздоровления детей . 8. Повысить воспитательную функцию в образовательных организациях ; усилить внимание к роли классного руководителя в рамках Года педагога и на - ставника . В Докладе в каждом разделе даны иные рекомендации по совершенствова - нию механизмов защиты прав детей и семей в Липецкой области . Анализируя основные направления деятельности , а также тенденции на фе - деральном уровне по защите прав и законных интересов детей , Уполномочен - ный по правам ребенка в Липецкой области определяет следующие стратегиче - ские задачи на 2023 год : 1) Гуманизация отношения к детям с инвалидностью и ограниченными воз - можностями здоровья . 2) Внесение предложений по совершенствованию организации и проведения летней оздоровительной кампании , ориентированной на отдых и оздоровле - ние детей с инвалидностью , детей с ограниченными возможностями здоровья , « трудных » подростков . 3) Расширение форматов гражданско - патриотического воспитания среди детей и молодежи . 4) Оказание помощи семьям с детьми участников Специальной военной опе - рации . 5) Расширение мер социальной поддержки для детей - сирот , обучающихся в профессиональных образовательных организациях . 6) Инициирование вопроса о принятии решения на законодательном уровне о запрете продажи продуктов , содержащих сжиженный газ , энергетиков , вейпов для несовершеннолетних . 7) Поддержка многодетных семей , семей с низкими доходами в условиях ор - ганизации дистанционного формата обучения . 8) Внесение изменений в действующее законодательство по вопросу совер - шенствования организации семейного образования . Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области выражает благо - дарность всем , кто уделил внимание изучению настоящего Доклада и полагает , что изложенное в нем будет учтено всеми заинтересованными законодательны - ми и исполнительными органами власти , институтами гражданского общества для принятия эффективных мер по улучшению положения детей и семей в Липец - кой области . Окончание . Начало на 7–12- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz